Как втянуться в Path of Exile и не умереть

Доброго времени суток. Недавно на DTF вышла статья про старт новой лиги в Path of exile, и в комментариях разгорелся спор, о том что порог вхождения в игру слишком высок. И тут я задумался о написании своей первой статьи. Хочу вам рассказать о том, как я начинал, что мне помогало, и по возможности развеять предубеждения о том, что игра слишком сложна.

Как втянуться в Path of Exile и не умереть

Как многие игроки уже наверно знают, PoE родилась как противовес Diablo 3. В общем в 2013ом Grinding Gear Games создали свою Дьяблу с блэкджэком и куртизанками, да еще и за бесплатно.

Как и многие новички, я начинал ничего об игре не зная. Она казалось мне очень знакомой по механикам, и я думал что справлюсь. Я еще никогда так не ошибался! Кажется уже где то на уровне 30ом я стал осознавать что не вывожу. И тогда я стал узнавать игру по ближе: стал смотреть туториалы на youtube, читать про механики игры на сайтах и изучал билды. Хочу предупредить новичков заранее: у вас не получится пройти игру с первой попытки если вы об игре ничего не знаете, смиритесь. Нужно как минимум хотя бы понимать основы, и перепробовать кучу разных билдов, пока вы осознаете что вы и половины не знаете об игре (сказал что развею миф о сложности, а сам делаю обратное).

Небольшой экскурс чем игра отличается от других дьяблоидов. В игре присутствуют 7 классов, достаточно классических в виде ведьм и убийц. Но основное отличие - это навыки. Они тут присутствуют в виде камней, которые вставляются в экипировку. Из этого следует то, что класс персонажа не привязан к навыкам, он волен использовать что хочет. Это же касается и древа пассивных навыков, качать перки тут можно в любом направлении. По началу это всё сносит башню, но в действительности есть некоторые ограничения. В частности на выбор класса повлияло и дополнение Ascendancy, в котором появились подклассы, которые влияют на определённые вещи. Но обо всём по порядку.

О некоторых особенностях игры и о том как с ними разобраться.

Первое что приходит в голову и что пугает большинство людей - это огромное древо пассивных навыков.

Оно даже не помещается целиком.
Оно даже не помещается целиком.

Но как я уже писал ранее, всё не так страшно. Первое на что стоит обратить внимание - это на кластеры перков, собранных в отдельных кругах. В основном они предназначены к какому то атрибуту, будь то жизни или урон. На некоторых можно заметить иконки, для большего понимания сути и быстрого поиска глазами. Кластеры соединяются перками которые добавляют один из атрибутов - сила, ловкость, интеллект.

Большой кластер из 8ми перков для увеличения жизни.
Большой кластер из 8ми перков для увеличения жизни.

К тому же кластеры не уникальны, и часто повторяются, от этого и кажется что древо огромное. Еще одна особенность в том, что большинство нужных перков для вашего класса расположены возле старта. Делать например из Марадёра метателя ловушек попросту не целесообразно, потому что вы потратите очень много скиллпоинтов, что бы пройти из одного края дерева к другому. Но за частую билды похожи на что то гибридное, конец ветки где то возле другого класса поблизости.

Старт за Марадёра.
Старт за Марадёра.

Так же стоит отметить что в древе есть особое "большие" перки, которые меняют механики. Они берутся практически в любом билде, в зависимости от него. Например resolute technique берётся практически всегда, если вы не планируете критовать.

Вы никогда не промахиваетесь, но и больше никогда не критуете.
Вы никогда не промахиваетесь, но и больше никогда не критуете.

Стоит упомянуть и о введённых в игру подкассах. С ними выбор кем и чем вы будете играть заметно упрощается, так как перки в подклассах направленны уже на более конкретные вещи - будете ли вы за Марадёра пользоваться тотемами или ломать лица руками.

Марадёр берсеркер. Очень много скорости атаки и урона.
Марадёр берсеркер. Очень много скорости атаки и урона.

О древе пассивок поговорил, расскажу про навыки. В игре они существуют в виде предметов - камней, которые вставляются в оружие и броню, и делятся на три типа красные - в основном предназначены для персонажей использующих силу, зелёные - ловкость, синие - интеллект. Но как мы уже поняли, мы вольны вставлять любой камень, лишь бы хватило атрибутов. Так же камни делятся на активные и камни поддержи. Особенность игры в том что практически любой использует только один навык как основной дезинтегратор врагов. Остальные это всевозможные ауры, тотемы, навыки перемещения и прочее.

Тут нельзя не упомянуть предметы, в которые и вставляются камни. Тут в принципе как и в любом другом дьяблоиде, кроме того что ваши вещи немного дырявые =). Количество дырок-сокетов может быть разным, но с лимитом: у больших предметов(броня, лук, двуручное оружие) максимально 6 сокетов, у маленьких - 4 сокета. Соответственно чем больше дырок - тем лучше. Свой основной навык вы сможете связать аж с 5ю камнями поддержки. Кстати о связях, они тоже важны. Что бы все камни поддержки работали, сокеты должны быть залинкованы, т.е. связаны между собой.

Уникальный шлем с 4мя сокетами и 4мя линками.
Уникальный шлем с 4мя сокетами и 4мя линками.

Важной особенностью билдостроения являются и уникальные предметы. Они обычно узко направленны. Без них не обходится практически не один билд, но досконально знать все уники в игре на начальном этапе вам не нужно. Понимание, для кого подойдёт тот или иной уник, придёт с опытом когда вы по ходу игры будете их выбивать.

Так же хочется немного поговорить о валюте. Формально её нет, в инвентаре вы не найдёте золота или чего то подобного. Но её заменяют всевозможные сферы - орбы. Они предназначены для такого своеобразного крафта, превращают простые вещи в магические, изменяют параметры и т.д. Не знаю с чем это связано, но видимо исторически так сложилось что основная валюта при торговле с игроками это Сферы Хаоса (Chaos orb).

Это только малая часть но с ними всё куда более понятно.
Это только малая часть но с ними всё куда более понятно.

Что мне помогло

Могу посоветовать вам несколько источников, которые в своё время мне помогли разобраться что к чему.

www.pathofexile.com - естественно официальный сайт. Там вы найдёте информацию о механиках, все актуальные билды от пользователей, древо пассивных навыков. Так же сайт есть на русском.

www.diablo1.ru/path-of-exile/game.php - так же много информации о механиках, списки всех камней, экипировке и прочее. Есть вероятность что информация устарела, но основы присутствуют.

poe.trade - основная торговая площадка, где вы можете используя фильтры, найти то что вам нужно. Приятной особенностью является то что нажав одну кнопку вы копируете сообщение о том что хотите купить, и просто вставляете это в игровом чате.

poeplanner.com - удобный инструмент в планировании своего билда. Можно вставлять предметы, выбирать подклассы и тд. Так же есть возможность импортировать чужой билд.

pathofexile.gamepedia.com/Path_of_Exile_Wiki - актуальная база знаний, так же есть на русском.

poe.ninja/challenge/builds - поиск по необходимым уникальным вещам, гемам, навыкам, классам или субклассам и статистика по данному билду.

Канал на YouTube WhyMe758 - где то в недрах канала были видео для новичков, так же очень много гайдов, и регулярные стримы на Twitch.

Итоги

Подведу небольшой итог из всего сказанного. Кратко в тезисах что вам нужно знать для старта и как выбрать билд.

  • Первое и самое наверно важное - найдите готовый билд. Не парьте себе голову по началу. Следуйте ему и всё будет пучком.
  • Определитесь с персонажем. От этого зависит его подкласс и стартовая позиция на древе.
  • Определитесь с основным уничтожающим навыком. От этого зависит что вы будете качать и каким оружием пользоваться.

Итак вы определились с классом, выбрали скилл, и нашли подходящий билд. Отмечу что для начала вам стоит найти билд с заголовками что то вроде League starter/Easy start. Они рассчитаны на малый бюджет и большую эффективность. Конечно обычно билд рассчитан на высокий уровень и там предлагаются конечные предметы, но логика тут проста - если вы видите что в билде есть двуручный топор, и в ветке есть перки на урон топорами, то и по протяжении всей игры стоит пользоваться топорами.

У меня у самого не очень много опыта, но я уловил для себя некие основы в построении билдов. Первое на что обращаю внимание это то что прокачка делится на два вида: выживание и урон. Первое это перки на жизни, резисты и +максимальное хп в вещах, вампиризм, разные бутылки и прочее. Второе это перки на урон тем чем вы пользуетесь, самые эффективные камни поддержки для основного скилла, оружие с +% урона и т.д.

Вообще можно заметить некоторые, так скажем основы, и в выборе перков (есть мнение что существуют основные пути на дереве для разных классов и скиллов) и в выборе камней поддержки (дают максимально эффективный урон и скорость атаки) и в экипировке (тут конечно надо знать уники). По этому с опытом придёт осознание что и дерево не такое большое, и скиллов не так много, и что ежу понятно какой уник вы оденете.

Надеюсь я не сделал обратного и не напугал новичков =) Удачи в покорении эндгейма!

P.S.

Я понимаю что я не самый компетентный человек в этом вопросе, по этому прошу простить если я где то ошибся. Надеюсь более опытные ребята простят меня, и помогут в комментариях. Буду рад выслушать что можно исправить или дополнить.

7070
239 комментариев

Большой минус ПоЕ, отталкивающий новичков - отсутствие вменяемого тутора. Она интуитивно намного сложнее даже для многих выходцев из D2/D3, не говоря уже о полных новичках в подобного рода играх - а особенно когда дело доходит до древа талантов. К тому же, на мой взгляд, большая ошибка - это с самого старта идти по гайдам. Намного глубже втягиваешься в игру как раз наоборот, после того, как размацаешь механики, запорешь пару персов, поймёшь окончательно, как и что работает, и только потом пойдёшь курить ресурсы. Поход по гайдам с первых же минут вырывает из игры целый исследовательский пласт.

Но в целом статья для новичка может оказаться полезной, так что за старания плюс.

17
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Человек не знающий механику даже не поймёт что такое запоротый перс. Билд фиговый? Или может эквип фиговый?
Например в акте 5 есть значительный прыжок по сложности, там даже корректные билды могут больно получать по лицу. А всё что поймёт новичок, это то что ему разбивают лицо. А кто виноват, и что делать, и нужно ли что делать он не узнает.

Исследовательский пласт в построении билдов есть только когда ты можешь определить что нужно, а что нет. Например дмг на дереве брать особо много и не нужно. А вот хп (ну или энерджи шилд) обязательно, причём весьма немало.

7
Ответить

Чего там разбираться, первый раз можно пройти просто тыркая одну кнопку с каким-нибудь аое-скиллом и вливая очки в самые очевидные скиллы, как сделал я когда-то, на чём моё знакомство с игрой как-то застопорилось. Она просто отталкивающе скучная и однообразная поначалу (дальше видимо нет, но не у всех хватает терпения и минимум пол-сотни часов).

3
Ответить

Какой тутор тебе нужен для диаблойда? В начале игры ты не сталкиваешься ни с чем необычным. Ну ок - скиллы вставляются в шмот, а не как обычно.

1
Ответить

Поддерживаю! Еще лучше запарывать персов на хардкоре, после первой смерти на боссе смотришь гайды, а раза с третьего-четвертого уже составляешь свое дерево и гайд.

Ответить

Основная проблема PoE при ПЕРВОМ прохождении - отсутствие удобного и доступного всегда респека. Только и всего.
Ну и рекомендация пользоваться гайдами при прокачке для многих просто убивает интерес к игре.

В чем сейчас плюс D3 - сам определяешь себе сложность и по ходу прохождения всегда можешь попробовать новые умения и тактики боя.

14
Ответить