Гении, но не Кодзима

Вспоминаем вместе известных и не очень разработчиков из Страны Восходящего солнца, которых можно поставить в пантеон неподалёку от главного светила.

Коити Исии

Гении, но не Кодзима
  • Final Fantasy (1987) - планирование, бои
  • Secret of Mana (1993) - игровой дизайнер, режиссёр
  • Ever Oasis (2017) - продюсер и режиссёр

Коити Исии ответственен за множество больших проектов Square Enix, включая первые три части Final Fantasy. Например, именно Исии придумал муглов (эдакая смесь котёнка с поросёнком) и чокобо, ставших символами Final Fantasy.

Однако главное достижение Коити Исии является создание серии ... of Mana, самой популярной из которых является Secret of Mana, вышедшей на SNES в 1993 году. Игра не просто смогла дистанцироваться от родственника, FInal Fantasy, но и завоевать собственное признание, во многом благодаря реалтаймовой системе боя (пока все оперировали пошаговыми сражениями) и использованием на максимум технических возможностей приставки SNES. В феврале 2018 года вышел ремейк, который, увы, оказался не в состоянии точно передать, чем же хороша была Secret of Mana много лет тому назад.

В более поздние годы Коити Исии успел поработать над онлайновой Final Fantasy 11, переметнуться к Nintendo, спродюсировав ремастер Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D для Nintendo 3DS и срежиссировать для неё неплохую Ever Oasis. Пускай последние игры Исии не настолько прорывны и увлекательны, как ранние работы, его вклад в развитие японской игровой индустрии и отдельно жанра jRPG невозможно недооценить.

Масахиро Сакураи

Гении, но не Кодзима
  • Kirby's Dream Land (1992) - режиссёр, дизайнер
  • Super Smash Bros. (1999) - режиссёр
  • Kid Icarus: Uprising (2012) - режиссёр, сценарист

Масахиро Сакураи за годы работы в Nintendo смог заработать неоднозначную репутацию, но в одном ему точно не откажешь - силе персоналии и креативности. В 19 лет Масахиро придумал и воплотил в видеоигре для портативной консоли Game Boy одного из множества ярких маскотов компании N - розовощёкого пухляка Кирби.

Другое важное творение Масахиро - серия файтингов Super Smash Bros., новая часть которой должна выйти в этом году для Nintendo Switch. Кроме этого он успел поработать режиссёром Kid Icarus: Uprising и авторов уникального паззла Meteos для Nintendo DS. Достойный послужной список!

Тецуя Мизугучи

Гении, но не Кодзима
  • SEGA Rally Championship (1994) - продюсер
  • Rez (2001) - продюсер
  • Child of Eden (2011) - режиссёр

Тецуя Мизугучи никогда не думал о том, что попадёт в игровую индустрию и получил художественное образование, но именно оно и помогло ему реализовать свой потенциал в качестве разработчика.

Именно он организовал известное подразделение United Game Artists внутри SEGA, которое до объединения в отдельную структуру разработало SEGA Rally Championship - один их первых автосимуляторов, учитывающих разные физические свойства дорожного покрытия и взаимодействия их с шинами. Именно Sega Rally Championship и её сиквел стали предтечами Gran Turismo и сериала Colin McRae Rally.

В 2003 году из-за несогласия с политикой компании и попыткой объединения его подразделения с Sonic Team, Мизугучи ушёл и основал собственную студию Q Entertainment, которая получила известность за музыкальные и паззл-игры вроде Lumines (2004) для PSP, Every Extend и Child of Eden (2011) для PS3 и Xbox 360 - одной из первых игр, использовавших возможности Microsoft Kinect и Sony PS Move.

Покидая SEGA в 2003 году, Мизугучи сказал:

Игры - уникальное медиа. Они существуют вне языков, вне культур и люди восхищяются ими. Я не знаю, сколько я буду жить, но я хочу узнать больше о них - в особенности о том, как делать их лучше

Тецуя Мизугучи, Основатель Q Entertainment

Не правда ли, достойное кредо?

Сатоси Тадзири

Гении, но не Кодзима
  • Yoshi (1991) - дизайнер, режиссёр
  • Сериал Pokémon (1996-) - дизайнер, режиссёр, исполнительный продюсер, сценарист

Если вам интересно, кто же придумал этих чёртовых карманных монстров, по которым сходит с ума мир с переменным успехом уже больше двадцати лет, то вот этот человек - Сатоси Тадзири.

Детское увлечение Сатоси в охоте и сборе жуков и других насекомых в итоге вылилось в франшизу с миллиардными оборотами и одну из самых популярных линеек портативных игр. Впрочем, этого могло и не случится - судьба первой игры серии была похожа на историю с созданием первой Final Fantasy - Game Freak чуть было не обанкротилась за шесть лет разработки, сам Сатоси не получал зарплату и жил на деньги отца и лишь вложения компании Creatures Inc. (владеющих теперь третьей частью прав на покемонов) спасли игру и всю вселенную.

Основанная Сатоси студия Game Freak занимается исключительно сериалом Pokemon и во многом благодаря чуткому руководству Тадзири она до сих пор умудряется держать высокую марку, хотя в самой разработке он не участвует со времён Pokemon Ruby and Sapphire, вышедшем в 2003 году на Game Boy Advance.

Масая Мацура

Гении, но не Кодзима
  • PaRappa the Rapper (1996) - продюсер, дизайнер, композитор
  • Vib-Ripple (2004) - дизайнер

Ритм-игры в том виде, что мы их знаем, вряд ли бы случились без творчества Масая Мацура - композитора, дизайнера и основателя студии NanaOn Sha (с яп. примерно переводится как «Седьмая звуковая компания»)

Да, он не стал изобретателем жанра, но именно игра про хип-хоп собаченьку, вышедшую в 1996 году и переизданную на PSP и PS4, стала популяризатором жанра и её флагманом.

Были у Мацуры и другие интересные проекты, например Vib-Ripple для PS2, где уровнями игры были фотографии, причём игрок сам подгрузить на флеш-карте через USB свои собственные картинки.

Последние годы дела у NanaOn Sha обстоят неважно - Kickstarter-компания по сбору средств на создание духовного наследника PaRappa the Rapper под названием Project Rap Rabbit провалилась с треском, а последний крупный проект Major Minor's Majestic March, вышедший в 2009 году на Wii, не снискал любви критиков и популярности. Будем надеятся, что мы ещё услышим о Масае Мацуре что-то хорошее.

Кодзи Игараси

Гении, но не Кодзима
  • Castlevania: Symphony of the Night (1997) - помощник режиссёра, сценарист, програмист
  • Castlevania: Dawn of Sorrow (2005) - продюсер, сценарист
  • Bloodstained: Curse of the Moon (2018) - продюсер

Закончить подборку хотелось бы коллегой Кодзимы, одним из крёстных отцов Castlevania, Кодзи Игараси.

Кодзи, как и Хидео, долгие годы работал на Konami, начав с должности простого программиста, успев поработать, например, над Gradius II. Пока он писал сценарий для симулятора свиданий Tokimeki Memorial его подружка, а позже жена в это время работала над Castlevania: Rondo of Blood. Ему настолько понравилась игра (и настолько не хотелось создавать историю для сиквела Tokimeki Memorial), что он попросился в отдел разработки Castlevania, оставшись там на многие годы, продюсируя двумерные части сериала.

В 2008 году его концепт Castlevania был отвергнут Konami в пользу демо, подготовленного испанской студией MercurySteam, который позже стал Castlevania: Lords of Shadow, а самого Игараси перевели в другой департамент Konami, где он работал над локализацией Scribblenauts, Kinect и мобильными играми.

Понимая невозможность реализации своих желаний, он покинул Konami в 2014 году, основав собственную студию Artplay. В 2015 году он с коллегами запустил Kickstarter-кампанию в поддержку Bloodstained: Curse of the Moon - духовного наследника старых Castlevania вплоть до Symphont of Night. Запрошенная сумма в 500,000$ была перекрыта более чем в 10 раз.

Первая часть Bloodstained с подзаголовком Curse of the Moon, вышла 24 мая 2018 на Switch, PS4, Steam и Xbox One и уже получила тёплые отзывы игроков и критиков - возродить дух старых частей Кастлвании команде Игараси определённо удалось.

***

Это лишь крошечный список именитых японцев, чей персональный вклад в отдельные проекты, целые жанры и всю индустрию невозможно недооценить. Его, при желании, можно продолжать вечно - сложно представить Dark Souls без Хидетаки Миядзаки, Gran Turismo без Кадзунори Ямаути или Shadows of the Colossus без Фумито Уэдо.

О каком японце по вашему мнению должен знать каждый читатель DTF? Пишите в комментариях.

4343
64 комментария

Кто-то сказал "Кодзима - гений"?

36
Ответить
23
Ответить

ну блин, мне кажется гениальность Миямото вообще не должна обсуждаться

5
Ответить

Так, я не понял, а где моя вайфу?

32
Ответить

Еще нужно вспомнить Язуми Матсуно - создателя Ogre Battle, Tactics Ogre, Final Fantasy Tactics, Vagrant Story, Final Fantasy XII и, как не удивительно сценарист MadWorld от Platinum Games.

17
Ответить

Тоже хотел ворваться в коменты после прочтения и написать "WTF? Where's Matsuno?!", а тут уже всё есть =)

2
Ответить

А как же Суда, Гоити?
Killer7, No More Heroes, Lollipop Chainsaw, The Silver Case, ну и, конечно же, сумрачный Shadows of the Damned.

Ну и условно LET IT DIE (хотя тут проект курировал Noriaki Kazama).

15
Ответить