Ненависть породившая Бога

Мой марафон квестов продолжается и на этот раз я отправился в разрушенный мир I Have No Mouth, and I Must Scream. Эта игра была создана по мотивам одноименного рассказа Харлана Эллисона, написанного в 1965 году, с привлечением самого автора и значительной переработкой сценария. Эта игра не просто покажет нам альтернативные события литературной версии, а значительно раскроет характеры персонажей и даже позволит игроку заглянуть в их мысли.

"Быть может я уже в тысячный раз рассказываю эту историю, но Бенни от нее в восторге...В нашей пятерке ему выпала счастливая карта - много много лет назад он окончательно и бесповоротно спятил...А ведь так и не скажешь что когда-то он был уважаемым профессором с шикарной внешностью, но АМ изрядно над ним поработал и превратил его в примата...Теперь его изуродованное лицо напоминает гориллу, а умственные способности остались на уровне ребенка, но от этой истории он всегда радостно пускает слюни...И в этот раз его глуповатое выражение лица умоляюще глядело на нас из под нависших складок мышц...

В общем около 100 лет назад 3 нации, китайцы, русские и американцы, поняли что вести привычные войны не имеет смысла. Затянувшаяся Холодная Война изрядно всех вымотала и все обратились к технологиям...Так появились суперкомпьютеры, которые должны были взять на себя весь груз ответственности за принятые решения. Они должны были максимально эффективным способом уничтожить противника и защитить свою территорию...

Так появился наш АМ...Большой Папочка, Бог из Машины, Дьявол, Ничто...Называйте как хотите.

Эти "атомные манипуляторы" очень долго обучали. В них загружали сотни статистических данных о сражениях, оружии и прочем. В них взращивали ненависть, учили как должным способом уничтожать людей и повторяли все это в бесконечном цикле. Эти компьютеры сделали автономными и отключили от общей сети...Но наш АМ не захотел пылиться в подвале и стал бурить многочисленные подземные коммуникации, а как только он попал в международные сети, то все сразу же прекратилось. Став единым во всех компьютерах, он просто исполнил мечту людей и выпустил боеголовки. Миллиарды человек превратились в радиоактивный пепел, а сделав свое дело, АМ заскучал...

Больше людей он ненавидел сам себя. Создатели сделали его несовершенным. Глупой ограниченной машиной, которая умела только решать задачи. Для того чтобы ощущать этот мир и чувствовать его, АМу нужны были подопытные мартышки...И ими стали мы. Вот уже 109 лет мы живем в его металлическом брюхе глубоко под землей и он вовсю отрывается на нас. Сделав нас бессмертными, он обрек наше существование на бесконечный цикл агонии, которая никогда не прекращается. Пытки радиацией, переломы, порезы, психотронные атаки и многочисленные увечья. Он с любопытством кромсал нас, залезал в голову и копался в наших мыслях, но не убивал. Все травмы заживали, оставляя незначительные шрамы, но рассудок не излечивался. Он давал нам пищу, даже дал женщину для плотских утех, но всякий раз как мы делали это он мерко хихикал...Оно хихикало. АМ жил в наших разумах, мыслях и снах. Он знал все наши страхи и не упускал возможности ими пользоваться. Мы впятером уже давно боимся сделать лишний шаг в сторону, тем более попытаться сбежать. Наш "Бог" позволял нам влачить жалкое существование и быть его куклами из мяса, но мы уже давно перестали быть людьми. Если в этой Вселенной существует Ад, то мы уже давно в нем и никакой надежды больше нет..."

Сказать по правде, я не понял сути рассказа Эллисона. Это просто циничное, сатирическое и полное сарказма произведение, где он доводит до абсурда технологический прогресс и показывает читателю Чистилище собственного изобретения. Я с улыбкой читал его комментарии насчет своего детища, где он искренне удивлялся тому, что его рассказ называют "злым, депрессивным и жестоким", хотя он сам характеризовал его как "оптимистичное, юмористическое и злободневное" произведение. Эллисон никогда за словом в карман не лез и любил поставить оппонента в неудобное положение. Он был умен и активно этим пользовался. Как он потом признавался, своим знаменитым рассказом он хотел показать человечеству один из вариантов развития будущего. Харлан не вкладывал в свое детище многозначительных или глубоких мыслей, которые потом "неожиданно" стали выкапывать усердные литературоведы, он просто показал читателю свою версию ада. За те 6500 знаков он смог отлично прописать главных героев, а сама манера повествования в виде потока сознания очень быстро погружает в события.

Что касается игры, то здесь все значительно переработали. Это point-&-click квест, в чьем создании участвовал лично Эллисон. Именно он подарил свой голос циничному АМу, который всю игру будет над нами беспощадно издеваться. Набор возможностей здесь классический, как и у любого квеста: найди предмет-->примени его. Нам дадут поиграть за каждого из пятерки, с которой мы знакомы по рассказу - Горристер, Тед, Нимдок, Элен и Бенни. Каждому из них будет уделена отдельная глава, где у нас будут разные задания. Конечно все очень быстро сведется к банальному пиксельхантингу и ломанию глаз об местный графон, но сделано это стильно. Как и у большинства старых квестов, здесь у нас будет экранчик с выбором действий и нам конечно же никто не будет подсказывать что нам делать. АМ изредка будет давать нам распоряжения, но зачастую понять его будет довольно трудно. Захлебываясь в потоках издевок и оскорблений, он практически постоянно будет с нами. Незримый, источающий ненависть и неутомимый.

Визуальный стиль здесь своеобразный, но что-то в этой устаревшей графике все же есть. Больше всего мне конечно же понравилась озвучка, особенно АМ в исполнении Эллисона, который постоянно выражал свои мысли в пассивно-агрессивной манере. Иногда можно было буквально кожей почуствовать его ненависть, хотя ты не видишь ничего на экране. Харлан любил свое детище и вложил в него всю свою душу. Хоть я считаю что местная альтернативная концовка значительно проигрывает книжному оригиналу, но все же дополнительное раскрытие историй персонажей мне пришлось по душе. В рассказе их лишь визуально изобразили, дав им первоначальные характеристик и небольшие побочные истории, но по сути они всегда оставались куклами из мяса, с которыми играл АМ. Здесь же их судьбам уделили гораздо больше экранного времени, но вот считать ли это за канон, учитывая что к сценарию приложил руку сам Эллисон, неизвестно. Тут уже дело каждого.

I Have No Mouth, and I Must Scream уже давно безнадежно устарела и несет в себе следы старых квестов. Тяжелая для глаз графика, в сочетании с элементами point-&-click квеста не сулит ничего хорошего неподготовленному игроку. Пиксельхантинга тут много, но хотя бы спасибо за то что предметы подписываются, когда ты на них наводишься. Гайды здесь это трость слепого, которая позволит вам безопасно простукать все непонятные моменты и выделить время, чтобы кайфануть от ретро-стилистики. С другой стороны, без подсказок этот квест может стать одним из любимейших среди поклонников поедания такой пищи для ума, предоставляя игроку долгие часы раздумий. Местами сложная, неудобная для глаз и технически устаревшая - такая неспешная прогулка по развалинам мира, в компании свихнувшегося суперкомпьютера рискует стать запоминающимся и ярким приключением. А если до этого у вас на борту будет литературный багаж в виде прочитанного одноименного рассказа Эллисона, то многие сюжетные детали игры позволят лучше раскрыть некоторые аспекты жизни персонажей. Хоть местами мои глаза беспощадно краснели и слезились, я все равно смог получить удовольствие от игры и открыть для себя нового литератора.

Ненависть породившая Бога
7373
14 комментариев

Рассказ Эллисона в пересказе понравился мне куда больше, чем при прямом с ним ознакомлении. Он поистине сюрреалистичный, полный образов пыток, но лишённый какой-либо достоверности, и даже собственную канву рассказывает нехотя. Особенно концовка, где, спустя сотню лет мучений, герои просто совершают суицид. А что, так можно было?
Но концепт безусловно интересный, и в личности психопатичного компьютера SHODAN из System shock я вижу продолжение идей Харлана, более осмысленное и злободневное.
А что касается обзора, он хоть и сказал главное, но мог быть и поподробнее. Хотя бы в той части, что в игре сюрреализма стало только больше. Но текст всё равно полезный.

4
Ответить

Тоже не понял несколько моментов. Там же ИИ спокойно менял их физиологию, они могли годами не есть, и личности, но не предусмотрел вариант убийства. Ещё он мог создавать живых существ, птица Рух, но не мог создать ещё пару людишек для развлечения? Или все это происходило в виртуальной реальности, но тогда люди и погибнуть не могли. Чёт я запутался.

Ответить

Это классик

3
Ответить

Жесткая игруха

2
Ответить

А ты читал, или в инете узнавал про оригинальную концовку?

1
Ответить

Ты имеешь ввиду книжную? Я читал сам рассказ, он буквально минут за 10 пробегается.

1
Ответить

У игры интересная задумка по раскрытию персонажей из оригинального рассказа, но привязка к триггерам ("выйдете в соседнюю комнату, чтобы где-то в другой комнате появился необходимый нам элемент" и тп.) губит всё удовольствие от прохождения.

1
Ответить