Великие муки творчества: как Layers of Fear переосмысляет наследие хоррор-серии
И почему новая работа Bloober Team вселяет оптимизм в ожидании ремейка Silent Hill 2.
Я сижу перед печатной машинкой без малого уже два часа. Пустой лист бумаги вгоняет в апатию, а немногие оставшиеся мысли сплетаются в один тяжелящий сознание клубок.
— Ты должен закончить...
Я это и так прекрасно знаю. Должен... Голос в голове никак не утихает. Будто бесконечно ударяющий по гвоздю молоток или неправильно сыгранная нота разъедают мой разум изнутри. Раз за разом, удар за ударом, всё, о чём я могу думать — моя работа. Я не имею права остановиться. Только не сейчас. Я должен завершить этот текст.
Мазок кистью на пустом холсте
В 2016 году первая часть Layers of Fear заложила фундамент серии психологических хорроров про душевные терзания, муки совести и сложную структуру сознания творческих личностей. Главной особенностью игры стало отсутствие как таковых противников и сражений с ними. Вместо этого игрокам предлагалось взаимодействовать с постоянно меняющимся окружением и пытаться выбраться из ограниченного пространства тёмных коридоров старого особняка.
Тогда разработчикам из польской Bloober Team удалось создать игру, не хватающую звёзд с неба, но уже достойного представителя только зарождающегося ответвления жанра.
Идею собственного хоррора поляки подсмотрели у гения всея игростроя Хидео Кодзимы, а точнее — в его Silent Hills Playable Teaser. В 2014 году Кодзима совместно с режиссёром Гильермо дель Торо под руководством Konami выпустил небольшой играбельный тизер перезапуска культовой истории о Тихом Холме. Это была крошечная демка, необходимая для демонстрации нового взгляда на серию, однако уже она пугала до смерти. Эффект достигался исключительно с помощью атмосферы и чувства «давления стен» в замкнутом пространстве. Подобный концепт со временем приобрёл название «escape room»..
Идея создания психологического хоррора в декорациях гнетущего помещения пришлась по душе не только игрокам, но и многим разработчикам инди-сектора. Так, в ближайшие пару лет после отмены Silent Hills и ухода Кодзимы из Konami на свет появилось несколько похожих проектов. В том числе и один из самых известных — Layers of Fear.
Оригинальные «Слои Страха» рассказывали историю художника, пытающегося, как он считал, главный шедевр его жизни. В роли обезумевшего живописца игрок должен был ходить по огромному особняку в поисках инструментов для завершения полотна, не только спускаясь в недра поместья, но и всё глубже погружаясь в психическое расстройство творца.
Вторая же часть, вышедшая в 2019-м, попыталась показать душевные переживания киноактёра, тщетно старающегося отыскать собственное «я» в веренице ролей, образов и прожитых на сцене жизней. К сожалению, сиквел получился излишне артхаусным и был не так тепло принят, как работа 2016 года. Большинство рецензентов и простых игроков отмечали излишнюю запутанность сюжета и неясность рисуемых игрой образов.
Несмотря на то, что геймплей в сиквеле стал более комплексным, он оставался лишь завораживающей «художественноё выставкой» с держащими в лёгком напряжении хоррор-элементами.
Пугающие картины
Перезапуск 2023 года приумножает достоинства оригинальной игры, дополняя уже знакомое полотно выверенными мазками твёрдой руки художника. Вернее, объединяет ранее написанные картины в цельный полиптих, как ни странно, собранный писателем.
Главное нововведение обновлённой Layers of Fear — это добавление в игры серии сюжетно связывающего элемента в лице писательницы, выигравшей литературный конкурс и в награду отправленной создавать дебютный роман в уединении на маяке. К слову, он уже фигурировал во второй части.
Использованное выше словосочетание «игры серии» неслучайно. Layers of Fear 2023-го представляет собой альманах из всех частей серии (включая старые DLC и одно, созданное специально к релизу ремейка), поданных в обновлённом виде и объединённых одной историей. Новый проект Bloober Team является одновременно и ремейком, и перезапуском, и более осознанным взглядом в прошлое с попыткой высказать недосказанное.
Более того, изначально многие фанаты ждали релиза полноценной третьей части. У неё даже было собственное название — Layers of Fears. По крайней мере, игроки думали, что к выходу готовится продолжение. Однако триквел неожиданно оказался ремейком, объединяющим и расширяющим истории всех игр серии вместе, а название потеряло букву «S» на конце.
И вроде мы получили что-то новое, но в тоже время очень хорошо знакомое. Правда, из-за подобной смены названий возникла небольшая путаница. К тому же кажется, что ушедшая «S» больше подходила итоговому содержанию — если под одной крышей собираются несколько разных историй о психологических расстройствах, то и вызываемый ими страх должен быть не один.
Несмотря на то, что повествовательно Layers of Fear максимально близко повторяет предыдущие игры, введение истории писательницы придаёт уже знакомым сюжетам больше осмысленности, а также, как и обещали разработчики, зацикливает и интегрирует их друг в друга. Проблема в том, что сама по себе связывающий нарратив получился излишне «функциональным». Он представляет куда меньший интерес, чем основной сюжет.
В остальном «новая старая» работа польской студии не вносит серьёзных изменений в оригинал. В роли художника мы всё также должны пройти шесть глав и собрать шесть важных для завершения полотна инструментов. Каждый из них в итоге помогает завершить начатое, но, что ещё важнее, — рисует картину разрушенной творческими амбициями семейной жизни.
Оригинальное дополнение к первой части ремейк воспроизводит без изменений. Куда интереснее вышло DLC, сделанное специально к выходу переиздания. «Последняя записка» даёт возможность посмотреть на трагедию художника глазами его жены — несчастной женщины, которая оказалась разменной монетой в борьбе мужа с внутренними демонами. Правда, дополнение напоминает, что у любой монеты есть и вторая сторона.
Этим расширением Bloober Team полностью завершает сюжет оригинальной игры, отвечая на все ранее нераскрытые вопросы и подводя к мысли: как бы дом не выглядел снаружи, только живущие в нём знают, каков он внутри, и каждый из них видит его по-своему. «Последняя записка» — уверенная проба пера перед будущим ремейком Silent Hill 2.
К сожалению, переработанная вторая часть навряд ли может похвастаться подобным успехом. Как минимум потому, что кроме улучшенной графики в ней ничего не изменилось — Layers of Fear 2 остаётся безумно красивой, но излишне запутанной. Что ещё хуже, на этот раз авторы буквально вынуждают проходить её, чтобы узнать, чем закончится история писательницы с маяка. Не самый удачный ход, особенно в связке с отлично переработанным оригиналом.
Вот и получается, что желание перепройти игру ради отдельных нововведений упирается в нежелание сталкиваться со слабо доработанными или вовсе нетронутыми слабыми элементами дилогии.
Художественная техника
К чему в игре не может быть никаких претензий, так это к картинке. Выглядит, звучит и ощущается проект невероятно. Переход на рельсы Unreal Engine 5 поспособствовал появлению настоящего визуального шедевра. Забавно, что столь совершенный с точки зрения картинки движок был выбран основой истории именно про людей искусства. Где, как не в образах беспокойного сознания живописца, демонстрировать достижения подобной технологии?
Отдельного упоминания достойна работа с освещением. Порой игра выдаёт настолько фотореалистичные кадры, что глаз перестаёт отличать изображение на экране от реальности. Что, опять же, вселяет уверенность в качестве ремейка Silent Hill 2. Ведь даже если игра получится не такой пугающей, то точно сможет похвастаться густой атмосферой и завораживающими видами городка, покрытого туманом.
Не обошли изменения и геймплей. Самым ярким нововведением стала лампа. В первой части и дополнении «Последняя записка» она позволяет сражаться с преследующим героя призраком женщины, а также сжигать отдельные предметы для получения вещей и записок, необходимых для прохождения.
Благо, лампа не требует поиска батареек, как фонарик одного писателя из Брайт-Фоллс, а просто перегревается и восстанавливается за несколько секунд. Механика углубляет геймплей и позволяет не чувствовать себя совсем беззащитным, при этом сохраняя саспенс.
В ремейке второй части вместо лампы игрок получает фонарик, который работает точно так же. Правда, он будто вторит артхаусной направленности сиквела. С помощью фонарика можно двигать манекены, расчищать себе путь, открывать двери, а также блокировать огонь или газ. Порой столь частая необходимость использования фонарика лишь вызывает неудобства, а не разнообразит игровой процесс.
В остальном классический игровой процесс с хождением по видоизменяющимся комнатам и постоянной игрой с перспективой новшеств не приобрёл. Где-то добавили ящик с замком, где-то оставили записку или переставили предметы местами — мелочи, на которые вряд ли будешь обращать внимание.
Несмотря на очевидные достоинства, Layers of Fear образца 2023 года остаётся неоднозначным проектом. С одной стороны, перед игроками предстаёт качественный сборник ремейков, приведённых «к общему знаменателю» и тем самым сшивающихся в единое художественное произведение.
Однако с другой — глобальных нововведений оказывается не так много, чтобы заставить игрока запоем перепроходить две игры. Если вы уже знакомы с серией, делать это стоит разве что ради невероятной картинки и небольших вкраплений нового сюжетного контента, «размазанного» по игре.
Вопреки ожиданиям фанатов, Bloober Team не выпустила третью часть «Слоёв Страха». Вместо этого польская студия подарила необычный «опыт взаимодействия» с хорошо знакомым «старым». И, что не менее важно, смогла продемонстрировать свою готовность к работе над ремейком второй части Silent Hill. Что, в общем-то, сложно назвать неудачей.
Текст написал Сергей Киташов для FunPay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем их покупать😉 Подписывайтесь в VK и Telegram!