The Journey Down: трудный путь в прекрасное Подземье

Наследие LucasArts сложно переоценить. Серия Monkey Island, The Dig, Full Throttle, Grim Fandango в своё время высоко задрали планку по части истории и художественного исполнения. Сегодня, когда жанр адвенчур практически мёртв, творениям Рона Гилберта, Тима Шейфера и других «лукасовцев» всё ещё пытаются подражать — хоть и с переменным успехом.

The Journey Down: трудный путь в прекрасное Подземье

Приветствуем всех в блоге «Деградация и беляши». Сегодня мы расскажем о нелёгкой судьбе инди-приключения The Journey Down, авторы которого не скрывали источников вдохновения, но всё-таки стремились создать что-то своё, и в итоге… А, впрочем, в конце материала сами узнаете. Приятного чтения!

Дежурное напоминание: наша основная площадка — это YouTube, а вёрстки для DTF мы делаем просто потому, что по себе знаем, насколько комфортнее иногда бывает читать материал, а не смотреть его.

Если статья вам понравится — будем очень благодарны за лайк и комментарий под оригинальным роликом (который прикладываем ниже), а может даже и за подписку на наш Телеграм :)

Будущий художник и геймдизайнер Теодор Вэрн с детства увлекался адвенчурами от LucasArts — особенно его привлекала Grim Fandango с её джазовой атмосферой и жутковатыми, но по-своему обаятельными лицами-масками. Сами маски Вэрна тоже привлекали, но немного другие: после нескольких лет, проведённых с родителями в гуманитарной миссии в Замбии, художник всерьёз заинтересовался африканскими мотивами.

Годами позже, в университете, Вэрн решил совместить оба увлечения и взялся прорабатывать концепцию собственной игры: в духе классических адвенчур, но с необычном миром, навеянным замбийским традиционным искусством. А когда дело дошло до движка и программирования, Теодор объединился со школьными друзьями — программистами Матиасом Йохансоном и Маркусом Ларссоном — и основал студию SkyGoblin.

В 2010 году команда выпустила The Journey Down: Over the Edge — короткую бесплатную адвенчуру, слава о которой быстро разлетелась среди поклонников классических квестов. В местном пиксель-арте многие увидели отголоски Full Throttle, в юморе и атмосфере — сходства с «Обезьяньим островом». А идея с масками, которые заменяли персонажам лица, хоть и выглядела необычно, но тоже навевала кое-какие ассоциации.

Друзья поняли, что задумку нужно превращать в полноценный релиз: позвали в команду Хенрика Инглунда помогать с анимацией, доработали сюжет, перерисовали сцены в высоком разрешении, нашли на озвучку актёров с чарующими акцентами и через два года выпустили ремейк — с подзаголовком Chapter One, чтобы подчеркнуть, что эта история только начинается.

Сюжет первой главы The Journey Down рассказывает о приключениях братьев Бваны и Кито. Первый (главный герой под управлением игрока) — не унывающий и живущий по завету «don’t worry» пилот… с боязнью высоты, поэтому за штурвалом предпочитает сидеть с закрытыми глазами. Второй — пытливый механик, с презрением относящийся к технике безопасности и с большим интересом — ко всему, куда можно залезть отвёрткой.

Оба управляли небольшим причалом на окраине мегаполиса Сент-Армандо — не очень успешно, но как-то сводили концы с концами. Пока однажды к ним не пришла Лина, ассистентка местного чудаковатого профессора, и не предложила заплатить большие деньги за полёт в Подземье — загадочное потерянное место, в котором когда-то сгинул приёмный отец Бваны и Кито, капитан Каонандодо.

Разумеется, простая завязка втягивает героев в самые разнообразные передряги. Самолёт нужно подготовить к отправке, и для этого придётся:

  • проникнуть на круизный лайнер,
  • освоить секреты кулинарии,
  • залезть под поезд.

Все эти злоключения подаются весьма задорно и... расслабленно. The Journey Down — это несложная адвенчура, загадки здесь логичные и даже без подсказок решаются легко, если внимательно слушать реплики и читать описания. Пиксель-хантинг сведён к минимуму — все активные точки удобно подсвечиваются текстом после наведения курсора. Да и смотреть на игру приятно: прорисованные задники, стилизованная под стоп-моушен анимация, общий стиль с налётом африканской этники радуют глаз.

В общем, был бы это просто ещё один хороший квест, отдающий дань уважения LucasArts… но, погодите, вы слышите это?

Стройный бой ударных, заставляющий сердце биться быстрее. Басовый ритм, пробирающий слушателя насквозь. Ласковые переборы клавинета, наполняющие душу солнечным светом. И, конечно, хор духовых — саксофон, тромбон, труба звучат страстно и настойчиво, окончательно погружая игрока в мир игры.

Композитор The Journey Down Саймон Д’Соуза больше всего в своей жизни любил два музыкальных жанра: регги и джаз. Первым он увлекался ещё в подростковом возрасте, много слушал и исполнял в составе своей небольшой группы. А вторым занимался уже профессионально — Д’Соуза преподавал джаз в британском Чичистер Колледже, а также писал джазовые саундтреки для театра и кино.

Саймон Д'Соуза [<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.sussexjazzmag.com%2Ftribute-spirit-of-love-simon-dsouza%2F&postId=1855094" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a>]
Саймон Д'Соуза [источник]

Саймон узнал про The Journey Down ещё во время разработки «пиксельной» версии, но произошло это почти случайно. Теодор Вэрн искал в библиотеках бесплатных звуков небольшие сэмплы для игры и наткнулся на саксофонные отрывки Д'Соузы — после чего написал композитору и спросил у него разрешения их использовать. А вскоре уже показывал наработки полноценной первой главы.

Д'Соуза сразу заинтересовался проектом, ведь увидел в игре возможность поработать сразу над двумя любимыми жанрами. И в итоге написал для игры потрясающий саундтрек: одновременно бодрый и расслабляющий, уходящий то в классический джаз, то в регги-роковые мотивы, а главное — отлично дополняющий саму игру.

К сожалению, дальше наш рассказ становится мрачнее. Вскоре после выхода Chapter One у композитора диагностировали неоперабельную опухоль мозга, и в мае 2014 года, незадолго до релиза второй главы Д’Соуза скончался. Но даже со стремительно ухудшающимся здоровьем, пока композитор мог сочинять и записывать — он сочинял и записывал, вкладывая последние силы в The Journey Down.

А когда уже не смог — предложил разработчикам обратиться к своему товарищу по биг-бенду Straight No Chaser Джейми Солсбери, который взял наработки Саймона, добавил к ним недостающие партии и с нуля написал несколько композиций в духе классического нуарного джаза. После чего, посоветовавшись с разработчиками игры, направил всю выручку от продаж саундтрека в фонд, занимающийся исследованиями рака мозга.

Simon D'Souza, feat. Jamie Salisbury & Straight No Chaser — The Journey Down Chapter Two OST

Трагическая болезнь композитора стала не единственной проблемой второго эпизода The Journey Down. Из-за того, как критики и игроки нахваливали первую главу, разработчики из SkyGoblin почувствовали груз ответственности — и поняли, что с сыгранностью в команде у них есть проблемы.

Во время работы над Chapter One они отталкивались от уже существующей Over the Edge, поэтому неплохо понимали, в каком направлении двигаться. Но Chapter Two создавалась почти с нуля, на основе эскизов и идей Теодора Вэрна, из-за чего у разработчиков долго не получалось как-то направить усилия в общее русло — создание игры затянулось.

В итоге, когда вторая глава всё-таки вышла, многие фанаты первой успели забыть про серию. Критики тоже отнеслись к проекту прохладнее, ведь Chapter Two в целом вышла какой-то недополированной. Игра заставляла игрока наматывать круги по одним и тем же местам, локации уже не так поражали прорисовкой, зато некоторые модельки поражали прямо в глаз своей угловатостью.

Это всё получилось бы стерпеть, если бы сам сюжет цеплял так же, как в первом эпизоде, но и тут что-то пошло не так. Почти весь эпизод ощущался каким-то филлером: героям будто специально подкинули препятствий на пути, чтобы те подольше задержались в туманном Порт-Артью. Сценарные откровения начинаются только под самый конец главы — и укладываются от силы минут в 15 геймплея.

У студии оставался шанс всё исправить в последних двух главах… точнее, в главе. Разработчики объединили два эпизода в один, решив, что бюджета им хватит только на одну игру — даже с учётом сбора денег на Kickstarter и выгодной сделки с Humble Bundle. Но этот последний шанс разработчики не упустили: хоть создание финала The Journey Down и растянулось на три года, но ожидание того стоило.

В Chapter Three на смену скучноватому портовому городу из второго эпизода пришли разнообразные новые локации на любой вкус: от тропических островов до киберпанковых пейзажей и тёмных подворотен местного гетто. История перестала топтаться на месте и неслась вперёд, втягивая героев во всё более интересные ситуации — а под конец так и вовсе раздвоилась, предложив игрокам поуправлять другим персонажем.

Саундтрек вновь не подвёл, хотя и сильно отошёл от стиля Саймона Д’Соузы: к работе над музыкой вернулся Джейми Солсбери, и написал не столько джаз, сколько старомодный синтвейв вперемешку с приключенческими мотивами в духе «Индианы Джонса» — что, впрочем, идеально подошло атмосфере третьего эпизода. А в два трека Солсбери добавил отрывки, которые перед смертью написал сам Саймон! Так что, хоть и в таком урезанном виде, но музыка композитора сопровождала серию до самого финала.

После выхода отменного Chapter Three дела у студии SkyGoblin наладились. Критики выпустили хвалебные рецензии на всю трилогию, продажи подскочили, вскоре игра вышла на консолях и мобильных устройствах, а совсем недавно ещё и получила роскошное физическое издание от Strictly Limited Games. И знаете… творение шведских разработчиков полностью заслуживает такой, пускай и запоздалой, славы. Ведь в сумме из трёх частей получилось отличное, проработанное и разнообразное приключение.

Та самая коллекционка от Strictly Limited
Та самая коллекционка от Strictly Limited

Сценарий здесь не лишён самоиронии: герои регулярно шутят про классическую квестовую логику в духе «снять вентилятор удочкой». Интересное мироустройство отлично прописано, но не перегружает игрока ненужными подробностями. А в рядах второстепенных персонажей хватает запоминающихся личностей — будь то старый смотритель маяка, нерешительный рокер-революционер или вспыльчивый шеф-повар с нездоровой любовью к ножам.

Даже сама атмосфера в игре не даёт заскучать, так как постоянно меняется. Портовые подворотни с налётом африканской этники из первой главы во второй уступают место классическому нуару середины прошлого века. Его сменяют морские приключения, напоминающие о Monkey Island, а под конец вообще начинается лихая смесь киберпанка с боевиками 80-х.

В The Journey Down можно найти и технические проблемы — всё-таки это довольно низкобюджетный проект. Например, в первом эпизоде встречается персонаж с плохо записанным звуком. А в некоторых диалогах у героев скачет громкость голосов так, что приходится подкручивать звук вручную. Ну и, опять же, некоторые рендеры и модельки получились слишком уж угловатыми.

Но такие мелочи не отменяют того, что у SkyGoblin получилась прекрасная адвенчура, которая и отдаёт дань уважения играм LucasArts, и сама по себе предлагает интересную историю в уникальном сеттинге. Так что, если вам по душе подобные старомодные point-and-click квесты — мы вам рекомендуем ознакомиться. Кстати, у всех трёх эпизодов есть вполне неплохая фанатская локализация, если кому нужно.

1919
4 комментария

Сегодня, когда жанр адвенчур практически мёртв

2
Ответить

Вот, кстати, да. С адвенчурами сейчас всё очень даже ничего. Всякие там Dark Pictures выходят, Kentuсky Zero, Диско этот ваш Эллизиум, опять же. Blacksad, про кота детектива.
Если начать вспоминать, то их прилично и вполне качественных.

1
Ответить

Шариш

Ответить