Музыкальные сказки от NanaOn-Sha
Вспоминаем ритм-игры времён первой PlayStation от Японской студии в честь ее 30-летия
- Предисловие о студии и знакомства автора с ее творчеством
- Tunin'Glue - Хороший старт на мертворожденной платформе
- PaRappa the Rapper - щенок, открывший жанр ритм-игр
- Um Jammer Lammy - Рок-тихоня в шкуре овцы
- Vib-Ribbon - 2х-мегабайтная революция
- Rhyme Rider Kerorican - Еще один эксперимент для своих
- Послесловие о прошедшем ритм-пути
Предисловие
Студии NanaOn-Sha в этом году исполняется 30 лет. Ее создатель, Масая Мацуура, основал кампанию в далеком 1993 году, когда всерьез увлекся созданием компьютерной музыки (термин взял из вики, если что)
Тогда Мацуура еще не мог предположить, что для музыки он и его коллега-художник Родни Алан Гринблат станут не просто рядовым музыкантом, а первооткрывателем жанра ритм-игр. Но об этом чуть позже, ведь до революции в жанре ему придётся сесть в Pippin'овскую лужу и выбраться оттуда, дабы открыть свой ящик ритм-сокровищ.
Мое же знакомство с его творчеством началось, как бы это смешно не звучало, с весьма вялого клона Super Smash Bros, а именно - PlayStation All-Stars Battle Royale (PASBR), платина в котором для меня была первой из всех добытых (но мы сегодня не об этом, верно же?)
Ростер PASBR состоял из персонажей, входящих в круг истории Playstation (и не только). Кратос, Рэтчет и Кланк, Слай Купер и другие, лично для меня, блекли перед ним - отцом всего рэпа и попросту самого милого персонажа из всех увиденных - нарисованного щенка в шапке, по имени ПаРаппа, который, заполнив шкалу Супер-удара, заставлял тебя поверить!
Лишь потом, не без помощи интернета, я узнал про оригинальную игру с этим щенком, которая представлялась под его же именем - PaRappa The Rapper, ну а там я ознакомился и с другим творчеством товарище Мацууры и его студийного детища NanaOn-Sha.
Так что да, фанаты Guitar Hero, OSU(ждаю), Dance Dance Revolution, DJ Max и других ритм-серии - ваши игры возникли благодаря щенку, читающему рэп. Живите с этим.
Tunin'Glue - Одна из жемчужин мертворожденной Apple Pippin
Дата выхода: 7 июня 1996, только в Японии для Apple Pippin, 29 декабря 2000 только в Японии для PowerMac
Платформа: Apple Pippin и компьютеры под системой Mac (позднее)
Что из себя представляет: Музыкальный редактор дорожек, в котором вы могли записать свои звуки, а после отредактировать их под предложенные инструменты. Особенность этого редактора - нормальная (на то время) запись собственного звука с микрофона + звуки разных животных на виртуальном синтезаторе. Кроме того, игра предлагала собственные сэмплы, которые вы могли редактировать под свой вкус и цвет. Считается одной из главных причин хоть какой-то адекватной причины существования Apple Pippin.
Как играется: Да никак, если честно, ведь игрой назвать это, по моему скромному мнению, очень сложно. Скорей всего, Мацуура получил финансирование, условие которого был выпуск игры на мертворожденной консоли, но судя по информации из зарубежных вики-страниц, посвященным Pippin и ритм-играм, игра продалась относительно неплохо, а значит - студия продолжала существовать.
PaRappa the Rapper - щенок, рэпер, революционер, пока что не филантроп
Дата выхода:
- 6 декабря 1996 в Японии, 26 сентября 1997 в Европе, 17 ноября 1997 года в США, 16 декабря 2002 года в Австралии (внезапно) для PS1
- 7 декабря 2006 в Японии, 6 июля 2007 в Европе, 17 июля 2007 в США, 9 августа 2007 в Австралии для PSP и PS3
- 4 апреля 2017 во всем мире для PS4 (ремастер)
Платформа: PlayStation, PlayStation Portable, Playstation 3, PlayStation 4
Что из себя представляет: Ритм-игра, где мы помогаем щенку-рэперу покорить сердце девочки-солнца (Япония, какого хрена), попутно научив ПаРаппа боевым приемам луковицы-сэмпая, водить машину, печь торты, продавать всякий хлам на вторичке, выжидать очередь в туалет и остальные веселья своего рода (Япония, какого хрена). Является первой ритм-игрой в жанре, что делает её де-факто отцом основателем.
Как играется: На этот абзац я предлагаю забыть о революционности в жанре и поговорить о самой игре, ведь она великолепна. Однозначно, это лучший проект студии, который в меру сходит с ума, обладает прекрасным саундтреком и ещё может в адекватную сложность, чем последующий проекты Мацуура-сана, но о них позже.
Кроме того, игра обладает отличным саундтреком (в ритм-игре то, автор, харош), красивейшими мультипликационными вставками и главным героем, который верит. Нет, он ВЕРИТ, ОН ДОЛЖЕН ВЕРИТЬ!!!!
Не верите в его веру и вам лень проходить игру? Часовой летсплей полного прохождения я любезно представлю в данной ссылке, так что не ленитесь и ВЕРЬТЕ, ведь это - отличный проект с шикарной музыкой.
Небольшой оффтоп: Кроме игры, по рэп-щенку есть и полноценное аниме на 30 серий, которое позволяет углубиться в местный лор и познать больше сцен жизни аниме-рэп-щенка и, внезапно, смертей (асуждаю). Субтитры присутствуют, как и ссылка на плейлист всех серий.
Um Jammer Lammy - Я видел аниме, которое было про такую же розоволосую девочку
Дата выхода:
- 18 марта 1999 в Японии, 17 августа 1999 в США, 1 ноября 1999 в Европе для PS1
- 27 февраля 2008 в Японии, 1 октября 2009 в США, 12 декабря 2012 в Европе для PS3 и PSP
Платформа: PlayStation, PlayStation Portable, Playstation 3
Что из себя представляет: На первый взгляд, это диск с тем же PaRappa the Rapper, но для девочек, или же для более взрослой аудитории. И это максимально ошибочное мнение.
Классический вопрос "Япония, какого хрена" возрастает здесь в трёхкратной степени. Главная героиня, представляющая из себя застенчивую овечку, заканчивает со скромностью при получении желанного инструмента (гитары) в свои руки(?). Подобное поведение, с таким же музыкальным бэкграундом, я видел у розоволосой девочки в одном аниме, о котором я писал в своем блоге.
Получить свой инструмент наша овечка может вообще из чего угодно:
- Шланг для тушения пожара? Пожалуйста
- Ручная пила для деревьев? Да как два пальца
- Штурвал самолета? Две единички одна девяточка наоборот
- Новорожденного младенца? СТОП, ЧТО?
Как играется: Так же великолепно, как и PaRappa. Единственный, лично для меня, минус - сюжет стал уж совсем Японским, пример с младенцем-гитарой (да, это воображение, но все же) выше этому подтверждение.
Ну и отдельным моментом скажу, что я потратил очень много времени, дабы пройти девочку-овечку. Сложность в комбинациях пробивает все пороги, так что рекомендовать её для быстрого прохождения за вечер под пиво я бы не советовал. Ну и традиционно, полный геймплей ради саундтрека и катсцен - сюда.
Vib-Ribbon - музыкальная нейросеть из начала 21-го века
Дата выхода: 9 декабря 1999 в Японии и 1 сентября 2000 в Европе
Платформа: PlayStation
Что из себя представляет: Уникальнейшая, без преувеличений, ритм-игра, которая позволяла загружать свою музыку с помощью любого правильно-записанного аудио-диска.
За счет своего минималистического стиля и современной (на то время) технологии сжатия, игра весила меньше 2 мегабайт и полностью помещалась в ОЗУ старушки PS1. В игре есть и свои треки, но их мало, так что выбор данной технологии был очевиден.
А, ну и самое главное - уровни самостоятельно генерируются под вашу музыку. Практически нейросеть прямиком из самого начала нулевых, разве это не круто???
Как играется: Так же хорошо, как и 2 предыдущих проекта на PS1, с условием того, что у вас есть аудио-диски в нужном формате. Без них игра, откровенно говоря, пуста, но саундтрек достойный.
Если брать здешние минусы, то, на мой скромный взгляд, выделяется лишь один - к управлению вам придется привыкать очень и очень долго. Ну и сложность в геймплее никуда не делась.
Полное прохождение можете глянуть здесь.
Rhyme Rider Kerorican - диагональный проект для диагональной консоли
Дата выхода: 6 декабря 2000, только в Японии
Платформа: WonderSwan Color
Что из себя представляет: Портативная ритм-игрушка, где мы помогаем девочке в скафандре-лягушке проходить уровни, бить врагов, прыгать и генерировать музыку от своих же движений. Из особенностей - высокий уровень саунд-дизайна для портативной консоли и диагональный экран, что для WC было весьма в новинку.
Как играется: Так же, как и консоль, на которой она вышла - странно, весело и ритмично. После знакомства с Lammy вопрос об адекватности происходящего отпадал ещё на стадии загрузки эмулятора и образа к нему. Минусов к проекту не имею, ибо игра = не консоль, чтобы иметь какие-либо претензии к здешнему расположению кнопок (сказал человек, игравший с эмулятора, ага)
Прохождение с переводом (игра исключительно Японская) можно посмотреть вот тут.
Послесловие
Увы, после окончания эпохи PlayStation, Nanaon-Sha ушла в самоповторы, выливающиеся в не самые сильные сиквелы PaRappa и Vib-Ribbon, Тамагочи игры и мини-ритмушки на тогда еще свежевышедшей платформе iOS.
Про все не самые лучшие проекты студии можно делать отдельную статью, но делать этого я не хочу, по причине того, что я и так наигрался в хорошие ритм-игры (а от плохих мне и вовсе станет абсолютно плохо, что я вообще не хочу)
В нынешние времена NanaOn-Sha не делает игры, но помогает в их разработках и занимается отдельными музыкальными проектами, не связанными с играми. Товарищ Мацуура все так же живёт и творит, чего я хочу ему пожелать и в последующие долгие годы, ведь талантливых людей может быть и много, но революционеров своего дела - лишь единицы, кем и является основатель студии NanaOn-Sha.