Кровавый дождь ностальгии: BloodRayne 1

Кровавый дождь ностальгии: BloodRayne 1

Немного о воспоминаниях

И опять возвращение к беззаботным школьным дням! Снова мысленный эксперимент, направленный на воскрешение поблекших образов далекого прошлого. Среди них – воспоминание об одном небольшом магазине дисков (закрывшемся уже в 2004 году), в котором было так здорово ходить и разглядывать обложки компьютерных игр. Была на полке и Bloodrayne – совершенно ничего не значащая для меня игра, которая, впрочем, быстро привлекла внимание своим сочным лицевым артом. Какие-то рыжие женщины (да, я не знал, что это просто продублировали главную героиню), стоящие возле горы трупов. И хотя арт понравился, я не стал переворачивать упаковку, чтобы прочитать описание. Позже, после окончания летних каникул, я заметил, как диск с этой игрой принесли школу парочка одноклассников. Пацаны сгруппировались возле одной задней парты, где вовсю, с важным видом, обсуждали то, какая же Bloodrayne крутая игра, как так много крови и всего такого. Тогда же я впервые узнал, что играть в этой игре надо, оказывается, за вампиршку, что само по себе звучало интересно.

Та самая обложка диска, что стоял на полке в магазине<br />
Та самая обложка диска, что стоял на полке в магазине

Что ж, игру я то ли купил, то ли взял у одноклассника (уже не помню). Но прибежище рыжей героини твердо и надолго появилось на рабочем столе компьютера, в виде красивого ярлыка. Признаться честно, начальная заставка, с расчленённой парочки «людей», несколько шокировала в то время, благо я был очень впечатлительным. Зато потом на смену легкому шоку пришло веселье, благо начался геймплей, с членовредительством и дергающимися сиськами (если вы понимаете, о чем я). Поначалу Bloodrayne несколько порвала шаблон своей странностью и сложностью. Но чем дольше я залипал в игру, тем больше мне она нравилась.

Главная героиня в пафосной позе человека, одержимого идеей величия<br />
Главная героиня в пафосной позе человека, одержимого идеей величия

Что характерно, игра казалась очень длинной. Я не знаю, сколько я ее проходил, но по искаженным воспоминаниям выглядит так, что играл я в нее чуть ли не месяцы. В некотором плане, это не было преувеличением – были эпизоды игры, где я намертво застревал из-за сложности, и за неимением кодов или помощи со стороны друзей (играли в Рейн не те школьники, которых я имел привычку приглашать к себе в гости), оставалось только сглатывать слезы, сопли и адреналин, и снова биться головой о бетонную стену. Игра настолько меня впечатлила в то время, что я даже частенько упоминал о ней в своей кринже-дневнике, где все ругательные слова (а ругаться в отношении игры было за что) заменял на шифр из символов, подрезанных мною из первой книги Артемис Фаул.

Здесь милаха Рейн делает едкое замечание касательно того, что вода не убьет героиню мнгновенно<br />
Здесь милаха Рейн делает едкое замечание касательно того, что вода не убьет героиню мнгновенно

Так или иначе, игру я все-таки прошел, и в моей памяти Рейн надолго сохранилась как одна из прикольных и занимательных игр той эпохи. Потом выходила вторая часть (которая уже совсем не понравилась, и просто порвала пятую точку своей сложностью), интерес к которой был куда слабее. А дальше Рейн вообще вышла из моей жизни, слово, ее там никогда не было. И вот, за окном уже прошел 22 год XXI века, и мне вдруг вспомнилось – а ведь и правда! была же такая игра про вампиршу, за которой я провел часть школьных дней! И как там эта Рейн поживает? А что народ то пишет в интернете? Посмотрел я обзоры, почитал кое-какие комментарии…и испытал некоторый разрыв шаблона. Не то, чтобы несколько обзоров и пара десятков комментариев от рядовых пользователей были значительной выборкой для формирования каких-то выводов. Но почему-то я очень часто стал попадать на неких срывателей покровов, которые даже первую часть франшизы ни во что не ставили. «Кривая, косая игра, которая плохо продавалась, была во всем посредственна, и вообще, в какой треш мы тогда только не играли за неимением лучшего…» - примерно такие слова можно было напрямую или между строчек прочесть в отношении Bloodrayne. Честно говоря, у меня возникло некоторое негодование. И появилось стойкое ощущение, что я играл в Bloodrayne в какой-то другой, параллельной вселенной, где всем игра почему-то нравилась. Да, Рейн не была идеальной, и у меня отложились в памяти определенные недостатки первой части. Но одно дело, когда игра не идеальна, и другое, когда ее начинают мешать с коричневой субстанцией.

Сие противоречие (вкупе с ностальгией по давней «боевой подруге») вынудило меня быстро и решительно скачать игру, и повторно пройти путь боевой славы, на этот раз четко определившись с тем, что же такое эта Bloodrayne – посредственность или неограненный алмаз?

Секрет стали

Установщик как бы намекает, что сейчас будет мясо<br />
Установщик как бы намекает, что сейчас будет мясо

Конечно же, сложности начались сразу с запуска. Bloodrayne – это одна из тех старых капризных игр, которые нельзя просто взять и запустить, и чтобы все работало как часы. Сама игра то запускалась. Только в ней были ускоренные заставки (или, точнее, сильно ускоренный и обрывающийся звук), и вдобавок ко всему, не воспроизводились отрендеренные ролики (точнее, в них не было изображения). Разумеется, чуть ли не единственная инструкция на весь интернет, повествующая о решении конкретно этой проблемы, мне никак не помогла. Я уж, было, отчаялся, но тут наткнулся на упоминание BloodRayne Terminal Cut – переиздание игры, выпущенное совсем недавно. В нем все осталось как и в оригинале, но чутка подтянули графику, разрешение, и сделали возможным спокойный запуск на современных ОС (за что разработчиках этого издания отдельный поклон).

Болота Луизианы - одна из самых атмосферных зон в игре. Миядзаки бы одобрил<br />
Болота Луизианы - одна из самых атмосферных зон в игре. Миядзаки бы одобрил

Возвращаться в Bloodrayne было очень странно. С одной стороны, я сходу узнавал многие эпизоды, пройденные еще в годы детства. И узнавал их так четко, словно я играл в эту игру всего год-полтора назад. С другой стороны, были и места, которые я настолько плотно забыл, что, по сути, проходил все в первый раз. Поэтому я одновременно проверял навыки гейм и левел-дизайнера, оценивая то, насколько интуитивно продвигается игра, нет ли где затупов или нелогичностей. И, маленький спойлер, с этим у Рейн все хорошо, затыков почти нигде не было. Плюс ко всему, в игре есть удобная возможность включить подсветку нужного направления (называется здесь эта вещь «вампирское зрение»).

Вышеописанный навык в действии. Заблудиться трудно.<br />
Вышеописанный навык в действии. Заблудиться трудно.

Что касается игры в целом, то она ощущалась действительно необычно. Я еще выше по тексту назвал первую Рейн странной игрой. В чем выражается эта странность? Ну вот, например, о чем должна быть игра, в которой мы играем за вампиршу? Наверное, она про некую охоту и убийство людей, ведь вампиры традиционно питаются людьми. Логично? Логично! Поэтому Рейн начинается с локации болота, где мы вынуждены убивать зомби и огромных четыренхногих пауков-нимф.

Почему-то на всех моих скринах пауки получались только в разобранном виде<br />
Почему-то на всех моих скринах пауки получались только в разобранном виде

Или, например, игра с самой обложки презентует то, что Рейн орудует клинками. И именно поэтому нам почти сходу дают кучу огнестрела, который будет активно пополняться все время, позволяя добрую треть врагов тупо расстреливать (и это быстрее и эффективнее, чем их резать). Или как вам такой занимательный факт: Рейн (в силу вампирских генов) не переносит воду. Стало быть, вода – это агрессивная деталь окружения, которая должна усложнить игровой процесс. Что делают разработчики? Правильно! Они «затапливают» весь первый эпизод игры, заставляя постоянно бороться с водной стихией (когда игрок еще только-только осваивает управление).

ЛЭП, уходящая в глубину таинственного тумана. Какие только образы не навевает эта картина.<br />
ЛЭП, уходящая в глубину таинственного тумана. Какие только образы не навевает эта картина.

Впрочем, водичка бьет не сильно, и лично у меня никаких проблем не вызвала. А между тем, это только начало игры! Странность Рейн не только в таких вещах, но и даже в подходе к проработке сеттинга или лора данной вселенной. Здесь есть и фашисты (это еще ладно), и летающие бдсм-глисты, и демоны, и Атлантида, и разум Роя… Тут есть древние, одичавшие вампиры. И если вы представили под это дело каких-нибудь графов Дракул, только с бородой, то сильно ошиблись. Потому что одичавшие вампиры в первой Рейн – это антропоморфные тигро-кабаны в расцветку зебры, имеющие кусающие хваталки вместо кистей рук. Оригинально, не так ли?

Вампиров-вырожденцев удалось подловить почти в целом виде<br />
Вампиров-вырожденцев удалось подловить почти в целом виде

А что насчет того, что в игру завезли даже вундферваффе-шайтан-шагоходы, с фашистом-оператором внутри, и одной такой машиной дадут порулить нам? Ну т.е. большой немецкий шагоход. В игре-слешере. Про вампиршу. Ну вот как это придумать? И, конечно же, все, что я перечислил выше – прекрасно. Ибо это одна из тех вещей, которыми Рейн и запомнилась в свое время. Игроку давался разнообразный игровой опыт, разных противников, создавали разную атмосферу на протяжении приключений вампирши, благодаря чему игра не ощущалась пресно. Почти. Но об этом ниже. А пока перейдем к самой героине, к Рейн.

Особенности вампирской охоты

Примерно так выглядит любая секция уровня после учинения там небольшой драки<br />
Примерно так выглядит любая секция уровня после учинения там небольшой драки

Первое, что сильно бросается в глаза, когда только начинаешь играть – это прыжок главной героини. Прыгает Рейн очень высоко. Это позволяет мгновенно залетать на крыши небольших домов или построек, а также добираться до мест, которые в обычных играх по-определению считались бы недосягаемыми. Акробатика – важная часть игры, прыгать здесь придется часто. Но при этом, ничего такого, что вызывало бы проблемы (в отличие от некоторых секций сиквела). Тем не менее, на просторах интернета нашел немало замечаний о том, что управление в игре ужасное, и вообще, без джойстика пройти нереально.

Отличная точка обзора. Жаль, что не выдается снайперская винтовка, и пару мишеней к ней в придачу.<br />
Отличная точка обзора. Жаль, что не выдается снайперская винтовка, и пару мишеней к ней в придачу.

Смело заявляю – с управлением все в порядке, игра спокойнеше проходится на клавиатуре, и вроде не должна вызывать проблем у игроков, которые играли с клавиатуры хотя бы один 3D-платформер. Возможно, проблемы могут возникнуть с прыжками в начале. Тут все банально – играющий еще не привык к инерции героини, а вся начальная зона игры затоплена водой (из-за чего каждая неудача отправляет нас в воду). Но, как я уже написал выше, вода наносит сравнительно мало вреда, и даже если новичок растеряет на водяных процедурах часть здоровья, ничего не мешает восполнить его из многочисленных зомби.

Самая эротичная и безболезненная смерть в игре. Жаль, не всегда дается выбрать, каким врагам ее подарить.<br />
Самая эротичная и безболезненная смерть в игре. Жаль, не всегда дается выбрать, каким врагам ее подарить.

Кстати, о восполнении здоровья – это одна из визитных карточек игры. Играем мы за вампиршу, и при том, весьма не брезгливую вампиршу. Рейн может присосаться своими губками ко всему, что хотя бы отдаленно похоже на человека, будь это фашист или монстр. И да, из зомби тоже можно сосать кровь (на что смотреть без легкой тошноты весьма сложно). Поэтому любой прямоходящий враг сам по себе является ходячей аптечкой. С одной стороны, это приводит к тому, что мы редко бегаем с низким уровнем здоровья – подлечится почти всегда можно. С другой стороны… Рейн не очень-то резиновая. Если быть честным, Рейн вообще довольно хрупкий персонаж. Даже в начале игры, местные пауки-нимфы-водянки неплохо так откусывают куски здоровья. Поэтому в интересах же играющего постоянно крутится-вертеться вокруг цели, не давая себя бить. На поздних этапах игры и вовсе можно оказаться затараненным до смерти древними вампирами (которые имеют шипы на теле и обожают «бежать» в героиню), и тут уж никакой вампирский отсос не может.

Даэмиты - жутковатые монстры, которые проникают в рот жертвы, а затем разрывают ее черепушку изнутри, дополняя туловище собственной головой. Жуткие ребята.<br />
Даэмиты - жутковатые монстры, которые проникают в рот жертвы, а затем разрывают ее черепушку изнутри, дополняя туловище собственной головой. Жуткие ребята.

Но довольно о хрупкой телесной оболочке рыжухи! Ведь она имеет главное – орудия угнетения человеков и монстров, парные локтевые клинки. Вообще, выглядят эти штуки вполне грозно. В любой сюжетной заставке Рейн с легкостью бабочки отрезает своими клинками конечности несчастных врагов. Но в реальности дело обстоит несколько печальнее – то ли враги на удивление прочные, то ли клинки Рейн затупились еще лет пятьдесят назад. Даже первых врагов не то, чтобы получалось прям бодро шинковать. Конечно, отрезание лишних частей тела – вопрос времени, и, местами, рандома. Каких-то врагов удается разрезать буквально за 2-3 удара (особенно, если бить со спины), каким-то надо все 8-9 ударов. Если враг теряет руку или ногу – добивать его не обязательно, исдохнет сам, от потери крови. Но бывает так, что с врага удается срезать только кепку, и тогда он продолжает оказывать активное сопротивление еще какое-то время.

Один из фашистских офицеров в разобранном виде. Шестигранный ключ в комплекте не идет.<br />
Один из фашистских офицеров в разобранном виде. Шестигранный ключ в комплекте не идет.

В процессе прохождения игры, Рейн будет получать прокачку своих ударов. В частности, будет расти длина связки ударов, которыми нам предстоит спамить большую часть игры. Если в начале это буквально пару взмахов руками да тычка в пузо, то под конец игры Рейн будет крутится аки балерина, во все стороны, нанося при этом слегка повышенный урон. Кроме того, есть тут и режим кровавой ярости – особое состояние героини, которое можно активировать сразу после того, как заполнится необходимая полоска. В этом режиме Рейн почти неуязвима, а ее жертвам начинаешь по-человечески сопереживать. Клинки, в кой-то веки, становятся теми самыми клинками из заставки, и буквально крошат врагов в капусту, отрезая всем руки, ноги и бошки, и при этом сразу. Более того, режим кровавой ярости настолько лютая штука, что даже большинство боссов не могут этому ничего противопоставить.

Дамочки выясняют отношения

Еще одна вещь, касаемая нарезки – это местный звук, а в частности – крики боли врагов. Данный аспект – один из тех, что я напрочь игнорировал в детстве (относясь к нему, как к данности). Зато сейчас, в зрелом возрасте, я иной раз приходил в некоторое замешательство. Любой человек, которому только что отрезали конечность, должен орать. А немцы в игре орут истошно, звонко и правдоподобно. Поэтому зачистка особо забитых помещений (вроде немецкой казармы, где столпилось 5-6 фрицев) быстро превращается в филиал человеческих страданий. Видели бы вы лицо моей жены, сидящей неподалеку и вышивающей гладью, когда из монитора на пол квартиры разносилось нечто вроде: «АААА! Я не хочу умирать! Нет! О гад! Найн АААА! Пожалуйста!». В общем, саунд-дизайнеру мой самый низкий поклон.

Декорация для фильма ужасов третьего рейха<br />
Декорация для фильма ужасов третьего рейха

Одними клинками дело, конечно же, не обходится. В начале текста я упоминал, что игра крайне щедра на разнообразное огнестрельное оружие. Рейн стреляет сразу с двух рук (даже из тяжелых автоматов), благодаря чему патроны улетают за секунды. Поэтому просто играть в шутер не получится, клинки остаются актуальными всегда. Но зато накопленное оружие можно удачно применить в непростой ситуации, против мини-босса или в каком-то трудном участке уровня, и срабатывает оно на ура. Делится здесь оружие на 3 условных блока – легкое, тяжелое, и особое, плюс еще вкладка под гранаты. Игрок переключается исключительно между блоками. А какое оружие вы набрали в блок – зависит уже от вас. Огнестрел здесь представлен самыми именитыми орудиями немецкой школы. Тут есть и маузеры, и люгеры, и шмайсеры, и винтовка Гевер, и панцерфаусты, и панцершреки. И не то, чтобы часто возникала нужда в подборе определенного оружия. В течении игры Рейн частенько разряжает свой арсенал под ноль, тут же заменяя его на ходу другим, аналогичным. Только особое оружие, вроде гранотометов или пулеметов, бережно хранится на случай какой-то особо опасности, которую не грех разнести из чего потяжелее.

Огнестрельное оружие, одна картинка вместо тысячи слов<br />
Огнестрельное оружие, одна картинка вместо тысячи слов

Где-то встречал мнение, что огнестрел в игре бесполезен, и вообще, зачем его добавили. Не знаю, что тут сказать, если честно. Либо человек играл на легком уровне сложности (хотя даже там стволы будут вполне нужны), либо это пост из параллельной вселенной, где Рейн режет врагов с 1 удара, зато каждый из них является толстой губкой для пуль. Поверьте, разрядить обоймы сразу из двух автоматов в толпу 5-6 немецких вражин, смотря как им за секунды выносит все хп (а кому-то отрывает конечности) – это реальный кайф.

Грабли для кровососа

Один из самых интересных немецких офицеров<br />
Один из самых интересных немецких офицеров

Конечно, в царстве рыжей красотки не все так хорошо, как хотелось бы. Проходя игру двадцатилетней давности, волей-неволей замечаешь в ней и ряд шероховатостей, с которыми не так просто примирится. Выше по тексту я заметил, что урон клинков не шибко большой. И здесь автоматически возникает более общая и объемная проблема - проблема боевки. Это одна из причин, почему некоторым игрокам не зашла Рейн. Некоторые заходили в игру с предвкушением, что сейчас сыграют в аналог какого-нибудь Devil May Cry, но получали совсем не его. Я не раз читал об этом в отзывах, и вынужден был согласится, что боевка в игре выполнена довольно куцо. Здесь нет каких-то особых приемов или тактики.

Даже не спрашивайте, что это за хрень<br />
Даже не спрашивайте, что это за хрень

Всю игру Рейн буквально закликивает вражин своими ножами, что сопровождается уже нашими щелчками по левой кнопке мыши. Нет ни приемов, ни комбо, ни каких-нибудь стилей битвы, ничего. Уже вторая часть обросла набором разных приемчиков, но первая часть в этом плане прямая, как палка. Было бы здорово, если бы по ходу игры хотя бы качалось наше оружие, чтобы тех же дефолтных немецких солдат можно было бы сносить с 1 удара. Увы, но в этом плане есть только кровавая ярость, которая является другой крайностью этой проблемы – она слишком ультимативна и имбова. Не важно, с кем или чем мы деремся, переход в режим ярости почти сводит на ноль любую сложность, враг ничего не сможет противопоставить такой силе ударов. Поэтому многие боссы, с которыми можно было бы поставить неплохой и напряженный поединок, ощущаются не больше, чем очередным манекеном для битья.

Эту фразу вы будете видеть не так часто, зато когда будете обращать на нее внимание - это, вероятно, будет тот самый острый момент нужды, когда хочется, а взять негде<br />
Эту фразу вы будете видеть не так часто, зато когда будете обращать на нее внимание - это, вероятно, будет тот самый острый момент нужды, когда хочется, а взять негде

Таким образом, стоит сказать, что играть в Рейн ради боевой системы – это все-равно что играть в первого Макса Пейна ради того, чтобы чувствовать импакт от выстрелов. Т.е. это сразу будет ошибочным ожиданием от игры, предъявление ей того, чего изначально и не задумывалось. Разработчики, делая первую часть, были уж не такими ветеранами игростроя. Сама Bloodrayne в этом плане довольно бюджетная игра, несмотря на хорошую поставноку и стиль. Думаю, развитую систему приемов просто не получилось бы потянуть, и может быть это даже к лучшему, т.к. отвратительно работающая боевка хуже, чем примитивная, но простая.

Иногда противнику, потерявшему нас из вида, можно сделать смертельный удар, ваншотящий бедолагу, и к тому же делящий его на кучку человеко-пазлов<br />
Иногда противнику, потерявшему нас из вида, можно сделать смертельный удар, ваншотящий бедолагу, и к тому же делящий его на кучку человеко-пазлов

Сразу за боевкой следует проблема сложности и баланса. В детстве Bloodrayne вообще казалась мне одной из самых сложных игр. Она была сложной не везде и не всегда. Более того, большая часть игры и вовсе проходилось без запинок и смертей. Но иногда попадались какие-то отдельные точки, где сложность резко выкручивалась в два-три раза, заставляя раз за разом начинать уровень заново. Для кого-то из игроков начнутся проблемы уже на первом сюжетном боссе игры, с которым предстоит сразится на болоте. У меня же первой такой точкой в детстве стал босс Боксер – здоровенная детина, взращённая на самом темном немецком пиве и самых жирных баварских сардельках. Данный дяденька запомнился тем, что сносил рыжухе чуть ли не 1/5 здоровья на удар, и к тому же умел ненадолго станить. Забавно, но на этом полу-огре я застрял в школьные годы почти на три неделе. Вы не представляете, в каком отчаянье я был, когда лупил эту груду мышц. Сейчас, в взрослом возрасте, завалить бригаденфюррера удалось со второй попытки, благо хватило ума не атаковать его в лоб. Но здесь я в очередной раз убедился, что игра сама толкает игрока спамить кровавой яростью и тупо нарезать противника, благо честный бой с ним наказывается и здоровьем, и низким уроном.

На вопрос "Какой вес штанги вы максимум выжимали?" этот человек отвечает "да"<br />
На вопрос "Какой вес штанги вы максимум выжимали?" этот человек отвечает "да"

Второй сложный момент был уже ближе к концу игры. Это был бой на шагоходах. И если бригаденфюррер просто довел до отчаянья, то шагоходы я натурально возненавидел. Застрял я на них в ту пору еще на больший срок, и уж не помню, каким чудом смог пройти. В наше время, данный эпизод, опять же, вызывал куда меньшие проблемы, и его тоже удалось закрыть со второй попытки. Но я мгновенно понял, почему эта секция мне так не зашла в детстве. А тут все просто – Рейн не может лечится. Покидать шагоход нельзя, мы в нем, похоже, заварены намертво (прямо как Тайкус Финдли), нужно проходить всю секцию за один присест. А против нас выставляется несколько других таких же шагоходов. И хотя наша собственная свинцовая коробка обладает внушительным уровнем здоровья, нужно понимать, что даже оно будет стремительно таять, если по нам ведут огонь сразу несколько вражеских машин. Тут приходилось выкручиваться тем, что вести по врагам снайперский огонь, тем самым снося часть здоровья наступающих машин еще на подходе. Но даже так, проходилось все это безумие не то, чтобы легко. И обиднее всего тут даже не за сложность эпизода, а за то, какой потенциал был упущен здесь разработчиками.

Хорошо, что Рейн пол детства провела за управлением подобными штуками, раз она так толково рулит ею<br />
Хорошо, что Рейн пол детства провела за управлением подобными штуками, раз она так толково рулит ею

Хорошо, вы ввели в игру шагающие танки с пулеметами и ракетницами. Почему было не сделать этот эпизод фановым? Поставить какие-нибудь заграждения из обычных солдат, которых было бы нужно задороно косить из своей шайтан-коробки? К чему было устраивать тараканьи бои в узкой стеклянной банке, создавая остановку, при которой игрок будет не столько использовать на всю катушку выданный ему боевой арсенал, сколько крысить из-за угла, надеясь получить как можно меньше повреждений, чтобы просто пережить эту схватку? И даже если вы забьете всех врагов в шушпанцерах, вам еще будет необходимо дойти до алтаря, чтобы Рейн могла в катсцене красиво выпрыгнуть из свинцового гроба. А пока мы будем идти до алтаря, по нам могут остервенело вести огонь местные фрицы на реактивных ранцах, и при этом, здоровье будет сносится немало. А знаете, что произошло в детстве, когда я, спустя пару недель попыток, наконец-то замочил последний вражеский шагоход, и мне сказали идти до алтаря? Правильно, меня в этом шагоходе и взорвали, т.к. после убийства босса у меня осталось здоровья на миллиметр, и я еще не знал, что нужно будет куда-то идти под обстрелом солдат. Т.е. геймдизайнер сделал так, что вы должны не просто убить босса, а остаться еще при каком-то здоровье, иначе сразу после боссфайта вам будет хана. Повторюсь, сейчас этот эпизод прошелся сравнительно легко. Но здесь на лицо не самый продуманный геймдизайн, который можно было выправить, и сделать куда дружелюбнее к играющему. Или, говоря еще проще: нахрена было душнить?

Самое замечательное в этой штуке - ее радиус разворота. Больше только у тяжелогруженой фуры
Самое замечательное в этой штуке - ее радиус разворота. Больше только у тяжелогруженой фуры

А вот что совершенно не бросалось в глаза в детстве, но бросилось сейчас – так это фрицы на реактивных ранцах, что я описал выше. Уж не знаю, как я забыл таких замечательных врагов, благо они-то мне и доставили наибольшее количество проблем. Суть этих врагов в том, что они летают (вот неожиданность) и стреляют по вам. И стреляют из чего-то крупнокалиберного. А еще взрываются при смерти (точнее, взрывается их реактивный ранец). В чем проблема с этими парнями? В том, что когда они появляются на экране – ваше здоровье начинает стремительно таять. Тут нужно пояснить, что мощность этих летунов напрямую зависит от их количества. Первая встреча с ними пройдет достаточно лайтово – и самих летунов будет не много, и ходячие аптечки будут под рукой. Но вот во вторую встречу у меня возникло стойкое ощущение, что стрельба этих товарищей забагована. Знаете, есть такое, когда коллайдер игрока пересекает снаряд, который, допустим, должен исчезать при столкновении, а он не исчезает, и продолжает секунду-другую оставаться в игроке, нанося каждую миллисекунду какой-то фиксированный урон? Вот у меня возникло ощущение, что тут происходит что-то подобное, потому что эти товарищи меня просто вынесли вперед ногами. Мне пришлось умереть на них еще два-три раза, т.к. я очень сильно недооценил их урон. Здесь еще нужно добавить, что сама Рейн выносит этих летунов довольно медленно. Попасть клинками по ним очень трудно, а огнестрел не то, чтобы сильно выносил. Вернее, даже так – огнестрел то этих летунов выносит, только вот они вас выносят еще быстрее. Зачем было делать этим противникам такой неадекватный урон – мне не понятно. Опять же, просто вдвое уменьшить их дамаг, и были бы нормальные сбалансированные противники.

Выглядят эти дяденьки, конечно, эффектно<br />
Выглядят эти дяденьки, конечно, эффектно

Но самый смак с летунами ждал меня почти под конец игры, когда с ними происходит последняя встреча. Там настолько «шикарно» поставленный эпизод, что Нил Дракманн бы лично истек медовым нектаром от одного осознания уровня драмы, происходящей там. Далее я цитирую слова одного из разработчиков, который пересказывал свои эротические фантазии коллегам по работе: «Итак, разработчики Bloodrayne, я хочу сделать уровень, суть его такова. Есть минное поле. Рейн ходить по полю не может, т.к. мины будут взрываться и наносить урон. Еще по Рейн стреляют пару элитных солдат в красной броне (ну те самые, которые толком не дают сосать кровь и у которых тяжелое автоматическое оружие). Пока Рейн бежит до этих солдат, что в башне, по ней ведут огонь из трех гранатометов. Т.е. должно получаться так, что пока Рейн пьет кровь солдат на башне, ей в спину прилетают снаряды из базуки. Потом Рейн, пробираясь дальше через минное поле, добирается до солдат с базуками, и всех их крошит. Далее Рейн идет вперед, а ей навстречу выходит шагоход. Шагоход может стрелять ракетами, иногда может даже стрельнуть ракетой, а потом гранату под ноги кинуть. Таким образом, Рейн взрывается сперва от ракеты, а потом ее добивает граната. Тут нужно, чтобы игрок с пары смертей понял, что надо вернутся за базуками, и расстрелять шагоход. Далее нужно сделать сегмент с мостом. Когда Рейн идет по мосту, он начинает взрываться. Если игрок не побежал сразу после окончания катсцены, то Рейн будет постоянно цеплять взрывами. В одном моменте надо сделать так, чтобы взрыв обрушивал балки сразу под ногами Рейн, чтобы она в 1 случае из 4 падала в пропасть. А потом, пока мост взрывается, а с конца моста ведут огонь несколько солдат, появляются летуны. А знаете, что делают летуны, пока Рейн бежит от взрывающегося моста на огонь встречных солдат? Они ей, короче, стреляют прямо в спину, из тяжелого автоматического оружия (о да, меня это так возбуждает!). А знаете, что происходит, если Рейн в отчаянье кидается на противника, чтобы выпить крови и попробовать не сдохнуть? Ну там, короче, летуны продолжают ее расстреливать, и урон от летунов перекрывает лечение здоровья. А еще давайте сделаем так, что Рейн не просто надо перебежать мост, но и убить вражеского офицера, пока по ней стреляют солдаты и летуны. Ах да, самое главное – никаких контрольных точек на всем этом маршруте. Все. Теперь я кончил».

Примерно такое количество здоровья было в первых трех попытках. Как выяснилось позже, бой с шагоходом был просто цветочками.<br />
Примерно такое количество здоровья было в первых трех попытках. Как выяснилось позже, бой с шагоходом был просто цветочками.

Серьезно, что за балаган творился в голове разработчиков, когда они проектировали этот участок? Какая религия или законы какой страны не давали им сделать хотя бы одну сраную контрольную точку сразу после минного поля, чтобы игрок, каждый раз подыхая от проклятых летунов или от проклятого моста, не бегал снова через это проклятое поле, снова не убивал солдат на башне, снова не убивал расчет гранатомётчиков, снова не расстреливал шагоход? Справедливости ради, это единственный эпизод во всей игре, от которого у меня в настоящее прохождение подгорела попка. Но на этом эпизоде довольно явственно открылось, что все-таки игру делали не столько профессионалы, сколько авантюристы. Авантюристы, у которых почти все получилось хорошо, кроме пары странных эпизодов.

А что в итоге?

Местами игра выглядит невероятно красиво<br />
Местами игра выглядит невероятно красиво

И снова в конце неоднозначность. Неоднозначность, которую не хочется выражать в сухой цифровой форме, и надо ли это кому? Удивительное дело, но лично для меня Bloodrayne осталась ровно той же игрой, какой была в школьные годы. Это все еще чарующее приключение с жаркой и красивой главной героиней, которая с таким же хрустом нарезает врагов, заливает их свинцом и делает куси. У игры густая и неповторимая атмосфера, создаваемая как определенной цветовой палитрой, так и визуалом самих уровней. Чего стоят затопленные болотные домики Луизианы из начала игры, с налетом деревенского колорита? А бетонные немецкие бункеры и ангары, в которых ни на секунду ни стихают крики врагов? А сколько кирпичей было отложено с появлением даемитов (летающих глистов), когда игра резко превращается в некое подобие хоррора? А как красиво смотрится луна на фоне заснеженного немецкого замка, в стенах которого не стихает бойня! Безусловно, разработчики игры знали, чем завлечь глаза и уши играющего.

Идея с болотной деревней, зараженной какой-то НЕХ, тянет на отдельную игру. Стоп, погодите ка...<br />
Идея с болотной деревней, зараженной какой-то НЕХ, тянет на отдельную игру. Стоп, погодите ка...

Не обошлось, конечно, и без шероховатостей. У игры скачет сложность (а точнее, в некоторых местах она слишком резко задрана), не все ситуации хорошо продуманы. Иной раз, создавая на экране зрелищность, разработчики забывали сделать ее геймплейно интересной. Также можно отметить, что в некоторых секциях игры игровой темп несколько провисал (например, часть пробежек в стенах бетонного лабиринта из первой половины игры можно было и уменьшить), хотя таких мест и не очень много. Слабо реализована боевая система, во всяком случае, ближний бой. Рейн очень не хватает каких-нибудь приемчиков или комбо, которых можно было сочетать и по ситуации применять в бою.

Схватку с близнецами вы запомните надолго<br />
Схватку с близнецами вы запомните надолго

Не сумев наполнить игру некоторой геймплейной глубиной, разработчики смогли дать своему детищу самую настоящую душу. Мир первой Bloodrayne наполнен как интересными существами (помимо мистических солдат третьего рейха), как и кучей колоритных героев. Чего тут стоят некоторые немецкие офицеры, которых нужно убивать по списку? Одна только Мясорубка – стервозная немецкая блондинка, любящая насилие – многим запомнится надолго. По итогу можно сказать, что первой Рейн не хватило некоторого лоска и полировки. И, конечно, поставить игре оценку, близкую к десятке, не представляется возможным. Но если отвечать на вопрос, заданный мною же в начале статьи, является ли Рейн посредственностью или неограненным алмазом – то я выберу второй вариант.

6161
27 комментариев

Комментарий недоступен

4

кастрировать его надо за то что он натворил!! это же надо было так обосрать игру и героиню, что даже третью часть не стали делать! и это про героиню, которая даже на обложке Плейбоя была!!

1

эх... вот бы сейчас ремейк Рейночки! (ну или третью часть) эх мечты мечты...

3

Боюсь, сейчас не та конъюнктура игрового рынка, чтобы выпускать что-то по этой франшизе. Но я бы тоже не отказался от качественного ремейка или полноценной третьей части. Интересно было бы посмотреть на сеттинг такой игры.

Помню был прикольный код, который отображал всё оружие из инвентаря на героине. Даже гранаты на поясе соответствовали количеству.

3

Болота даже сейчас классно выглядят и атмосферно, недавно Terminal Cunt проходил. Отличная игра, хотя вторая мне не зашла совсем.

2

Блин, Cut*
-_-