Getsu Fuma Den - Незаслуженно забытый шедевр ретро-гейминга

Японская обложка игры
Японская обложка игры

Содержание

Информация об игре

GetsuFumaDen (月風 魔 伝 げ つ ふ う ま で ん?, букв. «Легенда о Фума Гетсу») — это приключенческий экшн, ролевая игра и платформер 1987 года, разработанная Konami для консоли Famicom. Он был выпущен 7 июля 1987 года только в Японии. В главной роли Гетсу Фума отправляется в путешествие в глубины ада, чтобы сразиться с демонами и отомстить за смерть своих братьев.
Хотя у этой игры долгое время не было продолжения, в других играх Konami появилось несколько уровней, основанных на GetsuFumaDen. Эти уровни появляются в Konami Wai Wai World, Wai Wai World 2: SOS!, Parsley Castle и Castlevania: Harmony of Despair.

Сиквел под названием True GetsuFumaDen (真しん―月風魔伝げつふうまでん Shin GetsuFumaDen) был зарегистрирован в январе 2000 года, но официально не анонсировался и, предположительно, проект был отменен.

Продолжение этой игры было наконец анонсировано в 2021 году, через 34 года после выхода оригинальной игры, под названием GetsuFumaDen: Undying Moon для ПК и Nintendo Switch. Оригинальная игра GetsuFumaDen (наряду с другими привилегиями) была доступна пользователям, купившим версию раннего доступа, а позже была включена в Deluxe Edition для Switch и ПК, хотя игра все еще не имеет официального перевода на английский, и язык остается японским.

Но фанаты сами сделали перевод оригинальной игры для Famicom. Не один, а два. Первый был сделан RPGe, старой командой, которая переводила игры с японского на английский. На странице Romhacking.com написано, что они перевели всего 5 игр, две из них недоделанные в период с 1997 по 1999 годов. В основном все было готово, но определенно чувствуется перевод 1998 года. У NPC есть только одна строка текста, доступная на экране, поэтому все, что вам говорят, делится на несколько слов за раз. Так что это не лучший вариант, но в целом играбельно.
Второй перевод был сделан командой Nebulous Translation и на сегодняшний день является лучшей в плане текста. Я лично играл в эту версию, но первая была более популярна в старых прохождениях на ютубе.

Титульный экран
Титульный экран

Сюжет

В далеком будущем 14672 г. н. э., в первый год Эпохи Демонов (魔暦元年 Марэки Ган-нэн), повелитель демонов Рюкоцуки сбежал из ада и задумал завоевать поверхностный мир, которым правят три брата Гетсу (月氏 三兄弟 Гэцу-си Сан Кьёдай). Они сражались против Рюкоцуки, каждый из которых владел одним из трех духовных Импульсных клинков (波動剣 Hadōken), которые передавались в клане из поколения в поколение. Однако в конечном итоге братья были побеждены демоном, и выжил только Фума, младший из трех. Поклявшись отомстить за своих убитых братьев, он отправляется на Кьёки-то (狂鬼島 Остров Безумного Демона), чтобы вернуть три украденных Импульсных Клинка и призвать духи своих братьев, чтобы победить Рюкоцуки.

Графика

Графически это шедевр 8-битной эры, хотя большая часть стиля спрайтов похожа на Castlevania 1. Спрайт Фумы очень похож на спрайт Саймона, хотя и с небольшими отличиями в анимации (только в сайд-скроллерных зонах). Когда он впервые появляется на экране, Фума носит одежду, в значительной степени вдохновленную традиционными самурайскими доспехами, состоящими из металлической кирасы с изображением лица демона, которая дополняется наручами и рукавицами из того же материала, красным фаулдом, белые штаны, металлические поножи и золотая диадема на голове с синим драгоценным камнем овальной формы. Однако одной из наиболее заметных черт Фумы являются его длинные рыжие волосы, которые напоминают те, которые часто можно увидеть у традиционных актеров кабуки, известные своей очень длинной, обильной и распущенной прической, которая обычно покрывает большую часть тела.

Фоны в сайд-скроллерных зонах игры очень детализированы, а враги даже немного пугают, и вы просто чувствуете, что находитесь в месте, полном ужасов и страха.

Геймплей

Игра структурно похожа на Castlevania II: Simon’s Quest; игрок управляет Фумой, цель которого — найти три украденные катаны Хадокен, чтобы получить доступ к логову Рюкоцуки. Каждая из катан была спрятана на трех соседних островах, Бешеный Демон: Киган-то (鬼願島?, «Остров Головы Огра»), Гокумон-то (獄門島?, «Остров Тюремных Ворот») и Мицукуби-то (三首島?, «Остров Трех Шеек»). Для каждого из этих островов требуется, чтобы Фума обладал определенным Ликом Демона (специальная маска, которая одурачивает привратника острова, чтобы он пропустил вас вперед).

Игра начинается с вида сверху, где игрок ведет Фуму к следующему пункту назначения. Когда Фума входит в тории (японские ворота), игра переключается на режим сайд-скроллера, где игрок должен перейти от одного конца области к другому, отбиваясь от врагов и избегая ловушек, чтобы вернуться на основное поле и продолжить к следующему этапу. Очень похоже на Legend of Zelda 2 — Link’s Adventure, но вместо того, чтобы иметь свободное пространство для перемещения, Фума обязан двигаться только по заранее определенным путям, и вы не встретите монстров на своем пути, только когда вы войдете в Торри.

Карта островов Демонов
Карта островов Демонов

В сайд-скроллерных секциях игры необходимо, как я уже говорил ранее, добраться из точки А в точку Б, уничтожая монстров и находя предметы, которые помогут Фуме отомстить. Демоны, с которыми он сталкивается, довольно ужасны, есть большеголовые летающие монстры, скелеты (один тип скелета атакует костяным кнутом, явно пасхалка к Castlevania. Позже этот враг появится в Castlevania: Harmony of Dissonance). Управлять Фумой очень приятно. Он довольно быстр и, в отличие от своего коллеги Саймона Бельмонта, прыгает очень высоко и может контролировать свой прыжок. Но его прыжки кажутся неестественными, почти бросающими вызов гравитации. Это наводит меня на мысль, что Фума не совсем обычный человек, а почти что демон.

После прохождения сайд-скроллерных секциях ваше ХП не будет пополняться, и теперь вы обнаружите, что в игре также есть элементы выживания. Но если вы не можете восполнить утраченное здоровье, как вы сможете прожить долго? Легко. Поглощение душ поверженных врагов. Правильно, Фума может поглощать души демонов, чтобы восполнить потерянное ХП.

На этих «уровнях» вы можете найти различные предметы, которые помогут вам выжить в аду. В основном вы можете найти зелья для восполнения потерянных ОЗ и жизни, которые не очень хорошо спрятаны, но требуют от вас тренировки специальной техники «воздушного прыжка». Да, Фума может совершить воздушный прыжок, когда он падает с платформы — при правильном расчете времени он не умрет, а вместо этого спасет свою жизнь. Иногда вы можете найти оружие, но чтобы получить его, вам нужно купить в магазинах специальный артефакт. Да, об этом. Фума может посещать магазины на всех трех островах и покупать бонусы и предметы. Чтобы получить деньги, Фума должен собирать мешки с монетами, выпадающие из убитых врагов (Но не переоценивайте свои силы. Если вы потеряете все свои жизни, все собранное вами золото уменьшится вдвое, так что будьте бдительны). Чтобы использовать предметы, в платформерных секциях нажмите Select, и одна из кнопок для выбора нужного вам предмета, B-для наступательных предметов, A-для защитных.

Дополнительный экран с каждым доступным предметом в игре(Кадр из старого перевода)
Дополнительный экран с каждым доступным предметом в игре(Кадр из старого перевода)

Видите полосу над полоской здоровья? Это полоса мастерства оружия. Чтобы увеличить урон, наносимый монстрам обычными атаками, Фума должен убить их. И эта особенность раскрывает обратную сторону игры — ненужный и нудный гринд. Приходится постоянно гриндить, чтобы покупать предметы и усиливать себя, а также перепроходить пройденные «уровни» снова и снова.

Потерянные катаны можно найти в пещерах, охраняемых боссами. На этих уровнях Фума исследует лабиринты, находя подсказки о местонахождении оружия и побеждая врагов. Но теперь камера размещена за спиной Фумы, а игровой процесс меняется с приключенческого экшн-платформера на dungeon-crawler. Обычно в пещерах очень темно, и не совсем понимаешь, куда идти дальше. Чтобы упростить задачу, вам нужно будет купить свечу, чтобы осветить пещеру, и компас, чтобы указать путь. В некоторых туннелях вы можете встретить NPC, которые с радостью расскажут вам, в каком направлении они видели меч. В некоторых местах вы столкнетесь с врагами, которых вам нужно победить. Когда вы прибудете в нужное место, вы столкнетесь с боссом. Как только вы победите босса, вы автоматически покидаете подземелье, продолжая свой путь к мести.

Карта 3-го подземелья в игре. Не секрет, что она понадобиться вам для прохождения игры.
Карта 3-го подземелья в игре. Не секрет, что она понадобиться вам для прохождения игры.

После того, как Фума победил верных Маджинов (боссы из пещер), которым Рюкоцуки оставил для их охраны три катаны Хадо, украденные у братьев Гетсу, наш воин вызывает Повелителя Демонов на финальную битву в самом сокровенном святилище их замка на Острове Безумного Демона.

Бой с боссом Рюкоцуки состоит из трех фаз: Рюкоцуки появляется в виде дряхлого рогатого скелета, закутанного в церемониальные одежды, что напоминает традиционный фольклор о демонах хання. Эта форма атакует, только прыгая вперед несколько раз, а затем останавливаясь, чтобы выпустить большой огненный шар изо рта.

На втором этапе Рюкоцуки принимает более юную форму, становится выше, с длинными красными волосами и рогом, напоминающим демона Они. На этом этапе боя появляется металлический щит, который может отражать энергетические волны катаны Хадо.

Последняя форма Рюкоцуки, оправдывая значение своего имени (Костяной Дракон), принимает чудовищную форму большого демона-дракона, тело которого полностью состоит из костей, а конечности, как верхние, так и нижние, сделаны из черепов. Зверь атакует, угрожающе продвигаясь вперед и ударяя по земле когтистой рукой; все это при последовательном извержении трех огненных шаров. В ребрах можно увидеть большое красное ядро, которое действует как его слабое место.

Как только Рюкоцуки побежден, Фума использует три катаны Хадо, чтобы вызвать духов двух своих старших братьев, и в целом трое братьев и сестер вызывают секретную технику Дайнендоха, которая запечатывает злой дух Рюкоцуки и призывает молнию с неба, которая уничтожает Логово Повелителя Демонов. Предположительно, Фума так и не вернулся домой. Его дальнейшая судьба — неизвестно.

Музыка

Музыка хороша. Не каждый трек запоминающийся, но в целом очень классная музыка. Я могу сравнить ее с музыкой из Castlevania II: Simon’s Quest, она вызывает у меня те же чувства, да и ее просто приятно слушать. И иногда чувствуещь тот самый самурайский вайб.

Лучшие версий этих треков, по моему мнению, в фан-альбоме Getsu Fuma Den Iten Hadou Kagura.

Вердикт

Getsu Fuma Den — лучшая 8-битная игра, в которую я когда-либо играл. Как и у любой игры у нее есть свои недостатки, а также сильные стороны. Геймплей может какое-то время казаться свежим, но огромный бэктрэкинг и малое количество информации о том, что делать дальше, как использовать предметы и что они делают, скорее всего, оттолкнут игроков от дальнейшего прохождения. Но дайте время, и помалу вы будете впечатлены большим и опасным миром игры. Я понятия не имею, почему Konami не выпустила эту игру по всему миру, они действительно упустили хорошую возможность сделать новую франшизу, наряду с Castlevania и Contra.

Спасибо, что прочитали этот обзор, до новых встреч и берегите себя.

3838
8 комментариев

Getsu Fuma Den — лучшая 8-битная игра, в которую я когда-либо играл. Как и у любой игры у нее есть свои недостатки, а также сильные стороныНо каждый найдёт в ней что-то для себя.

2
Ответить

можно и не гриндить)
там была примитивная система пассвордов,где последний символ означал степень прокачки оружия

1
Ответить

Не знал об этом. Я обычно играю от начала до конца, без использования системы паролей, но спасибо за инфу.

Ответить

Ей бы ремастер

1
Ответить

Вот годный обзор на эту игру

Ответить