Resident Evil 4. Великое японское творение
Одна из лучших видеоигр в истории заслужила, возможно, лучший ремейк на сегодня. Внимание – критические спойлеры!
Январь 2005-го. Включаю тот самый итальянский видеоигровой канал, о котором – во втором абзаце этого текста, и вижу, как статный мужчина-красавец (Leon Scott Kennedy), реально как живой человек, подходит к обрыву у озера, достаёт бинокль и видит, как какие-то неотёсанные крестьяне выбрасывают тело полицейского на корм подводной твари на гиперстероидах... ЧТО?! Да, я тогда попал на шикарный опциональный ролик у озера. Ведущие играли в долгожданную свежевышедшую GameCube-версию вплоть до дамбы, где дождливая ночь и ганадо (Ganado) с вырвавшимися паразитами (Plaga) создавали жуткую, но дико пленительную атмосферу. И точно помню, что через несколько дней те же ведущие бились в сарае с Мендезом (Bitores Méndez). И это было нечто. Позже я каким-то чудом глянул на dial-up'а трейлер GC-версии в 240p – и мой мозг разорвался окончательно. Разве всё это возможно?!
Сыграл я в RE4 только с релизом печально известной PC-версии где-то весной 2007-го, купив лицензию от «Нового диска». И даже без поддержки мыши, играя только на клавиатуре, с чудовищными по качеству роликами и отсутствующим напрочь освещением умудрился кайфануть. После выхода патча, частично возвращающего последнее и, насколько помню, добавляющего поддержку мыши, перепрошёл игру ещё дважды на Pro. Спустя годы у меня появится Wii и версия RE4 для неё, но восторг был умеренным: картинка очень сильно мылила, даже в сравнении с другими GC- и Wii-играми, а большой кружок-прицел на экране мозолил глаз. Прошёл её дважды и позже продал.
Несколько недель назад серьёзно засел за Ultimate HD Edition и перепрошёл её на Pro аж за 18 часов. С непривычки QTE реально потрепали нервы: аж раз десять помер на первом валуне, прошёл с нескольких попыток даже при 30 кадрах, хотя эпизод с вагонеткой одолел с первого раза и с 60 кадрами! И всё же на острове «текстурная» халтура так и осталась, и никто там ничего не правил...
По итогу получилось замаксить начальный пистолет, помповое ружьё, затворную винтовку, TMP и «Обессиленную бабочку». Перед финальным боссом осталось 253K денег и семь жёлтых трав.
Анонс ремейка наделал шороха, конечно. Вдуматься: одну из лучших игр в истории облагородят по примеру предыдущих крутых работ Capcom! Ещё несколько лет назад такой сценарий казался крайне маловероятным, ведь RE4 реально большая в плане хронометража и не настолько устаревшая. Уже после анонса некоторые, в том числе и я, скептически относились к возможности перенести первоисточник без больших потерь и изменений. И вот оно – релиз. На выходных у меня был псевдовыбор: открытая бета Diablo IV за других героев или ремейк RE4. Вот именно что псевдо...
С ходу можно заявить: сюжетно и сценарно ремейк процентов на 90% верен оригиналу, даже несмотря на радикально новый визуал, и в целом Capcom мастерски справилась со своей задачей, убрав некоторые откровенно дурацкие и мелочные эпизоды и обогатив историю по-настоящему важными деталями. Лично я не верил, что разработчик сохранит основной каркас игры и сильно не порежет существенные её отрезки, тот же остров, например, который некоторым игрокам не заходит и кажется затянутой и душной частью оригинала. Ну, признаться, душными там были только финальные эпизоды штурма укреплений, а встречи с регенерадорами (Regenerador; в лоре оригинала шли через «t») были незабываемыми.
Деревню и окрестности перенесли образцово. Узнаётся почти всё, причём некоторые локации вернулись чуть ли не один в один, пусть и у них изменилось расположение на карте. Из бросающегося в глаза стоит отметить пропажу развилки после осады дома, что вылилось в исчезновение второго «деревенского» Эль Гиганте (El Gigante), потерю которого частично возместят в замке, и эпизода с канатной дорогой на пути к сараю, где происходит бой с Мендезом. В замке исчезли атмосферная тюрьма, кишащая новистадорами (Novistador), довольно дурацкий «лавовый» уровень, побег от статуи Салазара (Ramón Salazar), которую в ремейке удачно поместили в здание часовни, и несколько «потолочных» ловушек. Опять же в замке некоторым локациям изменили расположение на карте. Я был просто уверен, что тот же уровень с катапультами тоже вырежут, но нет: его перенесли прям как есть, и вышло очень хорошо. Из геймплейного стоит отметить пропажу напряжённого боя в клетке с гаррадором (Garrador), который заменила эффектная кат-сцена боя с культистами, и слегка упрощённый бой с двумя Эль Гиганте. Кстати, в оригинале на Pro оба убиваются. Тяжковато, но можно. Остров начинается вообще фотографически один в один, как в оригинале. Прям ловишь какие-то «островные» флэшбеки. Сильно удивлён, что его перенесли настолько дотошно и хорошо и в то же время улучшили геймплейно. Но...
Без ложки дёгтя не обошлось – исчез U-3. Странное решение, учитывая, насколько ремейк верен оригиналу. Ждём в Separate Ways? А почему бы и нет?
Но не только сеттинг делал RE4 особенной. Такой её делали и живые запоминающиеся персонажи. Наверное, Луис (Luis Serra), Мендез и Салазар, наряду с Суликом из Fallout 2, входят в мою пятёрку лучших типажей в истории игроиндустрии. Им хватало буквально считанных минут хронометража, чтобы отпечататься в памяти навсегда. В ремейке из этой троицы совершенно никаких нареканий не вызывает именно суперхаризматичный Луис (Luis Serra), которому отвели прилично больше времени. А его куртка-шедевр! Остальные образы тоже прекрасны, критичных перекосов нет, но есть личные ничтожные придирки к некоторым, а именно:
- Новый образ Леона в целом шикарный, настоящий хороший парень и породистый красавец. Помня его прошлое и род деятельности после событий RE2, можно догадаться, откуда у него большие круги под глазами, но лучше было бы сделать их менее отличительными, как в том же оригинале.
- Эшли (Ashley Graham) уже не наивный тинейджер, а настоящая барышня, ждущая жениха-принца. Новый образ показался мне слегка отстранённым. Сложно объяснить словами.
- Священник Биторес Мендез, являющийся, возможно, моим любимейшим персонажем игры, в оригинале просто невероятен. Он за всё время произносит всего несколько слов, его хронометраж минимален, но типажом просто гениален: это грозное лицо (блин, он точно чуть похож на Ивана Грозного), эти глаза, эта мегаборода, этот пугающий плащ с большими пуговицами сзади, в конце концов! В ремейке образу Мендеза придали толику лоска, лишив его некой сельской неотёсанности, а плащ – пуговиц. Также голос в оригинале был помрачнее, тогда как в ремейке он звучит действительно как настоящий священник.
- Рамон Салазар – настоящая находка RE4. Капризность и детскость этого 20-летнего «старикашки» в оригинале забавляли и умиляли, но скрывали настоящее страшное нутро кастеляна. И в ремейке оно вскроется лорными записями. В целом у меня почти нет претензий ни к его редизайну, ни к озвучке, кроме: «Где, чёрт возьми, его ШЛЯПА?» Сильно удивлён, что её убрали. Она придавала ему ещё большего своеобразия. И ведь у статуи шляпа есть, хотя видно, что её создавали с оглядкой на оригинальный дизайн.
- Ада... Женщина-богиня, визуально роскошная во всём. Меня даже не расстроило исчезновение платья, но я так и не понял, почему поменяли актрису озвучки. Новый голос звучит как-то резковато, что ли. Нет у него женственной вкрадчивости её голоса из RE2.
- В оригинале самым скучным для меня несомненно был Саддлер (Osmund Saddler). Плоская внешность, дешёвый голос... В ремейке ему придали зловещего колорита, и сейчас это действительно лукавый тип, а не одетый в мантию клоун.
- Как я уже писал, никаких нареканий не вызывает именно Луис. Он прекрасен и внешне, и озвучкой и максимально соответствует оригинальному образу. Определённо Луис является одним из самых харизматичных персонажей в истории. Я чуть не прослезился на сцене с последней сигаретой...
- И о чудо, у меня нет претензий к Краузеру (Jack Krauser). Даже не ожидал, что он получится настолько брутально-пафосным и классическим badass-воякой.
Лором в ремейке разжевали практически всё: и как растили Эль Гиганте, и как выводили новистадоров, и как у Салазара появились два телохранителя-близнеца и кем они были до превращения, и как жители деревни тянули жребий для выбора следующей жертвы фанатикам в замке, и многое другое. А ещё лучше раскрыли нутро Салазара, историю самого культа, Краузера и особенно Луиса.
В ремейке есть одна печальная история мальчика и его деда. Неигравшие вряд ли догадаются, кем является этот мальчик. Фото обманчиво и снято на старинную камеру в 1981-м.
RE Engine – удивительный движок, способный выдавать визуально невероятное и прекрасно работать на среднем железе, но до сих пор не умеющий даже в приемлемый внутриигровой липсинк и в красивую воду. В любом случае ремейк визуально феноменален. Персонажи реально как живые, а мех, волосы, ткани и кожа бесподобны. В замке на стёклах и мраморе найдены RTX-отражения! Местами довольно средние текстуры скал, камня и прочего и при приближении слабая растительность меркнут на фоне всего великолепия. Редизайн врагов: от ганадо и культистов до гаррадоров и паразитов – гениален, не меньше. Бычьи и кабаньи головы на «джаггернаутах» – очень классная и удачная идея. Но знаете, что визуально поразило меня больше всего? Это количество и качество картин в замке. Я их не считал, но там счёт идёт на десятки, и кажется, что они не повторяются. Не знаю, рисовали ли их художники Capcom или сторонние, а может, это вообще реальные картины, но в любом случае впечатляет. На работу нейросетей вроде бы не похоже.))
Наверное, RE4 является первой игрой, где я активно использовал фоторежим. Скриншоты в десктопной версии сайта почему-то сильно смазаны, хотя в мобильной всё вроде бы нормально.
Физика – лучшая в серии: стулья реалистично отбрасываются Леоном при беге, ящики, вазы и тарелки разбиваются, тела адекватно ложатся друг на друга. Да, не всё можно разбить, как те же бутылки в погребах замка и не только. Но для серии и это прогресс. Есть косяки с проваливанием модели Леона в некоторые окружающие объекты, но некритично. А какая тут расчленёнка!
Звуковики Capcom знают своё дело. Придраться не к чему: звуки выстрелов идеальны, вырывание паразитов из тел пробирает, бормотание культистов с их «gloria las plagas!» и сопение и рычание гаррадора – это классика что в оригинале, что в ремейке. Новая музыка в целом достойная, но без откровений. В оригинале мне очень нравился буквально весь мрачный эмбиент, вроде «завывающего» в ночной деревне и давящего на психику в замке. И в ремейке, кажется, его стало меньше. Обновлённая Serenity вышла в целом хорошо, но оригинальная звучит выразительнее, что ли. На втором прохождении я включил оригинальную музыку и предался ностальгии. Странно только, что в настройках звука нет выбора типа акустики, а есть лишь TV и наушники. Это непонятка тянется ещё с RE7.
Ох, эта легендарная текстура стены на острове из оригинала, которую не пофиксили даже в UHDE-издании...
Разработчики умело внесли в ремейк множество точечных классных геймплейных QoL-изменений и нововведений:
- Крафтинг боеприпасов прекрасен. По ходу игры можно будет создавать все типы патронов, в том числе магнум, а также гранаты. На сложности Hardcore, на которой сразу начинал и которая заставила попотеть и поумирать во многих местах, количество попадающихся ресурсов умеренно, а получаемое количество патронов выверено. К примеру, вы тратите 12 порций пороха, чтобы сделать 6 патронов для дробовика, и аж 17 порций, чтобы сделать только 3 магнум-патрона. Крафтинг действительно решает, особенно в непредвиденных ситуациях. Кстати, на него влияют новые опциональные штуки: дипломаты и брелки. Радикально баланс они не меняют, но некая польза от них есть. При первом прохождении я вообще не пользовался брелками и носил стандартный дипломат, по умолчанию повышающий шанс выпадения пистолетных патронов.
- Нож сейчас является полноценным оружием и не раз спасёт жизнь Леона. Ножевая боевая система с парированиями, добиваниями и стелсом реально преображает геймплей. Есть несколько видов ножей: стандартный боевой, который можно и нужно чинить и улучшать, а также одноразовые кухонный и сапожный, которые в разы быстрее изнашиваются. Ближе к концу игры Леон возьмёт нож самого Краузера.
- Значительно возросла польза бронежилета. Он, как и нож, довольно быстро изнашивается, но на Hardcore не раз меня спасал. Помнится, в оригинале на Pro он даже не был доступен.
- Разработчики не просто вернули шикарный арсенал оригинала, абсолютно лучший в серии, но и добавили несколько совершенно новых для игры стволов под каждый патрон, кроме магнума. Миномёт (Mine Thrower) заменили на болтомёт (Bolt Thrower), который может стрелять и стрелами, и «липкими» минами и который ещё не смог заценить. Пропали зажигательные гранаты, зато осколочных сейчас два вида. На D-pad можно забиндить до восьми видов оружия, по два на каждое направление. Кстати, в инвентаре появилась удобная функция автосортировки, которую заметил только во второй половине игры.))
- Хорошую экономику оригинала не усугубили, а наоборот ещё больше сбалансировали, и её хорошо дополняет новая необычная система инкрустации камней. В ремейке от того, камни какого цвета, какой огранки и количества вставлены в драгоценную вещь, зависит её конечная цена. А драгоценные предметы тут визуально просто прекрасны. Кстати, сейчас можно продать даже неиспользуемые ключи, ведь торговцами медь и бронза тоже ценится. И хвала тем людям, которые убрали исчезновение со временем выпавшего с врагов добра, что в оригинале сильно бесило. Правда, ракетницы гранатомётчиков после их смерти и в ремейке испаряются, так что некая верность в этом плане соблюдена.)
- Разнообразили и повадки врагов. Ганадо и культисты стали быстрее, назойливее и более меткими, пусть и бесконечные топоры и шашки динамита в 2023-м выглядят странновато. Кстати, глупых ганадо можно заманивать в их же ловушки вроде капканов и растяжек. Первые два вида паразитов крайне опасны вблизи, как и в оригинале, но вот похожая на паука Plaga C сейчас может временно захватить жертву и заставить её рвануть к Леону на бешеной скорости. Бензопильщика и иных «джаггернаутов» уже нельзя сбить с ног выстрелом из дробовика, что усложнит бои. Гадкий жрец-культист в красной мантии периодически лезет в мозг Леона, на несколько секунд выводя того из боя, преждевременно пробуждает паразитов у ближайших культистов и является очень опасным типом, которого желательно убивать как можно быстрее. Новистадоры стали чуть менее живучими, и сейчас против них эффективен даже любой пистолет, а регенерадоры могут прилично ускоряться. И да, сцены смерти Леона хороши. До The Callisto Protocol по натуралистичности не дотягивают, но есть несколько очень противных.
- Кратко по босс-файтам. Del Lago чуть упростили тем, что его атаки наносят урон только лодке и не выбрасывают из неё Леона. Мендезу разнообразили поведение, но если не тупить на бочках, бой окажется даже легче и предсказуемее оригинального. Вердуго (Verdugo) вернулся вообще без изменений и является единственным опциональным боссом игры. Учитывая его живучесть, задумка действительно разумная. Я убил его на Hardcore, но не стал этого делать на Pro, так как ну слишком много боезапаса должно в него войти. Забавно то, что пару Эль Гиганте в ремейке убить легче, чем в оригинале, но сбросить одного из них в шахтную печь стало намного сложнее. Салазара полностью изменили, сделав его мобильным и противным. Интересно, куда пропал второй Вердуго? Есть шанс увидеть его в Separate Ways? Первая схватка с Краузером – это реальный бой на ножах, без QTE. Вышло немного сумбурно, но в целом хорошо. Второй бой – почти без изменений. Саддлера прилично усложнили, добавив ему в помощники новистадоров. И не обошлось уже без классического гигантизма Capcom.
- Некоторые загадки в ремейке стали в разы сложнее оригинальных и могут запросто ввести некоторых игроков в ступор своей каверзностью. Например, чтобы получить новый пистолет-пулемёт, нужно будет решить не самый простой пазл. В оригинале ничего подобного не было.
Если кто сдался, берите за референсы.)
Помните синие медальоны около фермы и церкви в количестве 15 штук? В ремейке эту тему развили настолько, что торговцы по ходу всей игры выдают Леону подобные опциональные задания: разбить те самые медальоны, убить крыс или уникального монстра (всего три на игру, по одному на каждое место действия), словить три гадюки или большого окуня и прочее. И за них выдаются шпинели (spinel), розоватые камни, уже не являющиеся просто ценностью на продажу, как в оригинале, а особой валютой, за которую у торговца можно выкупить интересные штуки вроде прикладов для оружия, дипломатов, драгоценных вещей и прочего. Система апгрейдов оружия не изменилась, но сейчас есть возможность сделать особое улучшение раньше времени и не тратя деньги на все апгрейды. Как? Главное, готовьте шпинели, а торговец вам покажет. Если по ходу игры ими не разбрасываться, можно будет провести два особых улучшения раньше времени и сильно забустить оружие. Также торговцы подготовили для Леона обновлённое и сильно усложнённое стрельбище. За меткую стрельбу выдаются специальные серебрянные и золотые жетоны, которые можно потратить в игровом автомате брелков для дипломата. Например, на Hardcore мне выпал Epic-брелок с Эшли, повышающий эффективность лечения зелёной травой на 50%, а на Pro – Epic-брелок с жуком, который увеличивает цену продажи всех лекарств на 100%.
Кстати, в ремейке можно найти трупы бедолаг, ставших жертвами культистов. О них ещё говорил полицейский в машине, мол, в последнее время участились случаи исчезновения туристов. Никакой цензурой тут и не пахнет.
И напоследок... Недавно я называл бонус-секцию Metroid Prime Remastered чуть ли не лучшей в истории. Так вот в ремейке она не хуже, а в некоторых аспектах и лучше. Это абсолютно лучшая бонус-секция в серии с красивыми артами и 3D-моделями и настоящий рай для кастомизации: костюмы, очки, маски, шапки. Правда, их придётся ещё открыть и купить за очки, которые выдаются за выполнение испытаний.
О том, что разработчиками великой видеоигры являются исключительно японцы, я узнал только из титров после первого прохождения той никудышной PC-версии. Титры эти – до сих пор одни из самых атмосферных и оригинальных за всё время. Невозможно было понять тогда, как им удалось создать проект с настолько аутентичным сеттингом и колоритными персонажами, от роликов с нереальной постановкой, филигранными анимациями и качественной озвучкой которого роняешь челюсть даже сегодня, а от геймплея невозможно оторваться. Крайне сложно понять, как Capcom это удалось, когда видишь титры уже ремейка, кстати, тоже классные. В любом случае RE4 является показательным примером того, как смелые и талантливые японцы решают и могут в западное игровое видение не хуже их западных же коллег.
P.S. Боги ремейков/ремастеров благоволят: сначала отличный ремейк Dead Space, потом прекрасный ремастер Metroid Prime Remastered и вот на десерт роскошный ремейк RE4. И всё это за два месяца...
Первое прохождение на Hardcore заняло у меня аж 26 часов, но умирал и переигрывал довольно часто. Странно, что экран статистики не показывает количество смертей. На Pro ещё не прошёл, только убил Салазара.
UPDATE. Я понял, о каком реюзе ассетов многие пишут. Это непростительно! Ну не могли крестьяне в Village и Салазар в RE4 заказать чучела у мастеровитого таксидермиста. Получается, халтура...
RE2/RE8/RE4
Капком уже пятую игру подряд делает одну и ту же игру по одному лекалу, отличия между играми минимальные, нашли золотую жилу.
Ждал, что эта часть будет гоночным симулятором?
Понимаю про что ты. Игра в плане геймплея никаких новых ощущений не дарит, только сюжет другой. У меня так было с другими играми. А тут какой-то бред несут совсем про смену жанра
Прям как Elden Ring
Да хоть десятую. Места действия и персонажи разные? Разные. Механика работает? Работает. Красиво? Красиво. Красивые женщины и мужчины есть? Есть.
Не, я понимаю, что некоторым хочется открытый мир с вышками и новые модные мяханики-хуяники...
И у тебя в пятерке RE7 же? Одна и та же игра, а?
Откройте окно , душно стало
Бла бла бла, очередная хвалебная ода коричневому арена шутерку с бомжами, которых похоронил хоррор серию. Уже читали, заканчивайте.