Парадоксально приятная духота Blasphemous

Метроидвания, которая заставит вас поразмышлять на тему вины, веры и страданий. Ну или просто бросить геймпад об стену после очередной случайной смерти.

Парадоксально приятная духота Blasphemous

Предупрежу, что Blasphemous мне крайне понравилась, и в первую очередь - из-за её странного, неповторимого и жуткого стиля. Я бы назвал его "церковным хоррором".

Жуткая религиозная реальность

Действие игры происходит в ужасном, мрачном и депрессивном мире, именуемом Кастодией.

И кстати невероятно стильном, даже в такой графике. 
И кстати невероятно стильном, даже в такой графике. 

Первое слово, которое напрашивается в местный лор - Религия. Всё в этом мире крутится вокруг религии и все жители Кастодии до фанатизма религиозны - постоянно кому-то молятся, все свои проблемы и наказания считают чем-то вроде божьей воли, а жестокие пытки и "искупления через боль" - здесь в порядке вещей.

Кстати, искупление - это наш сюжет. Когда-то в Кастодии существовало некое Братство безмолвной печали - орден рыцарей, принесших обет молчания в качестве своего искупления. Однако по неизвестным причинам их путь противоречил политике Его Святейшества Эскрибара, главного священника Кастодии. Поэтому братство было изгнано из церкви, а позже - и полностью перебито. В их монастыре до сих пор лежит гора из трупов...

Но один из них выжил. Кающийся, главный герой, которого вернуло к жизни не что иное как Чудо - местное божество, которому все поклоняются, и которое, похоже, не приносит людям ничего, кроме страданий. Наш герой отправляется в путешествие, чтобы завершить своё покаяние и найти некую Колыбель Скорби по заветам Чуда.

А помните, как раскрывали лор во всем известных соулс-лайках? Через непонятные монологи. Через краткие описания. Через отрывочные упоминания каких-то персонажей, с которыми мы ещё даже не знакомы.

Или в моём любимом Hollow Knight. Этот камень с надписью стоит почти в самом начале, и на первом прохождении игрок не может знать, что такое Унн и кто всё это писал.
Или в моём любимом Hollow Knight. Этот камень с надписью стоит почти в самом начале, и на первом прохождении игрок не может знать, что такое Унн и кто всё это писал.

Так вот Blasphemous на самом деле тоже не брезгует этими приёмами... но история здесь на удивление понятнее и раскрыта гораздо, гораздо лучше. Молчаливость главного героя логически объяснена его обетом молчания, поэтому все остальные персонажи рассказывают всё довольно подробно. Ну, большинство из них. Монологи у них длинные, но всё ещё интересные, а на своём пути вы обязательно найдёте какие-то дополнительные источники информации, будь то НПС или описания в предметах.

А поскольку это 2D-метроидвания с картой, не найти здесь что-то практически невозможно. Разве что за скрытыми стенками, но в целом все проходы, куда вы не ходили, просто помечаются на карте.

Вот например я как-то встретил сумасшедшего парня, который собирался меня убить и постоянно разговаривал с голосами в голове. Побродив по локациям, без всяких подсказок, я легко нашёл его сестру, с которой он говорил, и его маленькую предысторию о том, как он сошёл с ума.
Для полноценного понимания всех событий вам всё равно может пригодиться интернет, но в целом через игру они раскрываются гораздо, гораздо лучше, чем в играх From Software.

Парадоксально приятная духота Blasphemous

А местные описания предметов - это полноценные истории жителей Кастодии, завязанные на каких-то ужасных грехах и их последствиях, отлично демонстрирующие, до чего людей доводит слепая вера.

Вот например, был некогда такой парень, Дольфос, помешанный на серебре.

Что толку одеяний? Что толку от золота перстней? Лишь некогда доведённая до совершенства чистота серебра обладает благодатью Чуда. Серебро не должно видеть, его должно носить не на теле, но внутри тела: пусть украсит плоть, пусть украсит кожу.

Дольфос

В какой-то момент он настолько сошёл с ума, что начал обвинять остальных в непонимании, везде стал искать источники серебра, и в итоге залил серебром свои внутренности. И всё это мы узнаём из его "творений", одним из которых стало его собственное лёгкое.

А вот этот парень, Восход, был проклят всё тем же Чудом - и с тех пор на его груди росло и старело лицо, а сам он постепенно молодел и молодел. В какой-то момент это лицо превратилось в полноценного старика и начало выбираться...
А вот этот парень, Восход, был проклят всё тем же Чудом - и с тех пор на его груди росло и старело лицо, а сам он постепенно молодел и молодел. В какой-то момент это лицо превратилось в полноценного старика и начало выбираться...

Да, вселенная во всех смыслах ужасна. Люди здесь умирают ради Чуда; в местных тюрьмах жестоко пытают пленников, чтобы выдавить из них обвинения против Отца, которому все поклоняются; здесь заставляют молиться инквизиторам, здесь убивают девушек за то, что кто-то посчитал их ведьмами, здесь беглецы молятся песку за то, что он скрывает в себе следы крови, которые остаются на земле...

Здесь жила одна девочка, у которой в 15 лет волосы начали превращаться в шипы по неизвестной даже ей причине. Родители, решив что это кара от их великого Чуда, отправили её в далёкий монастырь, чтобы там она стала послушницей. Но шипы всё не переставали расти и наносили ей страшные раны. Что с ней стало? Монашки посчитали её еретичкой и убили. И никаких вестей об этом не распространяли, никакого суда, никаких доносов в церковь. И даже не похоронили её, а части тела разбросали по всей Кастодии, чтобы "не обрела она достойного погребения".

Плюс ко всему, некоторые существа тут олицетворяют какие-то пытки из реального мира - расчленённые или распятые тела, сожжённые заживо или проколотые мечами.
Иногда я просто останавливался и разглядывал их из своего любопытства. Дизайн уникальный.

Метроидсоулс-лайк

Как уже написано где-то выше, Blasphemous это очень, ОЧЕНЬ душная игра. Между местными кострами (здесь они называются святынями) огромные расстояния, а по пути вас ждут полным-полно опасных чудовищ, полезных шмоток и конечно, все разновидности опасных ловушек.

Падение на шипы - смертельно. Падение в обрыв - смертельно. Есть непростой, но обязательный платформинг. Между кострами нет быстрого перемещения. Точки телепортов редкие.

  • Вот локация, где туда-сюда дует ветер, постоянно сдувая нас. Пропрыгай пожалуйста по малюсеньким платформам прямо над обрывом, на одной из которых тебя ждёт моб, один удар которого отбросит тебя прямо в яму.
  • Понравилось? А вот тогда другое место, где в тебя кидают бомбы со всех четырёх сторон, попробуй не упасть на шипы. Двойного прыжка нет. Не допрыгнул до уступа - умер.
  • Прошёл сложный платформинг? Хорош. Держи ебучего призрака, стреляющего лазером каждую секунду, хаотично телепортирующегося, сносящего треть хп за попадание и считающегося за обычного моба, который спавнится заново после отдыха у костра.

И даже несмотря на то, что ко всему этому можно приучиться, между кострами появится возможность быстрого перемещения, а у призраков достаточно заучить паттерн их телепортации, это всё равно выматывает. Тяжело и душно. На один сегмент легко может уйти 5-10 попыток.

Вот так бывает в жизни, идёшь себе, идёшь, не туда наступил - умер. 

НО! Мне это понравилось. Это то самое прекрасное чувство, когда после затянутого сегмента с платформингом, сбора всех секретов и прохождения коридора из жутких монстров вы наконец-то доходите до долгожданной святыни и делаете себе чекпоинт. Или открываете короткий путь к более раннему месту. После постоянных трудностей и смертей находить костры и открывать двери - ну просто сплошное удовольствие, особенно зная, что больше не придётся снова проходить этот путь, или что в конце ждёт какая-то полезная шмотка. Это тяжко, но приятно.

Кстати в игре не обошлось и без скрытых дверей, открывающихся от ударов об стены. Но кому они нужны, пройти можно и без этих потайных проходов.

Есть тут и свои квесты, которые, как принято, никто для вас на карте не помечает, т.е. куда идти и что искать, придётся решать самостоятельно. Но в целом это несложно, учитывая, насколько здесь понятная карта, на которой можно самому расставлять метки, да и вообще частенько приходится бегать туда-сюда.
Вот например, интересный персонаж старик Реденто - ещё один кающийся, который выбрал себе в качестве искупления путь паломника и теперь странствует по Кастодии, пока не доберётся до своей цели, чтобы узреть печальный финал и невыносимую тщетность всех его страданий. Вывод: не верьте в Чудо.

А это Хосинеро, ребёнок, рождённый "от луны и быка". Великое Чудо заточило его братьев-херувимов в клетки, и он просит главного героя их всех спасти. 
А это Хосинеро, ребёнок, рождённый "от луны и быка". Великое Чудо заточило его братьев-херувимов в клетки, и он просит главного героя их всех спасти. 

Кроме таких сюжетных мини-историй в игре есть и собирательные задания, допустим "Приноси мне траву/останки/кости, и я обязательно буду тебя вознаграждать. Хе-хе."
Но зато даже такие, казалось бы, однотипные поручения интересно продуманы - с каждой целительной травой в городе будет появляться всё больше и больше живых людей (они в игре огромная редкость); за останки вам дадут некую сильную молитву, а сбор костей вообще открывает проход к Певчей смерти - особому боссу, в бою с которым нельзя ставить паузу, потому что её песнь никогда не смолкает. Напоминаю, у КАЖДОГО из собираемых предметов (а их много) есть своя небольшая предыстория, и как правило, очень трагичная.

В общем, исследовать мир было крайне интересно, а что главное - полезно. А всё потому что...

... потому что игра сложная

Чтобы выживать в Кастодии, вам понадобится меч и бутылочки. С бутылочками всё просто - это местный Эстус, который восполняется на кострах, а также можно повышать их вместимость и количество.

С мечом всё сложнее - тут вам и разные серии ударов, и вертикальные атаки есть, и заряженные, и выпад-рывок, и можно даже выпускать какие-то... волны электричества или что-то в таком духе. Есть и добивания, причём смачные и с отличными звуками. А ещё тут есть странная механика "удар-прыжок", позволяющая подпрыгнуть пару раз в воздухе сразу же после удара, но в целом она редко когда используется.

Также в нашем распоряжении маленькие уклонения-подкаты, имбалансные молитвы-заклинания за ману и непростые парирования с таймингами и последующей контратакой.

Парадоксально приятная духота Blasphemous

Но не от всех атак можно уклониться. Не всех противников можно обойти или "проскользить". Не всё можно отпарировать.

Бегая по локациям и проходам, вы находите реликвии и бусины, которые дают какие-то пассивные способности, как для возможного исследования, так и для упрощения боёв, разнообразные усиления, ключи и деньги для приобретения новых усилений и ключей. Полноценная метроидвания, которая очень поощряет исследование. Но само собой, здесь обязательно есть и бэктрекинг.

А вот с боссами у меня всё вышло как-то неоднозначно. Первую половину игры они ощущались невообразимо тяжёлыми, просто потому что у меня заканчивались варианты, куда ещё пойти и где найти апгрейды. Улучшаться просто нечем, карта уже изучена в пределах текущих возможностей. Ну, приходилось как-то выкручиваться и потеть с боссами.
А вот потом всё стало наоборот, открылось настолько много новых проходов, возможностей, пассивок, новых молитв и т.д. и т.п., что некоторые боссы начали умирать всего с одной-двух попыток.

В очередной раз хвалю стиль и дизайн Blasphemous. Знакомьтесь - Владычица наша с ликом опаленным.
В очередной раз хвалю стиль и дизайн Blasphemous. Знакомьтесь - Владычица наша с ликом опаленным.

Короче, игра поощряет исследование и уничтожает тех, кто им пренебрегает. И само собой, здесь полно бэктрекинга, а также есть шанс заблудиться и просто не найти, куда топать дальше.

Считаю так. Тем, кто любит испытания, исследования, страдания и боль - игра понравится. Тем, кто любит мрачные сеттинги, церковную тематику, акцент которой сделан на насилии и жестокости, а также рассуждения о виновности, невиновности, покаянии и спасении - игра тоже понравится.

В игре несколько концовок, отличная сложность, полно оригинальных боссов, разные билды, есть забавные отсылочки к другим метроидваниям и даже всем известному Берсерку, да и в целом много-много контента. А для тех, кто предпочитает проходить больше одного раза - на НГ+ открывается несколько новых боссов.

Парадоксально приятная духота Blasphemous
210210
153 комментария

Дизайн ваще бешеный, он игру мне и продал

44
Ответить

Собственно, кроме него там ничего и нет. Как метроидвания мне не понравилось, а "дизайна" мне хватило на пару часов.

25
Ответить

Дизайн топ, геймплей мягко говоря средний. Она просто скучная.

10
Ответить

Комментарий недоступен

30
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Это сколько времени должно было пройти до этой бусинки, которая позволяет падать в пропасть ?) Часов 10 ?

1
Ответить

безумно красивая и по совместительству наверно самая хуевая метроидвания в которую я играл

16
Ответить