Разбор физики с досок в Black Mesa готов

Томить не будут, вот он. Ниже просто несколько мыслей с бэкстейджа.

<i>N + 1 </i>
N + 1 

Ричард Фейнман – знаменитый физик и нобелевский лауреат – как-то поспорил со своим другом-художником о красоте цветка. Человек искусства был уверен, что научный анализ разрушает, расщепляет красоту и делает ее скучной. На что Фейнман возразил, что познание законов, по которым живет цветок, совсем не притупляет его чувство прекрасного, ведь красота его красота доступна всем, в том числе и исследователю. Вместо этого ученому открываются другие грани природы, которые также красивы, а уже их художнику увидеть не суждено.

Хотя я и сам ученый, я допускаю, что ответ на вопрос, кто из них прав, может зависеть от того, что именно изучать. Но я искренне уверен, что применительно к видеоиграм позиция старины Фейнмана верна.

Если мы рассматриваем видеоигры как искусство, то тогда выразительными средствами для художника становится буквально все: от текстур до игровых механик. Сюда же относится и прописанный лор вселенной, где идет повествование. Важно, что все, что делает создатель, должно быть потенциально узримо игроком, пусть в ряде случаев он и должен постараться.

Если автор какого-либо произведения – фильма или игры – глубоко опирается на ту или иную научную концепцию, он протягивает определенные связи между элементами его полотна. Это похоже на дополнительные башенки или горы на заднем плане, на фоне которого стоит главный герой картины. Новые связи могут укреплять реальность выдуманного мира, глубже погружая в нее игрока, как в Mass effect, а могут нести самостоятельную красоту, как в Доводе.

Создатели Black Mesa проделали большую работу, очертив сюжетные и лорные контуры происходящего в Черной Мезе, на которые в оригинальной серии игр нам в лучшем случае намекали. Маркерные доски стали неотъемлемой частью этого труда.

Изначально я не рассчитывал отыскать там какой-то глубины. На доски я обратил внимание еще десять лет назад, когда проходил первый релиз. Садясь за работу над материалом, я планировал сделать перечислительный текст, поскольку считал, что написанное на досках служит исключительно холостым наполнением, призванным нагнать научности.

И хотя большая часть визуала действительно играет в досках такую роль, то тут, то там мне приходилось складывать в один паззл картину из разных мест, вспоминать контекст, в котором встречается доска, смотреть летсплеи, читать допматериалы и высказывания создателя досок Криса Хорна. Наконец, мне пришлось достучаться до разработчиков и самого Хорна, чтобы получить исходники с формулами, рисунками и текстом. Наш текст, который теперь ждут сами Crowbar Collective – первая в истории известная нам публикация этих исходников.

Если исключить собственно разбор реальной физики и поиск источников, откуда брались формулы и картинки, вот что я выяснил нового о событиях в Black Mesa.

  • Здоровенный лазер, который запускает Гордон Фримен в «Сомнительной этике» — это по мнению Хорна — не лазер, а скорее лазерный ускоритель тау-лептонов. Да, тау-лептоны не могут так далеко распространяться, но тут уж сказывается то, что автор не имеет физического образования. Такую же механику, по идее, наследует ручная тау-пушка, но внутри нее нет источников когерентного излучения.
  • Кристаллы зения, которые добывают в мире вортигонтов, содержат в себе кусочки вещества с отрицательной массой. Это помогает открывать порталы, природа которых описывается проходимыми кротовыми норами. Это же экзотическое вещество ответственно за некоторые гравитационные и оптические аномалии.
  • Часть физиков Черной Мезы занималась разработкой тактильной голографической системы под управлением искусственного интеллекта. В основе ее оптических элементов лежат металинзы – то есть устройства нанооптики, позволяющие фокусировать свет без оглядки на фундаментальные ограничения классической оптики. В состав металинз входят кусочки материи с отрицательной массой, которые за счет аномалий формируют тактильный отклик. Похоже, это те самые голограммы из обучающего уровня игры.
  • Мы немного больше узнаем о подмене образцов для эксперимента, организованной G-Man’ом. Мы примерно видим, как и какими методами должны были исследовать образец, перед тем, как запускать его в тестовую камеру. Если бы не была нарушена стандартная процедура проверки, физики бы поняли нестабильность нового образца, и тот не попал бы в тележку к Фримену.

Я затратил на разбор раз в 10 больше времени, чем планировал, а текст раздулся до 35 тысяч знаков, но результатом я доволен. Отчасти и из-за того, что 9 из 10 игроков, даже будучи фанатами Half-Life, пройдут мимо досок и даже не взглянут на них, а те, что взглянут, не поймут. Теперь, я надеюсь, эта связь между игроком и художником установлена.

Формально, текст не закончен. Я не разбирал лор в том виде, как я это делал в предыдущие разы, ограничившись только досками. Кроме того, я экспертен только в физике, поэтому пропускал химию и биологию. Если кто-то из читающих эти строки, разбирается в этом и может подхватить мой флаг, напишите нам в редакцию на info@nplus1.ru, обсудим.

226
27 комментариев

Отличный разбор!

44
Ответить

Бля публиковать лонг не на дтфе это смерти подобно. Зачем ты так с нами

14
Ответить

классно!
почему бы не скопировать текст статьи из N + 1 на DTF?
по ссылкам не всегда любят прыгать, и тут за такую работу могут и задонатить.

6
Ответить

Все так. Самурай служит одному даймё

10
Ответить

Чел как бы там работает 🤷‍♂️

7
Ответить

Блин, я вообще-то сюда деградировать прихожу, а тут...
П.с. статья крутая, спасибо)

6
Ответить

Я тоже сюда деградировать захожу. Так какого чёрта, после прочтения статьи, мне дали докторскую в теоретической физике, HEV костюм и монтировку?

1
Ответить