Shadow Tactics на Диком Западе: обзор Desperados III

Как сделать лучшего представителя своего жанра ещё чуточку лучше.

Иронично, но в своё время жанр стелс-тактик в реальном времени «умер» именно после релиза игры, которую в России издатели назвали «Десперадо 3». А возродила его Mimimi Games со своей Shadow Tactics, которая довела почти до идеала всю суть подобных игр. В ней наконец можно было сосредоточиться именно на решении тактических задач, из-за которых игроки и полюбили Commandos и Desperados на рубеже 90-х и 2000-х.

Сейчас правильность такого подхода видна ещё чётче. Desperados III — это всё та же Shadow Tactics, вплоть до похожих способностей персонажей. Но при этом она улучшает всё, что было в предшественнице, а потому схожесть обоих игр не портит впечатление.

Shadow Tactics на Диком Западе: обзор Desperados III

Однозарядный револьвер вместо однозарядного мушкета

Основа Desperados III была заложена ещё в Commandos. Как и 22 года назад, есть локация, есть задание и есть несколько бойцов — нужно методом проб и ошибок выполнить миссию, как можно реже попадая в поле зрения врагов, иначе поднимется тревога, после чего героев быстро убьют.

Как в других играх жанра, каждый герой обладает уникальными умениями, помимо разных способов убийств и способностей к плаванию. И во многих навыках легко угадывается то, что появилось ещё в Shadow Tactics — хотя многие из скиллов достались игре в наследство ещё из Commandos и первой Desperados.

Хаято из Shadow Tactics мог убивать врагов сюрикэном и пистолетом, отвлекать их броском камня. Купер в Desperados III вместо сюрикена кидает нож, а на смену камню взял монетку. А ещё у него два револьвера, из которых он умеет стрелять одновременно.

Кейт — так же, как Аико — переодевается в найденную одежду, маскируется под местную, отвлекает дозорных разговорами и порой стреляет из пистолета. Чихательный порошок из Shadow Tactics заменила склянка с омерзительными духами, что также снижает на время дальность видения врага. Хотя Кейт не может никого зарезать, а только вырубить противника ударом в пах. Зато она умеет заманивать за собой дозорных.

Мексиканец Гектор, словно самурай Муген, единственный, кто на равных дерётся с сильнейшими врагами в игре. Его капкан гораздо больше, чем у Юки, но работает точно так же — а ещё вместо игры на флейте герой свистит, чтобы заманивать к себе бандитов. Помимо этого, его дробовик за один выстрел может выкосить небольшую толпу врагов.

Shadow Tactics на Диком Западе: обзор Desperados III

Док Маккой позаимствовал навыки сразу у двух героев Shadow Tactics. От Мугена он взял предмет, подманивающий врага к себе — только его сумка, в отличие от бутылочки саке, ещё ненадолго дезориентирует подошедшего противника. Как старик-снайпер Такума, Маккой стреляет дальше всех в своём отряде. Из оригинальной Desperados Доку достались колбы с усыпляющим газом.

Больше всего уникальных умений у вудуистки Изабель. Она может взять под контроль противника, заставить его проделать пару действий и даже кого-нибудь убить. Самая интересная новая способность — «связывание судьбы» двух любых NPC — то есть, всё, что происходит с одним, случается и с другим: один задыхается от духов — другой от этого также плохо видит, один сгорает в пожаре — другой тоже умирает от ожогов. Такума отвлекал врагов своим милой енотовидной собачкой, а Изабель использует для этого свою кошку.

Если сравнивать глобально навыки японских и американских героев, то персонажей Desperados III заметно ослабили. Лечить могут только Изабель, Док и Гектор — причём последний только себя. Все отвлекающие средства чуток слабее: теперь труднее отвлекать врагов монеткой, а кошка привлекает внимание только одного человека, да и то ненадолго.

Shadow Tactics на Диком Западе: обзор Desperados III

Похожая история с типами врагов: главные разновидности противников всё те же. Обычные солдаты ведутся на все уловки. Место врагов в соломенных шляпах заняли бойцы в пончо, которых очень трудно заставить покинуть свой пост.

А вместо самураев нам показывают «плащи» — бандитов в кирасах. На них не действуют почти никакие уловки героев, они сами легко видят маскировку Кейт. С первого раза их может убить только Гектор или «несчастный случай»: они умирают под грудами камней или в загоревшемся масле, например.

Единственный действительно новый тип врагов — собаки. Они видят недалеко, но способны учуять героев везде, как бы ловко те не замаскировались. Правда, за всю игру они встречаются только несколько раз. Также появились враги-женщины. От мужчин они отличаются только тем, что флирт Кейт на них никак не действует.

Немного изменилось и поведение NPC. Если убить или вырубить того, с кем периодически разговаривал противник, и унести его тело, то его собеседник некоторое будет искать, куда исчез напарник. Да, такое было ещё в Shadow Tactics, но здесь таких ситуаций больше на порядок, а враги чуть более настырно ищут пропавшего человека. Хотя потом бандиты всё равно в итоге возвращаются к своему обычному распорядку.

Shadow Tactics на Диком Западе: обзор Desperados III

Несколько раз появляются мирные участки локаций, по которым можно спокойно разгуливать среди обычных горожан, если не делать ничего подозрительного и не пересекать запретные зоны.

Карты выросли в масштабах — сильнее всего это заметно по числу врагов. В Shadow Tactics большую часть миссий было где-то около шестидесяти противников. Для Desperados III нормально выставлять против игрока чуть больше ста бандитов.

От этого появилось куда больше ситуаций, когда не получается проскользнуть дальше не из-за постоянно патрулирующих бойцов, а потому что все враги периодически друг на друга посматривают. Нередкая ситуация для игры: за одним бандитом следит трое человек, такая цепочка слежки распространяется на толпу из двадцати человек, да ещё несколько головорезов патрулируют улицу, а некоторые периодически меняют свои посты.

От этого Desperados III куда сильнее напоминает сложную систему, которую необходимо «взломать».

Shadow Tactics на Диком Западе: обзор Desperados III

Например, на одном из уровней есть огороженная палатками небольшая площадь, единственное относительно безопасное место в округе. Оттуда фактически есть только два выхода — и за ними постоянно следят бандиты, стоящие неподалёку. Сверху с домов за всеми наблюдают ещё несколько головорезов, так что тех, кто на земле, уже не получится убить. К тому же вокруг периодически ходит «плащ» с собакой.

Спустя сорок минут у меня получилось найти только один уязвимый элемент в системе слежки противника — но при этом пришлось пройти вперёд на целую четверть карты одним персонажем.

Shadow Tactics на Диком Западе: обзор Desperados III

Звучит чуть запутанно, но такой поиск уязвимостей приносит огромное удовольствие. Причём существует способ, как можно преодолеть этот участок быстро и без тревоги — разработчики в конце миссии даже дают значок за то, если всю эту миссию закончить раньше, чем за двадцать две минуты.

Особенно много подобного на последнем, шестнадцатом уровне, который хочется назвать вершиной мастерства студии. «Мостик» к финалу игры — самое хардкорное, что было в Shadow Tactics или Desperados III.

Из-за такой более сложной расстановки врагов порой приходится подолгу ждать благоприятного момент для действий — но разработчики добавили кнопку перемотки времени, так что это ожидание не успевает наскучить. Тихое прохождение одной миссии в среднем занимает более двух часов.

Благодаря грамотному изменению условий игры, появившемуся ещё в Shadow Tactics, Desperados III вообще не надоедает. Почти каждую миссию новый набор героев и новые условия: то остаются следы на грязи, по которым вас могут выследить, то периодически проезжает поезд, отрезая поле зрения половины врагов на уровне, то вообще приходится орудовать граблями вместо капкана.

Desperdos III продолжает традицию Shadow Tactics и не позволяет игроку в открытую с боем прорываться через всю карту — даже на низком уровне сложности персонажи слишком хилые и не могут быстро истреблять врагов. «Громкие» методы прохождения рассчитаны лишь на те моменты, когда игрок просто уже не может придумать, как пройти дальше скрытно. Но это совсем крайний случай: всю игру при должной сноровке и терпении можно пройти полностью в стелсе.

Хотя в Desperdos III всё же добавили чуток экшена. Пару раз за игру встречаются картечницы Гатлинга, c которых легко перестрелять всех врагов в округе. А в одной из миссий можно динамитными шашками за минуту перебить пару десятков человек.

Shadow Tactics на Диком Западе: обзор Desperados III

Заодно в Desperados III появилось чуть больше реиграбельности, чем в Shadow Tactics. Игроку чаще предлагают пройти по одному из нескольких путей для прохождения миссии. А через несколько часов после начала появляются испытания некоего Барона — в них нужно возвращаться на уже пройденные карты с другими героями и выполнять особые задания: убить определённым образом несколько человек и курицу, перебить всех в округе, играя только одним персонажем, расследовать несколько убийств и покарать виновных — и так далее.

Для любителей проходить игру на 100% остались те же самые условия, что и в Shadow Tactics — в конце уровня появляется статистика и присуждаются значки за особые достижения. Заранее они неизвестны и часто противоречат друг другу. Так, в последней миссии за одно прохождение получается выбить только один из трёх главных значков.

Подсветка маршрута, которым прошёл игрок на карте — ещё одна из новых фишек третьей Desperados. Тут видно, что я предпочёл одно из двух направлений, предлагаемых игрой
Подсветка маршрута, которым прошёл игрок на карте — ещё одна из новых фишек третьей Desperados. Тут видно, что я предпочёл одно из двух направлений, предлагаемых игрой

Изменений в Desperados III достаточно, чтобы она ощущалась как абсолютно новая игра. Но при этом тут всё же есть ряд условностей из Shadow Tactics, которые уж очень сильно бросаются в глаза. Понятно, что они нужны для баланса и к ним легко привыкнуть, но всё равно в сеттинге Дикого Запада они выглядит достаточно странно.

«Плащи» умирают только с трёх пуль, а ножом их можно убить, только если перед этим в них выстрелить. Но так как из брони на них только кирасы, а не полные доспехи, как у самураев, то непонятно, почему главные герои не стреляют им в головы или почему им нельзя просто перерезать глотки.

У двоих персонажей есть револьверы — но после каждого выстрела их приходится перезаряжать. Что выглядит странно, ведь в барабанах револьверов, судя по их внешнему виду, должно оставаться место ещё для пяти патронов. Ещё одна большая условность в том, что в таком современном мире никто из героев не способен взять с собой даже десять пуль — а ведь патронташи тогда были в ходу.

Shadow Tactics на Диком Западе: обзор Desperados III

Эстетика Дикого Запада

Главное изменение, в сравнении с прошлой игрой от Mimimi, что бросается в глаза — это графика. Если в Shadow Tactics царили минимализм и сел-шейдинг, то в новой игре авторы отказались от чёрной обводки, добавили детализацию и хорошо поработали над освещением. Причём часто кажется, будто играешь в великолепно прорисованную вручную изометрическую игру — хотя карта тут поворачивается с какой угодно стороны.

Даже враги, которые раньше были почти одинаковыми, теперь выглядят куда разнообразнее: на какой-нибудь крыше вдруг внезапно встречается бандит-наблюдатель с деревянной ногой, а на тихой станции на стуле сидит разбойник, готовый вот-вот сыграть на гитаре.

Shadow Tactics на Диком Западе: обзор Desperados III

Наконец-то в сюжетных роликах появилось больше постановки. В Shadow Tactics персонажи во время разговоров только ходили, качали головой, легонько разводили руками, да выполняли ещё какое-нибудь действие, которое потом в игре больше не встречалось. А в Desperados III герои активно двигаются и жестикулируют: сидят и едят на привале, разминают кости, угрожают друг другу оружием. От этого ролики смотреть куда приятней.

Shadow Tactics на Диком Западе: обзор Desperados III

Сюжет в Desperados III — вещь второстепенная, если сравнивать с геймплеем. Он получился в меру увлекательным, пускай простым и незатейливым, без особой глубины.

Особенно хорошо разработчикам удались характеры персонажей, отчего за их перепалками всегда интересно следить — причём они не смолкают даже во время стелса (ещё одна условность). Хотя герои по большей части просты, но среди них есть и колоритные персонажи: любящий свой гигантский капкан здоровяк-мексиканец, суровый профессионал с мутным прошлым, вечно ругающаяся с ним вудуистка.

История Shadow Tactics посвящена верности своему сёгуну и готовности вернуть порядок в свою страну, а сюжет Desperados III — классическая история мести за злодейство, которое главный герой видел в детстве. При этом у обеих историй много параллелей. Порой кажется, будто авторы сценария пошли по пути старых голливудских режиссёров — перенесли в вестерн сюжетные ходы из произведениях о самураях.

Впрочем, сценарий Desperados III всё-таки уступает своему предшественнику. Да, в обеих играх хватает своих неожиданных сюжетных поворотов, но в Shadow Tactics есть один такой, способный шокировать. И благодаря ему отлично видно, почему главные герои в итоге действовали заодно. В Desperados III же вообще не объяснили, почему один из персонажей в конце концов решил помочь остальным в последней миссии.

Shadow Tactics на Диком Западе: обзор Desperados III

Сюжетно Desperados III — приквел первой части, хотя обе игры мало что связывает. Можно разве что узнать, почему Купер пошёл тропой авантюризма, почему он так ловко кидает свой нож, и как он впервые встретился с Кейт и Доком, у которого на тот момент всё ещё два глаза. Двое других главных героев, Гектор и Изабель, вообще не встречались в Desperados раньше. Кажется, будто между этими двумя играми должна быть, как минимум, ещё одна часть.

Shadow Tactics на Диком Западе: обзор Desperados III

Может показаться, что раз уж перед нами абсолютно новая игра, то она должна гораздо сильней отличаться от Shadow Tactics. Но тут сказываются особенности стелс-тактик в реальном времени: если сильно отходить от основ жанра, то можно поломать весь геймплей или даже получить нечто совершенно иное. К примеру, если дать врагам действовать чересчур хаотично, то игра перестанет работать как тактическая головоломка. А опыт Commandos 3 показывает, что этому жанру не идёт упор на экшен.

Вот и получается, что Mimimi Games могла только улучшить всё то, что уже было в Shadow Tactics. Тем более в Desperados III, от которой все ждут именно тактику и стелс.

Но других настолько же совершенных игр этого жанра пока никто ещё не сделал. Так что и проблем с недостатком нововведений возникнуть не должно.

158158
66 комментариев

Как сделать лучшего представителя своего жанра ещё чуточку лучше.

Выставить нормальный ценник

42
Ответить

ААА проект от THQ, получается. 

Ответить

Я вот тоже всё пытался понять, чем так Десперадос отличается от Шедоу тактика, чтобы была такая цена... До сих пор не понял.

Ответить

Обзор по пиратке? 

8
Ответить

Сори, редакционная галочка не сразу включилась! Нет, обзор по лицензии.

1
Ответить

А какая разница?

Ответить

Хаха, даже в этом обзоре есть минусы игры, а в обзоре ВЕЛИКОГО ТЛОУII от Вадима их не нашлось 

9
Ответить