Как и за что я полюбил Fire Emblem: Three Houses
Написал свои впечатления и разные изречения по теме сюжета, геймплея, фанатского контента и всего остального, что можно найти в видеоигре и около неё.
Если не судить книгу по обложке, то на кой чёрт обложка вообще нужна? — думал я, когда ехал за картриджем, зная об игре только то, что там классно нарисованные девочки, симулятор свиданий, а ещё вроде как есть тактика и сражения… Но первые два пункта были куда более весомыми аргументами в пользу покупки именно эмблемы и в какой-то степени покупки всего свитча. Конечно, желание играть в skyrim и hades в метро, автобусе и в кровати перед сном тоже сыграло не последнюю роль, но случайно замеченный арт в твиттере стал последней каплей и я, собрав немного своих кровных шекелей, поехал в Алтуфьево, к продавцу с авито.
Итак, Fire Emblem: Three Houses. «Очень популярная серия игр с долгой историей…» — мог бы сказать я, если бы хотел растянуть этот текст ещё сильнее. Не волнуйтесь, в нём и без того будет достаточно воды.
19
И сказать мне про все эти части нечего, а википедию для общего развития можно почитать самостоятельно. Из похожего, что можно сходу вспомнить, не играл я и в персону, и в целом тактики с клеточками, были на той полке стима, куда я не заглядывал. Divinity: Original Sin 2 и Dragon Age были больше по душе. Что ещё важно, во всех одиночных играх у меня было (и осталось) нездоровое желание залезть во все углы, поговорить со всеми с кем только можно, нажать на все кнопки и впитать весь контент, который разработчики туда запихнули. Это ещё сыграет со мной злую шутку, а на тот момент, я проходил вступление и думал, что диалоги могли бы быть и покороче, а драк побольше. Ха-ха. После вступления и перед пробной битвой между некоторыми из членов трёх домов, игра мне выдала ещё пачку диалогов, потом ещё и ещё. «Затянутая экспозиция, но ладно» — подумал я.
Деваться было некуда, пришлось читать. И в какой-то момент я поймал себя на мысли, что как-то без разницы, кому какой меч я экипировал, гораздо интереснее заглянуть в следующую главу и узнать «как оно будет дальше».
Но, чтобы сохранять структуру бутерброда (по видимому, с чем-то неприятным) , расскажу и про минусы, коих тут достаточно и которые лично мне бросались в глаза. Можно сказать, что это придирки к мелочам, но при очередном прохождении, а если тщательно всё изучать, то уже и при первом, они начинают привлекать на себя всё больше внимания. Как например сцены с диалогами, в которых герои могут рассказывать душещипательную историю, стоя столбом и оперируя набором жестов из пяти, ну максимум из восьми.
Взаимодействия с окружением или, упаси богиня, с другими персонажами здесь нет. Конечно, анимировать столько часов диалогов — дорогая задача, но выглядит это всё не то слишком дёшево, не то фальшиво. Но вот что мешало хоть каплю детальнее проработать и без того небольшой монастырь — загадка, скрытая за одной из невидимых стен, коих тут десятки. Некоторые объекты попросту имеют box collider, взятый с приличным запасом. Нет, я ничего против не имею, но когда тощий персонаж не может пролезть в широченный проём — это… Это точно не эпоха Nintendo 64? И ещё, некоторые неигровые персонажи с радостью ходят по головам своих коллег (конкуренция, что вы хотели) и появляются из воздуха, тем самым демонстрируя чудеса оптимизации. Ниже гифки с примерами.
Кстати, на левый курок можно использовать зум, непонятно, которую часть из запредельного графенария нужно разглядывать с его помощью, но вы можете!
К слову, в вышедшем в этом году спин-оффе three hopes, графика ощутимо лучше, в частности — тени. Следовательно, в железо консоли тут упора нет, так что оставим это на совести разработчиков. И конечно же, как я могу не упомянуть карты, вернее их количество. Перед тем как читать дальше, прикиньте, сколько разных карт должно быть в далеко не самой маленькой тактической игре, где разнообразие геймплея во многом зависит от поля битвы. Ну штук семьдесят наверное? А может больше сотни? На самом деле, их целых…
36, если не учитывать DLC
На важные сюжетные задания они конечно меняются, но вот побочные квесты такой роскоши лишены. Поэтому, на 150-м часу и на втором прохождении, глава под названием «Stand strong at Shamballa» привела меня в восторг. Наконец-то я увидел хоть что-то новое. И да, как можно догадаться, если персонажи говорят «Нам предстоит отправиться на север, там жутко холодно», то на этом уровне можно будет наблюдать… . Правильно, траву, деревья, цветочки, но только не снег. Хотя карту с лавой сделали, пустыню сделали, а в снежок не смогли. И да, когда голос на заставке говорит «наступает осень, листья с начинаюсь осыпаться», то вокруг меняется... Правильно, ничего! Молодцы, ребята, уже понимаете что тут к чему.
Внимательный читатель отметит, что я всё ещё ничего толком не сказал про геймплей, и будет прав, ведь из трёх режимов «easy», «hard» и «madenning», режим «hard» довольно лёгкий. Трудность вызвали уровня три, может четыре. Зато дополнение мне дало бодрящий удар коленом в пах, но об этом в другой раз. Отмечу, что у меня не возникало желания начать что-то комбинировать, экспериментировать и химичить. Игра к этому не подталкивает что ли, в отличие от упомянутой ранее Divinity. Конечно, любители считать числа, заниматься подбором характеристик и создавать идеальные билды всё ещё могут найти что-то интересное для себя, но для меня это не та игра. Тем временем, сообщество развлекает себя челленджами вроде прохождения финального уровня за один ход или прохождения игры только одним героем.
Так что же тут осталось хорошего? Персонажи! Искушённые геймеры, эстеты и ценители высокой культуры могут высказать своё «фи» и идти дальше, всем остальным, очень советую в этот сюжет заглянуть. Далее, расскажу, свои впечатления от него.
По началу, всё и впрямь воспринимается довольно таки простенько. Ну да, какое-то королевство, империя и альянс, междоусобные тёрки, рыцари, церковь влиятельная, классика короче. Но интереснее начинает становиться по ходу действа, когда вскрываются тёмные пятна в истории мира в целом и героев в частности. Из занятного средневековья с разборками местных королей и лордов, плавно вылезает и машет ручкой (но на экране непосредственно не демонстрируется) кровавый треш. И чтобы эти сюжетные куски получить, коллектив подконтрольных юнитов должен пройти больше сражений друг с другом. Тогда откроется новый, тут это называется «support level», между персонажами. Таким образом постепенно, не торопясь, начинаешь узнавать, кто все эти люди и за что они сражаются, ради чего дышат и просыпаются по утрам.
Итак, ребятки, дальше будет немного спойлеров. Если вы уже начали проходить игру, то рекомендую их пропустить. Если же только собираетесь попробовать и колеблетесь, то вперёд к прочтению, вы не умрёте от них, но может быть, замотивируетесь на прохождение. Продолжаем.
Вот например Димитрий, лидер дома Синих Львов, он готовится взять бразды правления в свои руки, но мучается от ПТСР, вызванного пережитой войной и потерей в ней своих близких, при этом, как и полагается будущему королю, старается найти ко всем подход и показать себя с лучшей стороны. А потом происходит середина игры, которая ломает его, превращая этого человека в безумца, одержимого лишь одной целью — убийством императрицы. Однако, друзья и верные союзники пытаются вытащить его из этой ямы одержимости и отчаяния. Наблюдать эту внутреннюю борьбу ближе к концу игры, особенно моменты эмоциональных скачков — захватывающе. Тут же стоит отметить голос Криса Хакни, который смог сыграть съезжающего с катушек парня.
Феликс и Сильвейн, которые... Они совершенно противоположны друг другу. Один закрытый, надменный и эгоистичный, а другой будет за своего в любой компании, расслабленный и делает то, что ему доставляет удовольствие. И пока первый оттачивает своё мастерство, второй отдыхает, гуляет с девушками и подбивает друга на те же действия, после чего моментально получает в лицо всё, что о нём думают. Но при этих же вводных, оба они держатся обещания, данного друг другу в детстве «Умереть только вместе», ради чего рискуют собственной жизнью, чтобы не дать другу погибнуть слишком рано. При всей своей токсичности, а как можно узнать из игры, это скорее защитная токсичность, чтобы больше не чувствовать ранее пережитые эмоциональные страдания, Феликс постепенно переходит к осознанию того, что жизнь нужно жить не только ради одних лишь сражений, в который ты хорош. Последняя фраза их диалога как раз показывает перемены, к которым они движутся и ставит точку в описании характера Сильвейна, как верного своему слову до самой смерти.
И конечно, когда речь заходит о поломанных жизнях и «перерождении», то нельзя не упомянуть Мэриэн, которая всю свою сознательную жизнь считала, что на её роду наложено проклятье, из-за которого она однажды превратится в чудовище и убьёт всех, кто ей попадётся, всех кто ей может быть дорог, как это было с одним из её предков. Она всю жизнь живёт с опаской и старательно избегает контактов с людьми, ибо чем сильнее привязаться к человеку, тем больнее будет его утрата. Она больше проводит времени в церкви, каждый день молясь о том, чтобы богиня поскорее забрала её к себе. Тем не менее, во второй половине игры, её тяга к жизни ощутимо возрастает, о чём говорят и фразы во время сражений. Звучит не так интересно, но очень обращает на себя внимание, когда привыкаешь к сложившемуся образу.
И ещё пример отличной озвучки:
Может прозвучать банально, но они воспринимаются живыми. Да, прямо как тот самый друг из интернета, с которым вы классно общаетесь и каждый раз раскрывается что-то новое из подробностей его жизни. Вы может не виделись и до конца жизни не увидитесь, но ощущение комфорта друг с другом, такое же ощущение, когда привыкаешь к новому месту работы и можешь себе позволить немного ослабить бдительность и успокоиться — вот именно я в совокупности чувствовал, когда обжился в three houses. И способствовали этому великолепные актёры озвучки (я играл на английском) . В игре, где смотреть толком не на что, всё внимание переходит на голос и он здесь прекрасен. Если при рассказе той самой душещипательной истории персонаж стоит как вкопанный, то его голос может надломиться, перейти на шёпот, крик, плач и звучит это естественно, по крайней мере, переиначивая цитату Станиславского, я этому верю.
И немаловажную роль в этом всём сыграли тиктоки. Это был мой очередной карантин, я готов был делать что угодно, только не работу и не учебные дела и тут мне попадается топорно сделанная компиляция тиктоков с приклеенными лицами персонажей из игры. Их было много, очень много и выглядело крайне тупо, но забавно. Я посмотрел всё, что рекомендовал ютуб, некоторые по несколько раз, ибо они повторялись. Так к чему это всё. Благодаря таким простеньким переделкам реальных видео под вымышленных героев и их мир, в него оказалось ещё проще вникнуть и проникнуться симпатией к его жителям. Уверен, что у маркетологов есть определение для всего этого. Нечто похожее на очеловечивание бренда или иные способы приблизить что-то к покупателям, показывая это в обычных для людей ситуациях. Да хоть с помощью тех же тиктоков.
Пока вы думаете, что я совсем поехал крышей в сторону выдуманного мира и чаепитий с вайфу, расскажу про свои ощущения от сообщества игроков. Оно большое, если не сказать огромное и к большому моему сожалению, русскоязычных там полтора землекопа и те предпочитают мобильную fire emblem: heroes, больше интересуются цифрами статов и звёздочками персонажей. А вот был бы перевод… Лично я думаю, что такое дело имело бы право на жизнь, по крайней мере, свою нишу нашло бы и в ней закрепилось, а может пошло бы и дальше. Хотя с некоторые моментами могут возникнуть трудности, например:
Уверен, среди русскоговорящих игроков найдётся немало таких же вдохновлённых мечтателей и романтиков, готовых достраивать у себя в голове этот мир, анализировать его и делиться своими идеями с остальными. Как это происходит на реддите или у профильных ютуберов, которые строят разные теории, объясняют хитросплетения сюжета и обсуждают, которая из концовок с каждым персонажем лучшая и кто из них заслуживает большего. В твиттере и на других площадках есть тонны артов (да-да, в том числе и тех самых) , а в разделе с фанфиками… Впрочем, туда я пока не заглядывал.
Но ещё один момент я упустил. Саундтрек. Полагаю, композиторы были в курсе, что смотреть в игре будет особо не на что и написали музыку на все бабки. Некоторые фоновые звуки и часто повторяющиеся короткие отрывки могут поднадоесть, например те, что играют во время готовки или прогулок по монастырю. На третье прохождение может надоесть и музыка во время кат-сцен, которую можно было слышать в приведённых ранее видео с озвучкой, но стоит запустить одно из сюжетных заданий и... Это развал кабины. В паре моментов даже дух захватывает (насколько это возможно в тактике с клеточками). Кроме того, у многих саундтреков есть две версии rain и thunder соответственно. Есть и развитие одного, заданного в начале мотива, например "Those Who Sow Darkness" — "Shamballa" — "Shamballa (Thunder)". Записи с вокалом тоже в наличии, всего около 133 треков.
Хотя в моём списке саундтреков Fire Emblem занимает третье место или четвёртое.
Так, ладно, отличная писанина, а сказать что хотел?
Примерно полтора года назад, я с головой погрузился в сюжет Fire Emblem: Three Houses, отдался своим чувствам и эмоциям, кайфанул, пережил интересный игровой опыт и теперь всем советую попробовать. Да, на эмуляторе работает отлично, проверял, так что оценить смогут все желающие.
На этом вынужден откланяться. Первый раз пишу заметку подобного содержания и объёма, надеюсь, кому-то она понравится.
Всем добра, спасибо за прочтение.