Ты, игры и одиночество
Одиночество — это состояние, о котором некому рассказать.
И так же состояние, о котором и не нужно рассказывать.
Вам порой не кажется, что вы устали от этой бесконечной погони в окружающем мире? Ребенок - скорей вырасти, подросток - взрослей, люби, учись, поступай, взрослый - работай, определяйся, спеши, обеспечивай. Кроме этого имеет место и погоня за личными целями, кажется, все слышали такую фразу:
Жизнь - это путь, а не результат.
Поэтому мы и любим игры - в них можно отстраниться в бесконечно бегущем мире, обеспечить себе отдых и новые эмоции, позволить недостижимое из реальности, найти в них самого себя и лучше себя понять.
Нынешние игры очень сильно отличаются от игр, которые выходили несколькими годами ранее. Дело далеко не в технической составляющей и не в увеличении бюджетов, дело в самом представлении об игре и ее потребителе.
Почти каждая выходящая в свет игра - это сервис, гача, онлайн игра, то есть - это рутина. Заходишь в гачу и на тебя вываливают кучу заданий, нужно накопить этих ресурсов, прокачать это, пройти это и успеть еще кое-что, заходишь в сервис и находишь работы не меньше, а в онлайн игре почти всегда вообще нет никакой остановки.
Представление об одиночной игре так же теряется в этом всем социализирующем сервисе. Очень редко выходят игры, которые дают тебе возможность остановиться, не гнаться, почувствовать себя одиноким и властительным в "мягком" понимании, почувствовать что ты что-то значишь, хоть ты один, но ты - это ты, а не "ты - это часть общества".
Чувствовать себя одиноким и наслаждаться своим одиночеством - прекрасно
Одиночество не однообразно, у каждого оно свое, воспринимается по разному.
Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие — великий дар.
Причем не факт, что оно будет приносить человеку грусть, иногда, ты, может, неосознанно, а может и осознанно, принимаешь одиночество... хотя... скорее не принимаешь, а осознаешь его красоту - ты один и ты здесь, это ничего не изменит. Так может насладиться кружечкой кофе, остановиться и осмотреться?
Не знаю почему, но заставить меня остановиться бегать как хомяк в клетке заставляет именно одиночество, оно вдохновляет быть на этом самом месте и делать что-то обычное, что обычно мы делаем в спешке, или чему не придаем значения.
Очень сильное чувство одиночества может возникать именно в таких насыщенных действием играх, как пятый угонщик, когда ты после всего того количества экшена решаешь прогуляться в лесу, заехать на холмик и посмотреть на огни ночного города.
Есть игры, которые возводят одиночество в культ. Например, The Long Dark:
До выхода некоторых обновлений игра была пуста(в хорошем смысле) как пустошь.. Хотя именно пустошью Fallout игра и вдохновлена, именно между перестрелками, в отправке на выполнение очередного квеста происходит прогулка по постапокалиптическому миру, которая даже в голове представляется как вылазка в одиночку, прям как в STALKER, по идее, хотя там это не доведено до того состояния, в котором хотелось бы его видеть. Но тут уж модеры постарались: создали множество модификаций, функции которых должны были присутствовать в игре изначально, но оказались вырезаны, а функции эти заключались в элементах выживания.
Элемент выживания - это то, что является фундаментом при создании атмосферы одиночества в открытых и полуоткрытых мирах(сам я считаю, что в 100% выживачей игрок чувствует себя одиноким, но есть игры с элементами выживания, в которых не всегда это правило работает, так что понимайте именно так).
Одиночество - это что-то абстрактное, оно есть и его сложно описать. Сижу, пишу, и не знаю как описать свои эмоции и чувства, а именно их я и пытаюсь описать здесь, на них я опираюсь. И сейчас не подумайте, что я хочу составить список деталей, с помощью которых разработчики заставляют игрока погрузиться в себя, никак нет!
Элементы выживания должны дополнять мир, а не мир должен строиться на элементах выживания, иначе это будет случай продуманного погружения игрока в одиночество, принужденное, не подкрепляемое в этом случае сюжетом, нарративом, лвл-дизайном. Да и тогда кому какое дело будет до этих элементов, они просто будут, да и смыслом своего существования им придется сделать досаждение игроку голодом, требованием ко сну и так далее.
Хорошим примером послужит Hollow Knight. Данная игра в самом начале погружает игрока в одинокую, пустую локацию, которая с первого же взгляда завораживает своей серостью, равнодушием и бездушием:
Первые часы игрок ощущает себя одиноким, он один в этом сером мире, вокруг несколько нпс, которые заняты чем-то своим, они - это они, и они - здесь. Никто не будет угождать тебе, выкладывать красную дорожку, у каждого свои цели и свой путь, может даже вы не будете знакомы и поможете друг другу, но может так и к лучшему, ведь узнав друг друга ближе, возможно, даже вероятно, вы не захотите видеться, дружить, общаться. В такие моменты невольно задумываешься, а нужно ли все это.
Игрой, важной частью и в некоторой степени основой которой является чувство одиночества, является - Metro 2033(причем единственная игра, которую мне довелось пройти до конца)
В книжной версии, конечно, намного лучше(как говорят обзорщики, сам еще не читал, но собираюсь) воссоздана атмосфера пустоты, борьбы за свою жизнь, выживания в одиночку, но в игре просто невозможно не ощутить холод, пробегающий на спине, когда бродишь по этим пустым и в то же время не очень тоннелям метро.
Одиночество - время, когда человек может быть по-настоящему честен к себе.
Ну и конечно, вишенка на торте, - Death Stranding.
Честно, очень хочется поиграть, на своем железе пробовал, но 30 фпс 720р с просадками не очень то доставляют. Это именно та игра, которую стоит пройти с графикой не ниже среднего и комфортными кадрами, вы просто гляньте на эту прекрасную атмосферу:
Чуете какая атмосфера? Да-да, это та самая атмосфера одиночества, подкрепленная нарративом, геймплеем и миром!! Созданная таким невзрачным, хоть и гением Хидео Кодзимой, она впитала в себя все самое лучшее из тех идей, что продвигают инди-разработчики - не боится быть не как все, не прогибается под стандарты игровой индустрии и устанавливает на этот счет свои.
Вспомним то, что я упоминал ранее, конкретнее то, что является помощью незнакомцу, а теперь придумаем вокруг этого игру - вот так и получилась Death Stranding. Миллионы людей помогли другим миллионам людей проходить игру, повлияли на их процесс прохождения. Даже становится как-то грустно, что нельзя пообщаться с этим человеком, увидеть.. но зато можно поставить лайк)
Эта игра также может по праву считаться произведением, возводящим одиночество в культ - мы все не знакомы, но мы рядом, мы не знаем друг друга, но помогаем. Кто способен на такое, если не человек?
Во время игры нам мешают многие факторы, такие как: соц.сети, мессенджеры, новостные приложения и тому подобные штуки, которые мешают восприятию гейминга и погружение в произведение в целом. Играя, чаще выключайте телефон и выходите из сети, просто чтобы в полной мере погрузиться в произведение и прочувствовать все самим, при этом не прерываясь на надевание маски при посиделках в сообщениях в мессенджерах, конфликтах на сами знаете каких площадках на тему что лучше дота или лол или игратьприставка или ящик икс, просто отдайте себя игре и испытайте искренние эмоции, а после можно и написать обзор и свои мысли в лонгриде, коих бывает не хвавает)
Грусть и одиночество часто сопровождают друг друга, но не обязательно воспринимать это как что-то плохое, в этом есть и красота..Это как смотреть на красивую картину в синих тонах, красках блюза с грустной задумкой... и восхищаться...
Может сейчас мы одни, а завтра уже мы два) кто знает, что будет в будущем, поэтому стоит ценить свое одиночество и иногда в него погружаться, чтобы по наслаждаться, обдумать все происходящее и лучше узнать себя, не стоит бояться одиночества и убегать от него, примите и наслаждайтесь настоящим/ей собой
P.S. - Мое мнение очень схоже с мнением Луцая, видео на ютубе под названием:"Одиночество в играх — спасите одиночные игры от фан-сервиса, шуток, ММО и Геншинов", обязательно к ознакомлению заинтересованным!!