Не фигуркой единой. Основатель Ultraterrain о пути и творчестве

Не фигуркой единой. Основатель Ultraterrain о пути и творчестве

Сегодня поговорим с основателем одной из самых известных и уважаемых мастерских по изготовлению террейна и аксессуаров к нему - Андреем Достоваловым. Каким был путь, как зарождалась идея и, что есть сейчас.

Пару слов о себе и о том, чем ты занимаешься. Хотелось бы узнать, как ты сам видишь свое дело?

Мне 38 лет, я из Екатеринбурга, полгода живу с семьей в Грузии. Я основатель мастерской по созданию и производству миниатюр для настольных игр и прочего реквизита к ним. Мое дело последние три года - это настраивать процессы в мастерской так, чтобы все работало без моего непосредственного участия. Отдушина от этой нетворческой рутины для меня - это 3д скульптинг. В свободное время я создаю новые модели, которые потом появляются в нашем ассортименте. Но большую часть новых моделек делают более профессиональные скульпторы на аутсорсе.

Не фигуркой единой. Основатель Ultraterrain о пути и творчестве

Ты и игры. Чем игры, особенно настольные, являются для тебя? Как ты пришел к ним? Есть ли любимые или наоборот не любимые? Часто ли играешь сейчас?

Настольными варгеймами я увлекся еще в конце 90-х. Тогда это были исторические солдатики в 1/72 масштабе от Звезды. "Эпоха Битв" или как-то так.

Затем в городе появился Warhammer. Но это было чем-то недостижимым для меня, так как, стоило дорого, а заработка у меня тогда не было, я только поступил в Универ.

Большие армии мне никогда не хотелось собирать, участвовать в турнирах тоже. Поэтому я немного играл дома в Мордхейм. Что, кстати, и сподвигло меня начать делать террейн.

Уже недавно открыл для себя Frostgrave , а затем Rangers of the Shadow Deep от того же автора. На Rangers of the Shadow Deep я даже получил лицензию, сделал перевод правил и допов на русский язык и продавал их в цифровом формате. К сожалению, сейчас на новые переводы времени совсем нет.

Если брать более казуальные игры (не варгеймы), то у меня в шкафу лежат коробки: Зомбицид, Игры престолов, Спартак, Серп. В это все играл с друзьями по 3-4 раза. Очень уж долго идет партия от 3 до 10 часов. Уже не вывожу такое)

Из последних покупок была известная Gloom Haven. Огромная коробка. Открыл, почитал правила, попробовали с женой поиграть , чтоб понять механику. Разозлились на эту механику, и игру я продал через неделю. Карточные варгеймы не для меня.

Не фигуркой единой. Основатель Ultraterrain о пути и творчестве

Твой путь. Как ты на него встал, каким он был и что есть в нем сейчас:

Мой путь был долог и тернист.

В 2005-2007 году я увлекся Мордхеймом, в механике которого активно используется террейн. На рынке ничего такого тогда не было, поэтому пришлось делать домики, стены и мостики самому. Через какое-то время я начал вести ЖЖ (блог такой был тогда) на тему террейна. Читал много форумов на английском языке, подчерпывая в них новые техники для террейно-строения.

Затем мне захотелось украшать свои постройки какими-то деталями типо колонн, барельефов, статуй и наполнить мебелью. Этих аксессуаров тогда на рынке тоже совсем не было. Я заказывал первые элементы обстановки в маленьких европейских хобби-магазинчиках за дикие деньги.

Потом я начал сам изготавливать нужные мне детали и освоил литье из полиуретановой смолы. Моя однокомнатная квартира тогда была по совместительству и мастерской.

Обо всем этом я писал в блоге и уже тогда создал группу ВК. Ко мне стали обращаться люди с просьбой продать террейн или отдельные аксессуары для него. Я начал продавать.

Так я работал лет пять, изготавливая всё сам, приходя вечером после основной работы.

Затем, волею судеб, попробовал продавать свои творения на зарубежных площадках типа Ebay. Продажи пошли хорошо, цены там я мог выставлять в 2-3 раза выше, чем для российских покупателей. Так что, у меня появились ресурсы на развитие.

Я снял маленькое помещение, нанял одного сотрудника, и начал делегировать часть производства ему.

Ну и понеслось.

С момента аренды первого помещения прошло еще шесть лет. Сейчас у нас большой офис с несколькими комнатами, в котором работает 12 человек.

Не фигуркой единой. Основатель Ultraterrain о пути и творчестве

Миниатюры и террейны, почему они? Многие грезят созданиями рас, фракций, персонажей и подобного рода творениями. У тебя же в первую очередь это фантастическая работа с деталями окружения и антуража.

Ответ прост: потому что это была свободная ниша, пустой рынок. Хотя и востребованность у миниатюрной мебели, конечно, ниже, чем у фигурок. Продавать террейн сложнее.

Последние три года мы активно движемся в сторону расширения ассортимента фигурок, но их тоже делаем не совсем в стандартных вариантах.

Из последних больших проектов у нас были: миниатюры мирных средневековых жителей, миниатюры убитых людей\животных и теперь занимаемся миниатюрами в сидячих позах.

То есть, я стараюсь находить какие-то новые темы, чтобы выделиться на рынке.

Интересности и сложности в работе. Каково это создавать? Что для этого нужно? Возможно подходящая атмосфера? Музыка? Настроение? Что-то, что позволяло бы фантазии работать в определенном ключе?

Работа мастерской - это сейчас какой-то супер-сложный процесс с кучей элементов. Мы постоянно сталкиваемся с новыми проблемами, решаем их и развиваемся. Производство — это очень сложно.

Но для меня эти все проблемы становятся не важными, когда я беру в руки отлитую в смоле нашу новую миниатюру. Это удивительное чувство, какой-то детский восторг, когда твоя идея, просто мысль перерождается в нечто осязаемое, в то , что можно покрасить, сфоткать, поиграть. До сих пор когда тестирую сборку какого-то нового нашего набора, не могу избавиться от этого восторга и удовлетворения.

У меня процесс создания происходит так. Сначала я ищу идею - что бы нам сделать такое новое? Что бы мне самому хотелось иметь на игровом столе? Вспоминаю что-то из книг, игр, фильмов. Нащупываю эту идею. Дальше ищу референсы в сети, либо делаю скриншоты в играх. Потом собираю все это в кучу, делаю черновик или мудборд. Ну и затем уже или художник рисует эскиз для скульптора, или 3Д скульптор сразу делает модель, которую мы на разных этапах корректируем вместе. А дальше уже - в производство.

Не фигуркой единой. Основатель Ultraterrain о пути и творчестве

Критика и, что еще важнее, самокритика. Когда ты понимаешь, что и облик и качество устраивают тебя самого, человека безусловно сведущего в предмете? Где есть место поблажке, а где железным принципам?

Сейчас требования к новым продуктам у меня очень высокие. Но в самокритике всегда важно знать меру, особенно , когда дело касается бизнес процессов. К совершенству можно идти бесконечно, но еще нужно продавать и зарабатывать деньги.

Я сейчас смотрю на наши модели 5-летней давности и умиляюсь тому, какие они несовершенные. Но я ничуть не корю себя в том, что мы их производили и продавали. Это необходимый и очень важный этап в развитии. Важно делать что-то, выпускать творения в мир, а не вымучивать идеал, который в результате никто никогда не увидит.

На данный момент у нас построен процесс обновления наборов. Сейчас существует три итерации миниатюр:

1) миниатюры, которые я лепил сам (не в 3д, а из полимерной пластики и гринстафа) в 2015-2018 годах

2) миниатюры, которые лепил для нас профессиональный скульптор (тоже не в 3д) в 2019 - 2020

3) модели которые уже сделаны в 3Д

Миниатюры из 1 и 2 серий уже практически все выведены из ассортимента. Это было главной стратегической задачей для меня в 2021-2022 годах: полностью обновить всю линейку , перейти на 3д моделлинг. И сейчас могу сказать, что нам это удалось. 3д рулит.

В каждой итерации модели усовершенствовались, исправлялись недочеты, менялся дизайн.

Сейчас я полностью удовлетворен тем, что у нас получается.

По поводу критики со стороны. Вообще, я не терпим к непрошенной критике. То есть, если я сделал условный пост "смотрите, какая классная новая миниатюра у нас появилась", а в комментах увижу критику, то автору коммента прилетит бан.

Если же я сделаю пост с условной формулировкой "есть замечания?", то я с радостью буду воспринимать любую критику. По отношению к другим производителям/художникам я руководствуюсь такими же принципами.

Не фигуркой единой. Основатель Ultraterrain о пути и творчестве

Забавные казусы в работе?

Что-то ничего забавного не вспоминается, только суровый производственный процесс. Ха-ха, уж извините!

Если возможно, давай возьмем пару твои творений, на твое усмотрение, и немого ты расскажешь о них. Как пришла идея, как создавалось, как увидело свет, насколько популярно в покупке?

Например, Лаборатория Алхимика.

Изначально я хотел сделать средневековую дистилляторную мастерскую. Основным референсом была эта гравюра.

Сделали бак, колбы, печку, скамьи, всякие ведерки и бочки. В первой итерации этот набор лепился вручную мной и вторым скульптором.

Набор тогда назывался "Дистилляторная" или "Distillery Room"

Не фигуркой единой. Основатель Ultraterrain о пути и творчестве

Вот, что у нас получилось. Это первая итерация с ручной лепкой, отлитая в смоле и покрашенная.

Не фигуркой единой. Основатель Ultraterrain о пути и творчестве

Когда пришло время обновлять набор в 3д, я понял, что с точки зрения маркетинга хорошо бы поменять название. Ну, потому что дистилляторную мало кто ищет для настольных игр. А вот Лабораторию Алхимика уже найдут с большей вероятностью. Тем более, этот набор можно использовать и так, и эдак. Комплект набора не сильно поменялся. Мы лишь подогнали размеры элементов, немного поменяли конструкцию литников. Ну, и самое главное изменение - появилась фигурка самого Алхимика. Так выглядит текущий (и надеюсь, последний) вариант этого набора, который продается в магазине.

Второй набор, про который интересно рассказать - это "Мастерская оружейника". Этот набор новый, и сразу делался в 3д, варианта в ручной лепке для него не было. Я сам владею огнестрельным оружием и увлекаюсь практической стрельбой, поэтому мысль о создании набора с миниатюрным огнестрельным оружием я вынашивал давно. Пришлось ждать несколько лет, пока мы не освоим 3д моделлинг, а 3д печать не станет доступной, чтобы выпустить его :)

Судьба свела меня с 3Д скульптором, которому тоже близка оружейная тематика, и я понял, что набор надо делать с ним. Работа шла гладко, так как мы оба хорошо ориентировались в оружейной специфике. Набор получился огромный, с кучей элементов. Там и автоматы разных видов, и в обвесе, и разобранные для чистки. Пистолеты, гладкоствольные ружья. Мишени, ящик с гильзами, станок для снаряжения патронов, всякие прицелы и магазины (отдельным элементами размером в 1-2мм).Могу сказать, что получил огромное удовольствие от работы над Мастерской Оружейника и еще большее удовлетворение, когда мы выпустили и покрасили ее.

Что вызывает наибольший интерес у аудитории и много ли этой самой аудитории? Каково вообще существовать на этом, нелегком рынке?

Наибольший интерес вызывают покрашенные миниатюры и сцены с ними. Но делать такой контент трудоемко и долго, так что, мы редко балуем наших подписчиков такими фотографиями и видео.

На рынке существовать непросто. Особенно, когда занимаешься массовым литьем авторской миниатюры, а не 3д печатью чужих моделей на заказ. Для себя решил, что если переживем 2022 год, то переживем уже всё. Хотя, такое же я говорил во время пандемии, а до этого еще несколько раз (мы же в России все-таки работаем).

Несколько слов тем, кто думает о том, чтобы заняться подобным моделированием.

Скажу, что создавать что-то с нуля всегда тяжело. Продавать это еще сложнее. Содержать себя на это - почти недостижимая цель. А содержать работников и помещение - это что-то за гранью фантастики. Но у меня получилось:) А значит, и у любого может получиться.

На этом мы завершаем, по моему мнению, интереснейший материал об одной из известнейших в России и в мире творческих мастерских. Прикрепляю ссылку на сообщество в ВК.А так же ссылку на официальный сайт, где вы можете заказать понравившиеся миниатюры и террейны, для ваших игр!

Играйте с удовольствием! Играйте интересно!

2222
5 комментариев

Кухня российских мастерских и литеек крайне интересна, спасибо за взгляд изнутри.

1

Если , будет интересно аудитории, я пойду дальше по студиям, учитывая что личный интерес имеет место быть

1

То есть, если я сделал условный пост "смотрите, какая классная новая миниатюра у нас появилась", а в комментах увижу критику, то автору коммента прилетит бан.Охуенная клиентоориентированность. Так держать!

1

Не забываем, что это личное мнение человека+
Если же я сделаю пост с условной формулировкой "есть замечания?", то я с радостью буду воспринимать любую критику. По отношению к другим производителям/художникам я руководствуюсь такими же принципами.
Вполне ,как мне кажется, дает понимание отношения человека.
Ненависткики и критики будут всегда. Слушать их мнение , когда не просили, многие не хотят и это их право.