Neverwinter Nights: 20 лет спустя

Впечатление сквозь призму ностальгии

Пора

С игрой мне мне посчастливилось познакомиться в далёком 2004 году, буквально одним глазком. Когда компьютера ещё не было, а в клубе, где я запускал Neverwinter Nights, был не оригинал, а аддон «Проклятие Левора». Там я довольно быстро напарывался на «загадку» в склепе, и на этом, собственно, моё приключение прерывалось. Всё что мне оставлось, это зачищать все близлежащие окрестности вопреки здравому смыслу.

Эх, Арибет, зачем тебе Фентик? Я же лучше!
Эх, Арибет, зачем тебе Фентик? Я же лучше!

И вот, спустя почти 20 лет, я решил восполнить свой юношеский пробел, и пройти игру целиком.

Для прохождения я выбрал Diamond Edition и всем рекомендую именно её. В комментариях в Стиме под Enhanced Edition люди жалуются на пропажу сохранений, какие-то баги в балансе, и прочую фигню, так что я решил не рисковать ради сомнительного «апгрейда» визуала. Тем более что у меня есть детская травма после убитых сейвов в Готике 2.

Вопреки общественному мнению ;D
Вопреки общественному мнению ;D

Мой путь

О создании героя можно рассказывать часами: восторгаясь многообразием классов; навыков; системой престижа; выбором ДЕВЯТИ характерных черт; настройкой внешности персонажа В ПОЛНОМ ТРИДЭ! Дорого, богато. А я напоминаю, на дворе 2002 год!

Всё это жутко интересно и оформенно в художественную оболочку, погружая игрока на самое днище ролевой системы DnD. Утопия для манчкина с калькулятором в руках.

Вот только я – не манчкин.

Опасаясь запороть чара, я выбрал классического бойца. Вот меч, вот щит, тяжёлая броня. А чтобы лучше вжиться в роль авантюриста, наделил его аж 4мя очками Харизмы. Знаю-знаю, работают профессионалы!

Первые несколько уровней я мастерски забарывал воздух. Пять из шести ударов в молоко, и это лучший результат моего кунг-фу. Пока отважный вор-коротышка, взятый мною в напарники, выполнял за меня всю чёрную работу: «Дык, ёлы-палы!», я тренировался для генерального сражения.

Скажу наперёд – не зря!

Крестьяне, нынче, ничуть не слабее спасителей мира.
Крестьяне, нынче, ничуть не слабее спасителей мира.

Приходилось прокачивать не только персонажа, но и мозги. Найденные мною предметы или зелья не давали ясного представления о том, что именно я получу в качестве бонуса или бафа. Какая ещё «Свобода»? Какие ещё, мать его, «Рефлексы»? Кто такой этот ваш «СПАБРОСОК»?! Большую часть прохождения половина моего браузера была усеяна закладками с вопросами «А ШО ЭТО ТАКОЕ?!» При этом локализация не всегда соответствовала тому, что я мог найти, а поэтому многие вещи для меня остались загадкой.

Но я не сдался. Завязка игры, не смотря на затяжной, местами, даже, занудный пролог, показалась мне интересной.
Нас не объявляют избранным, не рассказывают о нападении всемирного зла, и не просят найти артефакт, чтобы одолеть суперзлодея (хотя в дальнейшем, именно это и попросят, хыыыы!). Пока что речь пойдёт о чуме, что охватила Невервинтер. Дескать, лекарство мы ещё не нашли, но зато у нас есть сказочные существа, которых, ежели грамотно покрамсать в нужной консистенции, на основе их биологического состава можно сотворить «Спутник – В». Нам, честно говоря, и делать-то особо нечего. Так, выполняем пиар-акцию, имитируя бурную деятельность среди горожан.

Начальные боссы просто ад
Начальные боссы просто ад

Но тут случается непредвиденное нападение. Внезапно! На Академию высаживается боевой десант из гоблинов, скелетов и каких-то сектантов. Хаос, визги реки крови под ногами. Поножовщина полным ходом. Пока я успешно занимался самообороной, продавливая своей тушей путь к выходу, сказочные существа сваливают. Охранял их не я, но разгребать это дерьмо угадайте кому поручат.

Задача, конечно, нетривиальная. Где искать? Как дотащить? Не важно. Об этом нас просит топ-вайфу Невервинтера – Арибет. Отказать ей не представляется возможным. И потому, что это единственная женщина, которая нами интересуется, и потому, что это цель игры.
В довесок от меня требуют выяснить, кто именно стоит за распространением чумы.

Краткий брифинг миссии

Выйдя в город, игра резко преображается. Ещё мгновение назад я блуждал лабиринтами, как вдруг оказываюсь в просторном сквере, на горизонте видны оживлённые улочки , повсюду шныряют горожане, которых, к слову, ИМЕЯ ПОВЫШЕННУЮ ХАРИЗМУ, можно разговорить, а обладая характером ХАОТИК ЭВИЛА, ещё и вытряхивать бабки. Всего по 50 золотых. Мелочь, а приятно! Последствия? Никаких. Я главный (а по факту единственный) уполномоченный полицейский второго по важности лица в Невервинтере.

Обернись вокруг! Разве здесь не прекрасно?
Обернись вокруг! Разве здесь не прекрасно?

Изучать окрестности сплошное удовольствие. Реальное городское фэнтези. С кварталами разной паршивости, расами всех мастей и тайными канализационными сетями, куда мы не раз будем опускаться, для выполнения заданий. Казалось бы, очередная (для того времени) РПГ по системе DnD, но нет!

Игра обладает уникальной, нуарно-гротескной атмосферой. Во, как я завернул! Угловатая, примитивная графика (чем-то даже напоминающая Готику) сосуществует с мрачным, довлеющим настроением безысходности. И всё это среди жилых массивов, где город не перевалочный пункт, куда мы возвращаемся для восполнения запасов, а это и есть наша игра. Мир, который мы исследуем.

Где-то в астральном измерении
Где-то в астральном измерении

В дальнейшем, конечно, нас выпустят за ворота. И тут, к слову, сильно не хватает глобальной карты, которая бы отражала всю эпичность нашего путешествия. Миссия то у нас, вселенских масштабов, а из-за отсутствия карты ощущается некая, скажем так, локальность происходящего. Ну да ладно, фигня, уверен, художникам в то время было чем заняться.

Жизнь Вне

И вот, значит, я оказываюсь за пределами города. Того самого мира, вне границ которого, к моему удивлению, тоже кипит жизнь. Я словно Нео, которого отключили от Матрицы. Выясняется, что в окрестностях Невервинтера тоже живут люди! Да что там люди! Целые сёла, города, и какие-то из них нам так же дадут посетить.

Мне-то думалось что весь сюжет будет происходить внутри города. Нашли сказочных существ, убиваем главгада и титры! А вот и нет, впереди ещё сотни часов геноцида.

Порт Лласт
Порт Лласт

К слову об этом. От студии «Биовейр» я полностью прошёл только две игры: Одна Dragon Age: Origins, вторая – эта. И вот что там, что здесь, у ребята какая-то нездоровая тяга с затяжным, или, даже, чудовищным по размеру подземелиям. Нет, я понимаю, что это люди своей эпохи, все игры были именно таковыми, да и кроме прочего, раскидать по лабиринту 100 мобов куда проще и быстрее, чем сделать 3 локации по 15 мобов с тактическими боями, но когда я дошёл до гигантской сети пещер с орками, гоблинами и багбирами (напоминающие лысую чубаку!), мне на мгновение показалось, что игра плавно перетекла из DnD в хэк_энд_слэш.

Дергиаб - повелитель огров.
Дергиаб - повелитель огров.

Джон Рэмбо в деле. Только вместо пулемёта, карающий меч, коим я лихо я вырезал целые пачки монстров за раз. При чём в соло! Нет, это не было скучно. Геноцид шёл бодро, весело. Просто это выглядело, на мой взгляд, резонирующим: и с жанром, которым игра себя позиционирует, и с тем, что в распоряжении разработчиков хитросплетённая ролевая система, а по итоге мы просто ковыряем вражин дедовским методом аля Диабло.

Разве что сундуки снижали динамику сражения. ТЫСЯЧИ ИХ!!! Не монстров, сундуков! На 1 монстра, порой, приходилось по 3-4 сундука, а то и все 5. Но бесят не сами сундуки, нет. Разве может кого-то бесить щедро раскиданный лут? Бесит то, что 3 из 4х закрыты. На их открытие, мне кажется, я потерял час или два реального времени.
Если вы играете вором, их постоянно надо взламывать, если воином – ломать. Это изрядно утомляет . К третьему акту это особенно заметно, когда в КАЖДОЙ комнате по 4-5 контейнеров для лута и почти все на замке...

Я, когда зашёл в очередную комнату с 5 сундуками, из которых 4 закрыты

Где же этот, едрить его, артефакт?

Чем дальше в путь, тем меньше квестов. Но знаете, это не то, о чём сильно жалеешь. Квестов в игре много, разных, некоторые частично озвученные, но почти все они, признаться, довольно посредственные.

Если б не наличие диалоговой системы, которая, к сожалению, имеет крайне скудное влияние на события в игре (напоминаю!) с ДЕВЯТЬЮ ХАРАКТЕРАМИ ГЕРОЯ, то все задания можно было бы смело пропускать, не читая.

Чудовищная ложь!
Чудовищная ложь!

Полагаю, всему виной ограниченное время разработки. Оригинальная кампания делалась или параллельно, или уже после создания редактора. Реализовать весь спектр широкой диалоговой системы в полном объёме даже с учётом того, что уже имеется, непосильная задача. Наверное, поэтому уже последующие аддоны (а я вот начал проходить Андертейл) выглядят на голову выше основной сюжетки.

Нет, вы не подумайте чего дурного. Отыгрыш в оригинальной компании есть, это факт, его много (относительно общего числа квестов), это тоже факт, но какой он?

Мы можем посылать всех нахер, и по-первой это даже весело! Намерено вести себя как полны мудак, портить отношения, в особенности с теми, от которых мы физически зависим, лишиться квестов (а значит экспы), пригрозить умерщвлением, выбив скудную сумму денег, но при этом полностью остаться или без торговца, или без хила. Ну, а какой в этом смысл?

Время умирать!
Время умирать!

В данном случае мы просто выбираем самоубийственный вариант, который лишает нас или функционала, или развития, а в противовес мы или ничего не получаем, или получаем несоизмеримо крошечный профит.

Но увлекательные задания всё же есть, как и персонажи, с которыми интересно общаться и узнавать их историю. Опять же, ростки отыгрыша видны то тут, то там, особенно когда ты встречаешь дерзкую девчонку, готовую составить тебе компанию в твоих злоключениях, вот только беседа с ней ничему не приводу. Обидно до боли в сердце. Уверен, что дело не в халтуре, просто чувакам из Биовейр тупо не хватило времени.

Даже в увеселительном доме мне не рады.
Даже в увеселительном доме мне не рады.

Ещё одно разочарование – напарники. У них нет истории, каких-либо отношения с героем. Даже инвентарь их открыть нельзя, как и экипировать. Для классической «партийнной» рпг это, конечно, оригинальный ход.

При этом основной сюжет я считаю достаточно занимательным (как минимум в концептуальном плане), просто он излишне затянут. Да, после чумы в Невервинтере начинается банальная охота за артефактом, спасением мира и (допишите сюда все клише фэнтези)…. Но!

Тут у нас и драматический персонаж, и твист, и детектив, и всё это закручено-заверчено на глобальный эпик стори…

Жаль, только, развязки нет. Вы спросите, как это нет? Ну вот так, нет.

Крутой демон был круто повержен.
Крутой демон был круто повержен.

По сюжету, почти в самом конце, нам дают повлиять на ход событий, на что я уже давно не стал рассчитывать, но то ли времени не хватило, то ли разрабы забыли, но ни моя судьа, ни мой вклад в судьбу Арибэт (а это важнейший персонаж в истории) вообще никак не отражён в финале.

Ну вы поняли.

И если в той же Dragon Age (опять же, виден колоссальный рост навыков разработчиков) наши решения влияют и на финальную битву, и на исход самой битвы (пусть и в виде текста), то здесь, почти сразу после победы над боссом, нам показывают максимально формальный ролик и всё, титры.

А как же катарсис?.. Катарсис в сделку не входил.©

Но я не жалею о потраченном времени. Игра, при всей моей нелюбви к DnD системе, поглотила меня с головой. И если о самой ролевой системе мне сказать особо нечего, её или принимаешь, или не принимаешь, то экономическая модель радует безмерно.

Колечко Силы за 196 тысяч. А хули вы хотели? Инфляция!
Колечко Силы за 196 тысяч. А хули вы хотели? Инфляция!

Львиная доля всей имеющейся экипировки в игре продаётся у торгашей. Цены конские, но оправданные. В отличии от диаблоидов, где у торгаша лишь мусор, здесь ты облизываешься по каждому колечку. Накопленный капитал всегда есть на что потратить, и уповать на один лишь рандом не приходится.

Кроме того, весь шмот в игре статичный. Точнее, его характеристики. Уже к третьему акту можно выучить половину экипировки, и определять её на глаз, без опознавания. Для поклонников рогаликов, это, наверное, звучит дико. Тем более для игры с многоразовым прохождением. Но здесь статика уместна и важна. Всё сбалансированно до миллиметра. Мир одноразовый, и после зачистки данжа, там уже ничего и никогда не восстановится, а, следовательно, каждая найденная копеечка, каждое найденное украшение идут в счёт производительности труда.

И да, чуть не забыл, деньги нужны не только на экипировку и расходники! Тут есть официальный абуз в виде телепорта в хаб. Спамить его можно бесконечно, но каждое возвращение из хаба – платное. И если на первом акте это копейки, то уже на 3м требует аж 400 золотых за экспресс-доставку. Особенно усиленно я эксплуатировал это ТП на драконах. Жирные, твари, хер завалишь!

Что по итогу?

Прекрасная игра своего времени. Уникальный, на мой взгляд, сеттинг городского фэнтези. Сделано крайне качественно, что графика, что управление даже сегодня изумительные. Багов и несуразиц хватает, это да, главное помнить, игре – 20 лет!

Пробегал с этим мечом большую часть игры
Пробегал с этим мечом большую часть игры

Первый акт великолепный. Жилые массивы, каждый нюанс увлекает, персонажи пытаются напустить интриги, шмотки меняем как перчатки (и перчатки тоже!), прокачка несётся на всех порах, дофамин льётся рекой.

Второй акт, скажем, уже попроще, прокачка затягивается, из городского фэнтези игра превращается в обычное, а вместо нового контента, нам предлагаю длиннющие данжоны.

Третий акт выглядит вымученным, и интересен только драконами. Квестов мало, это уже прям зачистка ради зачистки. Хаб крайне неудобен.

Четвёртый акт явно делался в попыхах. Возможно за неделю, если не быстрее. Всего по минимуму. Но в целом, это даже плюс, поскольку к этому моменту игра почти перестала давать квесты, нового шмота не было вообще, ну и тупо хотелось узнать развязку. Один плюс – открывать сундуки необходимость отпала.

Короче говоря, оригинальная кампания звёзд с неба не хватает, но атмосфера берёт своё. Я всецело проникся сеттингом, практически взахлёб пробежал все четыре акта, а после прохождения сразу сел за аддон.
Многие, я уверен, забили, или забьют уже на 2м акте (и правильно сделают, ибо самый сок в 1м). В таком случае сразу начинайте зарекомендовавшие себя дополнения, как официальные, так и фанатские модули, большинство из которых можно спокойно играть с 1 уровня, они абсолютно самодостаточные.

191191
156 комментариев

Надо понимать что сам по себе nwn это скорее редактор, а оригинальная кампания просто демонстрирует его во всей красе, аддоны уже повеселее.

И да, тогда это было огромным прорывом, на 12/10 на кончиках пальцах, казалось что сейчас весь мир наделает в нём эпиков. Но история показала что пришлось ждать модов на скайрим.

22
Ответить

Но моды то там есть классные сюжетные и их прям много.
Даже сейчас их ещё выпускают. Вон, про дом Салливана, например.

3
Ответить

Да, самый каеф в начале 2000-х был залететь в НВН на сервак в интернете с кастомкой. Простор для всякого отыгрыша - бесконечный, чем народ успешно и пользовался. А ещё для НВН был полноценный клиент под Линукс, так что количество бородатых айтишников на квадратный метр сервера зашкаливало.

1
Ответить

Возможно, это эффект утёнка говорит во мне, но первый акт был шикарный в плане фэнтезийной атмосферы: леди Арибет с чарующим "Greetings" и "Farewell", Томми Подвисельник, шустро вскрывающий ящики и обезвреживающий ловушки под фирменное "Oki-doki", ощущение тайны и приключения за каждым поворотом (эпидемия зомби, восстание в тюрьме, борьба между бандами пиратов, замок чёрного мага и тп.), шмот с интересными предисториями. А вот дальше разрабам не хватило сил, и всё пошло более коридорно, как будто в DLC играешь. Дополнения опять же интересные: новые места и истории в Фээруне, да и взаимодействие с напарниками расширили. А вот до Кингмэйкера так и не добрался в своё время (на моей пиратке он был багованный).
@Евгений Белоусов , истории у напарников в оригинальной кампании, кстати, были, реализованы, правда, крайне примитивно: в диалоге каждый акт они рассказывали тебе часть своей предыстории.

19
Ответить

Проходил 2 года назад на видос все официальные модули первого Невервинтера, и все так как ты говоришь. Замес в самом Невервинтере (первый модуль) тянет по сути на отдельную игру. А ещё каждый квартал можно было пройти разными путями. К уркам можно попасть отжав ключ или пройдя через соседский дом. К Мелданину через портал его старой подруги или зарезав/заплатив охранника и так далее. Имерсив сим моего детства (:

8
Ответить

Ну там не предыстории, а скорее так, пара фраза во время знакомства. Квестов-то с ними нет( А характерами герои наделены, это правда.

Ответить

Атмосфера "чумного" города Невервинтер и история предательства Арибет до сих пор вызывает у меня нотки приятной ностальгии. И куда же без кобальта Дикина, более душевного барда я ещё никогда не встречал. А ещё запомнился Лес Невервинтер, падающие листья с высоких деревьев. Физика скатывающихся капель яда с меча...

15
Ответить