Final Fantasy Type-0, или игра, что впустую потратила моё время

Осторожно! Тут присутствуют спойлеры!

Final Fantasy. Когда фанаты JRPG слышат это название, они чаще всего с теплотой вспоминают игры с этим названием. Кто-то приверженец классических спрайтовых игр времён NES/SNES, кто-то больше любит 3D проекты времён PS1/PS2, а кому-то больше по душе игры, что выходили уже на более актуальные PS3/PS4. Людей много, как и мнений, и если спросить любого фаната FF, какая игра этой серии является его любимой: вы не услышите часто одинаковые ответы, ведь серия включает в себя, на данный момент, около сотни игр, и у каждого фаната есть свой фаворит в этом, несомненно, огромном списке.

Однако, сегодня я не буду говорить о какой-то игре из основной серии. Я хочу вам поведать о игре, что стала моим первым пройденным проектом в этой просто колоссальной серии. Сегодня речь пойдёт о игре из подсерии «Fabula Nova Crystalis»: Final Fantasy Type-0.

Final Fantasy Type-0, или игра, что впустую потратила моё время

Отмечу сразу один важный момент: я не являюсь фанатом этой серии. Я нахожусь только в процессе прохождения Final Fantasy VII, XII, и Crisis Core. И данный проект, как было сказано выше, является первой Final Fantasy, что я осилил. И видит бог, этот текст мне будет так же тяжко даваться, как и прохождение самой игры, ведь меня просто рвёт от желания перейти на мат и писать что-то слишком агрессивное. Моя самая первая Final Fantasy заставила меня засомневаться в том, что игры — это искусство.

Технический момент.

Данная игра вышла 27 октября 2011 года на платформе PlayStation Portable, и она не выходила за границы родной Японии, из-за чего фанаты в остальном мире не могли никак оценить эту игру, ведь официального перевода не было ни в какой форме. Есть, конечно, фанатский патч, что переводил оригинальную PSP игру полностью, но и он вышел не сразу.

Лишь с выходом HD версии в 2015 году, люди смогли наконец-то оценить данный проект, ведь он выходил уже во всём мире, с английским текстом и озвучкой.

Сравнение Оригинала (PSP) и HD Версии(PS4, XBOX ONE, PC)
Сравнение Оригинала (PSP) и HD Версии(PS4, XBOX ONE, PC)

Однако, речь пойдёт не о новенькой версии на PS4, XBOX ONE и PC, а о оригинале на PSP, с вшитым фанатским переводом, ведь именно в таком виде я эту игру прошёл. Переходим уже к основной части данной статьи.

Сюжет. «Война войной, а демоны по расписанию!»

Карта Ориенс, поделённая на регионы: Доминион Рубрум, Империю Милитес, Королевство Конкордии и Альянс Лорикан.
Карта Ориенс, поделённая на регионы: Доминион Рубрум, Империю Милитес, Королевство Конкордии и Альянс Лорикан.

Я даже не знаю с чего начать этот раздел. История Type-0 настолько неадекватна в своей подаче и в целом структуре, что у меня банально в голове сплошная каша от этого. Попробую начать с основного конфликта.

Сюжет повествует нам о том, как в мире Ориенс, что поделён на четыре нации и управляется четырьмя кристаллами, случилась война, начатая злой во всех смыслах Империей Милитес. Империи нужна только власть. Это вся мотивация Империи, я не шучу.

Мы будем играть за представителей другой нации, что сражается против Милитес: Доминион Рубрум, а точнее, за элитных учеников Магической Академии Рубрум — Класс Ноль.

И… с самого начала начинаются проблемы. Если вы не знакомы с игрой и думаете, что под наше управление попадёт лишь несколько человек из Класса Ноль, то… вы жестоко ошибаетесь. Мы будем играть за весь класс, состоящий из 14 человек.

К этому мы вернёмся немного позже, а пока, я хочу высказаться насчёт основного конфликта. Он имел потенциал, и даже интересно было следить за этим сюжетом в начале, ведь хорошие моменты там были!

Война на территории Академии Рубрум.
Война на территории Академии Рубрум.

Мы в самом начале игры видим сцену ужасов войны, когда Милитес штурмует Рубрум и убивает всех солдат на своём пути. Мы следим за тем, как один из солдат Рубрума, со своим верным Чокобо, пытается добраться до места встречи с Классом Ноль. Он видит, как его товарищей убивают, слышны крики, взрывы, город в огне, но он продолжает идти, хоть и раненный. Вся начальная сцена сделана просто на высшем уровне, она тебя правильно настраивает на дальнейшие события, и ты понимаешь, какой уровень жестокости можно ожидать от этой игры.

Но… на деле, это не так. Самые лучшие части в сюжете этой игры: это самое начало, и лишь половина хорошей концовки. В остальном: сюжет крайне убог по исполнению и подаче. Основной конфликт не имеет в себе ничего интересного, мы на протяжении почти всей игры просто отбиваем свои территории, пока сюжет лишь грузит нас максимально бесполезной информацией и персонажами, от чего вы чувствуете либо ничего, либо бешенство.

Я уже несколько раз упомянул подачу сюжета. Что с ней не так, спросите вы? Давайте мы отойдём немного от темы и разъясним один момент: что такое хорошее строение сюжета и мира игры? Лично я считаю, что если игра хочет, чтобы игрок был заинтересован в её сюжете, мире и персонажах: она должна делать максимум усилий для этого.

Отличным примером этого, как по мне, является игра под названием «The Legend Of Heroes: Trails In The Sky», что выходила задолго до Type-0 и справилась с выше поставленной задачей просто на ура. Персонажи там были напрямую связаны с миром, как и сюжет, и там была максимально интересная подача всего и вся, ты жил в этом мире, ты был главным участником событий. Игра вводила тебя в курс дела и постоянно добавляла всё новые детали этого сюжета и мира, ведь для сценаристов той игры было важно заинтересовать игрока, а не бросить в него книгу размером с «Войну и Мир» в комплекте с игрой и надеяться, что он сперва прочитает книгу, а потом уже начнёт игру.

Думаю, по последней фразе вы уже догадываетесь, в чём проблема сюжета Final Fantasy Type-0.

Класс Ноль в бегах.
Класс Ноль в бегах.

Главная проблема сюжета: все важные детали сюжета и мира находятся в местном Кодексе. Кодекс — ваше всё, ведь иного способа узнать о том, что несут порой все эти люди у вас попросту нет. Кто такие Л«си, Фал»си, причём тут кристаллы, что такое Пандемониум, Агито, каким образом наши герои могут использовать магию и без кристалла(что все остальные солдаты делать не могут), почему кто-то помнит погибших, а кто-то нет(ведь игра чётко говорит, что под влиянием Кристалла все забывают о умерших, чтобы эмоции не мешали им жить и сражаться дальше), какого чёрта происходит в последней главе, где внезапно демоны пришли: открой кодекс И заткнись.

Я говорю честно: я Кодекс не читал почти. Вы скажете: "Так это твои проблемы, ведь раз Кодекс важен, значит ты был обязан прочитать его для понимания происходящего!". И да, я согласен: это был мой выбор, ведь я не фанат читать описания предметов из серии Souls или целые книги как в Скайриме. Но скажите мне пожалуйста: а с каких пор для того, чтобы понимать базовые вещи, связанные с сюжетом, я должен лезть в Кодекс или тематические Вики?

Я играл в Persona 3 и всё понял. Я играл в дилогию Trails In The Sky и у меня вопросов не было вовсе, а текста там больше, чем во Властелине Колец, на минуточку. Я даже в Kingdom Hearts: Birth By Sleep играл, где сюжеты порой трудно понять тоже, но я всё там понял как ни странно. В них присутствовали своеобразные записки, но они были максимально опциональны, и там хранилась только дополнительная информация о всяком, самое важное говорили уже в самом сюжете.

Хорошо, если примеры с этими играми вам не по душе, я возьму тогда примеры из одноимённой серии. Я прошёл большую часть Final Fantasy XII, у которой Type-0 явно подсматривала многие вещи, и у меня нет никаких проблем с пониманием того, что происходит в той игре. Как реагируют другие государства на войну, цели персонажей, кто они такие сами по себе, почему мир так устроен и в чём суть конфликта: этой игре не нужен был никакой Кодекс, чтобы понятно всё мне донести.

Type-0 — это школьник, что не способен без подсматривания в тетрадку сдавать и так уже посредственную презентацию перед классом.

Это не Dark Souls, в котором можно наплевать на историю и пройти игру без неё, получив даже в таком случае удовольствие. В Type-0 есть история, которая постоянно маячит перед глазами, которая постоянно требует внимания от игрока, но и всё. Она его требует, и с этим вниманием больше ничего делать не собирается.

Апогей всей этой чертовщины с сюжетом(иронично): Появление Адских Чертов в 8 главе, как и конца света.

8 глава… Одно дело, когда у тебя игра про войну между государствами в мире фэнтези. Сюжет так и так был никаким, скучным, и просто никчёмным.

Но другое, когда в 8 главе, восприятие игрока вместе с героями и сюжетом отправились буквально в ад.

"А что не так с последней главой?", спросите вы. А я вам отвечу.

После победы над Милитес, игра заставляет нас вернуться обратно в Рубрум, пешком, с другого конца карты. Путь этот тяжкий тем, что 1) чувства победы от победы Рубрума не было вовсе; 2) игра ранее никогда не заставляла игрока возвращаться с миссии назад, происходил автоматический телепорт. Но это мелочи. Дальше… Дальше идёт буквально ад.

Пандемониум.
Пандемониум.

Вернувшись в Рубрум, мы наблюдаем за тем, как Академия и весь город были атакованы неизвестными демонами, и игра на полном серьёзе пихает во время геймплея слайд-шоу с важной сюжетной информацией на весь экран. Про демонов, Пандемониум, про конец света, про какой-то Фокус, что Сид стал Агито и каким-то судьёй, что всё пропало, и так далее. В слайд-шоу. В тот момент, когда ты сражаешься против опасных демонов.

Игра разваливается на части именно в этот момент. Кодекс тут необходим, ведь никто из персонажей что раньше, что сейчас не способен что-то рассказать о ситуации, и игра дальше надеется, что я буду тратить время на то, чтобы открыть эту чёртову книгу и прочитать все Десять Заповедей, будто мне вдруг стало не плевать после всей остальной игры.

Что ещё важно, и о чём нельзя молчать: Всё это случается внезапно. Игра не давала никаких предпосылок для конца света, Пандемониума и прочих демонов, с которыми Палач Рока нам не поможет, а жаль.

Это не как в Persona 3, где сюжет плавно повышал ставки и менял всю цель героев под конец игры, где теперь решалась не судьба одного города, а всего мира. Почему игра, что выходила намного раньше, и которую сейчас все только грязью поливают, справилась с повышением ставок куда лучше, чем «невероятно мрачная и хорошая» Type-0?

Дальше идёт концовка, к которой мы вернёмся позже, ведь невозможно о ней говорить без знания того, какие персонажи вообще в этой игре. И поверьте, это надолго, и это важно для понимания того, почему хорошая концовка — поганое днище.

Персонажи. «Картонные стереотипы, слитые в унитаз. И Кунагири Макина.»

Класс Ноль.
Класс Ноль.

14 главных героев. Целый, мать его, класс. Знаете, что их всех объединяет?

Это лишь пародии на личности.

Я пройдусь по каждому из них, именно с помощью той информации, которую даёт игра вне Кодекса, чтобы вы понимали полноценно мою претензию к этому. Начну с лучшего главного героя: Эйса (Ace).

Эйс. (Ace)
Эйс. (Ace)

Эйс — молчаливый молодой парень, что является негласным лидером Класса Ноль, по крайней мере такое впечатление у меня он вызвал. К тому же, это один из трёх персонажей в игре, на ком акцентируется максимум внимания. Владеет картами и является бойцом, который умеет драться как в ближнем бою, так и в дальнем, но основные приёмы, всё же, идут в дальний бой. Самый стильный во время игры, и объективно лучший персонаж для прохождения. Жаль, что такого нельзя сказать о других по большей части. Находится в конфликте с Макиной Кунагири на теме погибшего брата второго. А ещё он умеет неплохо петь. Всё.

Токимия Рэм. (Tokimiya Rem)
Токимия Рэм. (Tokimiya Rem)

Рэм (Rem) — добрая и чистосердечная девушка, что является лучшей подругой детства Кунагири Макины. Не любит когда за неё сильно беспокоятся, и она сама постоянно беспокоится о Макине. В общем говоря, думает обо всех в первую очередь, а о себе — в последнюю. Является новенькой в Классе Ноль, как и Макина, и является вторым персонажем из трёх, на ком акцентируется максимум внимания.

Страдает от смертельной болезни, о которой она ничего не говорит остальным, в том числе и Макине. Грубо говоря то, что она умрёт — является лучшей чертой её персонажа.

В игре, напомню, есть одно правило: когда кто-то умирает — все о нём забывают. Знакомые, друзья, родственники — кристалл блокирует память всех о умерших, чтобы люди жили дальше и это не мешало им сражаться дальше.

И у игры были действительно очень хорошие предпосылки для драмы. Рэм боится смерти, ведь о ней все забудут, включая Макину. Ощущение того, что все, кто тебе дорог, забудут о твоём существовании после смерти, словно тебя никогда и не было… это действительно пугает. И я переживал только за неё в самом начале, ведь это единственный конфликт, что имеет на бумаге хоть какой-то вес.

Если вы подумали, что это идёт либо никуда, либо вообще куда не надо: вы правильно думаете.

Но об этом потом. Поверьте, отдельно от концовки смотреть на дельнейшее развитие конфликта внутри Рэм невозможно.

В плане боёвки, она довольно быстрая, может в магию и орудует двумя кинжалами. Не самая полезная, говоря откровенно.

Кунагири Макина. (Kunagiri Machina)
Кунагири Макина. (Kunagiri Machina)

…Вот знаете, одно дело, когда персонажи просто скучные(коими и являются абсолютно все персонажи в этой игре), а другое, когда вы делаете кого-то, как Кунагири Макину! Это самый ублюдский персонаж, что я когда-либо видел. Он постоянно бычит на всех из-за смерти брата, к чему никто не имел никакого отношения, он с радостью крысил и следил за своими одноклассниками без лишних вопросов, он становится предателем собственной родины, став Л’си Милитес(То есть, он стал убер оружием чужого кристалла и страны), он один из самых бесполезных бойцов во всей игре, и то, что происходит в концовке, напрочь убило всякое желание сопереживать этому сукиному сыну.

И хуже всего то, что это третий персонаж из трёх, на ком игра акцентирует максимум внимания, и игра любит Макину: он, по сути, главный герой этой истории. Его в игре показывают больше всех, даже в сравнении с остальными героями. Одна проблема: я Макину не люблю, и я хотел бы, чтобы его растоптала стадо Чокобо.

Да, возможно пойдут оправдания в стиле: "Он подросток обычный, у него брат умер(которого он каким-то хреном помнит, или нет, я запутался), и вообще: в игре целая система таймлайнов, и он на уровне подсознания помнит абсолютно каждый из них и именно поэтому у него такой характер мудилы!", но знаете? Меня это совершенно не волнует. То, что игра показывает в первую очередь: грёбаная хрень, а не персонаж. Но мы потом поговорим об этом.

Сэвен. (Seven)
Сэвен. (Seven)

О, приехали. Дальше будет сплошная скукота, ведь, кроме тех трёх персонажей выше, игра даже не пытается делать что-то с остальными 11 героями.

Сэвен… это девушка. Удивительно, да? Она вроде-бы имеет холодное отношение ко всем и не особо любит говорить… вроде-бы… У неё есть хлыст, который помогает кое-как иногда… Всё.

Мне действительно больше нечего о ней сказать, это просто пустая эмо с хлыстом. Я не могу вспомнить хоть один момент, где она бы проявляла свой характер(кроме концовки).

Дьюс. (Deuce)
Дьюс. (Deuce)

Девушка с флейтой, что в бою играет роль баффера. Никак себя не проявляет и я даже не знаю, какой у неё характер. Дальше.

Трэй. (Trey)
Трэй. (Trey)

Умный парень, хоть и стереотипичный. Часто что-то заумное говорит и никто его не слушает поэтому. Как-то так. Орудует луком со стрелами. В бою один из самых полезных персонажей, ведь он способен заряжать стрелы, нанося довольно большой урон.

Катер. (Cater)
Катер. (Cater)

Девушка с пистолетом. Тоже довольно полезная во время игры. Она очень часто мелькает в сюжете тут и там, но и о ней сказать нечего.

Синку. (Cinque)
Синку. (Cinque)

Глупая девушка с молотом. Единственное, что я о ней запомнил, это логику того, почему она выбрала это оружие: «Для молота много думать не надо.»

Молотом орудует, кстати, очень медленно, а в этой игре, медлительность — смерть. Бесполезна.

В сюжете никак себя не проявляет.

Сайс. (Sice)
Сайс. (Sice)

Девушка с косой. В сюжете никак себя не проявляет, о её характере просто сказать нечего. В бою… я даже не знаю. У меня было такое ощущение, что она попросту не попадала часто по врагам. В моём случае: точно бесполезна.

Эйт. (Eight)
Эйт. (Eight)

Бодрый паренёк, что базируется на рукопашном бое. Один из интереснейших для игры персонажей: он быстрый, бьёт довольно сильно, а за счёт многих приёмов способен творить много интересных штук. О полезности сказать трудно, ведь играл за него я не так много, но когда доходили до него руки: это было довольно интересно.

Найн. (Nine)
Найн. (Nine)

Тупица и гопник с копьём. Я за него предпочитал вообще не играть, ведь такой персонаж в такой игре слишком медленный. Помог он только один раз, когда из всех персонажей остался только он для босса, и честно: это было больно.

Джек. (Jack)
Джек. (Jack)

Местный клоун Класса Ноль, который пользуется катаной, и честно: это один из моих фаворитов. Он делает всего несколько медленных ударов, но удары эти крайне мощные, от чего появляется некий челлендж при игре за него: выжидание лучшего момента для атаки, и с местной особой механикой боёв, это ощущается крайне хорошо. К сожалению, в сюжете он просто никакой, разве что, в концовке он хоть что-то делает.

Квин. (Queen)
Квин. (Queen)

Умная девушка с рапирой. Умная она, потому что: 1) очки; 2) староста класса; 3) зовут Квин(Королева)

Имеет неплохой мувсет, но, как и почти все бойцы ближнего боя — бесполезна.

В сюжете, она пустое место, как и практически все персонажи в этой игре.

Кинг. (King)
Кинг. (King)

Серьёзный парень, у которого два пистолета в качестве оружия. Сюжетно хоть и пустой, но вот с точки зрения игрового процесса: один из моих фаворитов, как и Эйс с Джеком.

Один из самых крутых для игры персонажей, имеет много стильных анимаций и приёмов, крайне прыткий, и он мне лично напоминает Казуто Арасэ из серии Якудза в плане боёвки.

Всё! Это были абсолютно все главные герои!

Какой тут положительный вывод может быть? Я смог рассказать более-менее подробно только о трёх из них, и то, один из них — Кунагири Макина, о котором так и так мало говорить невозможно: настолько он ужасен.

Никто из них не имеет хоть один важный эпизод, где проявлялся бы их характер(кроме Макины и Рэм, соответственно). Никто из них не важен для сюжета: это просто картонки.

Может, дела обстоят лучше с второстепенными персонажами и злодеями?

Спойлер: НЕТ.

Сусая Курасамэ. (Susaya Kurasame)
Сусая Курасамэ. (Susaya Kurasame)

Один из интересных по началу персонажей, но слитый, даже до финала не дожил. Имеет какую-то предысторию в отдельной манге по Type-0, насколько мне известно, но я это не читал, ибо… зачем? Игра не заинтересовала меня никак, он уходит на фон с самого начала и героически дохнет задолго до финала истории. Кодекс, который я хоть немного, но открывал, о нём тоже не распространяется.

Классный персонаж, что сказать.

Арэсия Ал-Рашия. (Arecia Al-Rashia)
Арэсия Ал-Рашия. (Arecia Al-Rashia)

«Мать» Класса Ноль и ответственная за этот класс в целом. Помимо охренеть какого важного выреза на одежде, она имеет спорную репутацию среди главных в академии, ведь она крайне молчалива насчёт своего класса.

Также, как выясняется в финале, она — Фал’си.

Кто такие Фал’си?

А какая вам разница!? Игра на этот счёт ничего говорить не хочет, она вкидывает постоянно что-то новое, а пояснять за базар не собирается. Если ей насрать на погружение игрока, почему мне тогда не должно быть насрать!?

Катор Баштар. (Qator Bashtar)
Катор Баштар. (Qator Bashtar)

Переходим к антагонистам, ибо из положительных персонажей больше никакого мало-мальски интересного не осталось.

Генерал Катор — опытный пилот роботов Магитек(или попросту Метал Гиров, будем честны), воюющий на стороне Империи Милитес. Также, он правая рука самого Сида.

Сперва кажется однобоким злодеем, однако, в середине игры, он проявляет хоть какой-то характер, сохраняя жизнь школьницы из Академии Рубрума. Зачем? Игра об этом говорить не хочет, ведь у неё случается какой-то триггер: "Персонаж становится интересным — время его убить."

И да, уходит он быстро, но с пафосом: спасает своих, улетев в космос вместе с бомбой, где благополучно и взорвался. Я надеялся, что он выживет и игра даст ему развитие, но, как вы и поняли: больше мы его не увидим.

Сид Аулстин. (Cid Aulstyne)
Сид Аулстин. (Cid Aulstyne)

Главный злодей игры и главный в Империи Милитес. Император Палпатин на минималках, которому нужен только контроль над всем и вся, и который внезапно становится Агито в финале игры.

Катор был интереснее этого деда, вот честно.

Всё!

Как вам такое? Круто, когда куча персонажей это просто ничто?

Я решил не говорить о ещё куче персонажей, ведь они появляются только в сторонних квестах/просто на один раз, как например Л’си Рубрума и Милитес.

И вы знаете, в какой момент это становится просто невероятной проблемой, от которой нарратив просто берёт и застреливается?

Концовка. «Плакать из-за картона, и жалеть одного г…на.»

Макина смертельно ранит Рэм. 

…это был крайне болезненный для прохождения финал. Игра развалилась на части в 8 главе, и всё, что могло быть интересным при должном развитии дальше, было уничтожено в этой части игры.

Нам показывают два главных момента во всём этом:

1) Как Класс Ноль разбирается с Агито Сидом в Пандемониуме;

2) Как Макина, предавший свою родину и став Л«си Милитес, сражается насмерть с Рем, что была избрана Кристаллом Рубрума и сама стала Л»си. Не спрашивайте, я сам не понимаю, почему это случилось.

И начну я со второго, ибо накипело у меня сильно именно из-за этого момента. И хочется начать этот пункт с одного крайне важного вопроса:

Какого чёрта они вообще дерутся!?

Может это я чего-то не понял, и в этом есть какой-то смысл, но серьёзно!

Они в состоянии Л’си не потеряли память, это было показано нам на примере Макины намного раньше, который и за Милитес воевал, и в Рубрум возвращался как ни в чём не бывало.

И меня в этой ситуации больше всего бесит именно идиот Макина! Ладно Рэм, она не видела лицо Макины в образе Л’си, он с маской ходит, а что насчёт самого Макины!? У Рэм нет маски, она показывается ему на глаза как обычно, разве что, она вся светится теперь. Так почему он мало того, что сражается с ней, так ещё и чуть не убивает её, а потом удивляется этому!?

У него что, память отключается во время режима Л’си? Или что? Почему я должен жалеть этого мудака, который за игру не сделал ничего полезного!?

И если у вас вдруг появилась такая мысль, что он со своими силами Л’си пойдёт к остальным и поможет им с Сидом… у меня для вас только один ответ на это:

Эта крыса просто берёт, и переходит в состояние кристаллического стазиса вместе с Рэм, оставив своих одноклассников разбираться с адом самим!

Макина и Рэм в стазисе.
Макина и Рэм в стазисе.

И поверьте, мы ещё вернёмся к этой мрази. А пока… вернёмся к остальному Классу Ноль.

Практически поверженный Класс Ноль на пути к Агито Сиду.

Картонные картонки из картона, проходя через все круги ада, коими и являются все финальные локации в этой игре, идут к Сиду, что из своей цитадели постоянно троллит и рофлит над ними. Да и сам Сид преобразился.

Агито Сид.

О финальном боссе говорить не буду, в плане геймплея он жалок и издевательски прост. Сюжетно… то же самое, злодей недели повержен и хэппи энд.

"Никакого хэппи энда!" сказал сценарист, и выдал нам уже концовку, что напрочь убила во мне всякое желание проходить эту игру второй раз. И это одна из основных причин, почему я вообще написал эту статью.

Последние мгновения Класса Ноль.

…Я ранее писал, что лучшими частями игры являются самое начало и лишь половина концовки. И именно сейчас пойдёт речь о той самой «хорошей» половине концовки.

Мы видим, как Эйс из-за усталости и травм представляет себе идеальную жизнь в Академии Рубрума. Никто не говорит о войне, все живут своей обычной школьной жизнью, Курасамэ жив… Именно здесь ты видишь, что из себя представляет каждый из этих людей. Это единственный момент в истории, когда персонажи показывают свои характеры.

И это… на самом деле грустно. Игре не хватало именно этого, именно этих моментов с обычной жизнью в академии. Герои могли быть обычными солдатами, ведь их окружение не играет практически никакой роли в общем. Они лишь номинально школьники. Всё, что мы видим на протяжении игры: это смерть, бессмысленные войны, и напыщенная мрачность во всём. Сюжет действительно проявляет свои лучшие стороны только в тот момент, когда он отбрасывает в сторону весь пафос и показывает более приземлённые и светлые моменты.

Однако… Эйс возвращается в реальность.

Он просыпается в своём классе, весь израненный, уставший. Академия разрушена, и все, кто сейчас есть в этом помещении, это Эйс и его одноклассники.

Они сперва не верят, что всё завершилось. Как они попали сюда? Может… Они и не вернулись после битвы с Сидом? Вдруг кошмар не закончился?

Постепенно, все начинают рыдать от всего того пережитого стресса и страха. Если бы не эпизод с галлюцинацией выше, и если бы не отличная актёрская игра в оригинале на Японском, этот момент не вызвал бы у меня такие эмоции.

Да, я говорил, что персонажи — это картон, но этот картон начал обретать личность лишь сценой ранее. Показав нам хоть что-то светлое с этими персонажами, игра смогла лично меня заставить что-то чувствовать к ним, проявить к этой кучке скучных типажей хоть какую-то симпатию.

Они начинают говорить о том, какая жизнь их ждёт после этого, чем они все займутся и как будут жить дальше. Сцена сделана прекрасно, и это мой самый любимый момент истории. Прекрасный даже по сегодняшним меркам CGI, отличная игра актёров в оригинале на Японском, музыка, грустная, но в то же время светлая атмосфера… Игре будто комфортно находиться в таких условиях. Не в постоянной военной драме или мрачной атмосфере, а в обычных, жизненных условиях школьной жизни.

Но… это лишь половина концовки.

Мы видим, как Макина и Рэм, что вышли из стазиса… находят внутри Академии лишь мёртвые тела Класса Ноль.

Причина их смерти остаётся за кадром. Может они погибли от кровопотери и травм, может той сцены выше никогда в реальности не было, и она произошла в Чистилище… Вариантов много, но чёткого ответа на это мы не услышим. Единственное, что мы видим: это результат. Тела сидят все вместе, держась за руки, пока их алые плащи были собраны над ними в виде флага.

Макина и Рэм в ужасе от этого. Если с Рэм это понятно, она могла их называть друзьями, ведь она была с ними с самого начала этой истории, пока Макина…

Мы видим, как над их телами рыдает Макина.

Этот момент сломал меня. Я мог ещё как-то закрыть глаза на всё, ведь концовка прекрасна… была. До появления этого ублюдка.

Он не проявил себя как положительный персонаж. Он только и делал, что вёл себя как обиженка и крыса, что стала предателем и чуть не убила намеренно свою подругу детства. То, что Рэм жива осталась: чудо. Остальные не были столь везучими.

Макина не пошёл помогать своим одноклассникам в спасении мира. Он не желал им помогать до этого, воюя на стороне врага из-за личных комплексов и мёртвого брата. Он только был готов крысить и сраться с ними. И единственное оправдание, что мы слышим от самого виновника этого цирка: «Я хотел быть сильным. Я не хотел тебя терять, Рэм.»

Видеть то, как эта тварь рыдает над трупами тех, к кому у тебя хоть немного симпатии появилось только из-за двух последних их сцен… это злит. На их месте должен был быть он.

Что самое страшное… игра так не считает. Макина — положительный персонаж в глазах сценариста. Он и Рэм заслуживают счастья и жизни, пока спасители мира — нет.

Если вы думаете, что я слишком жесток в отношении Макины, то… есть ещё один факт. Последний гвоздь в крышку гроба истории Final Fantasy Type-0.

Кунагири Макина, после всего того, что он сделал, после предательства своей подруги, класса, Академии, родины… после того, как он проявлял себя только как тварь… и после того, как он буквально оставил свой класс умирать и разбираться с адом самим…

Он не получает никакого наказания. Ни в каком виде.

Он становится королём Ориенс, а Рэм — его супругой. В мире больше нет кристаллов, что подавляют память о умерших, и кому как не Макине вести людей к новой эре, где никакой магии и кристаллов больше не существует?

Мой вердикт этой истории: пошла она в задницу.

Я занимался неизвестно чем всю игру, играл за неизвестно кого, сражался против неизвестно кого, и стоило этой истории обрести хоть и бредовый, но цельный сюжет, как из ниоткуда выходит последняя глава, что попросту издевается над игроком во всех смыслах. И стоило в конце появиться хоть одному светлому моменту в виде первой половины концовки… как игра растоптала последнюю хорошую вещь, что могла её реабилитировать в моих глазах хоть немного.

Это не игра была создана для того, чтобы развлекать тебя.

Это ты развлечение для неё. И никак иначе.

Как ещё можно назвать то, что она столь маниакально цепляется за всё сразу, и ничего одновременно? Она имеет в себе историю, но при этом, вся важная её часть закрыта в Кодексе, который читать это сплошная тягомотина. Без этой тупой книжки, игра не способна сказать хоть что-то внятно, вспомните мою аналогию со школьником и презентацией.

И знаете, что в этой ситуации бесит лично меня больше всего?

Игре этого мало. Она думает, что после всего этого, ты продолжишь в это играть, ведь сюжет не закончился.

Игра даёт жирный намёк, что не всё ещё завершено, что есть ещё одна сюжетная ветка про таймлайны и прочие игры со вселенной, что и должна объяснить весь тот произошедший бред в игре. Помните, что я говорил в секции персонажей, конкретно у Макины?

"… и вообще: в игре целая система таймлайнов, и он на уровне подсознания помнит абсолютно каждый из них и именно поэтому у него такой характер мудилы!"

Вы всё правильно поняли. Игра путём стороннего контента в виде манги, новелл, отдельных игр и контента, что открывается после игры, оправдывает произошедшее тут дерьмо.

Интересовался ли я этим? Естественно нет.

Игра не сделала ничего для того, чтобы я даже минимально был вовлечён в происходящее. Я при прохождении чувствовал лишь злость, безразличие и разочарование. И то, что игра ещё требует от меня полного перепрохождения игры для новой концовки, я воспринял только как издевательство.

Я знаю только благодаря Youtube, что есть концовка с альтернативным таймлайном, где никаких кристаллов и войны никогда не было, и целый тизер возможного Final Fantasy Type-1, который так и не появился с тех пор, и я только рад, что этот тизер не стал реальностью, как и эта игра осталась забытой.

…Я устал. Тут должно было пойти ещё несколько важных пунктов: «Геймплей«, «Музыка«, »Сайдквесты», »Реиграбельность»… но какой смысл? Игра разрушилась напрочь уже в пункте про сюжет, вы серьёзно думаете, что хоть что-то из этого способно реабилитировать игру?

Я пройдусь очень кратко по каждому из пунктов. Мне плевать уже.

Геймплей. «Светофор, но без Зелёного Сигнала.»

Final Fantasy Type-0, или игра, что впустую потратила моё время

Игра представляет собой Action-RPG, с боями в реальном времени и огромным количеством возможных умений и способностей для персонажей, как и комбинаций.

Сражу скажу о важном моменте: бои — дно.

Большая часть ваших бойцов — бесполезна, и знаете, что именно их всех объединяет?

Они все бойцы ближнего боя.

Чтобы понять мою претензию к этому пункту, нужно поговорить об одной крайне важной механике игры, на которой всё и держится:

Демонстрация "Жёлтого Сигнала"

… Я не знаю как она называется в точности, поэтому пусть будет «Светофор».

В чём суть: во время боя, в паттерне атак врага можно часто заметить, как на секунду-две у них загорается вот такой вот желтый/красный сигнал.

Попадаешь по желтому: стаггер врага в 90% случаев и огромный урон;

Попадаешь по красному: убийство с одного удара, часто срабатывает при малом количестве здоровья у врага.

А теперь к тому, почему это делает бойцов ближнего боя бесполезными.

Видите ли, почему-то, только дальнобойные герои по типу Эйса, Трэя или Кинга могут отлично справляться со всеми противниками в любых ситуациях. Им не приходится быть в максимальной близости к врагу, что и убить с одного удара может. А с заряженными атаками, это превращается в настоящий абьюз механики «Светофора», когда ты только и делаешь, что выжидаешь момента появления сигнала, чтобы потом атаковать, пока твои дебилы напарники идут на смерть.

Только Джек отлично работает с этой механикой, и то, даже он не всегда полезен, ведь это всё ещё боец ближнего боя.

Естественно, в начале игры это вообще не проблема: тебе и без «Светофора» можно побеждать, но потом, уровень врагов и сложности растёт, пока игрок — нет.

Прокачка. "Вас много, а я один!"

Первое появление Класса Ноль.
Первое появление Класса Ноль.

14. Главных. Героев.

Если вы думаете, что прокачка тут имеет хоть какую-то адекватность… ну вы поняли.

Ты можешь выбрать в активную команду всего трёх персонажей, и при их выборе, вся прокачка идёт только к ним. Те, кто остались в запасе, никакого опыта получать не будут.

Я вам напомню: 14 главных героев.

Представьте себе эту ситуацию: у вас 14 болванчиков в распоряжении, где только 3 из них способны активно прокачиваться за раз, чтобы прокачивать остальных: нужно идти к точке сохранения и перераспределять героев. Каждый. Чёртов. Раз.

Не помогают и методы прокачки.

Чтобы прокачиваться, вы можете:

1) Ходить по пустому открытому миру и гасить мобов на карте/пещерах;

2) Проходить/перепроходить сюжетные миссии;

3) Тренировка с солдатами на Арене Академии;

4) «Тайная Тренировка» на той же Арене Академии;

5) Уроки с Муглом в Академии.

Что не так с этими способами прокачки?

1) Это очень тяжкая фигня. Ходить регулярно в ближайший город, чтобы менять активных персонажей и возвращаться в эти пещеры/поля приключений ради фарма мобов — тягомотина. Такими темпами ты застрянешь с прокачкой надолго, ведь, напоминаю: 14 ртов;

2) Миссии в 90% случаев затянуты настолько, что вы уже от пятого повторного прохождение одной и той же миссии начнёте ехать крышей. Да и этого вам в большинстве случаев не хватит для должной прокачки абсолютно всех героев;

3) Более тяжкое зрелище, чем предыдущий пункт: этот. Вместо трёх персонажей за раз, вы можете прокачивать только одного, остальные в резерве. Да и противники ничем не примечательные: обычные мобы со столь же стандартным опытом при убийстве. Думаю, вы уже понимаете, что не так;

4) Напомню: я играл только в оригинал на PSP. Это уточнение крайне важное, ведь создатели HD версии знатно проштрафились, оставив эту систему в новом релизе.

«Тайная Тренировка» — упрощённая система прокачки. Ты подходишь к вояке и с выбранным персонажем уходишь в стазис: происходит тренировка в режиме паузы. Чем больше реального времени прошло: тем больше опыта получит выбранный персонаж. Я оставлял на ночь PSP в спящем режиме, ведь игра мне сама сказала это сделать, и на утро, мой персонаж поднялся только на один уровень.

К чему было упоминать HD версию? Да дело в том, что разработчики первоначально привязали эту систему к реальному времени, и даже дали возможность выходить из игры в такие моменты.

Что игроки обнаружили в таких условиях? Правильно, классический метод восполнения энергии в оригинале Shadow Fight 2: бежишь в настройки и переключаешь время на сотню часов вперёд, чтобы твой персонаж получил сразу кучу уровней. И так со всеми остальными тоже.

Это лучший способ прокачки. Я ходил по форумам, и все говорят, что лучшая прокачка идёт через этот не предусмотренный разработчиками способ;

5) Тут сказать нечего, это лучший способ прокачки. Он отнимает время внутриигровое(о всей системе со временем я и говорить ничего не буду: бесполезная херня, что существует непонятно для чего) и вы получаете много опыта и + к куче навыков. Появляется не часто, и сами уроки представлены крайне скудно: одна и та же сцена с рандомными репликами героев.

Главная проблема прокачки: слишком много героев. Все, кроме выбранных 3-х активных персонажей, не способны прокачиваться в резерве, от чего время на прокачку растягивается всё больше и больше. И вы обязаны прокачиваться, ведь сложность в этой игре требует длительного гринда. Какие-бы хорошие персы у вас не были, как бы хорошо вы не играли: один удар в последних миссиях и вам конец. И это ещё до Пандемониума, где сложность достигает просто неприличные высоты, и затягивает прохождение тупым и нечестным повышением сложности и испытаний.

О геймплее мне больше нечего сказать. От Пандемониума у меня только Вьетнамские Флешбеки, поэтому говорить о той срани я вообще не хочу.

Возможно нужно было бы упомянуть боссов, но… Какой смысл? Они столь же никчёмны, как и остальные враги в игре. Это просто болванчики, главная сложность которых: сможешь ли ты попасть вовремя по Желтому/Красному сигналу.

Я лишь упомяну финального босса и скажу о нём лишь одну фразу:

Он побеждается только по одному скрипту.

Дополнительный Контент. "Зачем мне эти мешки с костями, когда у меня есть пернатые мешки с костями!? "

Ранчо Чокобо.
Ранчо Чокобо.

Из дополнительного контента я могу выделить лишь Сайдквесты и Ранчо Чокобо. И вы даже представить себе не можете, что именно удалось разработчикам лучше.

Сайдквесты, цитируя классика: «Тупое говно тупого говна.»

Они представляют собой лишь «Пойди принеси X этого из такого-то региона». Квесты можно брать лишь один за раз, журнала никакого нет, и просто накопить эти сайдквесты и выполнять их все по ходу игры нельзя. Если хочешь взять другой квест: придётся отказаться от уже взятого ранее.

Да и награды ничем не примечательны, так что: никакого смысла в их выполнении тоже нет.

А что с Ранчо Чокобо?

Внезапно, ничего плохого. Это единственный момент игры, в котором я не чувствовал огонь ниже спины. Милые Чокобо, прикольные способы их разведения, да и польза от них есть: в открытом мире они используются как транспорт, хоть и одноразовый. Встал с Чокобо - он уходит навсегда. Да и тема на фоне этого крайне хорошо звучит.

Музыка. "Жаль, что игра не на уровне своего саундтрека. Ведь он хороший."

Мне тут даже сказать толком нечего. Один из тех пунктов, что просто продал для меня эту игру с потрохами, была музыка. Она звучит великолепно.

От самого начала, до самого конца: музыка старается куда больше, чем сама игра, и она выигрывает просто во всём.

Главная тема, что звучит торжественно, героически, с офигенным хором.

Тема Академии, что является очередным ремиксом главной темы серии Final Fantasy и отличным решением для темы хаба, в котором ты будешь бегать очень много. Она звучит спокойно, умиротворённо, словно в отрыве от всей той мрачности, что игра нагоняет постоянно. Ты чувствуешь жизнь в этой композиции, спокойствие.

Про тему Чокобо сказать нечего: это очередной ремикс той самой темы Чокобо, что мы слышим постоянно в этих играх, но, ремикс хороший, только из-за него мне не было скучно передвигаться по открытому миру.

Это мои три любимых трека во всей игре, остальные тоже хороши, но мне не так сильно запомнились. Их просто было плохо слышно в самой игре. Крайне рекомендую оценить весь саундтрек.

Жаль, что больше хорошего об этой игре мне нечего сказать.

Реиграбельность. "...вы серьёзно..?"

Мне тут даже сказать нечего. О какой реиграбельности может идти речь, когда абсолютно вся игра сделана против того, чтобы ты имел хоть какой-то интерес к этому бездарному миру?

Ну есть в игре дополнительные концовки. Есть более высокая сложность, если вы мазохист и вам обычная сложность показалась недостаточно нечестной. Ну и разные сеты способностей для героев. Но честно, после всего того, что я уже описал: оно вам надо?

Итоги. "Лучшая часть игры - титры."

Я не являюсь большим фанатом всяких JRPG. Через меня прошли лишь несколько игр в этом/подобном жанре, и знаете... лучше бы я проходил Demon's Souls опять. Мне было не так тяжело играть в игру от From Software, пока игра от Square Enix стала для меня настоящей пыткой.

Это первый раз в моей жизни, когда я пожалел о потраченном времени на игру.

Я проходил Fallout New Vegas пять раз, без DLC, на что ушло сотня часов;

Я проходил Skyrim, на который ушло времени явно не меньше;

Я проходил почти всю серию Yakuza, на которую ушло больше сотни часов;

Мною была пройдена вся серия Metal Gear Solid.

Примеров есть ещё куча, но если переходить на конкретику и что-то приближенное к жанру JRPG/Action-RPG, то и тут прискорбная ситуация выходит:

Kingdom Hearts: Birth By Sleep - 70 часов;

The Legend Of Heroes: Trails In The Sky FC - 46 часов;

The Legend Of Heroes: Trails In The Sky SC - 64 часа;

Shin Megami Tensei: Persona 3 Portable - 105 часов(тут засчитаны два прохождения, за персонажа мужского пола в первый раз и женского на НГ+)

Сколько было потрачено на Final Fantasy Type-0?

Всего 30 часов.

В сравнении с остальными играми, это крайне мелкая цифра. Но, что иронично, мне было больше всего жалко потраченного времени именно на эту игру. Ведь за эти 30 часов я не почувствовал ничего хорошего. Игра не дала мне хоть чего-то хорошего за все эти 30 часов.

Всё, что я получил: это боль и плевок в лицо. Я ожидал от игры чего-то хорошего, ведь потенциала в ней было просто немерено.

Я в дилогии Trails получил невероятно проработанный мир и историю, что захватывала всё твоё внимание с самого начала, что награждала тебя за интерес к миру и исследованию, за выполнение дополнительных квестов. Игра тебя уважала как игрока.

В Kingdom Hearts: BBS, я получил уникальный опыт, когда две абсолютно разные вселенные скрестили и вышло нечто новое, нечто интересное, с хорошей боевой системой, огромным потенциалом для перепрохождения. Я проходил конкретно эту игру с самого начала на максимальной сложности, и я получал куда больше удовольствия от игры, чем при прохождении Type-0 на нормальной сложности.

Persona 3 Portable... эта игра стала для меня легендой. Я ничего не знал об этой игре, и когда я впервые запустил её на своей PSP, я влюбился в этот мир, в этот геймплей, в абсолютно всех персонажей, в этот сюжет, музыку, я даже The Answer готов простить только за его сюжет и посыл (а также за самый реалистичный показ характера человека, когда тот потерял любимого человека)...да, игра не без огрехов, да, она не для всех, но знаете: мне плевать. Она повлияла на меня положительно, из-за неё я занялся творчеством, хоть и фанатским, через неё я познакомился с офигенными людьми, с которыми я поддерживаю общение до сих пор, уже не первый год. Эта игра изменила меня в лучшую сторону.

Я не говорю, что мне от Type-0 нужен был тот же эффект, что и от P3P. Игры, что были выше неё(Trails, KH:BBS) были пройдены уже после Персоны, я не получил столь же великий опыт от них, но это были всё равно отличные игры, на которые мне не было жалко потраченного времени. Вряд-ли какая-то игра вообще будет способна в моих глазах приблизиться к P3P, но и требования такого к играм у меня нет. Я просто хочу получить хороший опыт, чтобы были хорошие воспоминания от игры.

Мне даже Sonic The Hedgehog 2006-го года вспоминать куда приятнее, чем Type-0. Забагованный и недоделанный кусок кода имеет куда больше ценности в моих глазах, чем "мрачный шедевр", вышедший в 2011 году. Вот такие вот дела.

Мне стало страшно переходить к другим играм этой серии. Вдруг и они будут на уровне этой игры в какой-то момент? Что если вторая половина FFXII будет столь же ужасной? Что меня ждёт дальше в Crisis Core и VII?

Что насчёт остальных игр, до которых мои руки в итоге дойдут, как например все FFXIII и FFXV? Они ведь тоже принадлежат к серии "Fabula Nova Crystalis", и я уже наслышан о том, что в XIII проблема с Кодексом не была решена вовсе и стала даже хуже.

"Судить всю серию по одной неудачной игре нельзя", скажете вы.

Так никто и не говорил, что это плохая игра. Я рылся по интернету перед прохождением, и я ото всюду слышал, что игра - хорошая, и что она чуть ли не одна из лучших FF. Возможно я сам себе всё испортил, доверившись людям из интернета, но и вы поймите меня: если они это называют хорошей игрой, то что насчёт остальных игр в этой серии? Неужели и они столь же "хорошими" окажутся?

Опасения у меня теперь на пределе. И мой единственный вердикт этой игре, от чистого сердца:

Final Fantasy Type-0 - это худшая игра, в которую я когда-либо играл. Я хочу свои 30 часов назад. Она их не заслужила.

Писал я эту статью несколько дней. Что забавно, она была дописана в мой день рождения.

(Абсолютно не байт на лайк, почкой клянусь!)

Я не претендую на истину в последней инстанции, я обычный игрок и человек, что способен ошибаться. Если я сказал что-то не то, или где-то совершил ошибку - буду рад прочитать ваши отзывы и выслушать вас.

Также, я не говорю, что фанаты этой игры - нелюди, идиоты и прочее. У каждого из нас есть своя голова на плечах, своё мнение. Я на этом сайте часто видел, как ту же P3 не любят, хотя для меня, это игра на все времена.

Это абсолютно нормально, возможно я просто не увидел в этом проекте того, что увидели вы.

Надеюсь, это читалось хоть немного интересно. Возможно я сделаю ещё одну статью, уже об игре, о которой я тут прям разошёлся несколько раз и упоминал выше.

Фриз всё.

1919
34 комментария

Хорошо расписал. Я вот купил ее на релизе(на пс4) и вот до сих пор не могу заставить себя пройти. Причина довольно не очевидна - минут через 10-15 игры начинает укачивать (прям до тошноты, реальной). Всему виной как я думаю, резкая дерганая камера, сильный блюр и постоянная расфокусировка ракурса. Как застрял в начале игры( где то первый час) так до сих пор на этом месте. Как не запущу, херовит, закрываю. Такие вот дела.

1
Ответить

Ремастер для PS4 имеет огромные проблемы с блюром, чего не было на оригинальной ПСП, говорю что видел. Насчёт камеры... она что на ПСП выглядела безобразно, что и на больших платформах, так что, тут только дело привычки.
Расфокус... это, по-моему, тоже проблема ремастера.

Если вдруг интересно оценить эту игру: рекомендую в оригинальном релизе для PSP. С эмуляторами игра вроде не дружит, но если есть старая ЗЫЗ-ка в комоде где-то, то будет в самый раз

2
Ответить

Они ж вроде давным-давно патч выпустили, который фиксит камеру и блюр.

1
Ответить

Слишком мало лукасов для такой развернутой статьи. Несправедливо

1
Ответить

Большое спасибо!

1
Ответить

Прекрасный длиннобомбеж, бомби еще! :) Серьезно, с удовольствием почитаю разнос прочих JRPG.

Мне стало страшно переходить к другим играм этой серии. Вдруг и они будут на уровне этой игры в какой-то момент? Что если вторая половина FFXII будет столь же ужасной? Что меня ждёт дальше в Crisis Core и VII?

Ну вообще-то да, вторая половина ФФ12 представляет из себя настолько адскую залипуху (производство игры затянулось и из проекта свалил главный идейный вдохновитель), что столкнувшись с нею, я не мог поначалу поверить, что они реально заставляют пройти меня через этот немеряных размеров филлер. От Crisis Core тоже не стоит ожидать многого, так как это такая же побочная игра, причем куда меньшего масштаба.

Выбор игры для знакомства с сериалом конечно не шибко удачный, нужно было стартовать с номерных частей. Я сделал хитрее - как только началась безумная последняя глава, я игру просто скипнул, поэтому остались в основном положительные впечатления :) Впрочем, планирую пройти ремастер.

1
Ответить

Спасибо большое за отзыв.

Я и от Type-0 ничего не ожидал, ведь игра на ПСП первоначально. Я несколько раз упоминал KH:BBS, который по меркам ПСП был просто прекрасной игрой, и которая со своей историей делала куда больше, чем обсуждаемый сабж. Возможно на игру повлияло то, что она была изменена в сравнении с тем, какой она должна была быть, когда ещё в названии носила "Agito", но финальный продукт это не оправдывает вообще.

Лучше бы они поубавили пафоса при разработке и сделали не столь красивую и большую, но хорошую игру, которая идеально подошла бы под рамки ПСП. Кризис Кор выглядит как игра правильного масштаба для такой платформы, я хоть и не много играл, но в ней нет столь странного чувства, что было в Тайп-0. Когда мир большой, а делать тебе в нём нечего. В Кризис Кор этого, как я заметил, нет, от чего оно и ощущается лучше.

Да и тем более, львиная доля игр на ПСП, что я проходил, делали куда больше в своём формате, чем Тайп-0. Они умели распоряжаться масштабами и тем, что не всё сможет уместиться на такую платформу.

В итоге, это единственная игра в своём роде для ПСП. Но это не сделало её хорошей в моих глазах.

1
Ответить