G-Darius HD - скролл-шутер про рыбалку и его идеальный порт
Скролл-шутеры - это такой жанр, который кажется незамысловатым, но при этом умудряется постоянно удивлять. В этот раз всем тем, кто не боится порезаться о полигоны образца 97-го года, я хочу рассказать об игре, в которой есть враги морской тематики и при этом их можно захватить. А также о том, чем особенны порты от японской компании M2.
Серия Darius, выпущенная компанией Taito, представляет из себя классические горизонтальные скролл-шутеры с убивающими стенами, возможностью улучшать основное оружие и ракеты, подбирать щиты, а также уничтожать огромных механических рыб, черепах, кальмаров и прочих водоплавающих созданий. Всё это под необычный саундтрек от Zuntata, представляющей из себя целую команду людей, делающих музыку для игр компании Taito.
Первая часть вышла в далёком 1987-м году, а спустя десять лет увидела свет очередная игра серии, в этот раз с трёхмерной графикой. И совсем недавно на PS4, Nintendo Switch и PC вышел порт под названием G-Darius HD. В этом порте такая же графика уровня первой PlayStation, но в повышенном разрешении, однако особенным этот порт является по другим причинам. Но сначала стоит рассказать о самой игре.
Как и в других частях Darius, в G-Darius после прохождения каждого уровня можно выбрать следующую зону, отправившись по развилке вверх или вниз. Всего за раз получится пройти пять этапов, при этом в игре пять финальных зон и пять концовок соответственно. Суммарно в игре пятнадцать проработанных уровней с живыми фонами и безостановочным экшеном, при этом зачастую можно увидеть, как на заднем плане пролетают враги, которые потом будут атаковать игрока. И в каждом уровне имеется свой босс, причём появляется он эффектно, можно даже сказать кинематографично. Впечатляют боссы и весьма обширным набором атак, а некоторые могут удивить и при повторном прохождении из-за случайного выбора атак.
Более того, в G-Darius ввели развилки посреди уровня - от них зависит вторая половина уровня и набор атак у босса. При этом порт G-Darius HD, естественно, позволяет создавать сохранения в любом месте, но в том числе есть и автоматическое сохранение, которое всегда создаётся перед основной развилкой, промежуточной развилкой и боссом. Также в переиздании на экране паузы можно увидеть полную карту развилок, а помимо этого есть специальный тренировочный режим со стартом с любого уровня.
В этой игре используются всего две кнопки. Первая — это простая и понятная стрельба, а вторая — бросок шарика под названием Capture Ball. Этих шариков ограниченное количество, они бросаются вперёд и при успешном попадании тут же захватывают врага. Захваченный враг сражается на стороне игрока и также может защитить его от пуль, но при этом его могут уничтожить другие враги.
Помимо обычных рядовых врагов почти на каждом уровне есть уникальные враги, называемые капитанами. Они больше размером и весьма агрессивно атакуют игрока. Этих врагов тоже можно захватить, но для начала им нужно пробить защиту и как правило эта защита золотого цвета. Переиздание же позволяет увидеть полоску здоровья у капитана и у его щита, что достаточно важно, ведь капитанов можно случайно уничтожить.
Капитана выгодно захватывать, поскольку у них и выстрелы мощнее и эффективнее, и при этом капитаны большие и прочные, что позволяет долго прятаться за ними. Более того, капитанам можно приказать выполнить мощную атаку, если покрутить крестовину или стик особым образом, как будто вводя комбинацию в файтинге. В переиздании показывается уникальная для каждого капитана комбинация, а также его остаток здоровья, ведь если зазеваться, то даже особо прочных капитанов могут легко уничтожить.
Но это не всё! Зажав кнопку выстрела, можно преобразовать захваченного врага в полноэкранный луч Alpha Beam, а в битвах с боссами ещё и контратаковать вражеские лучи, при этом увеличивая мощь и размер своего луча. За уничтожение формации врагов лучом Alpha Beam игрок получает в четыре раза больше очков, если захвачен рядовой враг, и в шесть раз больше очков, если захвачен капитан, а если лучом добит целый босс, то за это полагается особо крупный бонус, зависящий от размера луча. Боковые индикаторы, добавленные M2 (т. н. Gadgets), тут в очередной раз помогают, отображая количество оставшегося здоровья у босса и всех его уничтожаемых частей.
А при нажатии второй кнопки захваченный враг просто взорвётся. По сути игрок активирует бомбу — короткую, но при этом стирающую все вражеские снаряды. Когда нужно спастись от неминуемого попадания пули, а заряжать Alpha Beam долго, лучшего варианта не найти, особенно если учитывать, что капитаны уязвимы к бомбе, но не к Alpha Beam. Но стоит отметить, что за уничтожение врагов бомбой дают меньше очков, чем за Alpha Beam.
Хоть шариков Capture Ball и ограниченное количество, но дают их достаточно много, а больше шести накопить при этом нельзя. Так что имеет смысл постоянно захватывать врагов и использовать их разными способами, не дожидаясь их гибели. В переиздании, кстати, есть весьма информативная галерея, в которой можно посмотреть на врагов, на то, насколько они прочные, в каких уровнях обитают, как будут атаковать при захвате и захватывал ли их игрок хоть раз. Видов врагов в игре огромное множество.
Немного стоит сказать и о производительности. Оригинал выжимал все соки из аркадного железа и нацеливался на 60 кадров в секунду при полноценной трёхмерной графике. Что не мешает игре порой захлёбываться от переизбытка графики и как следствие замедляться. Это было вполне себе нормой для старых игр, более того, G-Darius продуман так, чтобы не было слишком частых скачков от 60 фпс к 30 и обратно. Эти тормоза присутствуют и в переиздании. Их можно отключить в настройках, но по умолчанию они включены, ведь их отключение достаточно сильно ускоряет игру и следовательно усложняет её.
Также в настройках можно выбрать уровень сложности, количество жизней, стартовое количество Capture Ball и возможность играть, не закидывая виртуальный жетон - ровно такие же настройки были доступны оператору аркадного автомата. Переиздание при этом предупреждает, что есть таблица лидеров для играющих на настройках по умолчанию и для использующих изменённые настройки. Если использовать сохранения, то результат и вовсе не будет засчитан в таблицу лидеров, но заработать так достижения все равно можно. К каждому результату в таблице лидеров автоматически создаётся реплей, который можно скачать и посмотреть, в том числе с ускоренным и замедленным воспроизведением. В G-Darius HD существует как общая таблица лидеров, так и таблицы для каждой из пяти концовок.
На настройки вообще не поскупились в случае с настолько старой игрой. Разная частота автоогня? Пожалуйста, причём есть возможность включить и максимальный автоогонь, частота которого будет подстраиваться под фреймрейт игры. Включить музыку погромче? Обязательно, ведь в этой игре удивительный и очень атмосферный саундтрек, странно звучащий и при этом очень притягательный.
Пугает аркадная сложность? Специально для этого во второй версии G-Darius был добавлен достаточно интересно сделанный режим новичка, в котором достаточно пройти лишь три уровня за один присест, причём можно пройти уровни с первого по третий, а можно с третьего по пятый, вдобавок смерть не сбрасывает уровень оружия полностью. Основной режим во второй версии тоже есть, и он даже сложнее первой версии. В G-Darius HD присутствуют обе версии, и каждую можно включить в оригинальном и высоком разрешении.
Но и это ещё не всё! В качестве маленького бонуса добавлена PS1 версия. Включили её, правда, явно для галочки, так как ни высокого разрешения, ни боковых индикаторов в ней нет, вдобавок анимации у боссов стали хуже в домашней версии. Её имеет смысл запускать, если хочется посмотреть на уникальное интро для PS1 или запустить режим Vs Boss, позволяющий сразиться со всеми боссами подряд.
Да и в целом G-Darius удивляет огромным по меркам жанра количеством контента. Если нравится подобный игровой процесс, нравится осваивать такие игры, то G-Darius может хватить очень надолго при том, что средняя продолжительность одного прохождения - около 30-35 минут — очень насыщенных, увлекательных, с ненадоедающим музыкальным сопровождением. А вот если хочется пробежать игру с бесконечным мешком жетонов и забыть, то в таком случае G-Darius HD покажется ну очень дорогим, ведь переиздание стоит 30 долларов что в PSN, что в eShop, что в Steam, но хотя бы скидки бывают.
Но за что берут такие деньги, если внешне игрок видит такое же угловатое 3D? А берут их как раз за очень проработанное по количеству ценных для фанатов фич переиздание, которое на голову выше большинства подобных релизов, берущих за основу эмуляцию. Даже в навороченных бесплатных эмуляторах нет из коробки такого количества фич, которые есть в G-Darius HD. А идеален этот порт, потому что все нововведения делают эту игру удобнее, но при этом не ломают игровой баланс, что хорошо ценится фанатами. Ранее игравшие в G-Darius без проблем могут играть в G-Darius HD, а начинающим будет проще изучить эту игру.