Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Морбиуса» была игровая адаптация
Здесь можно морбить в капюшоне, страдать, изнывать от скуки, умереть от кринжа и даже встретить Пингвина из нового «Бэтмена». А вот так!
Мне всегда очень нравились стелс-экшены и вампиры, а плохие игры — не очень. Поэтому в 2013 году я прошёл мимо Dark. Прочитал обзоры, посмеялся и забыл. С игрой всё всегда было понятно, даже игроки с прессой на редкость солидарны: 4/10 на Metacritic. Неудивительно, что все эти годы я про Dark не вспоминал.
А потом грянул «Морбиус». Фильм вызвал у меня целую гамму ярких эмоций, среди которых оказалось и лёгкое дежавю: что-то он мне напоминал. Ответ превзошёл все ожидания.
У фильма поразительно много общего с Dark. Настолько, что с минимальными изменениями игра могла бы сойти за типичную низкопробную поделку по кинолицензии. Только вышла она девять лет назад и не имеет никакого отношения ни к «Морбиусу», ни к другим фильмам.
Зато дарит очень похожий опыт. Фактически это главный симулятор морбинга на данный момент.
Байронический герой спасает мир и думает о жизни
Главный герой Dark — Эрик Бэйн, но для удобства я буду называть его Морб. Игра начинается с того, что герой с амнезией приходит в какой-то ночной клуб и пытается выяснить, кто он, откуда и как здесь оказался.
Вскоре выясняется, что Морб — новообращённый вампир. Вернее, полувампир: чтобы завершить метаморфозы, он должен испить крови своего прародителя. Иначе скоро парень превратится в безмозглого и дикого упыря-людоеда.
К счастью, Морб заглянул в ночной клуб вампиров, и здесь все охотно помогают ему принять свою новую сущность. Герой осваивает суперспособности, мирится с голодом и отправляется на поиски прародителя.
В отличие от Майкла Морбиуса, местный Морб решает моральные дилеммы быстро и базированно: он готов осушить досуха любого человека с оружием, от охранника и патрульного до закоренелого охотника на вампиров. При этом безоружных людей он отказывается убивать при любых обстоятельствах — даже если это офисные крысы злодейской корпорации.
Несмотря на жёсткие понятия, герой очень любит рефлексировать, — поэтому каждый свой чих он сопровождает тягучими, полными эпитетов монологами — для полноты картины не хватает лишь диктофона. Главный цвет в Dark — фиолетовый, поэтому даже герой здесь разговаривает пурпурной прозой. В общем, всё переплетено.
А чтобы даже самый невнимательный игрок проникся глубиной персонажа, Морб иногда видит белого ангела, который подсказывает вампиру, куда идти и кого убивать. Символизм очевиден.
А ещё Морб всю игру хватается за голову. Всему виной мигрень, но на самом деле это важный штрих, который подчёркивает интеллект героя: пустая башка и болеть не может.
В других аспектах Морб проявляет примерно столько же ума, сколько и Майкл Морбиус в исполнении Джареда Лето. То есть, за всю игру вы толком и не узнаете этого вампира, не поймёте мотивы его противоречивых поступков и будете лишь пассивно наблюдать за тем, как он исполняет приказы других людей.
Морбить можно, только осторожно
Dark — это классический стелс-экшен. Как настоящее порождение ночи, Морб всю игру крадётся и охотится исключительно на кортах. Здесь нет оружия, потому что настоящему вампиру оно не нужно: жертву можно быстро убить или медленно выпить её кровь. Последняя заряжает Морба энергией, которую можно тратить на особую вампирскую магию.
Любые вампирские трюки Морба сопровождаются чёрно-фиолетовой дымкой, почти как в «Морбиусе». Многие способности сильно напоминают о Dishonored. Например, здесь можно телепортироваться, убивать силой мысли, создавать источники шума, становиться почти невидимым и даже доминировать.
Последнее — самое удобное. Одним нажатием кнопки Морб может погрузить врага в транс на несколько секунд. Достаточно, чтобы, скажем, убить его напарника, а потом и его самого. Большую часть игры я только и делал, что доминировал над несчастными людишками — не так эпично, как «Морбиус» доминировал в прокате, но всё же.
Второй главный навык в морбинге — это телепортация. Она сильно выручает, ведь уровни в игре ужасно линейные и зачастую невыносимо тесные: это символизирует зажатость вампира в обществе людей.
Порой телепортация заменяет банальную способность перелезать через ограды или даже просто прыгать. Обычный прыжок — недостаточно круто для вампира.
А ещё Морб настолько силён, что все его удары — это фаталити. Что нападения со спины, что открытые наезды заканчиваются быстро, эффектно и с фиолетовой дымкой.
Если со спины Морб старается нападать элегантно, то в открытом бою уходит в отрыв. Здесь даже с вертухи можно убивать!
Но есть два нюанса. Во-первых, герой плохо рассчитывает силу: от его приёмчика враг может подпрыгнуть в воздух или даже застрять в «текстурах». В Dark можно прятать трупы, но даже Морб недостаточно силён, чтобы вытащить тело жертвы из стены.
Во-вторых, враги вооружены автоматами, и под градом пуль даже Морб долго не проживёт. Мне удавалось размотать четверых врагов за раз, но стоит им вызвать подкрепление и напасть дружной толпой, и вампиру придётся перезагружать сохранение.
Благо, враги не очень умны. Помните, как в «Морбиусе» все казались слегка туповатыми? Dark передаёт это ощущение. Местные противники видят недалеко, слышат ещё хуже, а памятью и вовсе не блещут. Порой доходит до смешного: вас замечает охранник, начинает кричать и палить по вам. Но вот вы его убиваете — и осознаёте, что никто не услышал автоматную очередь в закрытом помещении. Все просто продолжают патрулировать как ни в чём не бывало.
А стоит спрятаться прямо возле места преступления, и охранники быстро потеряют вас из виду. Да, враги в случае тревоги вызывают подкрепления и долго ищут вас, но мозгов у них не больше, чем у полицейских из «Морбиуса», — а толку от них ещё меньше.
К тому же, Dark состоит не из больших открытых уровней, а из маленьких и линейных. Каждая комната — эдакая полоса препятствий. Смогли пройти из точки А в точку Б? Отлично, можете забыть, что там было: охранники между уровнями всё равно друг с другом не общаются, и поднятая в соседней комнате тревога никого не будет волновать.
Обычно ничего не видно, но если видно, — хочется закрыть глаза
Одно из достоинств «Морбиуса» — его аутентичность. Большинство экшен-сцен там происходят в полной темноте, а монтаж лишает зрителя последней надежды хоть что-то разглядеть. Ведь нам, простым смертным, не дано в полной мере ощутить мир глазами вампира.
Казалось бы, в игре тяжело передать это сложное ощущение, — но Dark оправдывает своё название. Не мешают даже сел-шейдинг и мультяшная графика: если на уровне темно, там темно. Настолько, что даже тяжело понять, куда можно телепортироваться и где что находится. На особо атмосферных уровнях спасают только фиолетовые конкуры вокруг ближайших врагов да особое вампирское зрение.
К тому же, Dark позволяет испытать фирменное подташнивание, которое у меня возникло при просмотре «Морбиуса» из-за рваного монтажа.
Всё просто: в игре настолько неудобная и дёрганая камера, что уже через час начинает укачивать.
Зато когда сцена хорошо освещена, в глаза бросается дешёвая и кривая графика. Порой картинку буквально морбит у вас на глазах.
А ещё разработчики Dark не пытались подогнать игру под детский рейтинг PG-13. Здесь есть мат, расчленёнка и обнажённая грудь. Все эти непростые взрослые темы раскрываются с должным уважением: каждый сюжетный враг Морба — не только вампир, но и серийный убийца с тягой коллекционировать куски человеческих трупов.
Мотивация у этих вампиров-садистов примерно на том же уровне, что и у Майло из «Морбиуса»: они делают это потому что могут.
Кажется, сюжет писала нейросеть
По неподтверждённым данным, «Морбиус» написан нейросетью — по-другому объяснить происходящее на экране сложно. Фильм снимался будто по чек-листу из сцен, которые обязаны быть в супергеройском сольнике.
История Dark оставляет схожие впечатления.
Тут собраны, кажется, все штампы игровых сценариев, какие я знаю. Герой с амнезией, прогрессия через убийство боссов, необязательная и ничем не обоснованная романтическая линия и даже страшное предательство в финале. Но важно другое — всё это не работает.
Все диалоги в Dark написаны так, чтобы передавать только самую нужную информацию, — в самых абстрактных формулировках. У героев нет времени притвориться живыми людьми (и вампирами). Даже объяснять что-то игроку времени нет. Возможно, Морба укусил такой-то вампир — иди убей его и выпей его кровь. Сделал. Не помогло? Ну, может, виноват другой вампир — сходи замочи его. И так всю игру.
Всё это заканчивается неожиданным поворотом и внезапным предательством от персонажа, которого вы толком всю игру и не видели.
Оказывается, что Морб — жертва эксперимента и двойной агент охотников на вампиров. Героя вынудили стать вампиром-мутантом, потерять память и уничтожить самых влиятельных кровососов в городе. Ангелом из видений Морба всё это время была его начальница, а её конечной целью была поимка самого старого и сильного вампира. Зачем? Модифицировать его, чтобы сделать ещё сильнее. Для чего? Не знаю.
У этой истории был потенциал, но разработчики не смогли его развить. Ни ярких, продуманных персонажей, ни драмы, ни даже толковой интриги здесь нет. Всё происходит само собой и заканчивается столь же дежурно и банально, как начиналось.
Нарратив Dark работает по принципу чек-листа, и хоть как-то удивить игра даже не пытается. Сюжет писался под явным впечатлением от Max Payne, но при этом у создателей не было времени подумать, как сделать подобную историю увлекательной, — чтобы игрок в каждый момент времени понимал, зачем и почему его должно волновать происходящее на экране.
Финальная битва настолько плоха, насколько это вообще возможно
Технически в Dark нет боссов: есть только особые жертвы, к которым надо подкрасться. Но в финале Морб должен выйти раз на раз с Суперморбом — модифицированным вампиром, которого зачем-то сделали охотники на вампиров (не спрашивайте, я не знаю). Босс называется «Проект Вознесение», и битва с ним по зрелищности может посоперничать с финальной схваткой в «Морбиусе». Только Майло в фильме рофлил и флексил, а этот громила лишь прыгает и приседает.
Битва происходит на тесной арене, окружённой высокими стенами. Большую часть времени Суперморб сидит на стенах и ждёт удачного момента спрыгнуть на вас. О грядущем прыжке сигнализирует фиолетовый круг, из которого нужно вовремя убежать. Главная задача игрока — ждать, пока его возлюбленная активирует один из множества компьютеров на арене. Тогда игрок должен подбежать к компьютеру и нажать кнопку.
Повторять, пока Суперморб не умрёт от отчаяния.
Если вас не убьёт кринж, то добьёт скука
В Dark много моментов, вызывающих испанский стыд: нелепая постановка, смешная графика и анимация, глупый ИИ противников, баги, беспомощный сюжет.
Но большую часть игры я чувствовал только скуку. Способности героя позволяют устраивать комбо-убийства: задоминировал одного, угробил телекинезом другого, телепортировался с вертухой к третьему. Но всё это не мешает игре быть беспомощно унылой.
Дело даже не в кривых анимациях, а в общей монотонности. Каждый уровень — это небольшой лабиринт с патрульными. Да, они расставлены так, чтобы игрок всегда должен был сидеть в засаде и искать подходящий тайминг. Но всё всегда сводится либо к обычному рукопашному убийству, либо к долгому и нудному сосанию крови.
Разработчики пытаются разнообразить процесс: добавляют врагов-упырей, шумное покрытие, сенсорные ловушки. Но всё это не спасает. Игре просто не хватает разнообразия тактик и ситуаций, а охота на беспросветно тупорылых врагов быстро обесценивает триумф от победы.
Играть в Dark откровенно скучно.
Есть неожиданные кроссоверы
В Dark нет сцены после титров, но и здесь не обошлось без кроссоверов. Самые очевидные — это отсылки к другим играм разработчиков. Например, Dungeons 2.
Ещё здесь иногда иронизируют над тем, как сильно сеттинг игры вдохновлён Vampire the Masquerade.
Но в конечном счёте Dark способна удивить! Я был в шоке, когда увидел в игре 2013 года Пингвина из нового «Бэтмена». Да-да, того самого, в исполнении Колина Фаррелла. Здесь у него другое имя (я забыл), но выглядит он точь-в-точь как в фильме.
Возможно, это самый неожиданный кроссовер в истории видеоигр.
Про вампиров есть много слабых и откровенно паршивых игр, но далеко не каждую можно смело рекомендовать всем, кто оценил по достоинству «Морбиуса» и хочет добавки. Это редкий пример духовной, почти мистической преемственности: от элементов дизайна до общего впечатления.
Dark не вошла в историю, не отметилась громкими провалами и не породила морбиллионы мемов. Но пока весь мир «отходил» от «Сумеречной саги», создатели игры сумели угадать тренды вампирского кино на десять лет вперёд.
Но ещё это первый на моём опыте случай, когда один провальный студийный проект дал возможность насладиться другим, давно забытым «шедевром». Мне было весело сравнивать игру с фильмом, продираться через её посредственность и подмечать особо неудачные моменты.
В конечном счёте Dark и «Морбиус» — это не «так плохо, что хорошо», а просто плохо. Это посредственные, скучные вампирские истории, обречённые на забвение. Но благодаря мемам одна из них сумела привлечь внимание и к другой. Хотя бы ироничное.
А это дорогого стоит.
ты написал эту статью, только чтобы упомянуть сраный морбиус в заголовке
морбнулся? жаль
Хайп вокруг него уже поутих, так что не только.
Мобриус, там так написано.
Комментарий недоступен
Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Мобриуса» была игровая адаптация Редакция dtf:
Да я сам не особо старый(