Chocoblok: неподробное знакомство с Final Fantasy XIV

Chocoblok: неподробное знакомство с Final Fantasy XIV

«А ты слышал про получившую признание критиков MMO RPG Final Fantasy XIV? С расширенной бесплатной пробной версией, ты сможешь полностью пройти A Realm Reborn и отмеченное наградами дополнение Heavensward вплоть до 60 уровня бесплатно и без ограничений по времени игры» ©

В последнее время Final Fantasy XIV обретает всё большую популярность, но мнения о качестве игры разительно отличаются. Я расскажу тебе, чем же игра так хороша и почему стоит дать ей шанс, даже если «фу, оняме» и «выглядит слишком медленной».

Chocoblok: неподробное знакомство с Final Fantasy XIV

Data Centers

При создании персонажа ты выбираешь дата-центр, на котором играет твой друг, и любой сервер (в игре сервера чаще называют World). А что, если друг на другом сервере? Не проблема! Square Enix предусмотрели этот вариант и дали возможность перемещаться между серверами одного Psychical Data Center и Logical Data Center и играть с разными людьми без каких-либо ограничений. Например, на Европейском дата-центре и общем логическом дата-центре можно перемещаться по всем доступным серверам (Omega → Cerberus, Hades → Titan). Путешествий между дата-центрами пока нет, но в скором будущем данную функцию введут.

Стоит сказать, что на некоторых серверах есть бафф Road to 80, который «драматично» увеличивает любой эксп. Бафф сделает поднятие уровней невероятно быстрым, но прохождение игры это никак не ускорит. Будет полезно тем, кто планирует качать много классов/работ.

Общая картина существующих Physical Data Centeres, Logical Data Centeres и Worlds
Общая картина существующих Physical Data Centeres, Logical Data Centeres и Worlds
Трансфер с Мира Omega на Мир Cerberus, которые находятся на одном Европейском дата-центре Chaos 
Трансфер с Мира Omega на Мир Cerberus, которые находятся на одном Европейском дата-центре Chaos 

Но если у тебя нет друзей или они тебе не нужны, то это никак не повлияет на игру. FFXIV предоставляет полную свободу в выборе геймплея, все классы самодостаточны и не вынуждают тебя постоянно искать сопартийцев. В некоторых обязательных данжах (dungeons — подземелья) тебе потребуются тиммейты, но и этого можно избежать, однако поговорим об этом детальнее чуть ниже.

Стоит обратить внимание, что в FFXIV нет русификатора и не будет. Вся игра на английском языке, но существует программа Tataru Helper, которая переводит текст в чате. Так что ты можешь либо подтянуть свой английский в игре, либо воспользоваться программой, чтобы немного облегчить понимание истории.

Such devastation this was not my intention ©
Such devastation this was not my intention ©

Кастомизация

После выбора дата-центра и сервера тебе нужно сделать своего героя. Кастомизация в FFXIV не так насыщенна, как в многих других современных играх, создать абсолютно уникального персонажа вряд ли выйдет. На выбор есть 8 рас обоих полов (кроме Hrothgar, у них пока только мужская версия, но в новом экспаншене (expansion — расширение, дополнение) добавят женскую модель), которые не привязаны к классу.

Единственное ограничение, которое может тебя расстроить — головные уборы и причёски у Hrothgar и Viera. Из-за того, что расы довольно новые, большая часть шапок и причёсок у них отсутствует или попросту не отображается.

Главная настройка имеется :^)
Главная настройка имеется :^)

HUD

Для любителей поиграться с интерфейсом FFXIV даёт полную свободу действий без дополнительных программ и приложений. Ты можешь менять абсолютно всё: размер и расположение всех блоков, цвета ников НПЦ (NPC — Non-Player Character, т.е. неигровой персонаж) и игроков (свой отдельно), цвета чатов, а также убрать видимость тех или иных элементов и добавить звуковое сопровождение на личные сообщения, игровые макросы, будильник и многое другое.

Хочешь карту на весь экран и ярко-розовый ник? Дерзай, никто не отнимет твою последнюю фантазию!

nice
nice

Начало игры, класс, работа и Soul Stone

После создания персонажа ты попадёшь в одну из трёх стартовых столиц: Limsa Lominsa (местный город пиратов), Gridania (что-то близкое к эльфятнику) и Ul`dah (город пустынь и торгашей). Столица будет зависеть от выбранного на старте класса, но никак не повлияет на прохождение игры. Стартовые квесты будут различаться, но история всё равно проведёт тебя по всем локациям.

Всего на старте 8 классов: Gladiator и Marauder (танки); Pugilist, Lancer, Archer и Thaumaturge (дпс); Conjurer (хил), а также есть Arcanist, который после 30 уровня может стать хилом или дпсом. Большое количество работ будет открываться с каждым новым пройденным экспаншеном, но лвлинг (leveling/lvling — поднятие уровня) будет уже не с 1 уровня и потребуется некоторое время, чтобы разобраться в обилии новых скиллов (skill — умение/навык).

Отдельно хотелось бы рассказать про Soul Stone систему. FFXIV чётко разграничивает классы и работу. Все стартовые классы остаются таковыми лишь до 30 уровня, после чего твой герой получает за квест Soul Stone (камень души) и новую работу. Так Arcanist может взять два камня и с первым стать хилом Shcolar или же дпсом Summoner со вторым, Archer превращается в Bard, а Thaumaturge в Black Mage и т. д. Без работы твой класс неполноценный и не получит большую часть скиллов, а каждый встреченный на пути игрок будет спамить тебе в приват, что ты играешь без камня.

Всего в игре на данный момент 19 работ (11 дпс, 4 хилла и 4 танка) и 1 специальная, созданная для веселья — Blue Mage, но о ней стоит рассказать отдельно в другой статье. Все они относятся к баттл классам (battle — бой).

Chocoblok: неподробное знакомство с Final Fantasy XIV

Всё схвачено, недовольный спраут, в FFXIV целое раздолье крафтеров (ремесленников) и гафереров (собирателей): 8 крафт-работ и 3 гафер. Крафтинг и гаферинг очень прибыльное дело. Ты можешь сам себе собирать ресурсы и крафтить шмот для более комфортного прохождения игры, можешь продавать всё на рынке за неплохие деньги, покупатели будут всегда и абсолютно все ресурсы актуальны, даже грибочки из первой локации 5 уровня. Система крафтинга и гаферинга довольна уникальна и очень затягивает.

Crafting Log с выбранным итемом (item — предмет), где видны необходимые для крафта ресурсы и статы
Crafting Log с выбранным итемом (item — предмет), где видны необходимые для крафта ресурсы и статы
Chocoblok: неподробное знакомство с Final Fantasy XIV

Без паники, спраут, ты можешь сделать все существующие профессии на одном единственном герое и менять их, когда тебе хочется. Ты можешь качать все работы одновременно или по очереди, можешь выбрать лишь одну и даже не знать о существовании других, это только твой выбор. Смена работы осуществляется одним кликом и недоступна лишь в инстансовых зонах (instance — отдельная зона вне игрового мира) и в бою.

MSQ, Duty и квесты

Очень важную роль в FFXIV играет MSQ (Main scenario quests — главный квест). Да, MSQ в игре очень долгий и с невероятным количеством катсцен (cutscene — короткий синематик). Ты можешь погрузиться в лор игры (а оно того стоит), проникаясь довольно сложными взаимоотношениями персонажей, нарастающими масштабами истории и присоединиться к клубу истинных любителей франшизы, а можешь пропускать все катсцены и диалоги, фокусируясь на других аспектах игры, это никак не повиляет на прохождение.

Но MSQ делать всё же придётся, если ты хочешь открывать новый контент и видеть своего героя сильным. Даже пропуская всё неинтересное, прохождение главного квеста в любом случае займёт много-много недель, играя 24/7.

Chocoblok: неподробное знакомство с Final Fantasy XIV

Спокойствие, маленький спраут, не стоит сильно торопиться. Уровень персонажа в игре не так важен, как уровень MSQ. Если ты 60 уровень, но ещё не доделал квесты первого экспаншена, максимальный лвл которого 50, то твой герой просто не сможет получить новые скиллы и открыть новые локации.

Не расстраивайся, всё не так страшно, как кажется. Игра рассчитана так, что ты вряд ли сильно обгонишь уровень MSQ и прохождение каждого дополнения открывает для тебя прорву контента, тебе будет чем заняться.

Помимо простых MSQ квестов (принеси → отнеси → найди → убей), существуют так называемые Duty-квесты, когда твой герой один переносится в инстансовую зону, где вынужден сразиться с кем-то, добыть что-то или пройти незамеченным для врагов. Но если ты не мастер-фломастер и Duty выглядит слишком сложным, его можно провалить и зайти снова, поменяв сложность с Normal на Easy или Very easy.

Duty-квест на Gunbreaker (танк, доступный в экспаншене Shadowbringers)
Duty-квест на Gunbreaker (танк, доступный в экспаншене Shadowbringers)

Временами MSQ отправляет тебя в определённый данж или триал (trial — испытание с одним боссом). Для данжа тебе понадобится Light Party из 4 человек: 2 дпса, 1 хил и 1 танк, но если ты совсем не хочешь видеть людей, то в игре существует Trust система, которая позволяет зайти в инстанс зону с НПЦ. Они не идеальны, но свои основные функции выполняют, правда обычно выходит чуть дольше, чем с людьми.

Вход в первый данж Sastasha с тремя НПЦ, их роли автоматически подстроятся под твою
Вход в первый данж Sastasha с тремя НПЦ, их роли автоматически подстроятся под твою

Если ты потерял свой MSQ и не помнишь, где остановился, то в верхнем левом углу экрана можно найти кнопку, которая показывает нынешний мейн квест и классовый чуть ниже, если таковой имеется. При нажатии на кнопку, автоматически открывается карта и показывает нужное место или НПЦ с необходимым квестом.

Главный квест показан на карте восклицательным знаком в горящей рамке, классовые квесты и квази (quasi — сквозной квест, открывающий дополнительный контент и некоторые игровые возможности) обозначаются на карте синим значком и сайд (side — обычный квест, за которые можно получить немного экспы и некоторые итемы/ресурсы) светлым восклицательным знаком.

В приоритете всегда классовые квесты → MSQ → квази → сайд-квесты (по желанию).

Expansions, Mounts и Companion

Всего в игре на данный момент 5 экспаншенов: A Realm Reborn, Heavensward, Stormblood, Shadowbringers и Endwalker. Самые прожжённые игроки советуют просто пережить A Realm Reborn, потому что дополнение очень старое, история раскачивается медленно, но без неё тяжело будет влиться в дальнейшее повествование. Кроме того, каждый экспанш включает в себя один большой кусок основной истории, после которого в течение года-двух выходят мини-патчи с небольшим количеством квестов (препатч), ведущими тебя к новому экспаншену. В A Realm Reborn препатч включает в себя более 80 квестов, за которые ты почти не получаешь опыт и делать их крайне утомительно.

Chocoblok: неподробное знакомство с Final Fantasy XIV

Да, ножки в самом деле крошечные. Но не волнуйся, спраутик. Побегать какое-то время придётся, но пройдя определённую цепочку квестов, ты получишь своего личного чокобо! Ты даже сможешь дать ему имя, ездить верхом и сделать своим компаньоном, который будет сражаться и качаться вместе с тобой (но твой эксп он не ворует, всё честно). Можно одевать свою чокобоху в бардинги, которых в игре невероятное количество, перекрасить его в самые дикие цвета, а также превратить в своего личного танка, хила или дпса.

Чокобо — целая культура FFXIV. Существо является одним из маскотов игры, присутствует в других сериях франшизы и ещё не раз встретится тебе в самых неожиданных местах.

Маунтов (mount — средство передвижения) в игре целое разнообразие и большая часть добывается игровым путём. Не всегда просто, но все игроки в одинаковых условиях. После прохождения основных квестов MSQ в A Realm Reborn ты получишь возможность летать на маунте, а в дальнейших экспаншенах полёты нужно будет сначала открыть. Но не грусти, это не так уж сложно (никакого гринда репутации kekw) и ты можешь по-настоящему эксплорить мир Эорзии!

Dungeons, Trials, Normal raids, Alliance raids

Как уже писалось ранее, иногда MSQ отправляет тебя в данж или триал. Лайт пати в FFXIV состоит из 4 человек, это необходимое количество для всех данжей, первый из которых тебе встретится на 15 уровне. В начальных триалах пати тоже будет включать 4 человека, но с повышением сложности для прохождения потребуется Full Party — 8 человек.

Данжи представляют собой довольно стандартные инстансовые зоны, где несколько комнат с боссами и своими незамысловатыми механиками, а также комнаты с мобами в промежутках.

Триал — одиночная площадка, где тебя встретит один единственный босс, но механик и ХП (HP — очки здоровья) у него будет куда больше, чем у боссов из данжей. Тут уже могут встретиться какие-то вайп механики (wipe — то, что убьёт всех членов пати), командная работа и сложности. В каждом экспаншене по 7 триалов, не считая A Realm Reborn, в котором их 8.

Триал A Realm Reborn (The Bowl of Embers)
Триал A Realm Reborn (The Bowl of Embers)

Нормал рейды не сильно отличаются от триалов своим концептом, также один большой босс, иногда встречается 1-2 комнаты с мобами, но редко. Главное отличие — сложность. Нормал рейд будет тяжелее триалов того же экспаншена, больше сложных механик, ещё больше ХП у босса и возможностей вайпнуться. В каждом экспаншене 12 рейдов, не считая A Realm Reborn, в котором их 13.

Нормал рейд A Real Reborn (The Second Coil of Bahamut — turn 4)
Нормал рейд A Real Reborn (The Second Coil of Bahamut — turn 4)

Альянс рейд можно по-настоящему называть рейдом. Включает в себя 3 фулл пати по 8 человек (альянсы), большое количество сильных боссов с интересными механиками и несколькими комнатами с мобами. Альянс рейдов по 3 на экспаншн, а прохождение каждого может занимать до 40-60 минут.

Альянс рейд в Stormblood (<i>привет Ivalice</i>)
Альянс рейд в Stormblood (привет Ivalice)

В игре существует уникальная механика — Limit Break. Во время прохождения любого из вышеперечисленного контента, в верхнем левом углу у пати заполняется умение лимит брейк, общее на всех. Лимит брейк имеет 3 уровня и на максимальном приносит много полезностей. Так дпсы могут нанести внушительный урон цели, танки подарят своей пати полную неуязвимость на несколько секунд (не считая, опять же, вайп механик), а хилы могут воскресить всех членов команды.

Заполненный лимит брейк, который, не дай Боже, использует Red Mage, после чего все вокруг ослепнут и вайпнутся
Заполненный лимит брейк, который, не дай Боже, использует Red Mage, после чего все вокруг ослепнут и вайпнутся

High-End content: Extreme, Savage, Unreal, Ultimate

Chocoblok: неподробное знакомство с Final Fantasy XIV

Если ты устал от простого контента и ищешь какой-то челлендж, то FFXIV тебя снова удивит.

Примерно каждые 2-3 патча в игре добавляется Unreal мод для уже привычных триалов. Ничего нового, все те же механики, но уровень поднимается до актуального (например, триал 50 уровня превращается в триал 90 уровня) . Анрилы довольно простой high-end контент, основная причина фармить его — Faux Hallows. Faux Hallows — это мини-игра у НПЦ, где ты вслепую открываешь картинки и выигрываешь игровую валюту, за которую можешь приобрести маунта, украшения для персонажа и всякие расходники.

мини-игра Faux Hallows
мини-игра Faux Hallows

У каждого триала есть Extreme версия, где тебя встретит уже знакомый босс на привычной платформе, но фарм будет в корне отличаться. Как правило игроки FFXIV смотрят гайды перед прохождением high-end контента, хотя есть и blind прохождения (игроки сами пытаются разобраться, что происходит вокруг, кто все эти люди и какой сейчас год). Экстримы подразумевают довольно комплексные механики, которые совмещают много действий друг за другом в определённой последовательности, а индикаторов опасности нет, файт нужно знать или максимально быстро адаптироваться. Пропуск механики может повлечь за собой смерть (иногда и всей пати) или дебафф, который увеличит входящий по тебе урон. Главное отличие от нормал контента — ограниченное время. Если вы ковыряете босса слишком долго, он впадает в Enrage, а ваша пати автоматически вайпается, придётся начинать всё с самого начала. В каждом экстрим триале можно получить маунта определённого экспаншена, а если собрать их всех, то одного дополнительного.

Маунт Firebird, которого дают за 7 маунтов из экстримов Heavensward
Маунт Firebird, которого дают за 7 маунтов из экстримов Heavensward

Если анрил и экстримы тоже показались не сильно сложными, то пора пробовать Savage. Сэвэдж — усложнённая версия нормал рейдов. Сэвэджи обладают ещё большей заковыристостью, чем экстримы и упор в них идёт на запоминание всех механик и командную работу, адаптироваться уже вряд ли выйдет. Ошибка одного — проблемы для всех, и это в лучшем случае. Также пропущенные механики грозят дебаффом, который будет снижать твой урон боссу на определённое время, а Enrage никто не отменял. В данном контенте у каждого игрока чаще всего есть свое место на карте, будет использоваться определённый Limit Break в нужном месте, а многие механики расписываются по ролям. В течение экспаншена все 12 сэвэджей выходят небольшими блоками по 4 штуки и растягиваются на всё дополнение, и в каждом 4, 8 и 12м можно получить маунта, но в основном игроки туда ходят за актуальным эквипом (equip — снаряжение).

Chocoblok: неподробное знакомство с Final Fantasy XIV

Если сэвэджи разожгли твою тягу к челленджам и хочется ещё, то настал час Ultimate контента.

Всего существует 4 ультимейта: The Unending Coil of Bahamut (UCoB), The Weapon`s Refrain (в комьюнити называют UWU — Ultima Weapon Ultimate), The Epic of Alexander (TEA) и Dragonsong`s Reprise.

Если у тебя не суперслаженный и стабильный статик (static — постоянная группа), то практика ультимейта может занять недели и месяцы, прежде чем ты сможешь его закрыть. При идеальном закрытии один заход занимает около 20 минут беспрерывных механик, каждая из которых летальна для пати. Основная проблема ультимейтов — надо выписать максимальный урон, правильно выполняя все нужные механики, а делать это довольно сложно, когда ты носишься по карте почти без перерывов.

Стоит также сказать, что по-своему FFXIV очень любит цифры. Игроки, которые предпочитают high-end контент, заучивают ротации выбранного класса, каждый из которых имеет свой опенер (opener — стартовая ротация, которая даёт большой бурст урона), финишер (finisher — завершающая ротация любого прокаста) и знает, при каких условиях в цифрах будет выгоднее использовать то или иное умение. Хардовые игроки стараются держать максимальный аптайм (uptime — использование скиллов без простоев).

Большое отличие FFXIV от многих других игр в том, что здесь все классы вносят урон. Разумеется, хилы и танки выполняют свою работу (чаще всего), но большую часть времени они также бьют босса, как и дпс игроки, и множество суппортов имеют очень даже хороший урон.

Кратко о хилах FFXIV (с просторов Reddit)
Кратко о хилах FFXIV (с просторов Reddit)

Самое главное, что весь этот контент не обязателен. Никто не заставит тебя фармить то, чего ты не хочешь, это абсолютно не повлияет на развитие игры и не поставит тебя в трудное положение.

FC, комьюнити и токсичность

Если ты всё же не волк-одиночка и хочешь найти себе компанию, а друзей нет, всегда можно вступить в Free Company (FC). FC мало чем отличается от привычных гильдий или кланов: общение, совместный контент и общие мероприятия. Но FC привязана к Миру, игроки с разных серверов не смогут быть вместе :с

В комьюнити игры сложно поверить, пока не столкнёшься с этим сам. Токсичность настолько редка, что является скорее исключением из правил. Если тебя дисконнектнуло во время данжа — твоя пати будет ждать тебя довольно долго, прежде чем кикнет; если у тебя что-то не выходит — тебе дадут совет и расскажут, как сделать лучше; если тебе не хватает денег на телепорт — просто крикни в глобал чат, тебе обязательно кто-то подкинет нужное количество монет. Заходя в инстанс с людьми, с тобой обязательно поздороваются, а перед выходом попрощаются и пожелают хорошего дня.

Токсичность в игре так сильно неприемлема, что тебя действительно могут за это забанить. Тикет с репортом оформляется довольно сложно и мало кто этим занимается, но стоит держать в голове, что такое возможно.

Chocoblok: неподробное знакомство с Final Fantasy XIV

Сама атмосфера игры расслабляет своей размеренностью и неторопливостью, герои и история учат доброте, самопожертвованию, полной отдаче своему делу. Привыкая к персонажам, которые сопровождают тебя с A Realm Reborn и до Endwalker, переживаешь эмоции вместе с ними, с трепетом относишься к тёплым моментам и с замиранием сердца к кризисным. Играя в Final Fantasy XIV, начинаешь по-новому смотреть на уже привычные вещи.

Влиться в игру сложно, когда совсем не привык к данному темпу повествования и раскачки, нужно заранее настроить себя на неспешное путешествие, в которое ты отправишься со своим героем. Final Fantasy XIV — это прогулка, а не спринт. Не зацикливай своё внимание на том, что тебе не нравится, а попробуй открыть себя для новых ощущений и насладись тем обилием контента, которое предлагает игра.

Chocoblok: неподробное знакомство с Final Fantasy XIV

Если статья пробудила желание попробовать игру, но пока нет уверенности в покупке — есть free-trial версия, где можно подняться до 60 уровня (максимальный 90 на данный момент), экспаншн A Realm Reborn и Heavensward и нет никакого ограничения по времени.

Надеюсь, мы встретимся на просторах Эорзии, юный спраут 🌱

Заинтересованные игроки, у которых появится желание погрузиться в мир Final Fantasy XIV, могут смело писать мне в личку. Помогу, расскажу, объясню.

1616
13 комментариев

Чудесная игра, прекрасная статья.

5
Ответить

Спасибо за статью.

Новым игрокам скажу, что данная ММО понравится вам в следующих случаях
1. Если вы любите глубокий сюжет.
2. Вас не смущает чтение полотен текста, подавляющее большинство из которых не имеют озвучки.
3. Вам нравятся сложные столкновения с боссами в составе группы. И вы готовы пробиваться к открытию этих боссов через те самые полотна текста. Потому что каждая активность скрыта за каким-то квестом.
4. На досуге вы любите одевать картофелину в разные человеческие наряды.

3
Ответить

Хотел я вкатиться в финалку и поиграл часов 5 и как-то... неприятно там было новичку. Даже точно не могу сказать чем, буду честен. Статью потом дочитаю и попробую тогда снова.
Просто игра сразу вкидывает на игрока тонну квестов внутри города без толкового отслеживания квеста, ещё и внутри города подгрузки между этажами - бегай ищи. Я так устал внутри города ходить по этим квестам, когда видишь, что точка на карте будто прямо рядом с тобой, но ты понятия не имеешь, как туда дойти. Короче стартовая локация прямо отбивает желания играть, по крайней мере - мне.

Ответить

игра сразу вкидывает на игрока тонну квестов внутри города без толкового отслеживания квестаЯ бы рекомендовал вам, как написано в статье, быть чуть нерасторопнее. Весь сайд контент необязателен к прохождению. Вы можете полностью сфокусировать свое внимание на MSQ. А уже после этого, когда к примеру будете качать другие классы/работы, заняться им.

Я так устал внутри города ходить по этим квестам, когда видишь, что точка на карте будто прямо рядом с тобой, но ты понятия не имеешь, как туда дойтиВозможно, вам не стоит брать все квесты разом.

Статью потом дочитаю и попробую тогда снова.Я очень надеюсь, что вы откроете для себя что-то новое.

4
Ответить

В любом из трех стартовых городов действительно довольно просто потеряться в попытках найти нужное место по заданию. Дело в том, что каждый из этих городов разделен на две части. Предположу, что стояла задача распределить нагрузку.

В результате, можно оказаться в ситуации, при которой на карте указано сразу несколько маркеров этого задания. Но на деле все они просто указывают на границы перехода в нужную половину города. И уже на ней следует искать новый маркер.

Особенно часто люди теряются в портовом городе Лимса Ломинса, который к тому же расположен на нескольких уровнях относительно земли.

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

и еще в городах есть aethernet, который позволяет телепортироваться по локациям города, и как правило, оттуда недалеко бежать до квеста, но все равно в первый раз надо его открыть, как и основные точки телепортов

Ответить