S.T.A.L.K.E.R. Anomaly

Мод года на Moddb, сталкер для зумеров, песочница с безграничными возможностями и революция в моддинге – всё это про неё, про Anomaly. Если вы никогда не слышали о ней – добро пожаловать в статью. Если слышали и даже наиграли немало часов – то прочитав, дополняйте меня в комментариях. Сегодня мы внимательно изучим самый популярный мод на Сталкер и попробуем выяснить, почему же он стал таким популярным. Итак, S.T.A.L.K.E.R. Anomaly.

S.T.A.L.K.E.R. Anomaly

Я с двумя напарниками возвращаюсь из ходки в центр, на ЧАЭС. Сам сильно покоцанный: левая нога выбита совсем, правая наполовину, и чтобы нормально бегать, приходится колоться обезболом. В разгрузке полтора магазина на пистолет и половина на автомат, так что если кого встретим, будет неприятно. Автомат в Саркофаге, кстати, очень выручил: вагон денег на два боекомплекта бронебойных и маленькая тележка на ЛЦУ себя окупили. Стандартными патронами я монолитовских тяжёлых бойцов не пробил бы, а без ЛЦУ в узких коридорах прицеливался бы по полгода. Напарников я перед ходкой снарядил по высшему разряду: каждому экзоскелет и СВД, и без них там было бы ой как непросто. А сейчас они тащат по 50 кило трофеев на продажу. А мой рюкзак оттягивает обвешанная по уши Эмка, её я снял с какого-то монолитовца. Убитая, правда, но это не проблема: в схроне куча запчастей от стволов, так что немного поработать напильником – и можно будет загнать Душману почти как новую, тысяч за 50.

Это чьи-то влажные фантазии о «Сталкере мечты»? Или мод на какой-нибудь DayZ? Да нет, просто модификация на Зов Припяти. Точнее, модификация на сборку на модификацию на Зов Припяти. Иными словами – S.T.A.L.K.E.R. Anomaly. Лучшее, что видел сталкерский моддинг за всю свою историю. Почему? Сейчас расскажу.

Как всё начиналось

Начать стоит издалека. В 2015 году зарубежная команда Team Epic выпустила фриплейный мод Call of Chernobyl на движке Зова Припяти. Задумка мода была предельно проста: ты – самый обычный сталкер в самом обычном понимании этого слова. У тебя нет спецзаданий от правительства, нет странных надписей в КПК. Ты просто новичок, который пришёл за… Да кто тебя знает, за чем ты пришёл? В моде не было сюжета, совсем, вот прям абсолютно. Но была свобода действий. Игрок мог начать играть за любую из девяти группировок Зоны. У каждой своя база, свои союзники и враги. Игрок бегал по квестам, копил деньги, покупал новую снарягу и снова бегал по квестам.

С момента выхода Call of Chernobyl сталкерский моддинг поделился на «до» и «после». В унылый конвейер историй про всевозможных Мэри Сью добавился «симулятор обычного человека» и сразу же стал невероятно популярным. Но главная его прелесть была не в свободе для игрока, а в свободе для разработчика. Call of Chernobyl стал очень удобной платформой для создания модов и сборок уже на его базе. И тут началось то самое «после»…

Аддоны для СоС выходили по несколько штук в день, разной степени пряморукости сборщики собирали из них свои сборки, более серьёзные ребята переносили уже существующие моды на рельсы Call of Chernobyl. А нас в этом празднике жизни интересует проект Call of Misery – как понятно из названия, это сочетание фриплея СоС и механик Мизери. Он стал ответвлением от общей тусовки, в СоМ играло сравнительно немного «ценителей», но даже на нём появлялись свои сборки и крупные проекты. Самыми заметными были A.R.E.A. – аццки хардкорный мод, мёртвый Dead Air (простите за тавтологию), который прожил как бабочка: красиво появился и очень скоро пропал с радаров, и Last Day – прямой предшественник Anomaly.

Появление в 2015 году СоС стало геймплейной революцией в сталкерском моддинге, а появление Anomaly в 2018 стало революцией технической. 64-битный движок, улучшенный ИИ неписей и A-life, оружейные и графические аддоны, режим войны группировок, и всё это РАБОТАЕТ ВМЕСТЕ. Что интересно, основная масса сталкерского комьюнити – то есть русскоязычные игроки – почти весь 2018 ничего не слышали об Anomaly, хотя на Западе она уже занимала топы Moddb и подобных сайтов. Исправить положение тогда решили админы крупнейшего паблика по Call of Chernobyl, среди них был и автор статьи (который даже приложил руку к первому русификатору Anomaly).

Наконец мы дошли до наших дней. Anomaly, как и CoC – это в первую очередь платформа, поэтому рассматривать её в чистом виде мы не будем. Я при подготовке статьи опирался на сборку Redux. На сегодня это технический максимум (но пока ещё не предел) того, что можно сделать на движке Сталкера.

Как всё есть сейчас

Начинаем мы с меню создания персонажа. Здесь можно выбрать фракцию и собрать себе стартовое снаряжение. Хотите начать с одним ножом и полныv рюкзаком еды – пожалуйста. Готовы рискнуть и вместо аптечки взять прицел – без проблем. Любой каприз за те очки, что вам доступны. Их количество зависит от одной из сложностей, которых тут, внезапно, две. Первая – сложность геймплея. Насколько толстые враги, насколько тонкий ГГ и насколько тяжёлая у него форма астмы (выносливость короче меняется). Вторая – сложность экономики. В ней те самые стартовые очки, а ещё множители наград и репутации за задания, стоимость предметов и ремонта и другие «экономические» штуки. Хотя в каждом разделе уровней всего три, уже внутри игры каждый из перечисленных аспектов можно настроить отдельным ползунком. Такая тонкая настройка – новшество Anomaly.

Вот мы выбрали группировку, собрали снарягу – и вперёд, в Зону. Первое, что видит игрок – странную конструкцию вместо привычной полоски ХП. Система здоровья здесь почти как в Таркове. Вообще вот это «как в Таркове» вы будете слышать часто, так что будьте готовы. У персонажа есть общее здоровье и здоровье каждой части тела. Выбивают руку – оружие качается и прицелиться становится сложно. Выбили ногу – бег начинает наносить урон. Выбили тело или голову – смерть. Разумеется, для всего этого зоопарка есть свои медикаменты, каждый лечит какую-то часть тела на определенный процент. Аптечки лечат сразу всё, поэтому стоят теперь заметно дороже. Ещё есть обезболивающие, они дают «временное» здоровье конечностям и помогают, например, бегать с выбитой ногой. Короче говоря, как в Таркове.

Не успели стартовать, а от нас уже что-то хотят. А говорили – фриплей, фриплей…
Не успели стартовать, а от нас уже что-то хотят. А говорили – фриплей, фриплей…

Правда, похвастать таким сложным здоровьем может только ГГ. У неписей обычные полоски ХП и никаких дебаффов от повреждённых рук или ног. Зато есть другая фишка – броня. Здесь она впервые становится не просто множителем к урону. Точнее, она всё ещё множитель, но теперь устроен он сложнее. У каждого патрона есть пробитие, у каждой брони есть степень защиты. Если пробитие пули оказывается ниже, чем степень защиты костюма, то урон сильно снижается вплоть до почти нулевого. Если с ванильной системой повреждений расковырять экзоскелет можно даже с 9х18, то здесь стрелять по нему чем-то слабее 5.45 или 5.56 почти бесполезно. Если раньше смотреть надо было в основном на урон патрона, то теперь, особенно на ранних и поздних стадиях игры, на первый план выходит пробитие. Вы тоже уже об этом подумали? Да, система почти как в Таркове.

Идём дальше. В прямом смысле идём – и слушаем. Сквозь звуки шагов и звуки поднятия оружия пробиваются еле слышные слова. Прислушиваемся – а там голос в голове шепчет: «как в Таркове». Звуки у оружия здесь тоже новые, и после ванили придётся немного привыкать, но оно того стоит. Тем более, что оружие здесь уделывает по функционалу любой Ганслингер.

Основной мод в сборке – Boomsticks and Sharpsticks. Он добавляет новые стволы, новые обвесы, среди которых боковые коллиматорные прицелы и ЛЦУ. Приправлено это новыми анимациями и положением оружия как в Таркове, которое не закрывает половину экрана. Впрочем, чем долго рассказывать лучше показать:

Но ладно, разобрались с технической частью, пошли чем-нибудь займёмся. Ассортимент у торговцев на старте скудный, а чтобы его расширить, нам нужно прокачивать репутацию у группировки. Для этого нужно брать задания у её членов и выполнять их. Постепенно репутация достигнет нужного уровня, и ассортимент расширится. Всего у каждого торговца есть 5 уровней ассортимента, так что заспидранить экзоскелет не получится – игра принуждает развиваться постепенно, не перепрыгивая с одной меты на другую.

Да, по меркам Аномали это крайне скудный ассортимент
Да, по меркам Аномали это крайне скудный ассортимент

Помимо мелких квестов по типу «сходи убей», «сходи принеси», «сходи посмотри» есть три сюжетные ветки. Они не отличаются особой литературной ценностью, но задания в них довольно динамичные, а за полное прохождение каждой из трёх игроку открывается возможность начать новую игру за одну из «скрытых» группировок – Ренегатов, Грех и ИИГ. Подробностей сюжета раскрывать не буду, скажу лишь, что налегке квесты не пробежать: многие задания требуют серьёзного снаряжения. Поэтому фриплей в сочетании с квестами как минимум несколько десятков часов интересной игры точно обеспечит.

S.T.A.L.K.E.R. Anomaly

И вот ты начинаешь с ржавого АК-74 на Кордоне, мальчиком на побегушках у Сидоровича, потом доходишь до Бара и оседаешь уже там. Скапливаешь деньги на первое оружие не «с трупа в канаве», а новое, ещё с запахом смазки. Продолжаешь бегать по квестам, видишь, как приближаешься к топ-100 рейтинга. Мир вокруг тебя тоже живёт своей жизнью, и ты в нём не центральная фигура, а лишь винтик. Самый обычный сталкер, который потом и кровью пробивается наверх, к успеху. В суете сюжета других модов мы и не замечаем вот этого, сталкерского. Там все приключения прописаны заранее, все ходы игрока и Зоны забиты в скрипты. Всё ненастоящее.

В Аномали же ты сам творец своей судьбы. Ты сам придумываешь план, по которому будешь действовать. И мало что есть в Сталкере интереснее, чем отклонения от этого плана. Когда всё идёт не так, как ты задумал, и приходится перестраиваться на ходу. Или наоборот, когда внезапно фартит, и кусок плана выпадает за ненадобностью. Неопределённость. Вот что такое Аномали. Вы не исследуете Зону. Она вам, скорее всего, уже знакома на 100% и даже больше. Вы исследуете эту неопределённость. А она каждый раз новая, уникальная, неопределённая – и оттого безумно интересная. Добавьте к этому невероятные ещё пару лет назад технические новшества, и вы получите такую сталкерскую атмосферу, какой нет ни в одном другом моде. А не ради неё ли мы играем в эту игру?

Сообщество CatGeek. Автор Дмитрий Жаров
Сообщество CatGeek. Автор Дмитрий Жаров
188188
91 комментарий

Комментарий недоступен

122
Ответить

Решается осторожностью и более крутыми броньками. На старте конечно придется сосать.

4
Ответить

Аномали илеальна тем, что там все можно настроить как угодно. Я лично все эти ограничения на выносливость убрал под нули, выкрутил цены на награды под потолок, а кол-во лута/цену за его продажи вниз.
В итоге не собираю ничего кроме нашивок, артефактов и кпк. Выполнил пару заказов, закупился, артефакты учёным и снова на задания.
Все эти дрожания прицела, лечение конечностей, лютый ночной спавн, выбросы, пробивание брони и тд можно вкл/выкл. По сути покрутив пару настроек в меню и накатив минимодов получаешь практически новую игру.
Особенно забавно, что за некоторые их настроек в других играх выпускают как полноценное длс за $

9
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Это ещё не самое странное, до чего додумались эти поехавшие.

3
Ответить

До сих пор помню, как один раз запустил клиент Anomaly, тот мне говорит: "У тебя не хватает какого-то фреймворка, давай докачаю?" (причём до этого прекрасно игралось без него), я его установил, и после этого у меня перестал запускаться Hitman 3, который на тот момент был моей топ-1 дрочильней. После удаления того, что оно накачало, ясное дело, ничего не изменилось, и пришлось переустанавливать с нуля систему.
Говоря о моде, по мне он пиздецки перегружен. Туева хуча медикаментов, патронов, просто какой-то ненужной херни, которая нужна либо для крафта 1-2 предметов, либо её можно продать торговцу за 10 рублей. Так что для меня лучшим модом по-прежнему остаётся Lost Alpha DC, пускай и кроме сюжета в ней почти нечего делать.

36
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить