ИГРОЧТИВО — MASS EFFECT: ОТКРЫТИЕ (ДРЮ КАРПИШИН)

Mass Effect в конце позапрошлого десятилетия стал самым настоящим феноменом и одним из примеров роста влияния и значимости такого вида медиа-индустрии как видеоигры. Конечно же и раньше случались игры, которые выходили за рамки своей сущности и порождали целую гамму побочных продуктов и порождений медиасферы. Однако я не могу припомнить ни одной игры до того, которую с такой настойчивостью продвигали через другие виды искусства. То есть не игра начала целую россыпь сопутствующей литературы, мультфильмов и прочего, а весь мир игры был сперва представлен в произведении, предваряющем саму игру и знакомящих людей со вселенной, событиями и общейатмосферой будущей игры.

ИГРОЧТИВО — MASS EFFECT: ОТКРЫТИЕ (ДРЮ КАРПИШИН)

И стартом всей серии Mass Effect стал научно фантастический роман главного сценариста самой игры Дрю Карпишина Mass Effect: Открытие, впервые опубликованный 1 мая 2007 года, то есть почти на полгода раньше выхода самой игры. А это значит, что произведение вовсе не ориентировалось лишь на поклонников самой игры, которая на тот момент ещё даже не вышла, а скорее под вывеской обычного научно-фантастического романа должна была наоборот заманить увлекающуюся жанром публику к будущей игре и обеспечить самому франчайзу некоторую известность и популярность. Насколько всё это вышло судить не мне, тем более что в России книга была издана лишь в 2009 году и уже основывалась на популярности самой вселенной. Я же в те годы весьма легкомысленно отнёсся и к самой игре, пролетев её на сверхзвуковой скорости как обычный «шутерок на вечерок», а уж обращать внимание на сюжет и тем более побочную продукцию мне и вовсе было не с руки. Однако идут годы: трилогия давно завершена, даже эхо скандалов в связи с ёё концовкой уже затихло в сети, отзываясь лишь гулким недовольством отдельных олдфагов, надежда на счёт спин-оффа вспыхнула и угасла подобно сверхновой, и сама Андромеда стала покрываться пылью. И вот шарясь по полкам букинистического магазина в поисках чего попроще, какой-нибудь развлекательной боевитой фантастики, я беру в руки книгу со смутно знакомым названием и привлекательной ценой в 50 деревянных — добро пожаловать в этот огромный, огромный мир…

ИГРОЧТИВО — MASS EFFECT: ОТКРЫТИЕ (ДРЮ КАРПИШИН)

Хотя вернусь к самому произведению: сам роман является весьма традиционным представителем того, что я для себя называю боевой фантастикой, эдакий сплав детективной истории с расследованием, элементами довольно бодрого экшена и напряжённого триллера, скупого, но довольно чёткого описания окружения и с шаблонными, но такими привлекательными героями. Сюжетно роман это приквел основной игры и это чувствуется, сдержанностью автора в описанных событиях и их важности для окружающего мира, ибо основные события, наполненные эпичными противостояниями, с ног сшибающими откровениями, «вотэтоповортами» и происшествиями галактического масштаба будут ожидать нас в самой игре, а здесь труба пониже и дым пожиже. Однако возможно именно из-за этой сдержанности автору удаётся рассказать довольно убедительную и плотно сбитую историю, которая не растекается по древу, а ветвясь сюжетными ветвями и жонглируя личностями от лица, которых идёт повествование, в итоге создаёт весьма простую историю и условный хэппи-энд.

ИГРОЧТИВО — MASS EFFECT: ОТКРЫТИЕ (ДРЮ КАРПИШИН)

Вся история происходит во второй половине XXII века, когда человечество, благодаря открытым на Марсе в 2148 году (блин почти в том же году когда благодаря открытым руинам предтеч ад вырвался на «красную планету» в игре Doom 3) архивам предшествующей инопланетной цивилизации протеан и их системе сверхсветовых ускорителей передатчиков, расположенных по всей Галактике, смогло совершить гигантский научно-технический прорыв на сотни лет вперёд и буквально за считанные годы приступить к освоению Галактики и колонизации иных звёздных систем. Конечно же, человечество оказалось не одиноким в космическом пространстве и столкнулось с куда более древними и продвинутыми народами еще тысячелетия назад научившихся сосуществовать в сообществе и даже организовавших всегалактическое, то ли правительство, то ли ООН — Совет Цитадели, разместившийся на гигантской космической станции, являющейся центром всей транспортной сети межзвёздных масс-ретрансляторов. И как раз в тот момент, когда человечество едва смогло преодолеть свои внутренние разногласия и сформировать Альянс для ведения межзвёздной экспансии и дипотношений с чужаками и только понимать всю сложность галактической политики, экономики и дипломатии случается инцидент, который грозит поставить человечество на грань противостояния Совету и затруднить жизнь Земле.

ИГРОЧТИВО — MASS EFFECT: ОТКРЫТИЕ (ДРЮ КАРПИШИН)

На секретный научно-исследовательский комплекс Альянса, где велось исследование искусственного интеллекта нелегальное в пространстве Совета, и грозящее в случае огласки санкциями и изоляцией Земли и её колоний, совершено нападение группой неизвестных. Расследование нападения с целью поиска крота в системе и предотвращения грядущего скандала поручают одному из самых перспективных офицеров флота Дэвиду Андерсону, хотя, на мой взгляд, следователь-десантник это то ещё сочетание. И в целом персонаж вышел довольно пресным и с трудом, выходящим за грань образа хорошего мужика и верного служаки — интереснее следить за событиями вокруг него, чем за самим Андерсеном, но он всё-таки не раздражает и с ним легко свыкаешься.

Одним из главных подозреваемых в предательстве оказывается дезертировавшая за день до нападения сотрудница НИИ Кали Сандерс, довольно умная и хитрая блондинка, умеющая за себя постоять. Тем не менее, и девицей в беде и спасительницей в последнюю секунду ей побыть доведётся — ёё линия, наверное, самая интересная и бойкая во всём романе. Кроме того на пятки нашим героям наступает беспринципный, специальный агент Совета Цитадели, человеконенавистник, антигерой и порядочная мразь спектр Сарэн. Тем не менее, именно этот турианец становится самым интересным героем произведения, довольно увлекательно следить за его поступками и за своим собственным отношением к нему: сперва воспринимаемый архетипичным грязным копом, который использует все методы для достижения правосудия и исполнения приказов, постепенно оборачивается циничным негодяем, а под конец становится самым настоящим злодеем, плюющим и на остатки своей морали и принципов и на приказы от начальства. Также в романе фигурирует ещё несколько второстепенных героев, которых автор постарался раскрыть и вывести за рамки обычных функциональных персонажей, наделить их характерами, мотивами поступков и какими-то переживаниями. Пожалуй, главной претензией можно назвать гуманизацию характеров, быта и культур инопланетных народов, которые скорее выглядят и ощущаются просто людьми, которых по непонятной причине называют турианцами, кроганами и батарианцами, но полагаю углубляться здесь и не был задачей автора.

ИГРОЧТИВО — MASS EFFECT: ОТКРЫТИЕ (ДРЮ КАРПИШИН)

В целом Карпишин достаточно хорошо справился со стартом медиа-франчайза и выдал крепкое и увлекательное произведение. А главное в отличие от его прошлых книг про Дарт Бейна роман не ощущается перелицовкой сценария от ролевой игры с прокачкой, выдаваемым порциями лором и простецкой структурой. Наоборот автор заигрывает с несколькими сюжетными линиями, ведёт героев в весьма компактном приключении и дарит намёк на продолжение истории в будущей игре. Роман можно порекомендовать всем любителям незамысловатой боевой фантастики, поклонникам Mass Effect он строго обязателен, ну а просто любителям почитать фантастику могу посоветовать, но главное чтобы вы не ждали ничего сверх уникального или великого, увлечёт — читайте, нет — не стоит и продолжать.

PS: В конце концов, эта книга сподобила меня таки попытаться перепройти трилогию уже в более вменяемом виде и при вдумчивом стиле прохождения.
PPS: А вот описание одного боестолкновения в книге — один в один перестрелки самой игре — ты это просто видишь и ощущаешь.

С этой записи я решил начать выкладывать собственную ретроспективу по трилогии Mass Effect пройденной не так давно. В конце-концов ещё одним широким взглядом на эту вселенную больше, одним меньше. Запланированные части ретроспективы:

ИГРОЧТИВО — MASS EFFECT: ОБМАН (УИЛЬЯМ ДИЦ)

MASS EFFECT: КОМИКСЫ — ПЕРВЫЙ ТОМ

MASS EFFECT — ЭКРАНИЗАЦИЯ, КОТОРАЯ ПРОИЗОШЛА

MASS EFFECT 3 — ДОСТОЙНЫЙ ФИНАЛ?

MASS EFFECT: КОМИКСЫ — ВТОРОЙ ТОМ

3232
9 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

Синие сиськи конечно интересно, но так ли они отличаются от человеческих?

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Скорее это связанно с тем, что где то года с 2007 по 2014 я практически не играл в игры, только по инерции иногда почитывал Страну Игр, а так пока учился в вузе и занимался первой работой, то как-то было вообще не до игр. Вот потом уже после возвращения к играм я и стал понемногу собирать сливки пропущенных лет.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Интересно коли так. Возможно когда я таки соберусь пройти Драгонагу, то в этот раз так же начну с литературы.

Ответить

Скучная книга с кучей сюжетных нестыковок и унылыми персонажами. Карпишин на две головы выше, как сценарист, чем как писатель.

Ответить