А я сейчас вам покажу: впечатления от слитой тестовой версии Victoria 3

Пока у разработчиков получается симулятор политической изоляции.

У Victoria 3 ещё даже нет даты релиза, — но один из её играбельных тестовых билдов недавно слили в сеть. Настолько масштабные утечки встречаются крайне редко, а по этой бете ещё и можно увидеть, как Paradox Interactive собирается реализовать некоторые идеи, которые вызвали шквал дискуссий у поклонников серии.

А я сейчас вам покажу: впечатления от слитой тестовой версии Victoria 3

В предыдущих сериях

Серия Victoria — нишевая даже по сравнению с другими глобальными стратегиями, её запутанной экономической системой часто любят пугать новичков жанра. Так что сперва лучше немного напомнить, чем всё-таки эти игры прославились.

Трепещите перед экраном по управлению промышленностью Бразилии!
Трепещите перед экраном по управлению промышленностью Бразилии!

Не будем особо вспоминать первую часть: её можно считать скорее пробой пера. Потому переносимся сразу ко второй Victoria, вышедшей в 2010-ом. По сути это самая целостная историческая глобальная стратегия от Paradox Interactive. И не только потому, что разработчикам потребовалось только три года и два дополнения, чтобы довести её до ума.

В других играх студии по ходу кампании сильно нарастает рутина, которая заслоняет самые интересные части игры. В Europa Universalis игрок крайне осторожно ведёт экспансию так, чтобы его не задавили возмущённые соседние страны. Но на поздней стадии игры всё превращается в «покрас» — завоевание как можно большого числа земель. Просто к тому моменту подопечная держава прокачивается настолько сильно, что у неё не остаётся достойных соперников.

В Hearts of Iron приходится внимательно следить за фронтами, тщательно продумывать свою стратегию и тактику. Но как только одолеваешь главных противников, всё опять сводится к «покрасу». Crusader Kings — практически ролевая игра с придворными интригами, грызнёй наследников престола, инцестом и возможностью лишиться ноги во время лечения простуды. Но на поздних этапах кампании практически всегда удаётся обуздать своих родственников и вассалов, отчего снова начинается «покрас».

В Crusader Kings большую часть времени проводишь в пирах, пьяных потасовках, соблазнении служанок и короновании коней — но в итоге правители получаются слишком крутыми, чтобы каждое решение оборачивалось кучей рисков
В Crusader Kings большую часть времени проводишь в пирах, пьяных потасовках, соблазнении служанок и короновании коней — но в итоге правители получаются слишком крутыми, чтобы каждое решение оборачивалось кучей рисков

Каждая партия в Victoria 2 с самого 1836-го, когда начинается кампания, играется как симулятор злобного империалиста, который занимается хищническим капитализмом и боится революций — и она также заканчивается в 1936-ом. Конечно, некоторые умудряются заниматься «покрасом» — но он в этой игре практически невозможен. И не только из-за больших долгих «штрафов» за развязывание наступательных войн, от которых на вас ополчится весь мир.

Война на несколько фронтов во второй «Виктории» бывает очень болезненной. Франция этого не учла, отчего все следующие девять лет в ней каждые несколько месяцев сотни тысяч людей брались за оружие и меняли режим в стране
Война на несколько фронтов во второй «Виктории» бывает очень болезненной. Франция этого не учла, отчего все следующие девять лет в ней каждые несколько месяцев сотни тысяч людей брались за оружие и меняли режим в стране

В Victoria 2 война и дипломатия не важнее внутренней политики и экономики. Без нормальных доходов не будет средств на армию, с плохим финансированием административного аппарата люди будут чаще восставать. Если не проводить вовремя реформы, то рано или поздно пройдёт целая цепочка революций, на подавление которой не хватит и всей мобилизованной армии.

В свою очередь престиж (который проще всего заработать в сражениях) и размер армии вместе в промышленностью выводят страну в категорию великих держав — и это подстёгивает экономику. Так государство получает приоритетный доступ к разным рынкам, возможность инвестировать в другие страны и подминать их ресурсы под свою экономику.

Бразилия под моим контролем проигрывала промышленную гонку. Чтобы наверстать упущенное, я провёл небольшую экспансию и присвоил часть китайской промышленности
Бразилия под моим контролем проигрывала промышленную гонку. Чтобы наверстать упущенное, я провёл небольшую экспансию и присвоил часть китайской промышленности

Все эти системы проработаны примерно на одном уровне и требует к себе одинакового внимания. И все они со временем трансформируются — игра же про эпоху, когда прогресс начал менять жизни людей с безумной скоростью. В 1840-х по Европе прокатывается волна либеральных революций, в 1870-х все делят Африку, с 1890-х мировые войны превращаются в мейнстрим — и это только пара примеров событий, сильно меняющих игру.

Именно такая связь разных сфер управления государством и их постоянные изменения превратили Victoria 2 в одну из лучших глобальных стратегий.

Victoria 2 — единственная игра, где ты колонизируешь всю Экваториальную Африку только для того, чтобы потом нормально обеспечить резиной свою индустрию электротехники
Victoria 2 — единственная игра, где ты колонизируешь всю Экваториальную Африку только для того, чтобы потом нормально обеспечить резиной свою индустрию электротехники

Будни разработки

Слитая бета запускается без проблем, и в ней, пускай с вылетами, можно наиграть пару десятков лет за практически любую страну. Но судить о ней по будущей игре нужно с большой осторожностью. Да, там есть все механики и интерфейсы — но многое из этого практически не работает.

ИИ стран практически отключён. Ваши соседи иногда могут прислать предложения о торговле и оборонительном союзе — но больше ничего не делают. В игре пройдёт хоть двадцать лет — все страны будут сидеть в своих границах. По бете не получится нормально оценить дипломатию.

Из-за ИИ международная торговля тоже толком не работает. Никто практически ничего не производит. От этого царит полный абсурд. Уровень жизни в Люксембурге хуже, чем в беднейших африканских странах. Тувинцы живут богаче, чем жители Нью-Йорка. Российская империя экономически поджала под себя Германию.

Одна из лучших стран для жизни — Тыва
Одна из лучших стран для жизни — Тыва

Внутри каждой страны есть политические партии, во граве которых стоят разные лидеры. Но их можно и не заметить, потому что они почти никак не проявляют себя. Хотя при этом весь мир в бесконечных революциях — никто ничего особо не требует, просто всюду дефицит всего.

Значок с красным кулаком обозначает народные волнения
Значок с красным кулаком обозначает народные волнения

На месте и классическая проблема глобальных стратегий — названия старых городов. С одним вообще случилась двойная ошибка. Возле Днепра в игре стоит город Korovohrad — судя по всему, это опечатка в названии советского Кировограда. Который до 1924 года вообще назывался Елисаветградом.

А я сейчас вам покажу: впечатления от слитой тестовой версии Victoria 3

Так что не будем дальше обращать на эти части игры особого внимания — всё это однозначно будут перерабатывать.

Домики и огороженный лес

Разработчики выкинули на помойку старую систему промышленности — и представили гораздо более интересный и глубокий подход к производству ресурсов.

Вот, например, в Victoria 2 садишься сыграть за какую-то бедную страну в стороне от всех главных конфликтов — и первые тридцать лет нужно в основном просто ждать. Приходится как-то выправлять дела в государстве, чтобы появились хоть какие-то рабочие, которых можно отправить на заводы. А без них всё остальное производство проходит без какого-либо участия игрока.

В Victoria 3 никто не производит ничего просто так — для всего нужны здания. Они здесь под каждый ресурс, которых теперь намного больше. Благодаря этому даже если начать игру за какую-то сплошь аграрную страну, всегда есть, чем заняться в её экономике.

А я сейчас вам покажу: впечатления от слитой тестовой версии Victoria 3

Причём недостаточно просто построить какую-то фабрику или ферму и получать с неё выгоду. Благодаря техническому прогрессу и новым законам появляются новые способы производств и организации собственничества, на которые можно перевести предприятия. Но это вполне может быть и не выгодно, так что приходится постоянно прикидывать издержки.

Благодаря таким нововведениям ещё интереснее развивать экономику государства. Ещё больше рычагов влияния на неё, больше занятных мелочей. Даже в слитой версии 0.1.0. приятно отстраивать свою страну и наблюдать, как потихоньку устремляется вверх ВВП (наконец-то этот показатель доступен без сторонних программ).

А я сейчас вам покажу: впечатления от слитой тестовой версии Victoria 3

Социальная сторона жизни государства вызывает больше вопросов. Теперь общество поделено на фракции со своими идеологиями, в которые входят разные группы населения. Каждую из них можно либо прессовать, либо продвигать. Но в бете вообще не ощущается влияние на них.

А я сейчас вам покажу: впечатления от слитой тестовой версии Victoria 3

Не совсем понятно, работает ли вообще сейчас система продвижения и подавления групп населения: она не влияет на лояльность и численность. Проблема ещё в том, что интерфейсу не хватает наглядности изменений разных показателей, связанных с населением.

Но вот что действительно вызывает недоумение, так это торговая система. Несмотря на то, что ИИ почти ничего не производит, она в целом действует так, как и описывали разработчики в своих дневниках.

А я сейчас вам покажу: впечатления от слитой тестовой версии Victoria 3

Во многом автоматизированный глобальный рынок, бывший в прошлых частях, исчез. Вместо него нужно выстраивать каждый отдельный торговый маршрут, если вам нужны товары за пределами вашего национального рынка. Народ требует пшеницы — в пару кликов организуй импорт из какой-нибудь страны. Экономика требует древесину — сделай импорт всё от того же соседа. Хочешь продать излишки кофе — найди какую-нибудь страну и проложи торговый маршрут для экспорта. И так с каждым ресурсом.

Получается полный абсурд. Эта система крайне проста, никакого вызова в ней нет. Это добавляет целую кучу микроконтроля. Если кто-то организует покупку нужного ресурса у вас, то вам, чтобы не случился дефицит, придётся его выкупать обратно. Можно организовать эмбарго на какой-то товар, но тогда его никто не сможет у вас купить — запрета на торговлю с какой-то одной страной не существует. Предпочтительней почти целиком изолировать свою страну от торговли, даже если это какая-нибудь Голландия.

А я сейчас вам покажу: впечатления от слитой тестовой версии Victoria 3

Ещё хуже оттого, что новая торговля в текущем виде попросту скучная и утомительная. Вас ставят перед необходимостью сделать какое-то действие — например, купить уголь. Это необходимо для промышленности, нет никаких причин не делать этого. А добиться результата можно очень быстро и без проблем.

Продолжение политики иными средствами

Разработчики планировали, что война будет продолжением политики, и это в некоторой степени удалось: теперь каждый конфликт превращён в небольшой аналог кризиса из Victoria 2. Игрок кидает претензию на территорию — и на это реагируют страны региона. Они могут поддержать вас, проигнорировать или помочь вашему врагу. Всё может закончиться дипломатическими уступками — если это не удастся, то начинается война.

Такая система только углубляет геймплей. Она усложняет каждый конфликт, заставляет вести более острожную дипломатическую игру, улучшая отношения со всеми соседями и предлагая им награду за поддержку.

А я сейчас вам покажу: впечатления от слитой тестовой версии Victoria 3

Ещё на стадии дневников разработчиков больше всего споров вызвало то, что авторы отказались от привычной боевой системы. Исчезло прямое управление армиями — теперь нет фигурок солдат, которые можно отправить куда заблагорассудится. Просто выбираешь генерала с армией и отправляешь на нужный фронт. А дальше он как-нибудь сам.

Есть лишь три команды, которые можно дать генералам: бездействовать в тылу, атаковать и обороняться. Если встречаются равные по силе армии, всё решает только бросок внутриигровых кубиков. Игрок не в силах повлиять на то, как именно будет вестись наступление или оборона во время военной кампании.

А я сейчас вам покажу: впечатления от слитой тестовой версии Victoria 3

Конечно же, фортуна на стороне больших батальонов — для победы лучше собрать большую армию. А если её не обеспечить оружием, то любая маленькая победоносная война обернётся полным конфузом. Но такое было и раньше в серии. Только при этом был целый ворох механизмов, с которыми игрок мог хотя бы попытаться вывести свою страну даже из самой безвыходной ситуации.

Да, в Victoria 2 из-за ручного управления каждой армией было много назойливого микроконтроля. Новая система его убрала — и следом ушло практически всё остальное, связанное с войной. Это не добавляет новые нюансы в управление экономикой, дипломатией, социальной политикой.

Боевые действия из прошлых игр часто обвиняли в том, что там не слишком хорошо показывали разницу между войнами середины XIX и начала XX веков. Здесь же, кажется, вообще не будут ощущаться какие-то изменения. Разве что придётся дольше ждать и смотреть на большие цифры потерь. (И почему-то в бете убитых всегда больше, чем раненных — хотя логика подсказывает, что должно быть наоборот).

А я сейчас вам покажу: впечатления от слитой тестовой версии Victoria 3

Слитая бета Victoria 3 не претендует на то, чтобы адекватно показывать, что будет на релизе. По ней невозможно увидеть многие важные вещи для серии — к примеру, то, как будет изменяться мир по ходу кампании.

Но увиденное заставляет ждать релиза с большим недоверием. Торговля превращается в странную рутину. Разработчики углубили экономическую систему, но при этом почти целиком убрали вмешательство игрока в войну и подталкивают его к большему изоляционизму. Получается скорее стратегия про промышленного магната, а не всесторонний симулятор злобного империалиста викторианской эпохи.

Остаётся надеяться, что разработчики успеют перекроить все спорные механики и доработать игру.

236236
103 комментария

Комментарий недоступен

55
Ответить

Шойгу одобряэ

32
Ответить

В билде практически не работает ИИЭто не баг а фича. На релизе будет точно так же, не переживайте.

52
Ответить

Игроки не оценили ИИ, реалистично воспроизводящий мыслительные процессы современных им политиков.

32
Ответить

Ммм обновленная Виктория 3

32
Ответить

Очень крутое видео кстати, недавно ютуб в предложках показал :)

3
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить