Aztech: Forgotten Gods. Супергероика на минималках
Нравится ли вам ощущение свободы? Знаете, такое, когда паришь, словно ветер и практически ничто тебя не сковывает и не ограничивает твоих движений. Немногие игры даруют такие чувства, а Aztech: Forgotten Gods как раз входит в их число.
Если честно, так бы я и не обратил внимание на данную игру, если бы не скриншоты. На одном из них молодая девушка с модельной причёской под названием “взрыв на макаронной фабрике” давала по мордасам какой-то каменной статуе с помощью огромной кибернетической лапищи. Тут же у меня перед глазами пронеслись флешбэки по просмотренному и нежно любимому Arcane и Вай с её перчатками. Что ж, подумал я, а почему бы и нет?..
Сюжет незамысловат: империя ацтеков одерживает победу в некоей войне. Проходят тысячелетия, полные мира и благоденствия. На пике своего развития, в киберкаменную (разработчики придумали, да) эпоху, ацтеки сталкиваются с угрозой из давнего прошлого. И надо ли говорить, что перчатка, изначально привлекшая моё внимание, сыграет в грядущих событиях важную роль?
Сразу стоит сказать, что Aztech: Forgotten Gods – это инди-игра, и многие проблемы вытекают из этого, но о них рассказ пойдёт несколько позже.
Итак, чем занятна игра? Пожалуй, самое главное – это Светоч – та самая кибернетическая перчатка, оружие древних времён. Молодая девушка Арчли получает её буквально в начале игры. Дело в том, что данный девайс – это краеугольный камень всего геймплея. Благодаря перчатке мы можем свободно перемещаться во всех плоскостях. Светоч позволяет отвешивать увесистых тумаков местным супостатам. Благодаря ему мы выполняем одноклеточные действия. И Светоч, собственно, двигает весь сюжет в прямом и переносном смысле.
Вполне возможно, что разработчики вдохновлялись несколькими играми, по крайней мере, видится определённое их влияние. Так, от серии игр The Legend of Zelda был взят общий стиль повествования. У героев исключительно экспрессивное общение: они карикатурно выражают свои эмоции, охают и ахают, вздыхают, но при этом говорят только субтитрами. Свободу в рамках небольшого, но открытого мира, игра впитала в себя из первой части Prototype, а ощущение ветра в ушах позаимствовала из последнего Marvel's Spider-Man от Insomniac Games. При этом, разные игровые элементы не ощущаются чуждыми и весьма органично смотрятся вместе. Не создаётся эффекта вторичности. Предупреждаю, всё вышеизложенное – это мои ощущения. Не следил за разработкой и не читал интервью (если таковые были), так что воспринимайте это как субъективное мнение, основанное исключительно на личном игровом опыте. Так сказать, личная интерпретация увиденного.
Как только я добрался до местного открытого мира и немного освоился с управлением, полетав на реактивной тяге Светоча по округе, мне вспомнилась другая, буквально на два часа, игра. В UNDEFEATED мы становились практически настоящим суперменом: могли летать в любом направлении, подраться с какими-то противниками, выполнить парочку незамысловатых заданий и испытаний. Как позже выяснилось, делали её три человека. Благо, распространяется эта забава бесплатно. А вот о цене сегодняшней игры мы ещё поговорим. А вспомнил я UNDEFEATED потому, что она как раз и вызывала те самые чувства, что я испытал, играя в Aztech: Forgotten Gods: свободу, мощь, ощущение того, что ты тоже обладаешь суперспособностями.
Основные противники - те самые Забытые боги из названия игры. Исполины, каждый со своей ареной. Всего их шесть штук и надо признать, что не все бои увлекательны. Самые интересные лично для меня это второй и пятый. Несмотря на то, что в игре открытый мир, вся она состоит, по сути, из битв с этими самыми Богами. Эдакая череда масштабных сражений, между которыми мы вольны немного себя развлечь. И как раз-таки слово “немного” очень показательно по отношению к данной игре.
Чем можно заняться в открытом мире? Тут и там раскиданы точки испытаний, среди которых битвы с рядовыми противниками, коих на всю игру три вида: статуи со скриншота, что привлёк моё внимание, статуи-маги, более юркие и маленькие, и какие-то огромные статуи-животные, встречаешь которых только под конец игры. В наличии таблички с воспоминаниями, что раскрывают краткое описание Богов и кое-какие сведения о прочих действующих лицах. Есть гонки, где нужно проследовать за сферой-спутником по определённой траектории. И это все активности в игре. Маловато, не находите? Ах да, ещё можно упомянуть случайные стычки с противниками, что появляются в одних и тех же местах. Никаких побочных миссий в обычном понимании этого слова. Никаких мини-игр.
За выполнение всех активностей нам отсыпают местную валюту двух видов: желтые квадраты и синие сферы. Первые служат для прокачки, а вторые же для кастомизации персонажа: в местных магазинах можно купить дюжину костюмов и причёсок. В какой-то момент ты скупаешь всё и вся и валюту девать становится некуда. Опять бедновато.
Боевая система крайне однообразная, практически однокнопочная. Есть комбо из последовательных ударов, с таймингами, которые не понимаешь когда и зачем прожимать. Некоторые способности, навроде щита или падения вниз подобно метеору открываются по мере развития сюжета. Каждый такой навык так или иначе помогает в битве с последующими Богами и служит для открытия части активностей в открытом мире. Правда, применять их все совершенно нет никакой необходимости, ведь три вида противников, даже на высоком уровне сложности элементарно забиваются кулаками. Не спасает положение и одно-единственное добивание, которое непонятно как срабатывает. Кроме того, закрытые до получения соответствующего навыка испытания - это всё те же три их разновидности: воспоминания, драки на арене и гонки. У боевой системы, правда, есть одна приятность. Благодаря вибрации (играл на геймпаде от Xbox Series X), чувствуется импакт от каждого твоего удара или действия. Вибрация чувствуется везде: летишь ли ты по миру, бьёшь ли врагам мордасы или просто перемещаешься по земле.
Время вернуться к слову "немного". Я бы даже применил другое выражение – не дожали. Разработчики понабрали отовсюду удачные идеи, вполне себе органично вплели их в собственную игру, но при этом не реализовали каждую из них на сто процентов:
- Вполне себе неплохая боевая система, пусть с одним комбо, но с несколькими навыками и хорошим импактом от ударов, а раскрыть её практически негде. Однообразные враги и активности в мире никак этому не способствуют.
- Открытый мир, по которому мы вольны перемещаться куда хотим и как хотим, а заполнять его активностями, секретами и более-менее интересными случайными событиями, второстепенными квестами и загадками не стали. Даже коллекционирование, что рассказало бы больше информации о мире, и то пошло бы игре на пользу.
- В корзину нераскрытого потенциала также выбрасываются скудная прокачка и кастомизация персонажа.
При всём при этом у создателей игры получился неплохой сюжет и неплоские персонажи. Интересный, пускай и аляповатый визуальный стиль, тот самый “киберкамень”; в целом заманчивый мир, навеянный ацтеками и их мифологией. К тому же главная героиня получает пусть и небольшое, но всё же развитие по мере развития сюжета.
О музыкальном сопровождении практически и нечего сказать. Большую часть времени на фоне вообще ничего не играет, зато во время босс-файтов звучат приятные метал-запилы. Ещё, разве что, и это связано с экспрессивной подачей сюжета, в определённые моменты игры включаются нарочито эмоциональные треки, дабы подчеркнуть ситуацию. Ну и заглавная композиция, признаюсь, всегда вызывает желание облачиться в костюм с буквой S и надавать гадам по мордасам.
А вот цена неприятно удивит если и не всех, то очень многих. Практически 1500 рублей в Стиме. Стоит ли игра своих денег? Явно не стоит. Мы условно привыкли, что хорошая инди-игра, коей, безусловно, является и Aztech: Forgotten Gods, стоит относительно недорого. Просто для сравнения, The Witcher 3: GOTY до поры стоила 1200 рублей, а по акциям можно было урвать и вовсе за 400 и это огромная, интересная, красивая и комплексная игра; Project Zomboid, Hollow Knight, Stardew Valley, Terraria, Sabnautica, Risk or Rain 2 и куча других инди-игр дают гораздо больше в плане контента и реиграбельности, а стоят в два, а зачастую и в три раза дешевле. И дело даже не в том, что рубль – самая “стабильная” валюта в мире или то, что это новая игра, или ещё что-то. Подобная цена элементарно способна отпугнуть потенциальных покупателей в целом неплохой игры. И это заметно по отзывам в Стиме: на данный момент там всего 13 обзоров. Тем более, добавь к сумме ещё условно тысячу, и ты уже засматриваешься на современные игры AAA-сегмента, среди которых Elden Ring (на релизе), Monster Hunter Rise и пр.
В игре есть фоторежим и все скриншоты были сделаны в нём. Но, как и в случае с прочими механиками, он практически рудиментарный: минимальный набор вещей. Тем не менее, всегда приятно, когда есть возможность сделать хоть какие-то скриншоты без надоедающего UI.
При всех своих недостатках и шероховатостях, Aztech: Forgotten Gods является неплохой игрой. Далеко не выдающаяся, не хватающая звёзд с неба, но способная увлечь на 5-7 часов и при этом, что немаловажно, не наскучить. Всё портят ощущение того, что игра не до конца раскрывает свой потенциал и, разумеется, завышенная цена.