Теперь я знаю, как хочу жить после смерти

Приятная концепция загробного мира из британской головоломки.

Теперь я знаю, как хочу жить после смерти

Я умер. Что дальше? У науки и реалистов один ответ, у религии другой, ещё вариантов хватает у философов, культистов, психопатов. Самый комфортный для себя я нашёл в малоизвестной инди I Am Dead. Это небольшая игра, на вечер-два, авторы — никому неизвестные новички. Только издателя можно узнать по имени — Annapurna Interactive. В принципе, не удивительно. Он любит бросать деньги в красивые чудачества.

История вкратце: я жил на острове где-то недалеко от Новой Зеландии, держал музей местной истории, травил байки туристам, бросал собаке жёлтый теннисный мяч. Потом умерла собака. Потом умер я. И остался на острове, рядом с музеем, с туристами, с мячами. И мало мне одной беды, так островной вулкан ни с того ни с сего решает проснуться. Очевидная задача — спасти родину от катастрофы, и, между делом, лучше освоиться в том, как жить, если живёшь после смерти.

Логика загробного мира в I Am Dead не самая правдоподобная, сложная или оригинальная. Она почти ни в чём не «самая». Но я был бы не против, окажись всё так на самом деле.

Так вот, я умер. Что дальше?

До сих пор вижу и слышу

Теперь я знаю, как хочу жить после смерти

А ещё чувствую запахи — в один из моментов игры знакомое привидение позовёт понюхать пиво в баре, когда у меня будет свободная минута. Можно продолжать ходить в кинотеатры, и даже стойкий аромат карамельного попкорна в фойе никуда от нас не спрячется. И никакой платы за билеты.

Правда, в самой I Am Dead своими посмертными преимуществами я так не пользовался — по крайней мере за то время, что история мне отвела. Просто прогуливался по любимому пляжу, встречал рассветы, бубнил себе под нос закадровый текст.

Разговариваю с животными

Теперь я знаю, как хочу жить после смерти

Поначалу проблемой было одиночество, но это по неопытности. Достаточно скоро выясняется, как призывать других мёртвых, и здравствуй первый собеседник — Спарки, моя почившая собака. Забегая вперёд, упомяну, что язык бакланов, лис, древних рыболюдей и доисторических цивилизаций мне также без труда понятен.

Языковых барьеров в жизни после смерти, по версии I Am Dead, не существует. Не нужно беспокойным духом метаться по учебной секции библиотеки, чтобы подтянуть древнегреческий и поболтать с Аристотелем.

Собственно, из этого здесь и состоит повествование — вместе со своей вдруг говорящей собакой я разыскиваю других знакомых привидений, чтобы передать им некую сюжетную просьбу. Ну, и просто поговорить за жизнь, за смерть, вселенную и вообще.

Читаю мысли и подглядываю в воспоминания

Теперь я знаю, как хочу жить после смерти

Спарки умерла раньше. Не знаю насколько раньше, но, при встрече, о быте и способностях привидений она знает куда больше моего. Отчасти дело в том, что Спарки, пока скиталась одна, нашла древнюю наставницу. Но не будем заострять на этом внимание.

Важно, что благодаря собаке я узнал об одном из самых потрясающих призрачных умений — чтении мыслей. Как и понимание языков, чтение мыслей не ограничивается только людьми. Любые думающие существа, будь то дикие звери или даже продвинутые роботы, теперь как открытая книга.

Настроившись, я могу слышать — о чём кто-то думает, видеть — что кто-то помнит. Более того, если поднапрячься, получается даже нырять в чужие воспоминания и с их помощью перемещаться сквозь само время. А ещё отпечатки памяти хранят в себе черепа и прочие останки — от вторжения в личную жизнь не застрахованы и мёртвые.

Всегда было любопытно — как же египтяне построили свои пирамиды? Инопланетяне из какой галактики им помогали? В мире I Am Dead любому призраку открыт путь для решения этой загадки — достаточно отыскать в музее мумию постарше и подсмотреть её прошлое.

Конечно, это значит, что после смерти не остаётся недоступных секретов. Любую тайну, даже самую сокровенную, может выведать призрачный проходимец. Но кому не плевать?

Нахожу любых призраков

Теперь я знаю, как хочу жить после смерти

Любимая игрушка, памятная монетка или дурацкая кепка, которую жалко выбросить — не просто вещи в I Am Dead, а ориентиры. Хватит пяти таких, чтобы навестись на след духа, а там уже личная встреча останется вопросом времени.

В игре вынюхивала призраков только Спарки, поэтому я точно не знаю, сумеет ли каждый мёртвый так искать, если наберётся опыта? Или всё же обязательное условие — пожить собакой или другим превосходным нюхачом? Способность очень нужная, ведь тот же Аристотель, задолжавший спор о «Поэтике», чёрт-те где сейчас летает. Но если я найду несколько его безделушек, то «чёрт-те где» станет конкретной координатой.

Если пример с древнегреческим философом кажется притянутым за уши, то подставьте на его место своего мёртвого кумира или стародавнего предка. Мир и космос необъятны, так что здорово, когда у призраков есть рабочий способ отыскивать друг друга.

Вижу всё насквозь

Теперь я знаю, как хочу жить после смерти

Основной геймплей игры — рассматривать окружение в разрезе. Так как я — прозрачный призрак, всё для меня теперь без веса и плотности. Прохожу через стены, чтобы рассмотреть комнаты. Через крышки сундуков, чтобы рассмотреть лежащие в них вещи. Через слой ударопрочного Gorilla Glass Victus, чтобы рассмотреть микросхему iPhone 12.

Одушевлённое от такого «сканера» тоже не защищено. Захотелось увидеть что внутри кита? Или как поживает мозг в черепной коробке живого человека? Лечу и смотрю.

Жизнь после смерти в I Am Dead придумана для любопытных.

Летаю

Теперь я знаю, как хочу жить после смерти

Ну, тут всё понятно. Летать — круто.

Уйду, когда захочу

Теперь я знаю, как хочу жить после смерти

На английском персонажи говорят «Going Into The West», как эльфы Толкина. На русском — «уйти за черту». На понятном это всё значит, что в мироустройстве I Am Dead призрак, оставшийся в мире живых — не последняя стадия смерти. Есть что-то дальше, финальный финал, в котором можно исчезнуть.

Спарки думает, что это значит «оставить всё навсегда», я неуверенно называю место «за чертой» раем. И всякий призрак, которого мы встречаем, точно знает, что он может туда отправиться. Ключевое слово тут «может». В отличие, например, от «Привидения» с Суэйзи, здесь никого не заставляют «уходить в свет».

Хочется зависнуть на Земле или в каком-то своём космосе ещё на пять лет, на десять, может на несколько веков или тысячелетий? Валяй! Да, из всех ощущений остались только зрение, слух и обоняние, и даже друг друга призраки не могут касаться, но созерцать вечность нашу цивилизацию и соседние, если найдутся, кажется не такой уж и угнетающей перспективой.

Теперь я знаю, как хочу жить после смерти

I Am Dead говорит о смерти легко. Она не обращает всё в шутку и не пытается замять неудобные вопросы. Авторы выдумали такой загробный мир, в котором любая тема, даже очень-очень неудобная, обсуждается комфортно.

Что важно — игра действительно придерживается своего лора, не сводя всё к абстракциям и символизму. У этого мира есть логика, она повторяется и доказывает своё существование не один раз. И эта логика сильно мне нравится.

Разумеется, я не знаю, и никто не знает, выйдет ли так славно пожить после смерти, но я благодарен игре за то, что испытал эту идею, не умирая вовсе.

Пускай ненадолго, но это успокаивает. И спокойствие для меня не бывает лишним. Не буду вскрывать свои проблемы и тревоги, которые, очевидно, побудили на такой неочевидный текст. Но признаюсь, что идеи о смерти, заложенные в I Am Dead, стали своего рода жизнеутверждающей терапией.

А если для меня сработало, то пускай поможет кому-то ещё. Было бы здорово.

125125
38 комментариев

Комментарий недоступен

46

Смерть — это платное DLC. Нечем задонатить Харону — остаёшься призраком.

17

Туториал завершил.

4

Надпись: вы хотите использовать continue? 10...9...8...
Yes No

3

Тебя ждут поющие скелеты

1

Мне даже один раз реальный кошмар приснился от этой мысли

1

Не окажется, не волнуйся.