Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Расшифровка событий «Far Cry 5» и «Far Cry: New Dawn» с точки зрения наиболее популярного в англо-саксонской культуре мифологического произведения.

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Предупреждение. В этом посте всё ещё много спойлеров, вот правда, очень-очень много. Прятать или недоговаривать не получится никак, поэтому я предупредила, а дальше вы заходите на свой страх и риск.

Предыдущие посты — часть первая, часть вторая.

О прочих местах важных и интересных

Резиденция Холмсов.

Одна из первых именных локаций в сюжете и одна из немногих локаций в регионе Иосифа. Вы можете помнить это место по иконостасу Сидов —

Как и на альтернативном загрузочном экране региона Иоанна в доме есть первая и третья настенные записки из церкви Престола Милосердия —

Этим дело не ограничивается и стены дома исцарапаны множеством цитат —

Но цитаты постоянно повторяются и на самом деле их всего три. Разберём по очереди.

Раз —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

«Then he made the altar of burnt offering of acacia wood, five cubits long, and five cubits wide, square, and three cubits high.» (Exodus 38:1)

Это та самая цитата, которая видна по левую руку, когда в первой кат-сцене вы входите в церковь Иосифа.

Перевод —

«И сделал жертвенник всесожжения из дерева ситтим длиною в пять локтей и шириною в пять локтей, четырёхугольный, вышиною в три локтя;» (Исход 38:1)

Для того, чтоб понять соль этих слов надо в общем рассказать про «Исход». «Исход» это вторая книга «Пятикнижия Моисеевого», и рассказывает она собственно про исход евреев из Египта под предводительством Моисея. Но, можно рассказывать про гусыню несущую золотые яйца, а можно про то, что «жадность никогда не бывает оправданной». Поговорим же про «жадность». Кроме экшоновой сюжетной канвы с трешом, угаром, гусями, казнями и прочими божественными спецэффектами «Исход» рассказывает про возобновление завета, то бишь договора между Богом и евреями. Итак, Бог освобождает сынов Израилевых из египетского рабства, и ведёт их в Землю Обетованную. В обмен, евреи соглашаются на правила, сиречь заповеди Бога. Один из расширенных пунктов договора — это проведение богослужений так как хочет Бог и там где хочет Бог. Это значит — никаких персонифицированных объектов культа. Зооморфизм и анимизм также под запретом. Но, необходимо сделать культовое сооружение — скинию (переносная палатка-церковь); ковчег завета — сундук в котором будут храниться документы подтверждающие договор евреев с Богом, то бишь скрижали, на которых Бог начертал завет; жертвенник для сожжения на нём подношений, то есть жертв Богу за грехи и/или для освящения чего-то/кого-то; организация отдельной священнической династии, вместо того, чтоб глава каждого рода выполнял роль священника, это необходимо, чтоб священники могли быть, как и следует из их названия, более святыми и чистыми чем обычные люди.

С первой попытки заключение завета не задалось, потому что кое-кто решил поныть и перебдеть и устроил поклонения золотому тельцу, из-за чего Моисей психанул, разбил скрижали, но Бог проявил свою милость и завет заключился повторно, но теперь скрижали были записаны Моисеем, а не лично Богом. С второй попытки всё заладилось, и Моисей с евреями стал выполнять технические требование, то бишь устроение места культа и организацию лидеров культа.

Слова цитаты — это описание постройки жертвенника всесожжения. Который, не в последнюю очередь, был нужен для очищения от грехов —

«Чтобы быть достойным избрания Божия, еврейский народ должен очиститься. Единственным средством к этому служили в Ветхом Завете жертвы.» (Толковая Библия Лопухина. Комментарий к Исход 12:3)

То есть, с одной стороны эта цитата указывает на необходимость жертв для того, чтобы избранный народ продолжал поддерживать Бог. В «New Dawn» мы видим буквальное воплощение жертвенника всесожжения —

Да и кроме принесения жертв тела умерших Избранных также сжигаются на костре —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

В «Far Cry 5» это всё, опять же, иллюстрируется регионом Иакова, и, частично, Иоанна, с необходимостью принести жертву для вступления в ряды эдемщиков —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Плюс, поскольку «Исход» в общем посвящен постройке культовых сооружений, можно дополнительно провести параллель между постройкой скинии и эдемских бункеров. Ибо скинии защищает души евреев подтверждая их верность Богу, а бункеры защищают тела делая то же —

«Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; [...] И сделай стол из дерева ситтим, длиною в два локтя, шириною в локоть, и вышиною в полтора локтя [...] И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; [...] Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою; [...] И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей, так чтобы он был четырёхугольный, и вышиною трех локтей.» (Исход 25:10, 25:23, 25:31, 26:1, 27:1)

«Gonna build a castle, gonna build it high/Gonna build it brick by brick, and stone by stone 'til it reaches it up to the sky[...]but we'll have a place to hide[...]Gonna build a palace, gonna build it grand/Gonna build it floor by floor, and wall by wall with our hearts and with our hands[…]Gonna build a fortress, gonna build it strong/Gonna build it bolt by bolt, and plate by plate, gonna build it all day long» (Build a Castle)

Два —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

«then the priest shall give orders to take two live clean birds and cedar wood and a scarlet string and hyssop for the one who is to be cleansed.» (Leviticus 14:4)

Перевод —

«то священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых, чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа,» (Левит 14:4)

Здесь всё проще, если смотреть в комплексе с предыдущей цитатой, что, по сути, и надо делать. «Книга Левит» — это третья книга «Пятикнижия Моисеевого», которая продолжает и расширяет законодательную и технологическую базу завета. Как, что и когда приносить в жертву; порядок очищений при различных загрязнениях, духовных и физических; лечение и описание распространённых болезней и недомоганий.

«Левит» 14:4 в частности, говорит о том, какую жертву надо принести и какие обряды необходимо провести после излечения от проказы. Поскольку проказа, да и вообще любая болезнь, воспринималась как божественное наказание за грехи то этот текст всё ещё говорит о жертве для вступления в ряды «Врат Эдема» —

«и прикажет священник заколоть одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою; а сам он возьмет живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп, и омочит их и живую птицу в крови птицы, заколотой над живою водою, и покропит на очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле. Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист;» (Левит 14:5-14:8)

Далее по тексту видно, что одна из двух птиц символизировала жертву за излечение прокажённого, отпущение живой птицы указывало на новую жизнь после излечений, о том же символизировали кедр, нить и иссоп (цветок) —

«По мнению евр. толкователей, закланная птица символически означала равную смерти жизнь прокаженного в болезни (проказа сопоставляется с смертью, например, в Числа 12:12), а выпущение на волю живой птицы — начало обновленной для него жизни по выздоровлении; равно как и кедровое дерево (этому дереву, считавшемуся не гниющим, и в частности кедровому маслу в древности усвоялась сила предохранять даже трупы от разложения), червленая нить (символ крови, след. жизни) и иссоп (— очищения Псалмы 50:9) указывали (ср. Числа 19:6) на этот переход выздоровевшего из состояния смерти к обновленной жизни.» (Толковая Библия Лопухина. Комментарий к Левит 14:1-8)

Три —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

«Now in a large house there are not only gold and silver vessels, but also vessels of wood and of earthenware, and some to honor and some to dishonor.» (2 Timothy 2:20)

Перевод —

«А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.» (2-е Тимофею 2:20)

Вопреки казалось бы очевидному смыслу про важность золотых и серебряных сосудов и неважность деревянных и глиняных эти слова о другом. «Второе послание Тимофею» это одно из пастырских посланий апостола Павла, в частности оно говорит о том какими должны быть церковные пастыри. Слова о сосудах подразумевают под ними христиан и говорят о том, что вне зависимости от уровня одарённости оных, хороший пастырь должен находить подходящее место и цель для своих прихожан. И, формально, эдемщики этот пункт свято выполняют —

Путь Веры. Путь пилигрима.

В этом разделе я не только расскажу на что является отсылкой Путь Веры, а ещё и в принципе расскажу что это, потому что квест благополучно проходит мимо многих.

Если ехать из региона Иоанна в регион Веры, и свернуть налево у стоянки грузовиков Лорны, то по пути можно встретить указатели на некий «PILGRIMAGE», он же Путь Веры, или Путь паломника —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Упоминания этого Пути частенько встречаются в регионе Веры, как по сюжету, так и в записках. Упоминание Пути в инструкции Иосифа для Веры —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Записка о завершении подготовки Пути —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Рассказ Веры про её видение Пути —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Но, ни разу, ни по сюжету, ни по побочкам, вас не отправят на этот Путь паломника, потому что это незадокументированный атмосферный квест. Из чего состоит Путь? Тринадцать точек с табличками на которых рассказывается житие Иосифа. Завершение Пути в виде Пика Ангела, то бишь статуи Иосифа. Финальный прыжок Веры/веры, который вы делаете в первой кат-сцене региона Веры. А ещё, в процессе прохождения Пути вы будете натыкаться на случайные, в большей или меньшей степени уникальные встречи с культистами.

Как выглядит Путь —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Проводя мимо ряда ключевых точек для эдемщиков, таких как «Врата Веры», церковь Престола Милосердия (а также где-то половины Алтарей Веры, так что внимательно смотрите по сторонам) и не только Путь рассказывает историю Иосифа так как Вера хочет её рассказать —

Как заметить Путь? Периодически вы можете натыкаться на специфические комплексы из крестов эдемщиков, таблички на земле, столба с оленьим черепом и бутылочкой Блаженства (Bliss) в цветах —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Сквозь эти алтари проходит дорога усыпанная лепестками цветов с периодически попадающимися пятнами крови —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

На самом Пути попадаются уникально ведущие себя культисты — присматривающие за новообращённым, что тащит крест; осыпающие дорогу лепестками и окропляющие её Блаженством; иногда вдоль дороги попадаются окровавленные тряпки не дошедших до конца Пути; иногда вы можете увидеть трупы неудачливых пилигримов с крестами; а если вы проходите Путь до захвата региона Веры, то вам частенько попадается сама Вера —

По пути стоит также обратить внимание на то как выглядит статуя Иосифа. Весьма эффектная подсветка —

Не менее красив и мост между пятой и шестой точкой Пути. Особенно ночью —

Ближе к финалу можно увидеть алтари с стопками крестов, что остались от успешно прошедших Путь, к статуе Иосифа вы будете подходить сзади, если правильно пойдёте по Пути и в конце вас встретит Вера с напутствием —

Ну а самый-самый конец это точка прыжка веры из кат-сцены —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Отдельно отмечу один из ужасающих косяков русского перевода «Far Cry 5» —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

В английском варианте вообще не упоминается шериф Уайтхорс, потому что комплект всадников двойной, и невозможно указать конкретно на кого-то, более подробно про это будет рассказано в следующей части. Плюс, и эта ошибка появляется не только здесь, White Horse (Конь Белый) переведён как Конь Бледный. Это действительно ужасная ошибка, которая портит любое хоть сколь либо вдумчивое восприятие сюжета. Потому что Конь Белый, первый всадник, это Вестник Апокалипсиса, Христос и одновременно Антихрист. А Конь Бледный, четвёртый всадник, это Смерть, за которым следует ад. Категорически разные персонажи.

Так чем же является Путь Веры? Всё довольно просто. Аллюзия на «Страсти Христовы» —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

«Страсти Христовы» — это последние эпизоды жизни Иисуса, что логично завершились распятием. Иногда в список «Страстей» включают и воскресение Иисуса.

Я уже упоминала про это в связи с постером игры. Иосиф крайне желает провести параллели между собой и Иисусом. Путь Веры тезисно рассказывающий историю «Врат Эдема» идёт в ту же степь.

О Царе Иудейском.

Одно из именований Иисуса — Царь Иудейский или Царь царей. Символичное отражение данного именования у Иосифа отражено в коронах на пиджаке, жилете и в виде татуировки на груди —

Подобное именование Иисуса основывается на «Книге пророка Захарии» —

«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.» (Захария 9:9)

Которая получает воплощение в «Евангелиях» —

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.» (Матфей 2:1-2:2)

В том числе в виде буквального воплощения пророчества Захарии —

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлёт их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус» (Матфей 21:1-21:6)

Есть и другие упоминания этой формулировки —

«Иисус же стал перед правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.» (Матфей 27:11)

«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Матфей 27:29)

«Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский». (Матфей 27:35-27:37)

В других «Евангелиях» также есть схожие слова, но их я уже не буду вставлять сюда, потому что суть не особо меняется.

В «Откровении» же есть слова про то, что Иисус это Царь царей, одна из которых даже встречалась в посте ранее, на экране телевизора позади Иосифа в вступительной кат-сцене —

«Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.» (Откровение 17:14)

И ещё одно описание Иисуса, про упоминание белого коня и разъяснение что к чему будет в следующей части —

«И увидел я отверстое небо, и вот конь, белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.[…] На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». (Откровение 19:11, 19:16)

О лжи, недомолвках, расхождениях и прочих апокрифах.

Если уж мы затронули вопрос Иисуса, то поговорим и о специфике религиозных текстов, которая восхитительно передана в самой игре. С «Евангелиями» есть небольшая проблемка. Они…не то чтоб дословно следуют друг-другу. Частично это можно отмазывать записью ранее существующей устной традиции, частично — неверностью памяти апостолов, частично — создавать сомнения и вопросы в истинности «Евангелий» и религиозных текстов вообще. Вне зависимости от того «а был ли мальчик?», случались ли описанные в «Библии» события и прочая и прочая, этой книге тупо слишком много лет. Цензурные правки, ошибки переписчиков и переводчиков, вольности трактовки, банально время меняющее смыслы слов, из-за чего «Библию» сейчас невозможно полноценно воспринимать без растолковывающих комментариев.

Как вы думаете, передана ли сия специфика религиозных текстов в «Far Cry 5»? Ещё как!

Помните жену и ребёнка Иосифа, о которых он упоминает в кат-сцене у Иакова? —

Есть ли ещё хоть где-то упоминания про них? «Книга Иосифа» — пусто. Путь Веры — пусто. Песни эдемщиков — почти пусто, есть крайне косвенное упоминание, которое можно трактовать с других точек зрения. Видео-ролики от Юбиков — пус-то-та. Но при всём этом, судя по наличию татуировки, роли Веры в «Вратах Эдема» и вообще самом факте существования Вер и жена и дочь были в наличии. Но, у нас есть недавнее подтверждение, из комикса «Обряд посвящения», который дополнял историю Антона из «‎Far Cry 6». Правда всё что понятно, так это то, что дочь и жена у Иосифа были. Кого из них звали Вера? Звали ли кого-то из них Вера? А «вера» в каком смысле, в смысле имени, или в духовном аспекте? Тем не менее, хоть что-то кроме слов Иосифа, это если не учитывать того, что Антон может нагло врать, что он и делал с рассказывая про Вааса и Пэйгана, но это — совсем другая история —

В качестве рекламных роликов для PlayStation было сделано два ролика —

The Sermon
The Baptism

И если первый вполне имеет место быть, то второй... Судя по нему, Иосиф был прихожанином пастора Джерома, а затем, когда стал главой «Врат Эдема» убил дочь Джерома во время крещения в реке. Тут интересен и Иосиф, а не Иоанн, занимающийся крещением. И внезапно возникшая дочь Джерома. И то, что Иосиф вообще был в округе Хоуп до того как эдемщики переехали туда на постоянной основе, хотя, судя по «Книге Иосифа» ноги его там не было —

«Нам нужно было укрытие вдали от города и от притеснения полицией, место, где мы могли процветать и быть защищёнными от ужасных событий будущего.

Так что мы развернули карту страны и стали искать место, которое наша община могла бы назвать домом.

Мы быстро обратились к гористым северо-западным регионам, укромным местам, которые легко было бы защитить. Многие религиозные сообщества и выживальщики разбивали там лагеря, чтобы избежать гонений и жить на краю общества.

Я внимательно изучил карту, мой взгляд задержался на Монтане — и так я нашёл его. Название, напечатанное крошечным шрифтом, название, что я никогда раньше не слышал, но которое было очень многообещающим: округ Хоуп.» (Книга Иосифа. Глава XI)

Упоминания про Сидов в округе Хоуп внутренне конфликтны и в книге —

«Когда пикап затормозил рядом, Мэри Мэй узнала мужчину за рулем. Это был Иоанн Сид. Она знала его полжизни и почти все это время считала самым обычным человеком и не более того.» (Far Cry. Прощение. Пролог)

«Мэри Мэй помнила, как он приехал в Джорджию несколько лет назад. Он ходил с ними в церковь и общался с прихожанами как друг. Он принял слово Божье, когда было предложено, и сидел в тишине и молчании, внимая словам пастора. Лишь через несколько месяцев между ними произошел раскол. Отец, точнее, тогда просто Иосиф, выбрал собственный путь, обещая всем, кто последует за ним, спасение.» (Far Cry. Прощение. Часть II)

Зато, теорию про предыдущее пребывания Иосифа в округе Хоуп поддерживает Путь Веры —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Значит стоит доверять Пути? Тоже нет, потому что есть вот это —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

И всё бы ничего, но, судя по Пути, вторичный разговор с Голосом и нахождение братьев случается после появления первых последователей, чему нет вообще никаких подтверждений в «Книге Иосифа» —

«Они спросили, противоречило ли потребление алкоголя моему вероисповеданию. Я сказал «нет». Они спросили, к какой религии я принадлежу. Я сказал, что не знаю, но что со мной говорит Голос. Они ничего не ответили, а на следующее утро уведомили менеджера.

Он вызвал меня в свой офис и тут же уволил. Так же просто, как нажать кнопку.

Я принял это за знак: мне необходимо было как можно быстрее сфокусировать свою деятельность на поиске братьев.» (Книга Иосифа. Глава V)

«Таково мое предназначение: разнести послание и собрать вместе мою новую семью перед тем, как мир исчезнет.» (Книга Иосифа. Глава VIII)

«Итак, трое братьев воссоединилось - первые члены последней семьи на земле.

Пришло время набирать праведных, что спасут человечество от уничтожения. Благодаря Джону, мы нашли место где я мог проповедовать.» (Книга Иосифа. Глава X)

Также есть вот эта часть —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Иосиф Сид собирает свою кровную семью — Иоанна, Иосифа и Фейт.

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Статуя Иосифа.

В конце Пути Веры стоит огромная статуя Иосифа внутри которой хранится первопечать «Книги Иосифа». Но, главный герой попадает на, а не в, статую в первой сюжетной кат-сцене с Верой —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Кат-сцена не особо располагает к разглядыванию мира вокруг, да и казалось бы, а на что вообще смотреть? Слушай Веру наблюдая за основным ракурсом камеры, а как скажут прыгать — прыгай. Так? Не совсем. Статуя Иосифа из глюков и статуя Иосифа в реальности обладают некоторыми различиями. А именно — наполнение книги. В реальности книга выглядит вот так —

С неё бросаются возможные Ангелы и на страницах ничего не написано.

В кат-сцене, когда вы находитесь под действием Блаженства, книга выглядит так —

Офф. Знаете к чему нужны уточнения про «в реальности» и «под действием Блаженства»? Нуууу, я понимаю, что это тупо косяк разработчиков. Наверное. Вероятнее всего это косяк разработчиков. Так вот. В самой первой кат-сцене, когда Помощник с маршалом и шерифом летят на вертолёте, то на книге в руках у статуи можно увидеть надписи. Те же, что и в глюках у Веры. Возможно, это косяк разработчиков/геймдизайнеров/кто там за это был ответственен. Но, возможно, нам тонко намекают, что уже в вертолёте вы были под Блаженством то ли стараниями Нэнси, то ли стараниями испарений из региона Веры —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Что же за Пророчество и Глава VII показывается в кат-сцене? Всё просто. Это отсылка на седьмую главу «Книги Иосифа», в которой говорится о втором разговоре Иосифа с Голосом, в процессе которого Иосифу было открыто будущее человечества —

«Голос избрал этот день, чтобы показать мне будущее. Наихудший его вариант.

Конец мира, абсолютный коллапс, называйте это, как хотите. Все, что вы знаете, скоро исчезнет. Человечество обречено. Это неминуемо, неизбежно и ужасающе.

Голос не явил мне каким именно будет конец света.

Человечество необычайно изобретательно, когда дело доходит до самоуничтожения. Мир может исчезнуть в один краткий миг, а может медленно и мучительно болезненно агонизировать еще долгое время. Конец может длиться веками, пока не истощатся все ресурсы.

Мы стали причиной стольких катастроф, создали так много орудий. Наше разложение простирается столь глубоко, что мы заслуживаем куда больше, нежели одна кара. Я надеюсь, что Голос обречет каждого, будь то мужчина или женщина, на конец которого они страшатся более всего; отплатит каждому по справедливости, без всякой жалости. Это есть следствие жестокости человеческой расы: мы – те, кто убивает, лжет и крадет у других самое сокровенное. Каждый виновен. Каждого ждет положенный ему конец.

Пусть те, что страшатся атомного взрыва, познают исчезновение мира в клубящихся грибовидных облаках, разметающих все, что им ценно.

Да узрят племена в тропиках Амазонки как змеиные боги пожирают их семьи и деревни.

Да поглотит раскаленная докрасна лава и пепел тех, что поклоняются духам вулканов.

Те, что боятся недуга, да испытают на себе эпидемии, которым не найдется вакцин.

Волны столь высокие, что за ними не видно неба, да захлестнут людей моря.

Люди севера примут пусть смерть от холода, а пустынные жители сгорят в пламени солнца.

Да встретят наркоманы смерть в агонии ломки, алкоголики без их отравы, а извращенцы вдали от своих искаженных пристрастий.

Ученые да испытают на себе медленное истощение и пожрут пусть друг друга в преддверии голодной смерти.

Молящиеся звездам да исчезнут в пыльной темноте, когда астероиды столкнутся с Землей.

Да узрят верующие в свои священные книги демонов, восставших из самых недр земли или спустившихся с небес, низвергающих лед и серу своих преисподних на все человечество.

Этого я желаю самым своим сердцем – возложить на нас каждый страх, каждую боль. В свете всего содеянного, сие наказание есть справедливость.

Но Голос поведал мне и то, что человечество не исчезнет полностью. Миллиарды людей погибнут, несомненно. Но единицы ждет спасение.

Несколько сотен чистых душой, чьей миссией будет начать сначала и заселить землю.

Сие будет наш последний шанс и задача эта возложена на меня, Джозефа Сида, сына самого ужасного человека, служащего самого отвратительного отеля, мусорщика, смотрителя, неспособного ни о ком заботиться; избранный исполнить величайшую задачу, что только может быть возложена на человека – выбрать и повести единицы, спасти не просто людей, но всю человеческую расу. Я был лишь сыном, но стал Отцом.

Отцом, что соберет своих детей, и в первую очередь – Джейкоба и Джона. Ибо только когда братья объединятся, предназначение может быть исполнено.» (Книга Иосифа. Глава VII)

Центр ветеранов имени святого Франциска.

Логово Иакова (ауф) находится не только в оружейной Иакова, к которой хотя бы можно подойти, а и в Центре ветеранов на северо-востоке региона Иакова. Поскольку подойти поближе к Центру возможности нет (Only You), то держите скрин загрузочного экрана —

В конце XII-начале XIII веков католическая церковь переживала кризисный период, который можно описать одним словом — зажрались. Монастыри были владельцами огромных земельных территорий, богатели, жирели и на этом фоне начинали появляться различные секты и ереси, которые, внезапно, говорили о святости бедности и благочестия. К таким ответвлениям различной успешности относились к примеру вальденсы, которых вы можете помнить по одноимённому квесту из «Kingdom Come», катары-альбигойцы, чей успех и провал были одними из самых эпичных и масштабных, а также орден францисканцев, который хотя бы не объявили еретичным.

Святой Франциск, восхвалявший бедность и аскетизм, что шло в разрез с бытием церкви в то время, попал в удачную струю. Папа не желал возникновения нового еретического течения, которое бы отжимало прихожан у доминирующей церкви и смущало умы, поэтому Франциск был признан церковью клириком. Постепенно количество последователей Франциска выросло и они превратились в монашеский орден под кураторством будущего Папы. Думаю не надо объяснять, что Франциск не особо занимался бюрократично-технической стороной своего ордена, который чем дальше тем больше уходил от изначальных идеалов. Часть последователей считали бедность, которую требовал Франциск чрезмерной, и с поддержки власть предержащих и с помощью ситуативного отсутствия Франциска орден начал становится всё менее пассионарным и более мирским.

В 1220 году орден стал становится более закрытым. Если изначально участие, или не участие в нём было дело сугубо добровольным, то по новым правилам войти вы могли, но после годового испытательного периода обратный путь был закрыт. До своей смерти в 1228 году Франциск ничем особо не смог помочь своему детищу, а орден всё боле и боле становился стандартным.

После смерти Франциска, уже через два года теперешний Папа и бывший куратор ордена, который приложил руку к извращению изначальных идей, канонизировал Франциска и начал постройку собора имени новоиспечённого святого. Неудивительно, что в одну из ночей, один из верных последователей Франциска разбил чашу с пожертвованиями на новый храм. И правда, что может быть ироничнее возведения храма в честь человека, который говорил о необходимости отказаться от земных благ?

Что роднит идеи Избранных Иакова с аскетизмом Франциска? Для начала схоже недоверие к духовно родительскому институту. Франциск потерпел крах в изменении глубинных основ церкви. Иаков разочаровался в сути армии. Франциск был практичной жертвой толпе — держите своё восхваление бедности, но только под эгидой католической церкви. Иаков ощущает на своей шкуре «принесение демократии». Франциск в конце своей жизни по сути исключён из ордена имени себя, а его память извращена. Иаков выброшен на обочину после службы. Не стоит забывать и про идеи жертвенности, которые появляются у обеих. Да, это двуликие близнецы, между которыми противоположного столько же сколько и общего. Но для церкви идеи Франциска об отказе от денежной выгоды были не менее, а может и более эпатажными чем заявления Иакова о необходимости жертвовать чем-то/кем-то для становления сильным воином, что защитит «Врата Эдема».

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

In RUSH we TRUST.

Давайте поговорим о начале «New Dawn». Как уже можно догадаться, в «New Dawn» существенно меньше религиозных отсылок чем в «Far Cry 5». Те что есть более очевидные, но поговорить всё ещё есть о чём. В вступительном ролике «New Dawn» первый же кадр касающийся непосредственно господина Раша является отылкой —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

«In RUSH we TRUST» это весьма минималистичная переделка фразы «In God we trust», переводится как «На Бога уповаем». Эта фраза является официальным девизом США, печатается на обороте долларовых банкнот —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Также это цитата из гимна США —

«And this be our motto: «In God is our Trust.»

Эти слова связывают Раша как с идеалами классической Америки, так и делают его в чём-то равным Богу. Но есть нюанс. И этот нюанс заключается в том, откуда пришёл Раш —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

А пришёл он с запада.

Чуть позже я буду подробно разбирать все песни эдемщиков, но сейчас мне нужно поговорить об одной фразе из песни «We Will Rise Again». Сама песня посвящена будущему эдемщиков, и тому, что дни их славы грядут. Первая же фраза песни —

«In the west shall rise, a sinister creed/На западе взойдёт дурное вероучение» (We Will Rise Again)

Кусок «In the west shall rise» отсылает на цитату из «Евангелия от Луки» —

«Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: «дождь будет», и бывает так;» (Лука 12:54)

В «Евангелии» эта фраза упоминалась в контексте нежелания иудейского народа узреть очевидное и признать явление Христа как нового Мессии.

В «New Dawn» же, жители Процветания не желают увидеть очевидного и признать правдивость Иосифа, хотя даже живут на остатках ранчо Иоанна —

Но вообще мысли о правоте Иосифа проскакивают —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Даже Ким Рай слегка признаёт возможную вероятность того, что жители Нового Эдема очень даже хорошо отвлекают силы разбойников с большой дороги —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Фраза про дурное вероучение, что взошло на западе вполне себе рассказывает про явление Раша в округ Хоуп. Который частично сработал триггером для крушения эдемщиков, а частично сработал ложным божеством, что дало ложные надежды на успех, который случился благодаря Иосифу, его яблоне и Капитану безопасности, который/которая стал орудием в руках Иосифа.

Яблоня Иосифа.

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Кто у нас там по «Библии» меметичный владелец древа, плодов которого не всякому можно вкусить? Ах, да —

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. […] И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Бытие 2:9, 2:16-2:17)

Как я уже не один раз говорила, в игре неоднократно подчёркивается божественность Иосифа. Ситуация с яблоком одна из показательных. Тот, кто берёт плоды дерева из рук Бога с его согласия — получает силу —

Тот, кто срывает плоды вопреки воле Бога — получает проклятие —

Вера, Надежда, Любовь, ой нет, Милосердие.

Если есть Хоуп/Hope/Надежда и Фейт/Faith/Вера, то где-то должна быть и Любовь, думала я. Ну в общем так оно и есть, но время внесло свои коррективы. В русскоязычной среде тремя христианскими добродетелями принято называть Веру, Надежду и Любовь. С английским вариантом всё чуточку по другому. Вера и Надежда идентичны, но вот вместо Любви — Charity/Милосердие, то бишь любовь к ближнему своему. В русском, строго говоря, смысл тот же, но в массовом сознании он благополучно утерян.

Так вот. С Надеждой всё просто. Округ он назван — Хоуп, что ещё искать то? —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

С Верой тоже. Этот момент даже не потерян в русском переводе, и Фейт переведена как Вера —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Но где же Милосердие? Ну… Если Надежда/Хоуп это место, Вера/Фейт это человек, то почему бы Милосердию/Черити не быть событием? Финальным событием «Far Cry 5». В истинной концовке. Помните чем всё закончилось? —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 3

Иосиф проявляет Милосердие к Помощнику, чьим грехом, как мы помним, был Гнев. А это важно. В Википедийном определении Милосердия есть интересная фраза —

«Lack of love may give place to hatred, wrath or indifference./Отсутствие любви может дать место для ненависти, гнева или безразличия».

В нашем случае верно и обратное. Проявив Милосердие, можно вытеснить Гнев (и заменить на Гордость, упс).

9696
33 комментария

Комментарий недоступен

4

Выберите одну из двух опций:
- за шкафом;
- чтоб вы спросили.

23

Не осилил многабукоф, а вот по началу текста заметил грамотность уровня "5". Прям каеф: читаю и получаю заряд эндорфинового энергетика для граммар-наци. Лайк за это только как минимум влепил.

5

Оу. Спасибо! Никогда б не подумала, что я ещё и правильно пишу. Типа да, я стараюсь, но не очень уверена выходит ли. Так что приятно читать подобный коммент)

4

Так же здорово, как и в прошлые разы. Спасибо огромное. Конвейер от Юбисофт хоть и принято ругать за вторичность, но огромное количество такого рода деталей в каждой их игре лично у меня вызывает искреннее глубокое уважение.
До сих пор не могу начать Вальгаллу, потому что как представлю, сколько придется прочитать по теме, что бы адекватно воспринять всё, что в ней заложено, так страшно становится.

4

Ой да, Вальгалла это прям прелесть в аспекте отсылок, параллелей, переделок реальности и прочего и прочего. В ней есть проблемные места, типа осады Парижа. Но блин, я как раз в этом году прочитала немного научпопа по этой теме ("Основание" Акройда, "История викингов. Дети Ясеня и Вяза" Прайса) и была в приятном удивлении от того, насколько хорошо Юбики перенесли реальность в игру. Начиная с банальных построек, которые прям такие как надо, да, слегка огламурено-прилизаные, но всё же. И заканчивая тем, что в компании Эйворины конечно много интересных личностей с богатым внутренним миром, но проблема только с художественным допущением в аспекте количества этих личностей, а не возможности их существования в реальности. К примеру, парочка, что тусит в Йорвике - женщина выглядит как азиатка, но не совсем, и это исторический персонаж, которая по идее, была кем-то типа коми. Или бардесса в Ирландии, которую уважает даже король Ирландии, жаль, что в игре не раскрыли почему, но если быть в теме (спасибо "Белой богине" Грейвса) то понятно, что её уважают не из-за или вопреки полу, а потому что она стихоплёт.

мифологического произведения.за оскорбление чувств не прилетит?)

1