Аями Кодзима: как самоучка создала новую эстетику для игр Castlevania
История японской художницы, работавшей секретарем и рисовавшей для развлечения.
Начало пути: из секретарей в иллюстраторы
У Аями Кодзимы нет художественного образования. Рисовать она начала самостоятельно еще в школе: Кодзиме нравилось посещать магазины живописи и покупать неизвестные ей художественные материалы просто из-за красивой упаковки. Таким образом она познакомилась со многими традиционными инструментами рисования и, методом проб и ошибок, научилась их использовать.
Работая секретарем, Аями рисовала, чтобы отвлечься от рутины. Постепенно художница разработала собственный стиль и технику — и через некоторое время стала получать заказы на иллюстрирование новелл, очень популярного в Японии жанра.
Творческий путь Кодзима начала с создания обложек для новелл Cluster Saga и Nobunaga's Ambition.
Художница также работала над черно-белыми иллюстрациями для серии Majin и для других новелл Хидэюки Кикути, в том числе Vampire Hunter D.
Кодзима была популярна в узких кругах задолго до того, как стала концепт-художником и иллюстратором для игр. Но именно видеоигры принесли ей известность за пределами Японии.
Как Кодзима попала в индустрию видеоигр?
C 1986 года студия Konami начала выпускать игры серии Castlevania. Их сюжет повествует об извечном противостоянии клана Бельмонтов и графа Дракулы. Главным источником вдохновения для создателей игр был роман Брэма Стокера «Дракула»: его даже включили в официальную хронологию серии.
Часто в Castlevania можно встретить персонажей других литературных произведений, например, монстра Франкенштейна, а также всевозможных зомби, оборотней и мумий. К 2021 году на разных платформах вышло более 30 игр серии, если считать все спин-оффы. Жанры игр различаются: это как платформеры, так и экшен-адвенчуры. Но все игры объединяет сеттинг и атмосфера.
Последняя, до приглашения Кодзимы, игра серии вышла в 1994 году. Это была Castlevania: Bloodlines.
Она была хорошо принята игроками и критиками. Несмотря на это, Konami сомневалась в концептуальном дизайне игры. Кодзи Игараси, один из продюсеров серии Castlevania, рассказывал в интервью:
Castlevania — это уникальный мир, который нуждался в художественном обновлении. Я хотел кардинально изменить имидж игры по сравнению с предыдущими частями серии. Нам нужно было найти новое визуальное решение, придать персонажам индивидуальности. Я выбрал Аями для работы над изображениями, потому что я хотел, чтобы основными темами стали кровь и тьма, этакая особая эстетика вампиров.
Игараси нашел Кодзиму, можно сказать, в книжном магазине. Он «переворачивал книжные полки вверх дном, просматривая обложку каждой книги в поисках хорошего художника-оформителя». Наткнувшись на издание с рисунками Аями, он взял его и заодно работы другого художника — для сравнения. Сопоставив рисунки, вся команда игры единогласно выбрала Аями.
Работа Кодзимы над серией Castlevania
Аями не сразу согласилась на предложение: у нее почти не было опыта работы над видеоиграми, за исключением Soldner’s Child, для которой она рисовала обложку. Однако художнице очень понравилась атмосфера Castlevania: мрачная и в то же время элегантная.
Кодзи Игараси поставил перед Кодзимой задачу: изменить дизайн персонажей. Он хотел привлечь внимание женской аудитории к игре. Игараси не устраивало, что в его мире фэнтези, населенном вампирами и другими невероятными существами, главный герой предстает классическим суровым мачо. Слишком грубым, мужиковатым и мускулистым.
Кодзима выполнила просьбу продюсера и перерисовала концепт главного героя новой игры — Алукарда. Его внешность стала более фэнтезийной и менее шаблонной.
Дизайн некоторых персонажей Аями придумала с нуля. В интервью художница говорит:
Я предпочитаю рисовать новых персонажей, ведь свобода творчества — это всегда весело. Хотя «перерисовывать» уже существующие проекты также бывает захватывающе.
Игараси ни в чем не ограничивал Аями. Он вкратце объяснял ей сюжет и роль персонажа, а затем просил выполнить несколько набросков, передающих ее ощущения. Кодзима утверждает, что продюсеры никогда не вдавались в детали и давали ей простор для воображения.
По словам художницы, ее любимый персонаж из игры Castlevania — Дракула. Кодзима вообще «любит рисовать средневековых парней». А вот маленьких девочек она рисовать не любит, считая, что это «слишком сложно».
Разрабатывая костюмы персонажей, Кодзима, по ее словам, создала коктейль из веяний современной японской уличной моды и средневековой одежды. Но когда игры серии Castlevania стали трехмерными, возникли некоторые проблемы. Художницу тянуло к комплексным конструктивным решениям, а аниматорам было сложно воспроизводить замыслы Кодзимы в трехмерной графике. Так, мантия Леона первоначально была сложнее и покрывала ноги персонажа. Ее было сложно анимировать, и Аями пришлось упростить дизайн.
Первая игра серии, над которой работала Кодзима, Castlevania: Symphony of the Night, вышла в 1997 году. Она была высоко оценена критиками и игроками. Пользователи крупного англоязычного сайта с оценками imdb поставили игре оценку в 9.2 балла из 10.
Художница сотрудничала со студией Konami в и следующих играх серии, продолжая создавать концепты. В Castlevania: Aria of Sorrow 2003 года один из персонажей, Сома, был одет в синие джинсы и отороченное мехом пальто. Сравнивая опыт рисования костюмов XI века из первой игры и современной одежды, Кодзима отмечает:
Над костюмами XI века работать было веселей. Да, мне нравятся синие джинсы, но при работе над старинными костюмами намного больше простора для воображения.
Игра Castlevania: Aria of Sorrow также была успешной. На сайте imdb ее оценили в 8.2 балла из 10. Остальные игры серии Castlevania, над которыми работала Кодзима, оказались чуть менее популярными, но в целом на imdb имеют среднюю оценку в 7 баллов из 10.
Кроме серии Castlevania, художница работала над играми Samurai Warriors 3, Dynasty Warriors 7, Dynasty Warriors 8 и Bloodstained: Ritual of the Night. Где-то она отвечала только за артбуки, а где-то разрабатывала дизайн персонажей.
Признание
В интервью Кодзима рассказывает интересный случай:
Как-то я отправилась в магазин комиксов, где увидела несколько парней, которые выглядели странно знакомыми, и вдруг я поняла, что они одеты как мои персонажи! Это были косплееры. Я была шокирована, но вместе с тем польщена. Я спросила, могу ли я их сфотографировать.
Успех игр — сначала в Японии, а потом и по всему миру — был и успехом художницы. Творчество Кодзимы подробно разбиралось в нескольких тематических журналах по технике рисования, таких как Japanese Color Kingdom и Comickers.
Особенности стиля Кодзимы
Стиль художницы, по мнению критиков, балансирует между сюрреализмом и необарокко, подчас с религиозным подтекстом. Для ее творчества характерны сочетания величия и распада, прекрасного и отвратительного, притягательного и отталкивающего.
Одна из повторяющихся тем ее работ — утонченные юноши.
Как рисует Кодзима?
Художница разработала собственную методику рисования. Кодзима — аккуратистка, которая стремится доводить до совершенства каждый свой рисунок.
В основном художница использует моделирующую пасту, мастихин, палочки для тушевки, грубую кисть и пальцы. Кодзима работает без применения средств цифрового рисования, сперва выполняя набросок и выстраивая композицию карандашом Конте. Затем с помощью того же карандаша и туши создаются тени.
После этого изображение дорабатывается разведенными акриловыми красками – это позволяет наносить более тонкие слои и добиваться нежнейших цветовых градиентов. Для создания трехмерной текстуры в ход идут моделирующая паста и мастихин. После того, как работа завершена, мастихином наносятся краски с металлическим блеском, а изображение покрывается полимерным лаком, что усиливает игру света.
Источники вдохновения
Кодзима любит фильмы ужасов и мангу жанра сёнэн. Одним из главных источников вдохновения она считает работы Осама Тэдзуки — одного из основателей жанров аниме и манга. Его еще называют «японским Уолтом Диснеем».
Также большое влияние на художницу оказали новеллы 2001 Nights Юкинобу Хошино и Hokuto no Ken Ёсиюки Окамуры.
Чем Аями занята сейчас?
С 2013 года Кодзима редко сотрудничает с игровыми студиями. Последним на настоящий момент ее проектом стала видеоигра Bloodstained: Ritual of the Night 2019 года, для которой художница нарисовала обложку специального издания.
Но в основном Аями сосредоточилась на рисовании картин.
Коллекцию работ Кодзимы можно найти в артбуке Santa Lilio Sangre — Ayami Kojima Artworks. Там содержатся иллюстрации и концепт-арты для серии игр Castlevania и рисунки из неигровых проектов художницы.
Видео, где можно посмотреть на артбук Santa Lilio Sangre:
Текст написал Аркадий Гилинский, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Все эти Кодзимы гении блин
И миядзаки
Когда "начало твоего творческого пути" выглядит так:
нарисуй сову в 2 этапа
Получается Кодзима опять гений
всегда!
Комментарий недоступен