Самые популярные (у китайцев!) квесты в Q1’25
В феврале этого года пользователи, владеющие китайским языком, стали самой многочисленной группой в Steam. Причем по сравнению с прошлым месяцем их доля выросла почти на 21 процентный пункт — до 50,06%, тогда как прошлогодний августовский пик составил 35%, что было связано с релизом Black Myth: Wukong, четыре из пяти копий которой были куплены в Китае. По-видимому, эти игроки остались на платформе и решили провести две недели китайских новогодних каникул (29 января – 12 февраля) в Steam. В результате чего многие китайские релизы выбились в лидеры по количеству отзывов, к примеру, онлайновый шутер FragPunk. Но что интересно, наибольшее внимание китайскоговорящие товарищи проявили… к квестам!
Согласно подсчетам знаменитого эксперта по запуску игр в Steam — Криса Жуковски (Chris Zukowski), в первом квартале 2025 года на платформе было выпущено 4,758 игр, что на 611 (15%) больше, чем год назад. Из них 65 проектам удалось набрать более тысячи отзывов. При этом больше всего среди них было т.н. «нарративных игр», куда Жуковски причислил симуляторы ходьбы и визуальные новеллы — игры, где геймплей уступает место истории. По количеству «тысячников» этот сегмент обогнал любимые Steam-юзерами хорроры (впрочем, еще не Хэллоуин) — восемь против пяти. Я добавил к этим проектам еще два, которые по какой-то причине ускользнули от внимания эксперта, и внимательно проанализировал их, чтобы составить картину нынешнего положения дел в нарративном жанре.
Без лишних слов представляю вашему вниманию топ самых популярных (у китайцев!) нарративных игр в первом квартале 2025 года!
Threefold Recital
Тэги: драма, тайна, визуальная новелла, проработанная вселенная, мультипликация.
Дата выхода: 14.01.25
Рейтинг: 98%
Разработчик: Everscape Games
Страна происхождения: Китай
Движок: Unity
Демоверсия есть
92,35% из 2,900 отзывов — на упрощенном китайском, 3% — на традиционном китайском, 2,6% — на английском, 1% — на японском.
S4U: CITYPUNK 2011 AND LOVE PUNCH
Тэги: визуальная новелла, печатание, иммерсивный симулятор, мемы, глубокий сюжет.
Дата выхода: 09.01.25
Рейтинг: 90%
Разработчик: U0U Games
Страна происхождения: Китай
Движок: Unity
Демоверсия есть
92,1% из 1,850 отзывов — на упрощенном китайском, 4,5% — на английском, 2% — на традиционном китайском, 0,33% — на японском.
Cyber Manhunt 2: New World - The Hacking Simulator
Тэги: хакерство, глубокий сюжет, черный юмор, антиутопия, решения с последствиями.
- Дата выхода: 21.01.25
- Рейтинг: 92%
- Разработчик: Aluba Studio
- Страна происхождения: Китай
- Движок: Unity
- Демоверсии нет — была доступна только во время Steam Next Fest
90% из 4,000 отзывов — на упрощенном китайском, 6,5% — на английском, 2,5% — на традиционном китайском, 0,2% — на французском, 0,15% — на русском.
Примечание: Игра поддерживает только английский и китайский.
HENPRI
Тэги: черный юмор, визуальная новелла, аниме, казуальная игра, романтика.
Дата выхода: 04.03.25
Рейтинг: 94%
Разработчик: Qruppo
Страна происхождения: Япония
Движок: Artemis Engine
Демоверсии нет
86,5% из 1,600 отзывов — на упрощенном китайском, 8,5% — на традиционном китайском, 4,5% — на английском.
Примечание: Игра поддерживает только английский и китайский, при этом озвучка сделана на японском.
KARMA: The Dark World
Тэги: симулятор ходьбы, психологический хоррор, от первого лица, хоррор, атмосферная.
Дата выхода: 27.03.25
Рейтинг: 92%
Разработчик: POLAROID STUDIO
Страна происхождения: Китай
Движок: Unreal Engine 5
Демоверсия есть
67% отзывов из 1,800 — на упрощенном китайском, 15% — на английском, 6,5% — на русском, 3% — на немецком, 2% — на корейском, 1,7% — на французском, 1% — на традиционном китайском.
Urban Myth Dissolution Center
Тэги: визуальная новела, приключение, психологический хоррор, 2D
Дата выхода: 12.02.25
Рейтинг: 88%
Разработчик: Hakaba Bunko
Страна происхождения: Япония
Движок: Unity
Демоверсия есть
33,3% из 3,200 отзывов — на упрощенном китайском, 34% — на японском, 10% — на корейском, 9,5% — на английском, 7% — на традиционном китайском, 3,5% — на русском.
Saihate Station
Тэги: психологический хоррор, хоррор, ЛГБТ, приключение, визуальная новелла.
· Дата выхода: 07.03.25
Рейтинг: 96%
Разработчик: びぶ a.k.a. viv
Страна происхождения: Япония
Движок: RPG Maker MZ
Игра бесплатная
23% из 1,400 отзывов — на упрощенном китайском, 35% — на английском, 15,5% — на русском, 6,5% — на португальском, 6% — на корейском, 3% — на тайском, 2% — на традиционном китайском.
Примечание: В ру-стиме игра называется «Станция Сайхате».
Lost Records: Bloom & Rage
Тэги: ЛГБТ, Решение с последствиями, протагонистка, 90-е, тайна.
Дата выхода: 18.02.25
Рейтинг: 90%
Разработчик: Don’t Nod
Страна происхождения: Канада/Франция
Движок: Unreal Engine 5
Демоверсии нет
4% из 2,300 отзывов на упрощенном китайском, 56% — на английском, 10% — на русском, 6% — на португальском, 6% — на французском, 5% — на немецком, 4% — на упрощенном китайском.
Примечание: Почти в каждом отзыве упоминается Life is Strange, в том числе на русском языке. По моим ощущениям, эта серия достаточно популярна на просторах бывшего СССР, при этом среди самых разных кругов. Отдельно можно отметить, что у русскоязычных отзывов самая большая доля негатива — 16%. При этом претензии у всех тоже разные — кто-то жалуется на оптимизацию, кто-то на диалоги, кто-то на неправильные 90-е, а кто-то — на то, что ничего не происходит.
Согласно Gamalytic, игроки из США составляют 17,1%, из России — 11,4%.
The Roottrees are Dead
Тэги: головоломка, тайна, детектив, атмосфера, Point & Click, 90-е.
Дата выхода: 15.01.25 (ремастер в Steam)
Рейтинг: 97%
Разработчик: Jeremy Johnston и Robin Ward
Страна происхождения: Канада
Движок: Godot (ремейк), Unity (оригинал)
Демоверсии нет, но есть оригинал в браузере
2,3% из 2,200 отзывов — на упрощенном китайском, 91,5% — на английском, 2% — на французском, 1% — на немецком.
Примечание: Это одна из двух игр в топ-10, поддерживающая только английский язык.
ENA: Dream BBQ
Тэги: сюрреалистичная, приключение, для одного игрока, исследования, ретро.
Дата выхода: 27.03.25
Рейтинг: 99%
Разработчик: ENA Team (Joel Guerra)
Страна происхождения: Перу
Движок: Unity
Игра бесплатная
0,7% отзывов из 17,000 — на упрощенном китайском, 69% — на английском, 14% — на русском, 5% — на португальском, 4% — на испанском (Испания), 1,35% — на испанском (Латинская Америка), 1% — на французском, 1% — на польском.
Примечание: Вторая игра в топ-10, поддерживающая только английский язык. По количеству отзывов обходит Assassin’s Creed Shadows и многие другие новинки 2025 года. Чтобы войти в топ-10, ей не хватает совсем чуть-чуть. Что касается самой игры, то это полная наркомания — первые полчаса прикольно, но потом бесцельный рандом надоедает. Но мемный потенциал у нее очень высокий.
Выводы
Для создания квестов подходят самые разные движки, но самым популярным остается Unity — на нем собрана половина игр из топ-10. Кстати, на днях Unity 6 был заменен региональной версией в Китае с более доступной лицензией для местных команд и поддержкой региональных технологий.
Только одна визуальная новелла использует специализированный движок.
Ни один квест не был создан на Adventure Game Studio.
Половина игр выполнена в аниме-стилистике. Две игры предлагают фотореалистичную картинку, две — кучу инфографики и одна — это сюрреализм чистой воды.
Интересно, что два топовых тайтла — это сайдскроллеры с чибиками.
Судя по всему, китайцы предпочитают линейные приключения без головоломок. Смесь хорроров и квестов им не особо заходит (может быть, это обусловлено праздничной атмосферой в феврале), 90-е и ретро — тоже, а вот русскоязычным подобное нравится.
Большие бюджеты и графоний не приводят к народной любви, что видно на примере KARMA и Lost Records.
Четыре проекта из десяти собраны разработчиками-одиночками.
Четыре игры сделаны в Китае, три — в Японии, две — в Канаде и одна в Перу.
Семь игр можно попробовать бесплатно. Только один проект (Cyber Manhunt 2) предлагал демоверсию ограниченное время. Частично это можно объяснить тем, что авторами многих из них являются одиночки-энтузиасты, частично тем, что геймплей не является в них главным и распутать сюжетный клубок можно только в полной версии.
Кстати, Жуковски напоминает, что демоверсии помогают отсечь тех, кому игра не понравилась, и, тем самым, избавиться от некоторого количества негативных отзывов.
***
P.S. Я догадываюсь, что некоторые ждут продолжения материала о SAG-AFTRA и Genshin, но там остались самые нудные пункты, так что вы теряете немного :--).