Советы и предостережения: главное с панели DevGAMM про инвестиции и финансирование
Основные цитаты из дискуссии.
На конференции DevGamm Seattle 2018 прошла панельная дискуссия с участием сооснователя Makers Fund Джея Чи, основателя Kowloon Nights Алексиса Гараваряна, директора инвестиционного направления Mail.Ru Ильи Карпинского и Райса Дикла, управляющего партнёра Strategic Alternatives.
Спикеры обсудили состояние инвестиционного рынка и дали несколько советов разработчикам, желающим получить инвестиции. Мы выбрали главные тезисы из разговора.
О питчах
Алексис Гараварян: Большая часть игр, с которыми к нам приходят, хорошие. Они качественные, их делают приятные люди. Но нам приходится выбирать те, что вызывают больше всего эмоций. Так что разработчикам нужно просто обращаться ко всем, кому только можно — никогда не знаешь, какому издателю понравится твоя игра.
Алексис Гараварян: Со временем у вас будет получаться питчить игры всё лучше. Это неприятный процесс, хотя мы и пытаемся сделать его легче для разработчиков со своей стороны.
Илья Карпинский: Большая проблема для разработчиков — решить, они хотят разрабатывать игру или создавать бизнес. Нас как компанию больше интересует бизнес-сторона.
Алексис Гараварян: Если игра нам нравится, то даже если мы видим в ней недостатки, мы пытаемся исправить их или найти компромисс.
О финансировании
Илья Карпинский: Если хочешь сделать хорошую игру — то надо идти к издателю. Если твоя цель получить инвестиции в проект или капитал, то нужно продумать, как ты будешь тратить деньги и возвращать их инвесторам. Многие разработчики в СНГ не знают, как создать бизнес-модель.
Джей Чи: У разработчиков есть два основных пути получения денег: инвестиции в проект и инвестиции в капитал. Финансирование проекта — это, по большей части, прерогатива издателей. Они дают деньги на разработку игры и берут часть заработка с неё. Это традиционная модель. Инвестиции в капитал — это покупка акций вашей компании. Кто-то видит потенциал в вашей студии и даёт вам денег на её развитие.
Джей Чи: Инвестиции в капитал чаще всего встречаются на мобильном рынке, потому что огромное количество проектов там не «выстреливает», но те редкие тайтлы, что добиваются популярности, способны отбить все затраты.
Райс Дикл: Иногда заключение сделки с крупной компанией может занимать до полугода.
О взаимодействии с инвесторами
Райс Дикл: Для того, чтобы вам дали инвестиции, или вашу студию купили, и для многих других финансовых операций необходимо сотрудничать с бухгалтерской службой. Иначе никто не захочет с вами работать. Ещё нужна структурированная система контрактов и договоров — это важно, если хотите получить деньги.
Алексис Гараварян: Если вы обсуждаете важную сделку, попросите у кого-нибудь помощи с юридической и бухгалтерской стороной вопроса.
Джей Чи: И не забудьте изучить инвестора: какие проекты и компании ему нравятся, как у них организован процесс принятия решений. Задавайте им вопросы. Вы имеете право знать.
О полезных и вредных практиках в бизнесе
Алексис Гараварян: Одна из причин, по которой мы можем сразу отказаться от сделки, — ощущение, что разработчики не честны с нами.
Джей Чи: Чтобы мы инвестировали в какую-то студию на раунде А, нужно, чтобы у неё был хотя бы один известный нам основатель, выпускавший игры до этого, чтобы у студии было уникальное видение, и чтобы команда знала, чего она хочет добиться за три-пять лет и как это сделать.
Джей Чи: Есть негласное правило, что один человек может управлять не более, чем десятью работниками. Иногда, если компания увеличивается, приходится его нарушать. Тогда стоит приглашать средний менеджмент.
Райс Дикл: Обычно крупные компании не занимаются тем, что подают в суд на небольшие студии. Но если с вами судятся, то это скорее всего значит, что вы начинаете достигать успеха. И это хорошо — вы наверняка скоро начнёте зарабатывать большие деньги.