Геймдев Китая

Геймдев Китая

Китай — огромная страна с впечатляющими темпами экономического развития. Это самый большой в мире рынок компьютерных игр, дом Tencent и сотен миллионов геймеров. Здесь любят MMO и киберспорт, а суперсовременные корпорации соседствуют со строгой властью, у которой свои представления об интерактивных развлечениях.

Дисклеймер! В этой статье мы сконцентрируемся на континентальном Китае (Китайской Народной Республике), но не будем касаться Тайваня. Де-юре Пекин считает остров частью своего государства, но де-факто он независим, имеет собственную экономику и игровую индустрию. Мы расскажем о ней в отдельном материале.

Краткая история

В 1949 году коммунисты победили националистов в гражданской войне, и страна взяла курс на построение социализма. В 1976 году умер лидер Китайской Народной Республики Мао Цзэдун. Его сменил Дэн Сяопин, начавший реформы: в китайской экономике появились рыночные элементы. Были организованы так называемые особые экономические зоны — районы, открытые для иностранных инвестиций и свободного предпринимательства.

Дэн Сяопин, лидер КНР с 1978 по 1989 годы (источник: Keystone Press / Vostock Photo)
Дэн Сяопин, лидер КНР с 1978 по 1989 годы (источник: Keystone Press / Vostock Photo)

Если на Западе и в Японии уже были консоли, компьютеры и аркадные автоматы, то в Поднебесной большинство не видело такую технику. Поставки японских приставок начались в 1980-х. Спрос превышал предложение, а ввозные пошлины были очень высокими: идеальные условия для «серого» рынка. Местные предприниматели занялись клонированием устройств — примерно через 10 лет то же произойдет на постсоветском пространстве.

Пиратство процветало, в том числе из-за слабого правового регулирования интеллектуальной собственности. Клоны Famicom активно производила Xiaobawang, также известная как SUBOR — на российский рынок ее устройства тоже попадали. В 2020 фирма обанкротилась.

Subor SB-926 (источник: yahoo.com)
Subor SB-926 (источник: yahoo.com)

Репутация игр в обществе оказалась преимущественно негативной. Их даже называли «цифровым героином». У старшеклассников страдала успеваемость. Многие проваливали вступительные экзамены в колледжи и вузы. Повлияла и государственная политика ограничения рождаемости «одна семья — один ребенок», действовавшая с 1979 по 2016 годы. У большинства детей не было братьев и сестер, поэтому консоль стала единственным партнером по играм.

Дошло до запрета на производство, ввоз и продажу игровых приставок. Он действовал с 2000 по 2015 годы, но с исключениями. Так правительство разрешало распространение Sony PlayStation 2 и нескольких консолей Nintendo, выпущенных компанией iQue под измененными брендами (iQue Game Boy Advance, iQue DS и другие). В 2014 разрешили реализацию устройств, собранных в Шанхайской зоне свободной торговли, а спустя год все ограничения сняли. В страну пришли PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch.

Бан не касался персональных компьютеров, так что этот рынок процветал. Получили распространение интернет-кафе и компьютерные клубы. С 2009 разрешили работу аркад, но с ограничениями для детей и подростков. Играли в них, в основном, в файтинги, экшены и нелегальные порты популярных мобильных проектов вроде Angry Birds.

Jade Dynasty, один из первых крупных китайских проектов (Perfect World Europe B.V.)
Jade Dynasty, один из первых крупных китайских проектов (Perfect World Europe B.V.)

Государственный контроль по-прежнему силен. Правительственные агентства довольно жестко цензурируют игры. В свое время Battlefield 4 запретили из-за того, что события игры разворачиваются в Китае. Зомби из Call of Duty Online пришлось стать киборгами, а скелетопам из World of Warcraft — обрасти плотью.

Дети в возрасте с 8 до 16 лет не могут тратить на игры более 200 юаней (чуть больше 2000 рублей) в месяц. На протяжении последних 2-3 лет власти вводили самые разные ограничения: от запрета играть в определенные дни недели до суточных лимитов на нахождение в онлайне. На компьютерные игры обратил внимание Председатель КНР Си Цзиньпин, отметивший, что интерактивные развлечения вредят игрокам с неокрепшей психикой.

Постепенно возник и окреп доморощенный китайский геймдев. Крупные компании (Perfect World Co., Tencent) почти сразу ориентировались на фритуплейные MMO с микротранзакциями, нацеленные на посетителей компьютерных клубов. У геймеров уже были популярны Dota 2 и World of Warcraft, так что новые проекты нашли своего игрока. Подъем социальных сетей привел к росту игр вроде Happy Farm. Это подготовило почву для будущего мобильного гейминга.

Китайская индустрия в 2023

Главные цифры

<p>Прибыль от компьютерных игр по регионам в 2022 году (источник: Newzoo)</p>

Прибыль от компьютерных игр по регионам в 2022 году (источник: Newzoo)

Первый и самый показательный факт: Китай — это крупнейший в мире рынок компьютерных игр. По данным Niko Partners в 2022 году в стране было 692 миллиона геймеров, а общая прибыль составила 47 миллиардов долларов. Это объясняется самым большим на планете населением (1,4 миллиарда человек) и ростом благосостояния. В начале 2000-х почти половина китайцев жила за чертой бедности (по стандартам Всемирного банка), в конце 1970-х — практически все сельские жители. На 2019 год к бедным можно отнести менее 2 миллионов человек (по стандартам китайского правительства). Сейчас люди могут позволить себе ПК, консоли или хотя бы смартфоны.

Большинство китайских геймеров — «мобильные» (640 миллионов). Следом идут ПК-игроки (322 миллиона) и «консольщики» (всего 18 миллионов). Доля геймеров среди молодых людей 18-24 лет достигает 97%. 80% китайских игроков смотрят стримы, 70% играют в киберспортивные дисциплины, а 18% тратят на свое увлечение более 30 часов в неделю.

Государство поддерживает отечественных разработчиков. Так в 2022 году власти одобрили 486 игр, из которых только 44 зарубежных. Войти на китайский рынок непросто. Игру нужно полностью локализовать, соблюсти все требования цензуры и закона, а также включить систему учета времени.

Ключевые игроки

<p>Стивен Ма, старший вице-президент Tencent (изображение: Tencent)</p>

Стивен Ма, старший вице-президент Tencent (изображение: Tencent)

Почти все возможные рейтинги возглавляет Tencent. Это огромный инвестиционный холдинг, включающий в себя геймдев-студии, разработчиков софта, рекламные агентства, музыкальные сервисы и т.д. У Tencent есть доли даже в Activision Blizzard и Ubisoft. Ей полностью принадлежат Riot Games, Funcom и Klei Entertainment. Играми занимается подразделение Tencent Games. Главные активы компании — League of Legends и PUBG Mobile.

Еще один крупный участник рынка — NetEase. Ее игровая «дочка» разрабатывает и создает игры, в основном, мобильные, а ранее управляла китайскими версиями продуктов Activision Blizzard. В начале 2023 года компании прекратили сотрудничество, и все серверы (кроме Diablo Immortal) были отключены. WoW-игроки даже устроили «цифровую панихиду» для своих героев.

Нельзя пройти мимо miHoYo Games, создавшей хитовую Genshin Impact и недавно выпустившей Honkai: Star Rail. Необычным названием компания обязана фамилиям своих основателей: Хаоюй и Ёхао. Начинали они, еще будучи студентами одного из шанхайских университетов, а сейчас студия стала одним из лидеров мировой индустрии.

Киберспорт

Изображение: Alex Plavevski // EPA / Shutterstock
Изображение: Alex Plavevski // EPA / Shutterstock

Онлайн-игры — главный интерес китайского геймера, так что киберспорт очень развит. КНР — киберспортивная супердержава. Примерно 250 миллионов китайцев участвуют в турнирах и смотрят трансляции, а число про-игроков здесь приближается к 5 тысячам. Это больше, чем в любой другой стране. Любимые дисциплины китайских команд: League of Legends, Dota 2, PUBG, Hearthstone.

Государство заинтересовалось и этой сферой. Киберспорт включили в программу соревнований Летних Азиатских игр, которые прошли в 2022 году в Ханчжоу. С другой стороны, по сектору ударили новые ограничения. Профессионалы должны тренироваться каждый день и не могут в них вписаться. Эксперты считают, что в долгосрочной перспективе страна может потерять статус киберспортивного лидера.

Во что поиграть:

Genshin Impact

miHoYo Limited
miHoYo Limited

О «Геншине» вы точно слышали, а, может, и сами в него играете. Мобильная версия фэнтезийной action / RPG принесла создателям почти 2 миллиарда долларов. При взгляде на красочную и анимешную Genshin Impact в голову не приходят съезды Коммунистической партии Китая и жесткая цензура. Эта игра — хороший пример противоречий в жизни современной КНР. Индустрия развлечений ориентируется на глобальную поп-культуру, а государство старается сохранить официальные нормы и ценности социализма.

Perfect World

Perfect World Europe B.V.
Perfect World Europe B.V.

Одна из первых китайских MMORPG, причем неплохо знакомая российским геймерам. Запуск в КНР состоялся в 2005 году, а в Россию проект пришел в 2008. Кстати, за локализацию отвечала Nival, создавшая «Аллодов», «Демиургов» и пятых «героев». Вторая часть Perfect World привлекла 3 миллиона игроков и получила репутацию китайской World of Warcraft.

Honor of Kings

Tencent Games
Tencent Games

Популярнейшая китайская MOBA, вышедшая на iOS и Android в 2015 году. Tencent позиционирует игру как самую массовую в своем жанре: на официальном сайте указано, что ежедневно в HoK заходят 100 миллионов человек. В плане геймплея проект следует классической MOBA-формуле. Официально игра пока недоступна в России.

Onmyoji

NetEase Games
NetEase Games

Историко-фэнтезийная пошаговая стратегия об эпохе Хэйан в Японии. Игрок управляет онмёдзи Абэ-но Сэймэем — магом, призывающим духов-сикигами, которые живут на бумажных листах. Задача: сражаться и побеждать коллег и их подопечных. Игру разрабатывали для мобильных устройств, но сейчас она стала кроссплатформенной.

Fantasy Westward Journey

NetEase Games
NetEase Games

Долгожитель китайской индустрии от NetEase. MMORPG, вдохновленная классическим романом «Путешествие на Запад» и вышедшая еще в 2001 году. В 2015 появилась мобильная версия. Главная фича игры — сеттинг, основанный на китайском мифологии (на самом деле не такое частое явление среди больших проектов, созданных в Поднебесной).

Таков мир китайской игровой индустрии — огромный, сложный и противоречивый. С одной стороны он похож на европейский, японский или американский, с другой — сильно отличается от них. Здесь тоже любят современные соревновательные игры в яркой визуальной оболочке, но не жалуют консоли (как в Японии) и подчиняются довольно строгим ограничениям. Есть сходства с корейским геймдевом: Китай тоже славится MMO-проектами.

Увидим ли мы интересные сингл-проекты от китайских разработчиков? Удержит ли страна лидерство в рейтинге рынков интерактивных развлечений? Время покажет!

Источники:

3434
19 комментариев

Напоминаю
Геншин, хуета для анимешников

8
Ответить

Для латентных педофилов, болеющих лудоманией

6
Ответить
7
Ответить

а кошко-жена?

2
Ответить

Одно время мне казалось что китайская игровая индустрия так и останется мусором из-за того что они пропустили этап душевных коммерчески провальных но культовых игр и сразу начали пилить доилки для бабла. Но теперь Михуё даже ничего так и инди сцена у них начала появляться хоть и не супер большая. Но это всё конечно скорее вопреки партии чем благодаря ей, прозападные студенты добрались до гемдева. Только не забирайте у меня миску риса.

1
Ответить

то китайская игровая индустрия так и останется мусором из-за того что они пропустили этап душевных коммерчески провальных но культовых игр и сразу начали пилить доилки для баблаэто не так, у них были и есть такие игры, а не только мобилки, просто запад их не видит

Ответить

А есть что нибудь не p2w или pay to progress faster? Желательно ммо и не важно сколько лет проекту. Как то по китайским играм вообще не шарю, только за корейские.

Ответить