Противостояния: PlayStation 2 vs Xbox
«Консольные войны» бушевали еще до пришествия Sony в индустрию. За сердца и кошельки геймеров бились японские гиганты Nintendo и Sega. Сражения развернулись в третьем (1983 — 1987 годы) и четвертом (1987 — 1996) поколениях приставок. Лидерство удерживала Nintendo, Sega шла на втором месте. В 1994 году на сцену ворвалась PlayStation от Sony. Новая система перевернула игру и стала любимой приставкой миллионов, обойдя ветеранов.
В 1998 Sega поспешила выпустить Dreamcast, ставшую ее последней консолью. Sony уже готовила вторую версию (2000) своего успешного устройства. Nintendo тоже не сидела сложа руки и представила миру GameCube (2001). Японские корпорации ждал сюрприз — попытать счастья в мире консолей решила Microsoft. Так разгорелось одно из самых жарких противостояний нулевых: PlayStation 2 vs Xbox! Именно оно открывает нашу новую рубрику, посвященную наиболее эпичным соперничествам в индустрии.
PlayStation 2: то же, только лучше
Успех первой PS сподвиг Sony на новые свершения. Разработку PlayStation 2 начали в марте 1999 года, а уже через год она поступила в продажу в Японии (39,800 йен). 26 октября 2000 года PS 2 появилась на прилавках магазинов Северной Америки (299$), а 24 ноября настала очередь Европы. В Россию приставка попала в 2003 и стоила внушительные 12 990 рублей. Технические характеристики были такими: центральный процессор Emotion Engine, разработанный вместе с Toshiba (294 МГц); графический процессор Graphics Synthesizer с 147 МГц; карта оперативной памяти от Rambus (32 Мб).
Поначалу у PS 2 не задалось с играми. Из более-менее известных тайтлов геймеры могли купить разве что Ridge Racer V и Street Fighter EX3. Осенью-зимой подошла кавалерия в виде Dynasty Warriors 2, Tekken Tag Tournament, FIFA 2001 и Midnight Club: Street Racing. В 2001 состоялись релизы суперхитов: Final Fantasy X, Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty и Devil May Cry. Купить приставку стоило хотя бы ради первых двух.
PS 2 не посрамила честь предшественницы, подарив игрокам отличные JRPG (Final Fantasy X-XII, Kingdom Hearts 1-2), гонки (Gran Turismo 3-4, Need for Speed: Underground 1-2) и аркады (Crash Bandicoot: The Wrath of Cortex, Ratchet & Clank). Абсолютным хитом консоли стала Grand Theft Auto: San Andreas (более 17 миллионов проданных копий).
Успех PS 2 стал возможен благодаря хорошей репутации Sony, хитовым играм и обратной совместимости с первой PlayStation. Активная рекламная кампания помогла отбить часть аудитории у Dreamcast, уже устаревающей. GameCube больше воспринимали как детскую, поэтому многие студии со «взрослыми» проектами предпочли ей PS 2. Как и «мама», вторая «сонька» стала консолью для всех. Условный геймер-подросток мог включить младшему брату новую Spyro, а вечерком засесть за свежую часть Xenosaga или Soul Calibur.
Аппаратное обеспечение тоже не подкачало. Геймпад DualShock был удобнее своих коллег от Dreamcast и GameCube. Также были доступны световые пистолеты GunCon, камеру Eye Toy, «электрогитару» для Guitar Hero и «диджейский пульт» для Beatmania IIDX.
Xbox: янки-новичок
Зачем Биллу Гейтсу понадобилась своя приставка? ПК-геймеры смотрели на них косо, а консольщики и так могли выбирать из устройств Nintendo, Sega и Sony. Все просто: Microsoft боялась, что приставки вытеснят ПК с рынка интерактивных развлечений. Наибольшие опасения вызывала именно вторая PlayStation, приходившая в дома геймеров как консоль, а потом частично забиравшая некоторые функции у компьютеров.
Гейтс пошел тем же путем, что и Кэн Кутараги, когда-то обратившийся с идеей сотрудничества к Nintendo. Он предложил Sony свои услуги по разработке ПО для PS2, но получил отказ. «Мы сами с усами», решила Microsoft и занялась созданием Xbox.
Проект смело назвали «Мидвэй» в честь сражения Второй мировой, где флот США победил японский. Разработка заняла 2 года, а окончательный дизайн устройства Билл Гейтс вместе с Дуэйном «Скалой» Джонсоном презентовали в 2001 на Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе. Черная коробочка с зелеными вставками выглядела стильно и «взрослее», чем та же GameCube.
В плане железа «коробочка» многое взяла от компьютеров. Начинка включала в себя процессор Intel Pentium III с частотой 733 МГц, графический чип NV20A (его базовая версия была частью видеокарты GeForce 3), карту памяти DDR SDRAM 64 MB и жесткий диск емкостью 8 гигабайт. Управляла устройством измененная Windows 2000. Как и PS2, Xbox имела мультимедийные функции: проигрывала аудио и DVD-диски. Наличие Ethernet давало возможность играть в онлайн-проекты.
Хорошей начинки и стильного внешнего вида было недостаточно для успеха. Мотивировать покупателей должны были игры — качественные, интересные и яркие. В Северной Америке Xbox (299$) поступила в продажу 15 ноября 2001 года с 14 доступными тайтлами. Флагманом была Halo: Combat Evolved от Bungie. НФ-шутер получил хорошие отзывы, дал старт культовой серии и стал весомым аргументом за покупку приставки. Еще первые обладатели Xbox могли поиграть в Tony Hawk’s Pro Skater 2X, Dead of Alive и Oddworld: Munch's Oddysee. Более поздние хиты: Tom Clancy’s Splinter Cell, Star Wars: Knights of the Old Republic и Fable.
Многие относились к Xbox скептически, заранее считав ее компьютером в оболочке приставки, но устройство доказало свое право на существование. Кроме приличных игр, оно могла похвастаться Xbox Live — сервисом для онлайн-игр, который в первую неделю привлек 150 000 пользователей.
Кто победил?
Если смотреть на цифры, то ответ ясен. PS2 самая продаваемая консоль в истории, которую купили 155 миллионов человек — цифра, сопоставимая с населением России или Японии. Показатели коробочки гораздо скромнее: почти 25 миллионов. Но только в сравнении с PlayStation 2. В целом консоль Microsoft обогнала другие топовые приставки своего поколения: Sega Dreamcast (10 миллионов) и Nintendo GameCube (почти 22 миллиона). В США она оказалась успешнее, чем в Японии (123 000 проданных устройств в первую неделю продаж) и Европе.
В апреле 2002 года Microsoft внезапно снизила цену на Xbox с 299$ до 199$. И это при высокой стоимости производства. Такой шаг ударил по прибыли корпорации, но повысил продажи и вывел систему на второе место после PS 2. Компания Гейтса зашла в консольную игру как большой игрок, а не второстепенный участник. После неуспеха в шестом поколении Sega перестала производить приставки, сосредоточившись на играх. На рынке осталось 3 крупных силы, а в конечном счете 2. Nintendo пошла особым путем, выпустив неформатную Switch, а Sony и Microsoft по-прежнему выясняют, у кого лучше получаются большие серьезные консоли.
С коммерческой точки зрения победа однозначно за PlayStation 2. Однако это не разгром. «Коробочка» не только не вылетела из высшей лиги «консольных войн», но и стала почетным «номером 2» как в свое время Sega.
Сможет ли приставка Microsoft когда-либо обойти конкурента? Как вы думаете?