Излишек или необходимость? О стоимости русской озвучки для игр

Излишек или необходимость? О стоимости русской озвучки для игр

Как вы знаете, некоторые издатели не заказывают русскую озвучку для своих игр. По этому поводу в наших интернетах часто возникает спор о причинах ее отсутствия. Одна сторона утверждает, что озвучка игры — это очень дорогое удовольствие, компании не могут себе ее позволить, т.к. в таком случае игра рискует не окупиться на российском рынке. Другая сторона утверждает, что в озвучка на русский язык одна из самых дешевых и компании ее не заказывают, потому что не видят спроса со стороны игроков.

Я решил разобраться, кто же все-таки прав? Ведь ни та, ни другая сторона не дают цифр, а для понимания "дорого-дешево" нужно иметь цифры. Я написал на почту студии звукозаписи — "Пифагор". Спросил сколько стоила бы озвучка игры со сценарием на 450 000 слов, с одним игровым, 11-ю главными и 56-ю второстепенными персонажами, а так-же записью 150 реплик для NPC. При описании я опирался на Ведьмак 3, хотел узнать сколько стоила бы озвучка такого типа игры.

Излишек или необходимость? О стоимости русской озвучки для игр

Вскоре я получил подробный ответ в виде таблицы Excel. Примерная стоимость такого проекта составила бы ~8 054 000 рублей(или 105 000 долларов). С этим уже можно работать

Много это или мало?

В действительности мало. Бюджеты современных ААА-игр стремятся к сотне миллионов долларов, а стоимость озвучки мы узнали как раз для такой игры(прим. с открытым миром, большим сюжетом, второстепенными и дополнительными заданиями). В общем, $105.000 это 0.1% от бюджета лишь разработки игры. Зачастую на маркетинг игры тратится больше, чем на саму игру.

Приведу аналогию. Средняя зарплата в РФ — 30.000 рублей. Представьте, что у вас такая зарплата. Получается, что 0.1% от вашей зарплаты — 30 рублей. Вопрос: 30 рублей для вас много? Вот именно. Это почти ничего.

Издатель Microsoft и русская озвучка

Для примера возьмем крупнейшую игровую компанию, которая не заказывает озвучку в своих играх уже с 2016-го года. Посмотрим на окупаемость озвучки со стороны Microsoft. Для этого нужно будет посчитать сколько человек в РФ играют на Xbox и ПК. Мы знаем, что на ПК у нас играют в несколько раз больше человек, чем на Xbox, так что вычислить количество ПК-игроков будет просто. Труднее вычислить консольных игроков Xbox. Для этого будем опираться на статью на DTF с отчетом МВидео и Эльдорадо о продажах консолей за 2020-й год.

Из статьи можно выделить несколько ключевых моментов:

  1. Консолей(PS4, Xbox One, Switch, Sega Magistr Titan 3) было продано в количестве 435 тысяч штук и из них половина — PlayStaion 4.
  2. Второе место заняли консоли Xbox. Значит, как минимум 25% от всех продаж.

Считаем: 25% от 435 тысяч это почти 109 тысяч консолей Xbox. За 6 месяцев в РФ были проданы 109 тысяч консолей Xbox, за год выходит в два раза больше. С учетом старта 9-го поколения спрос должен вырасти еще сильнее. Но давайте цифру возьмем за средний годовой показатель за 7 лет поколения Xbox One среднее арифметическое от годовых продаж за 2020-й, т.е. 163.5 тысяч консолей в год. Получим цифру 1 144 500 проданных консолей семейства Xbox One за 7 лет в России.

Как мы помним, на ПК у нас как минимум в 2 раза больше игроков. Значит в России общая аудитория, которая покупает игры Microsoft составляет почти 3.5 млн. игроков.

Заранее обозначим количество игроков на Xbox и ПК в мире: ~50 млн. на Xbox и ~50 млн. на ПК. Всего 100 млн. устройств. Из них 3.5% россияне.

Так что с окупаемостью?

Давайте узнаем каким тиражом продаются успешные игры. Обычно это до пяти миллионов копий(все что выше уже сверхуспешные игры, по типу RDR2, God of War, Ведьмак 3 и т.п.). Половина продаж приходятся на ПК и Xbox, а значит 2.5 млн. продаж для Microsoft уже успешная игра. Другими словами если 2.5% аудитории Xbox и ПК покупают игру, она становится успешной.

Какие продажи у успешных игр в России? Вычисляем с помощью прямой пропорции: 3.5% от 2.5 млн. продаж — 87 500 копий. За среднюю выручку с игры возьмем не 60$, а 30$. Мы же знаем, что не все деньги получит издатель.

Получается, что успешная игра на российском рынке зарабатывает 2 625 000 долларов. В 25 раз больше стоимости озвучки. При этом мы не посчитали доходы от монетизации, которой не брезгует Microsoft. Достаточно вспомнить прокачку боевых пропусков в мультиплеере Halo Infinite. И не забудем, что 105 тысяч стоит озвучка игры по типу третьего Ведьмака, на озвучку линейного шутера с молчаливым главным героем потребуется в разы меньше вечно зеленых.

Излишек или необходимость? О стоимости русской озвучки для игр

Вывод

Думаю вывод может быть только один. В отсутствии русской озвучки в играх от Microsoft и других издателей виноват не неприбыльный российский рынок, а отсутствие спроса на озвучку. В русскоязычном интернете почти не поднимается тема отсутствия озвучки

Только недавно самоорганизовалось движение #RusVoiceXbox фанатов игр от Microsoft требующее озвучку в их играх. Но одно можно сказать точно: если не требовать озвучку, то никто ее и не будет.

Упомянутое движение:

336336
521 комментарий

Комментарий недоступен

147

Не правильно
Русская озвучка нужна только качественная
Если оригинал значительно лучше чем русик, то русик идёт нахуй

163

Вот меня тоже удивляет,что в обзорах мало уделяется отсутствию русской озвучки.А по этому поводу надо как раз поднимать бучу.Как рекламной хернёй завешивать Москву,так это пожалуйста,а на озвучку денег нет.

70

Я поднимаю эту тему. Я, собственно, организовал движение #RusVoiceXbox. Сейчас движение поддерживают такие относительно крупные каналы, как JumboMax, Denis Major и Old Game Boys

90

Честно, озвучка нафиг не нужна. В большинстве случаев они набирают совершенно не подходящие голоса для персонажей. Редко бывают прям классные попадания типа Ведьмака.
Что критично так это субтитры и интерфейс. Остальное нафиг

45

Не совсем с этим согласен. Английская озвучка качественнее, безусловно. Но зачем это качество, если человек не понимает языка? А отвлекаясь на субтитры он пропускает много визуального потока информации. Ну, а если вы знаете язык оригинала, то no problem

63

В некоторых играх озвучка очень нужна. На пример в ГТА 5 было бы не плохо, а то вов
время вождения читать субтитры не очень удобно.
Да и вообще, мне было приятно проходить Uncharted и Ghost of Tsushima с русской качественной озвучкой

5