Главные события 2021 года в игровой индустрии постсоветских стран

Киберспорт, государственная поддержка и много новых игр.

Главные события 2021 года в игровой индустрии постсоветских стран

Уходящий год отметился не только большим количеством мировых хитов из СНГ, но и несколькими важными событиями, так или иначе связанными с местной игровой индустрией. Среди них и череда киберспортивных побед, и рекламные кампании нескольких известных блокбастеров, и ностальгия по былым временам.

В этом тексте мы вспоминаем, что происходило вокруг и внутри близкой к нам части индустрии в 2021-м году. А вот о самих играх поговорим позже в отдельном материале.

Триумф киберспорта

Этот год наверняка запомнится многим фанатам игровых соревнований, ведь в 2021-м победы на главных турнирах по DOTA 2 и Counter-Strike: Global Offensive одержали команды из России и Украины. Наиболее заметным событием стал The International 10 с самым большим призовым фондом в истории, на котором русская Team Spirit обыграла китайскую PSG.LGD со счётом 3:2.

Главные события 2021 года в игровой индустрии постсоветских стран

После победы организация провела пресс-конференцию, с которой у нас выходил отдельный репортаж.

Причём команда не смогла попасть на турнир напрямую, через очки киберспортивного сезона. Вместо этого она пробивалась через региональную квалификацию, а по итогам группового этапа TI сразу же проиграла и попала в нижнюю турнирную сетку, после чего одолела пять соперников — и только тогда уже попала в финал и взяла звание чемпиона. Team Spirit заработала 18,2 миллиона долларов и стала первой за 10 лет командой из СНГ, которая победила на The International.

В 2011-м в TI победила Natus Vincere, зато в 2021-м NaVi впервые в истории клуба выиграла Major по CS: GO и заработала там миллион долларов. За весь турнир команда не проиграла ни одной карты, а финал установил рекорд мероприятия по количеству зрителей.

После таких впечатляющих побед к киберспорту стали относиться более благосклонно на самых высоких уровнях: Team Spirit и NaVi получили поздравления от президентов своих стран, а вице-спикер российской госдумы даже предложил МОК признать киберспорт олимпийским видом спорта. А уже 19 декабря команда NaVI по CS:GO одержала новую победу — на турнире BLAST Premier: World Final 2021 команда заработала 500 тысяч долларов, обыграв в финале российскую Gambit Esports.

Xbox в Москве

В этом году игровая платформа от Microsoft отпраздновала два важных события: двадцать лет с выхода первого Xbox и релиз первой за 6 лет части Halo, флагманской серии консоли. По обоим случаям развернулась непривычная для России рекламная кампания: на здании в Москва-сити появилось поздравление с двадцатилетием, а в других местах — огромные постеры Halo Infinite. Может быть, и выход Xcloud в России не за горами.

Главные события 2021 года в игровой индустрии постсоветских стран

Рекламная кампания Atomic Heart

Atomic Heart — наверное, самая заметная и большая игра из России. В последние годы она мелькала на разных презентациях, хоть её создателей и обвиняли во лжи и открытии предзаказов ещё до внятной демонстрации проекта. Но в 2021-м студия Mundfish сделала большой шаг вперёд.

Во-первых, игроки увидели полноценный геймплей экшена, а во-вторых, студия анонсировала Atomic Heart 2 ещё до выхода первой части. Разработчики объяснили это огромным, проработанным сеттингом, подходящим для рассказа самых разных историй. Очень хочется верить в их успех, хоть и очень непривычно видеть анонс сиквела ещё до релиза оригинала.

Главные события 2021 года в игровой индустрии постсоветских стран

Автограф-сессия Swery65

В августе в Москву приезжал Хидетака «Swery65» Суэхиро, создатель D4: Dark Dreams Don’t Die и дилогии Deadly Premonition. Некоторые фанаты решили подшутить над ним и принесли на автограф-сессию игры другого японского геймдизайнера, Гоити «Suda51» Суды. Заодно напомнили о коллаборации разработчиков, которую анонсировали ещё в 2019-м.

Главные события 2021 года в игровой индустрии постсоветских стран

Российские издания в жюри The Game Awards

В этом году DTF и «Игромания» наравне с игровыми изданиями со всего мира участвовали в отборе номинантов, а позже и победителей на The Game Awards Джеффа Кили. Подробнее об этом событии мы писали в отдельной заметке.

Главные события 2021 года в игровой индустрии постсоветских стран

«Яндекс» провёл фестиваль «Демодуляция»

В Москве состоялось мероприятие, на котором посетители смогли в турнире для зрителей на советских игровых автоматах и консолях Dendy, Sega Mega Drive, ZX Spectrum, БК и других. А ещё на фестиваль пригласили более 15 спикеров с докладами. Хедлайнером стал сам создатель «Тетриса» Алексей Пажитнов, который рассказал о работе программиста в 80-х.

Но, пожалуй, главным событием «Демодуляции» стало возвращении игры «Позвоните Кузе». Главным героем, как и в оригинале 90-х, нужно было управлять прямо с телефона.

Главные события 2021 года в игровой индустрии постсоветских стран

Отказ от NFT в S.T.A.L.K.E.R. 2

В декабре разработчики из GSC Game World объявили о внедрении NFT в свою игру. После этого на компанию обрушилась волна критики со стороны игроков, некоторые из которых даже отменили предзаказ шутера и потребовали убрать его из Steam. Так что уже на следующий день создатели S.T.A.L.K.E.R. 2 отказались от своих первоначальных планов, заявив, что подумают над дальнейшим «правильным» внедрением NFT.

Главные события 2021 года в игровой индустрии постсоветских стран

Неоднозначное возвращение King’s Bounty

Продолжение культовой серии от других разработчиков ещё на анонсе вызывало опасения. После выхода игры почти все из них подтвердились. Безликий визуальный стиль, клешированный сюжет и непродуманная ролевая составляющая — вот чем отметился сиквел.

А ещё King’s Bounty 2 стал поводом для споров среди русскоговорящих разработчиков и журналистов. Стоит ли ругать первую за много лет большую российскую игру и не поставит ли это крест на местной индустрии? Судя по проектам, что вышли после King’s Bounty 2, в ближайшем будущем такое вряд ли случится.

Главные события 2021 года в игровой индустрии постсоветских стран

Год российских ролевых игр

В 2021-м вышло несколько больших RPG из России, каждая из которых без всяких поблажек заслужила хвалебные отзывы. Это и ATOM RPG Trudograd — продолжение «русского Fallout», которое стало во всём лучше первой части. Encased — взгляд на ту же концепцию от других разработчиков. «Сир Бранте» рассказал интересную историю одного человека в выдуманной альтернативной эпохе Возрождения, а «Чёрная Книга» познакомила с быличками весь мир.

Black Book
Black Book

Самой большой российской RPG в этом году стала Pathfinder: Wrath of the Righteous — гигантское приключение в духе классических партийных ролевых игр с огромным количеством героев и возможностей. Тем обиднее, что её в остальном мире почти не заметили. Но после такого Ренессанса говорить о смерти местной индустрии просто глупо.

Mail.ru Group и «Яндекс» объявили о создании Фонда игр

Предложение о поддержке российской индустрии попало в последнюю редакцию второго пакета мер по развитию IT-сектора. Инициатива Mail.ru Group и «Яндекса» направлена на популяризацию русской культуры и истории в игровой разработке и должна работать аналогично Фонду кино.

Правда, с апреля об организации ничего не известно, а некоторые люди из индустрии обозначили свой скепсис ещё тогда. Например, владелец «Канобу» и «Игромании» Гаджи Махтиев посчитал, что деньги российским разработчикам сейчас не особо нужны, а сам Фонд выглядит, как попытка популяризации русской культуры, игнорирующая интересы глобального рынка.

Black Book
Black Book

«Сбер» входит в игровую индустрию

С помощью развитой банковской экосистемы «Сбер» решил привлекать и геймеров, для чего открыл подразделение «Сбер игры». Во главе направления стала Алиса Чумаченко, сооснователь крупного мобильного разработчика и издателя Game Insight. На сайте «Сбер игр» можно почитать про инициативу подробнее, и, кажется, компания решила совсем не ограничивать себя ни в жанрах, ни в платформах.

Презентация Sber Games на WN Conference<br />
Презентация Sber Games на WN Conference

Также «Сбер» анонсировал собственный маркетплейс, в котором будут доступны даже игры на HTML5, и выпустил облачный сервис SberPlay, который можно попробовать при наличии умных устройств от компании.

Space Marine 2 разрабатывают в Санкт-Петербурге

Один из главных анонсов прошедшей The Game Awards — сиквел не очень успешной, но любимой фанатами Warhammer 40,000 игры Space Marine десятилетней давности. Тем интереснее, что разработкой экшена занимается питерский офис Saber Interactive, а руководит ей ветеран студии Дмитрий Григоренко, проработавший в ней 11 лет.

Постапокалиптический экшен и прятки из Якутии

Студия Fntastic, которая в прошлом отметилась симулятором выживания в тайге The Wild Eight, в начале года анонсировала The Day Before — MMO о Северной Америке после вспышки пандемии, которая превратила некоторых людей в каннибалов. По заверениям разработчиков, в игре можно будет пользоваться транспортов и исследовать многие здания изнутри.

Игра должна выйти 21 июня 2022 года, а в конце 2021-го студия выпустила ещё один проект — многопользовательские прятки Propnight. В них команда выживших, которые могут превращаться в любые предмет на манер мимиков из Prey, пытается сбежать от маньяка-одиночки.

Анонс продолжения «В тылу врага»

Известная в русскоговорящих странах серия, вдохновлённая Commandos, получит продолжение уже в 2022 году. В создании Men of War II принимают участие разработчики оригинала, и хочется надеяться, что это возрождение культовой серии получился лучше тех, которыми отметился прошедший год.

В Men of War II будет две сюжетных кампании с кооперативным режимом, а особый упор создатели игры сделали на разрушаемости и проработанном искусственном интеллекте противников.

110 Industries выходит в ААА

В 2020-м году новообразованная компания предпринимателя Сергея Колобашкина привлекла аж 20 миллионов долларов, хотя до этого была известна разве что отправкой подарка Хидео Кодзиме по случаю выхода Death Stranding. А вот в 2021-м издательство анонсировало несколько игр AAA-класса, которые должны выйти в ближайшие несколько лет.

Wanted: Dead — hack’n’slash от бывших разработчиков Team Ninja, создателя Ninja Gaiden — должен выйти уже в 2022-м. Vengeance is Mine — меха-экшен, творческому директору которого помогает Стефани Юстен, известная по роли Молчуньи в Metal Gear Solid V: The Phantom Pain — запланирована на 2023 год. А фантастическая гонка Red Goes Faster выйдет аж в 2024-м.

Главные события 2021 года в игровой индустрии постсоветских стран

Следующая игра от создателей The Life and Suffering of Sir Brante

Томская студия Sever, которая в этом году выпустила отмеченную наградами The Life and Suffering of Sir Brante, анонсировала следующую игру, которая должна выйти в 2022-м. С помощью умений, представленных в виде карт, игроку предстоит исследовать загадочный приют, познакомиться с его обитателями и тайнами. У Mother of All Secrets нет точной даты релиза, зато уже есть страница в Steam.

110110
27 комментариев

Гаджи Махтиев посчитал, что деньги российским разработчикам сейчас не особо нужны

Хоть один аргумент в защиту этой мысли будет?

11
Ответить

Хотя фраза в источнике немного иначе написана.

Индустрия давно говорила чиновникам, что деньги — это последнее, что ей требуется, говорит владелец порталов «Канобу» и Игромания Гаджи Махтиев

Звучит она так, словно деньги уже и так есть

12
Ответить

Gambit в Valorant заняли 1место в чемпионате Европы и 2 место на чемпионате мира если что. Ещё вроде в других играх были неплохие результаты, и видеть только доту и КС как-то странно, хоть какой-нибудь поиск провели.

8
Ответить

хех, всем настолько плевать за Валорант, что я думаю никто даже не знал что там есть турниры

9
Ответить

Тоже 18 миллионов долларов заработали?

Ответить

Гаджи Махтиев посчитал, что деньги российским разработчикам сейчас не особо нужны, а сам Фонд выглядит, как попытка популяризации русской культуры, игнорирующая интересы глобального рынка. как попытка популяризации русской культуры, игнорирующая интересы глобального рынка.Ебать он гений.

6
Ответить