Баланс в композиции

Вес объектов и перцептивные силы.

Художник окружения Отто Остера (Otto Ostera) из Starbreeze Studios в своём блоге рассказал о принципах баланса в композиции и о том, как их знание помогает в создании игровых локаций.

Баланс в композиции

В физике равновесие — это точка, в которой объект достигает состояния покоя, а действующие на него силы компенсируют друг друга. В композиции, автору которой удалось его достичь, все элементы распределены таким образом, что кажется, будто их нельзя передвинуть. Произведение должно выглядеть цельным.

Рудольф Арнхейм в книге «Искусство и визуальное восприятие» говорит о том, что существует три составляющих равновесия: форма, движение и пространство. По его словам, несбалансированная композиция «оказывается неопределенной», а «неподвижность произведения становится помехой для его восприятия». Это и создаёт раздражающее ощущение застывшего времени.

Баланс в композиции

Простой пример, который это демонстрирует. То, что сфера находится не в центре, создаёт ощущение беспокойства. Кажется, будто её тянут в угол, какая-то невидимая сила выталкивает сферу из центра композиции. Такое мнимое движение Архнейм называет «перцептивными силами». Когда сфера находится в центре, вы ощущаете равновесие композиции, потому что все силы, исходящие от углов и стен, компенсируют друг друга.

Первое, что приходит на ум, когда речь заходит о балансе в физике — это вес. Равновесие непосредственно связано с ним. Это верно и для искусства.

Арнхейм говорит о том, что любой, кто смотрит на изображение весов, на одной чаше которых находится молоток, а на другой — перо, знает, что первый — тяжелее. Диссонанс возникает, если весы, при этом, находятся в равновесии. Однако баланс не всегда требует симметрии, он достигается не уравновешиванием всех элементов композиции. Если весы склоняются в «правильную» сторону, картине удастся достичь баланса восприятия.

Как и в физике, в искусстве вес объекта меняется в зависимости от его удалённости от центра.

Баланс в композиции

Таким образом, объект в центре может быть уравновешен элементами, располагающимися по сторонам кадра, а предмет который находится с одной стороны, может быть уравновешен объектом напротив. Но это не значит, что оба элементы должны быть одинаковыми, потому что «вес» элемента определяется не только его весом в реальном мире. Есть и другие способы влиять на него.

Эксперименты также говорят о том, что разные формы объектов влияют на то, как мы воспринимаем их вес. Вытянутые элементы кажутся тяжелее, чем более короткие, даже если оба объекта занимают равную площадь в кадре.

Баланс в композиции

Ещё один фактор, влияющий на вес элемента композиции — это изоляция. Объекты, которые находятся в окружении более мелких элементов, кажутся нам легче, чем такие же объекты, изолированные от других. Арнхейм в качестве примера этого приводит Луну на беззвёздном небе.

Баланс становится крепким фундаментом создания игровых миров. Знания принципов равновесия позволяет спланировать окружение так, чтобы оно не выглядело статичным, избежать неподвижности, о которой предупреждал Арнхейм.

99
1 комментарий

Хорошая статья

1
Ответить