Философский взгляд на геймдизайн
Сложности освоения новых жанров и определения необходимых навыков.
Основатель сайта Game-Wisdom Джош Байсер (Josh Bycer) в блоге на сайте Gamasutra рассказал о том, в чём специфика работы геймдизайнера и попытался дать определение этому термину. Редакция DTF перевела материал.
Термин «геймдизайн» (как и «геймдизайнер») достаточно широк и для него не существует достаточно точного определения. Создание видеоигры отличается о разработки любого другого ПО. Игры — это симбиоз развлечения и программирования. другими словами — комбинация практических и гуманитарных навыков.
Умения, необходимые хорошему программисту, 2D-художнику или 3D-моделлеру, определены и им можно научиться. Однако какие навыки нужны для создания хорошего геймдизайна? Конечно существуют умения, которые помогут при разработке проекта, вроде PR и управления, но создание дизайна самой игры — это совсем другое. Многие геймдизайнеры говорили мне, что нет чётких инструкций к тому, как сделать хорошую игру, равно как и определённого набора навыков, которыми должен обладать геймдизайнер.
В развлекательной части геймдизайна кроется красота. Создание хорошей игры предполагает не только разработку чего-то, что будет работать с технической точки зрения, но продукта, который будет приносить удовольствие. Как раз здесь в дело вступает геймдизайн.
Не существует абсолютно одинаковых игр (за исключением очевидных клонов). Есть бесконечное количество путей воплотить одну и ту же идею в игре. Конечно, жанры определяют рамки: в шутере от первого лица, например, игрок должен наблюдать за всем происходящим «из глаз» героя. В остальном же воображению геймдизайнеров дана полная свобода.
Даже подходы к одному и тому же жанру могут разниться. Вы можете сделать классический платформер, в духе Super Mario Bros., а можете — игру, в которой не будет функции прыжка, вроде Bionic Commando, или заставить игрока управлять гравитацией, как в VVVVV. Дизайнеры могут реализовать свои задумки так, как им хочется в любом жанре.
Как потребитель, я могу получить совершено разный игровой опыт от 10 игр, а разработчики (крупные или маленькие) обладают полной свободой при создании своего проекта.
Если задуматься, то геймдизайн — это огромный чистый термин, который включает в себя множество дисциплин и отраслей, задействованных при создании видеоигры. Хорошей аналогией будет слово «ремесленник», ведь им может быть как человек, который работает с деревом, так и тот, кто специализируется на металле, стекле и так далее.
Дать однозначное определение термину тяжело ещё и потому, что каждый видеоигровой жанр — это отдельная дисциплина. Опытный программист использует свои навыки одинаково, над какой бы игрой он не работал. То же самое касается и художника. Однако геймдизайнер, который сделал лучший платформер года не обязательно повторит свой успех на ниве хорроров.
В этом и заключается подвох — геймдизайнер не может быть хорош во всех жанрах. Если, например, Уильям Райт (William Wright) выйдет на Kickstarter с «духовным наследником» SimCity, люди станут жертвовать ему деньги. Однако если он объявит о намерении сделать хоррор от первого лица, такого ажиотажа не будет, просто потому, что мы не видели игр этого жанра от Уильяма Райта.
Даже самым умелым дизайнерам приходится начинать с нуля, когда приходится работать над новым для них жанром. Понимание одного не всегда распространяется на другие. Геймдизайн — это ремесло, которое включает в себя множество специализаций.
Геймдизайнеры говорят, что вдохновение нужно искать везде: в живописи, кино, литературе, играх. Эта сфера, в которой вдохновить может всё, что угодно. Благодаря этому мы получаем удивительные игры, в которых смешиваются жанры.