Политика Apple VS мислиды: как компания борется с фейковой рекламой
Как в трейлеры фильмов включают самый смак фильмов и кадры, которые иногда не проходят стадию постпродакшна, так и рекламы игр часто грешат красивой картинкой, только бы пользователи нажали эту заветную кнопку «Скачать». С фейковыми превью начала активно бороться компания Apple: седьмого июня она внесла изменения в правила публикаций приложений на App Store. Одно из них касается мислидов. Разбираемся, чем вредит фейковая реклама платформам, как с ней бороться и как эту проблему решают в разных странах.
Но прежде чем перейти к правилам Apple, важно разобраться в немного размытом понятии мислида. От англ. misleading (или fake ads) — реклама, кадры которой не связаны с начинкой продвигаемой игры. Некоторые разработчики креативов в приложениях делят мислиды на те, которые заимствуют чужой контент, и те, которые сейчас всё чаще называют мета-геймплейным креативом — визуал берётся из игры, а вот механику полностью меняют. Наглядно это хорошо разбирает автор YouTube-канала i3Stars, который в своих видео параллельно показывает реальный геймплей и рекламный ролик. Так, примитивная стратегия Call Me Emperor выглядит как восточная версия известного симулятора «Клуб романтики»:
В комментариях пользователи по-разному реагируют на несостыковку сюжета и рекламы. Кто-то ругает ролик, кто-то разочаровывается в неоправданных ожиданиях:
Мислиды во многом выгодны разработчикам игр. Это и низкая стоимость производства, и высокая скорость создания, и простота восприятия. К тому же, фейковая реклама позволяет нащупать свою аудиторию и понять, какие механики ей заходят. Ведь легче смонтировать один ролик, который может зацепить потенциального игрока, чем потратить время и силы на разработку полноценной истории. В зависимости от тестируемого в рекламе сюжета, представитель аналитического сервиса Apptica Наталья Степанова выделяет пять основных вариантов мислида:
— Пользователь должен спасти героя (Meow Match);
— Решение, влияющее на ход игры (Mafia City: War of Underworld);
— Справиться с головоломкой (MythWars & Puzzles);
— Навести порядок (Matchington Mansion);
— Поиск одинаковых предметов (Mundus: Impossible Universe).
Мислиды сильно дискредитируют рекламу, и пользователи перестают ей доверять. Компания Apple решила закрутить гайки и после своей презентации WWDC 2021 изменила правила игры в пункте 2.3.1 нового гайдлайна:
1) В приложении не должно быть скрытых, незадокументированных и бездействующих функций;
2) Обобщенные описания тоже будут отклоняться;
3) Реклама игры не должна вводить пользователя в заблуждение (по сути, мислиды запрещены);
4) Регулярное и сильное нарушение этого положения грозит удалением из Apple Developer Program.
И ещё один логичный вопрос: если Apple решает досконально мониторить игры, то этап согласования должен сильно увеличиться. Ведь часто, чтобы проверить рекламные креативы, нужно углубиться в игру и отыскать механики, представленные в ролике. Но это компания решила обойти ещё одним уточнением: реклама должна быть понятна как конечным пользователям, так и редакции App Store, которая будет его рассматривать на старте. Так что головная боль о совпадении рекламы и сюжета игры теперь переходит на разработчиков.
Так представители Apple завершают свой гайдлайн: «Мы много работаем над тем, чтобы App Store доверяли, и ожидаем со стороны разработчиков соблюдения правил. Если вы мошенник, мы не хотим работать с вами».
Дополнительно с недостоверной рекламой могут бороться и сами пользователи. При обнаружении мислида в контенте App Store вы можете пожаловаться и связаться с командой поддержки. Для этого достаточно перейти на страницу приложения в App Store и оставить заявку.
Не все рекламные ролики раздражают пользователей — многие, наоборот, веселят. Так, например, в твиттере делятся скринами из рекламы Game of Sultans («Великий султан»). Некоторые уже не хотят верить, что такие ролики создают люди — настолько видео странные:
Похожей политики придерживается и Британский Комитет рекламных стандартов (ASA), который борется с так называемым «dark pattern» — уловками, запутывающими игрока или обманывающими с помощью интерфейса игры. Это может быть и выманивание платной подписки, а также нелегальный доступ к личной информации. Так, например, прошлой осенью игры Homescapes и Gardencapes получили баны за показанные в рекламе головоломки, которых в самом приложении не было.
Homescapes / Playrix
Против мислидов выступает и российский Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О рекламе». Самый первый пункт уже голосует за добросовестную и достоверную рекламу, а последующие — его дополняют и уточняют. Так, закон поддерживает правило Apple о честной стоимости товара, о его характеристиках (по сути — чтобы реклама не противоречила самому продукту, как это наблюдается в мислидах).
Если вы решите разрабатывать игру, учтите все нюансы перед выпуском рекламного ролика. Кроме общих положений, совпадающих с позицией Apple, есть ещё несколько важных пунктов:
— Нельзя использовать образы медицинских и фармацевтических работников, если это не реклама медицинских услуг;
— Нельзя браниться, курить и пить алкоголь;
— Нельзя использовать государственные и религиозные символы, а также объекты культурного наследия.
А на случай, если сюжет игры завязан на событиях Второй мировой, важно учесть изменения в статью 6 ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и статью 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». 1 июля президент России Владимир Путин подписал закон о запрете на публичную демонстрацию изображений нацистских военных преступников. Но если признаков пропаганды нет, нацизм не пытаются оправдать и показывают его с однозначно негативной стороны, тогда «законом не запрещено».
На других же больших платформах сильных ограничений пока нет. Google Play и Steam лояльнее относятся к мислидам и рекламе в приложениях, поэтому удаление аккаунта или игры — сейчас все-таки разовые истории, нежели закрепленное правило. Но, как вы видите на примерах других компаний и законов, их позиция тоже может измениться.
Мислиды во многом — правая рука для разработчиков в продвижении их продуктов. Да, они часто помогают раскрутить узнаваемость приложения и привлечь новую аудиторию. Но согласитесь: неприятное занятие — установить головоломку, а в итоге скачать симулятор кухни?