Дайджест вопросов подсайта «Право и игры» — февраль

Cyberpunk 2077
Cyberpunk 2077

Всем привет!

Недавно VERSUS.legal совместно с редакцией DTF запустили специальный подсайт «Право и игры». В нём разработчики игр могут опубликовать любой юридический вопрос, а мы на него ответим в комментариях. Чтобы эти вопросы не терялись, каждый месяц мы будем публиковать подборку самых интересных из них — с нашим разбором. А вы не забывайте задавать новые!

В первом выпуске: особенности оформления доходов со Steam, механизм проверки доступности чужого IP, договоренности внутри команды инди-разработчиков, использование чужой музыки в играх, патенты на игровые механики, работа с двойным налогообложением, и самый животрепещущий вопрос — можно ли разрабатывать порно-игры в России.

Ниже вы можете найти наши ответы на эти вопросы. А по ссылкам — почитать интересные обсуждения в комментариях.

Что следует сделать инди-разработчику, который в одиночку создает игру и решает привлечь в дальнейшем людей для совместной работы?

Самое главное при привлечение новых участников разработки — договориться о том, на ком будут «собраны» все исключительные права, и грамотно оформить переход таких прав (например, договорами на заказ создания объектов интеллектуальной собственности — если на будущее, или отчуждения интеллектуальной собственности — если объекты уже созданы).

Это позволит в дальнейшем избежать конфликтов с соавторами и управлять самой игрой как объектом (продавать, лицензировать, вкладывать в капитал компании и т.д.). Ведь если договоренности между авторами нет, и они «пилят» игру не «по-объектно» (один — рисует персонажа, второй — пишет код), а все делают вместе и их части работ выделить нельзя, то они становятся соавторами объекта в целом, и дальше им надо договариваться друг с другом как этой игрой распоряжаться. И ваш соавтор также получает права на вашу «часть», как и вы — на его. На наш взгляд, такие вещи лучше решать «на берегу», до начала совместной работы.

Если новые авторы будут наниматься как сотрудники по трудовому договору (например, если вы ИП), то важно прописать полный объём их должностных обязанностей в трудовом договоре и должностной инструкции, чтобы всё созданное ими в рамках работы переходило к работодателю.

Про «защитить своё» — тоже хороший вопрос. Из практических советов: можете попробовать сейчас задепонировать вашу часть работы, чтобы потом у вас было доказательство того, что на конкретный момент времени вы фиксируете себя как автора и правообладателя конкретно выполненной части работ.

Нужно ли оформлять ИП для получения дохода от продаж игры в Steam?

Вопрос от Lex Miller:

Общий ответ такой: оформлять статус ИП для получения доходов от продаж игры в Steam не обязательно, если это не будет считаться предпринимательской деятельностью. Риски не регистрации в качестве предпринимателя могут возникнуть, если российская налоговая это обнаружит. Со стороны самого Steam ограничений нет, и физическим лицам они выплачивают роялти без ограничений. Физические лица могут получить как EIN, так и ITIN, и спокойно работать с площадкой.

Какие признаки укажут на «предпринимательскую деятельность»? Например, если для вас это единственный (или хотя бы основной) источник дохода, вы активно нанимаете третьих лиц для работы над вашей игрой, рекламируете её, закупаете рекламный трафик и т.д.

И наоборот, если вы разрабатываете игру в одиночку в свободное время, говорить о систематической предпринимательской деятельности не приходится. Тогда ваше вознаграждение будет просто доходом от лицензирования, то есть распространения вашей интеллектуальной собственности, а не осуществления предпринимательской деятельности. Эта позиция отражена в письме ФНС от 25.12.2008 N 18-14/4/121074 (http://gospismo.ru/library/fns/fns3422/), где налоговая пишет: «такой вид деятельности, как создание программ для мобильных телефонов, не требует обязательной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица».

Но при этом полученный доход от продажи игры в Steam, безусловно, является налогооблагаемым доходом — и размер налоговой ставки будет зависеть от вашего статуса.

1. Если вы выступаете в качестве физического лица (автора игры), не имея статуса самозанятого или ИП, вы обязаны уплачивать НДФЛ 13% со своего авторского гонорара после вычета вознаграждения Steam. Сам гонорар вы можете получать на валютный банковский счёт, открытый в российском банке.

2. Если вы регистрируетесь в качестве ИП, то сразу при регистрации вы можете подать заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения (УСН), если ваш годовой доход составляет менее 150 млн рублей. Есть два вида УСН: «Доходы» и «Доходы минус расходы». В первом случае предприниматель платит налог по ставке 6% с дохода, а во втором — с разницы между доходами и расходами (по ставке от 5% до 15% — в зависимости от региона; выгодно в том случае, если у вас есть регулярные расходы). Вероятнее всего, для вас будет применима ставка 6% от полученного дохода ИП. Однако ИП обязаны осуществлять ежегодные социальные (пенсионные) отчисления — ориентировочно 40-50 тыс. рублей в год.

3. Еще один вариант — получение статуса самозанятого гражданина. Это снижает риск получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность, а также снимает обязанность по уплате фиксированных взносов на пенсионное страхование. Steam осуществляет свою деятельность как юридическое лицо, поэтому налоговая ставка на полученный доход от продаж игр составит 6%. Весь налоговый учёт осуществляется автоматически через мобильное приложение «Мой налог».

Не забывайте ещё про валютный контроль, который является обязательным для получения средств из-за рубежа.

Существуют ли какие-либо патенты или лицензии на определённые игровые механики?

Вопрос от FighterNotSoBad:

Если кратко, согласно российскому (да и многим зарубежным) законам, авторские права не распространяются на «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач». На практике это означает, что игровые механики сами по себе не охраняются, и их можно заимствовать. Также статья 1350 ГК РФ напрямую регламентирует, что не являются изобретениями «правила и методы игр». Поэтому по общему правилу они и запатентованы в России быть не могут.

Но не во всех странах практика однородна по этому вопросу. Например, в США (которая, вероятно, интересует всех разработчиков больше всего) есть несколько судебных кейсов, где суд выносил решения, признавая нарушением авторского права «схожесть правил игры» и принципов взаимодействия персонажей друг с другом. Сюда же — недавняя история с системой Nemesis из Shadow of Mordor.

Да и с патентами тоже не всё так однозначно. При общем посыле, что «жанры и идеи» не патентуются, всё равно какие-то механические элементы игры всё же проходят процедуру патентования.

Поэтому сказать однозначно, что рисков нет, нельзя. Но чем сильнее вы добавите новаторства в вашу игру, тем он, конечно, ниже.

Как работает договор об избежании двойного налогообложения по отношению к Steam — на примере Украины

У США и Украины есть договор об избежании двойного налогообложения. Согласно ст.12 Договора, в США с вас удержат 10% налога с роялти, которые вам выплачивают.

Как мы понимаем, ставка налога на роялти в Украине — 18% (п.170.3.1 Налогового кодекса). При расчёте суммы налога для уплаты в Украине засчитываются те суммы, которые вы оплатили в США (ст.13.3 Налогового кодекса). Это значит, что вам нужно будет доплатить налог в Украине ≠ 8% от роялти. Ваша ставка составит — 18% (а не 10% + 18%). В этом и заключается суть соглашений об избежании двойного налогообложения.

Чтобы доплатить 8%, а не оплачивать 18% полностью в Украине, вам нужно предоставить справку от государственного органа США об уплате налога. Данная справка должна быть апостилирована. Без такой справки налоговая начислит вам 18%, а не 8%.

Существует ли какой-то механизм проверки IP на возможность создания контента по нему?

Вопрос от Totorimoto

Конкретный срок действия прав после смерти автора устанавливается каждой страной самостоятельно.

Но есть ряд международных конвенций, которые регулируют этот вопрос, например Бернская конвенция, она подписана почти всеми странами мира.

Она определяет минимальные требования к авторским правам, которым должны следовать имплементировавшие их государства, но в то же время любое из них имеет право выйти за пределы этих минимальных знаменателей в своих законодательствах. Бернская конвенция устанавливает минимальный общий срок охраны в 50 лет после смерти автора. Несмотря на это, законодательствами многих государств установлен более длительный срок охраны, например, 70 лет в России.

Конкретного механизма по поиску к сожалению нет. Но, например, если вам известно, что это произведение российского автора, можно поискать данные на сайте Российского авторского общества, которое в России управляет правами на многие произведения.

Потому правообладателей каждого конкретного произведения нужно искать отдельно.

Какую музыку правомерно использовать и с каким контекстом?

Вопрос от Шамиль Басте

Авторское право на музыку существует само по себе, без какой-то дополнительной регистрации или защиты. Поэтому музыка из «Гарри Поттера» и из игры маленькой инди-студии защищается одинаково, и претензии могут возникнуть и за одно, и за другое.

Что касается каверов. В законе «изменённые произведения» называются «производными произведениями». И у вас нет права создавать и уж тем более коммерциализировать производные произведения, если вы не получили согласие правообладателя оригинального произведения. Поменять «кое-где» ноты или переиграть какие-то куски, скорее всего, не выйдет без возникновения нарушения. И большие лейблы следят за такими вещами очень пристально, оперативно направляя жалобы в сторы.

Что касается лицензии, надо бы рассмотреть конкретный текст, чтобы сделать вывод. Но из вашей фабулы в целом видно, что ваш заработок на донатах, и это может быть расценено как коммерческое использование.

Суммируя, не рекомендуем пользоваться чужой музыкой без лицензии, даже слегка переработанной. И внимательно изучайте условия открытых лицензий.

Законно ли делать порно-игры в России и зарабатывать на этом?

Вопрос от Shy Love Studios

Если кратко, понятие «порнографии» в законе не определено, но эксперты и суды определяют её как «информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного».

При этом натуралистические изображение или описание — это «изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах».

На практике же нами были обнаружены уголовные дела по ст.242 УК РФ за анимационные изображения: например, сроки получили авторы трёх картинок в стиле хентай, которые были размещены на странице ВКонтакте в 2014 году и за прошедшие 6 лет собрали 16 лайков и за видео с японскими школьницами в стиле хентай, сохранённое на странице ВКонтакте.

В целом, сложно сделать какой-то вывод в ситуации с неопределённой практикой и не видя изображений из вашей игры. Но что точно можно посоветовать — не использовать изображения несовершеннолетних (или похожих на несовершеннолетних — тут риск возрастает в разы).

И немного статистики: в 2018 году за незаконные изготовление и оборот порнографических материалов было осуждено 246 человек, в том числе 23 к реальному и 201 к условному лишению свободы. Оправдательных приговоров вынесено не было.

Также обратите внимание и на другие наши публикации: нюансы использования образов знаменитостей в играх, гайд по Privacy Policy, способы получения возрастных рейтингов, а также материал об EULA. Больше правовых советов для разработчиков игр вы можете найти на нашем специальном сайте VERSUS.gamedev.

7070
2 комментария