Образ знаменитости в игре — что такое «право на образ»

Образ знаменитости в игре — что такое «право на образ»

Внешность, мимика и голос знаменитого актера или музыкального исполнителя — хороший способ привлечь дополнительное внимание к своей игре. Далеко ходить не нужно, вспомните шумиху вокруг роли Киану Ривза в Cyberpunk 2077. Или Нормана Ридуса, Леа Сейду и Мадса Миккельсена в Death Stranding. Или Марка Хэмилла в Batman: Arkham Asylum. И множества других.

Такие роли стоят дорого, чаще всего их позволяют себе только разработчики крупных игр. Но многие студии, особенно на мобильном рынке, пытаются использовать образы знаменитостей бесплатно, немного изменяя их внешность. Это, конечно, приводит к юридическим последствиям.

Так, в апреле 2020 года певица Селена Гомес подала в суд на мобильное приложение Clothes Forever – Styling Game и потребовала выплатить ей компенсацию в размере 10 миллионов долларов. В игре использовалось анимационное изображение певицы, и пользователи могли подбирать для неё различные наряды.

Исковые требования Селены основаны на признаваемом в США праве на образ, которое неизвестно российскому законодательству. Давайте разберёмся, что такое право на образ, как оно охраняется в США и каким образом можно избежать исков от звезд — если вы всё же хотите имитировать чью-то внешность — или, по крайней мере, минимизировать риски ответственности.

Что такое «право на образ»

«Право на образ», или right to publicity — это особый вид интеллектуального права, признаваемого законами и судебной практикой США.

Право на образ защищает изображение известной личности (celebrity: актёра, певца, телеведущего или даже известного учёного), а также иные атрибуты, связанные с ней, от незаконного коммерческого использования третьими лицами. В нашем случае право на образ ограничивает использование в играх персонажей, внешний вид которых напоминает известных людей.

Соответственно, если знаменитость решит, что кто-то незаконно использует её образ, она вправе не только запретить использование, но и взыскать с нарушителя убытки.

Чем регулируется right to publicity в США

В отличие от других видов интеллектуальной собственности (товарные знаки, изобретения, произведения), образ как IP-актив не признаётся на федеральном уровне и регулируется законами, а также судебными прецедентами отдельных штатов.

Каждый из штатов устанавливает свои критерии защиты права на образ. В некоторых юрисдикциях суды охраняют исключительно изображения и имена звёзд, а в других под охрану попадают голос или даже подпись известной личности.

Леа Сейду в Death Stranding
Леа Сейду в Death Stranding

Кроме того, отличается подход и к вопросу о том, существует ли право на образ только в течение жизни человека или оно может быть защищено и наследниками знаменитости. Сегодня есть штаты, в которых право на образ подлежит охране в течение 70-75 лет после смерти человека. В этом случае интерес в защите принадлежит наследникам.

Несмотря на отдельные различия между штатами, во всех юрисдикциях существует три основных критерия удовлетворения иска знаменитости:

  1. ответчик использовал образ знаменитости (изображение или имя) в качестве ценности, связанной со знаменитостью, и такое использование не было осуществлено случайно или в информационных целях;
  2. знаменитость может быть идентифицирована исходя из того контента ответчика, в котором присутствует её образ;
  3. ответчик получил коммерческую выгоду или преимущество от использования образа знаменитости.

Последний из критериев наиболее важен для правовой системы США в целом. Он позволяет разделять два варианта эксплуатации образа:

  • незаконное использование коммерческих активов;

  • реализация гражданами закрепленного Первой поправкой к Конституции США права на свободу слова, которое достаточно широко толкуется американскими судами.

Что именно защищает право на образ

Как мы уже говорили, объём охраны права на образ отличается в зависимости от конкретного штата.

Помимо имени и изображения, под охрану могут попадать и «элементы» личности: подпись, почерк, голос или даже стиль одежды и марка машины, прочно ассоциирующаяся со звездой.

Наиболее «продвинута» в этом плане Калифорния. Поскольку там проживает множество звёзд Голливуда, суды довольно строго подходят к охране образов знаменитостей и признают ответчиков нарушителями в самых разных случаях.

Например, в деле Midler v. Ford Motor (9th Cir., 1988) суд посчитал незаконным использование имитации голоса певицы (то есть звуков, созданных с помощью компьютера и лишь напоминающих оригинальный голос звезды). По мнению суда, право на образ, закреплённое судебными прецедентами, распространяется на всю идентичность известной личности. И даже имитация отдельных атрибутов, связанных со звездой — это незаконное использование коммерческих активов.

Запись мокапа Кита Харингтона для Call of Duty: Infinite Warfare
Запись мокапа Кита Харингтона для Call of Duty: Infinite Warfare

В другом деле, White v. Samsung Electronics America (9th Cir., 1992),компания Samsung создала рекламу, в которой показала возможное будущее человечества. В рекламе был показан робот в парике и соответствующих декорациях, которые в совокупности отдалённо напоминали зрителям известную на тот момент телеведущую и руководимое ею шоу.

Несмотря на то, что реклама лишь отдалённо напоминала телеведущую и само шоу (во многом, благодаря декорациям вокруг робота), суд всё равно признал компанию нарушающей право телеведущей на образ, ведь была затронута идентичность звезды.

Поэтому даже элементы, отдалённо напоминающие образ знаменитости, могут быть восприняты судом как посягающие на образ известной личности.

Как разработчику игр обезопасить себя от исков знаменитостей

  1. Не рекомендуем использовать образы знаменитостей в иконке игры, а также на скриншотах и других элементах описания игры, которые вы размещаете на странице в цифровом магазине. Такие материалы вполне могут быть расценены как рекламные и повлечь за собой взыскание убытков в многомиллионном размере.
  2. Настоятельно не рекомендуем использовать изображения звёзд в рекламе игры в других приложениях или социальных сетях. Размещение таких материалов явно направлено на получение коммерческой выгоды и повлечет за собой ответственность разработчика.
  3. Не рекомендуется использовать образы селебрити и в самом контенте игры, если появление персонажа, напоминающего знаменитость, не обусловлено сценарием. При этом даже в случае, если разработчику нужно включить в сценарий известного персонажа, советуем делать это в пародийной манере. В частности: изменить имя персонажа, а также скорректировать его внешность, чтобы создать лишь косвенные ассоциации с известной личностью.
  4. В маркетинговой кампании игры не стоит делать акцент на том, что в ней присутствуют образы известных личностей (даже если такое присутствие обусловлено сценарием игры и подпадает под охрану Первой поправки к Конституции США).
  5. Безопаснее всего использовать в игре образы людей, которые уже умерли к моменту разработки игры. Например, Мэрилин Монро или Чарли Чаплин. Сегодня далеко не все штаты признают возможность защиты права на образ наследниками знаменитости, и даже наличие такой возможности может быть обусловлено рядом критериев или ограничений.

Право на образ — совершенно особенное интеллектуальное право, которое признается в США на уровне законов и судебных решений отдельных штатов. Оно позволяет защищать образы знаменитостей от незаконной коммерческой эксплуатации и позволяет звездам взыскивать многомиллионные убытки.

Если вы очень хотите добавить в свою игру известный образ, а вот стать жертвой подобных исков — не так сильно, то, в первую очередь, не используйте чужой образ ни в каких публичных материалах. Особенно в рекламе. Пусть лучше ваши игроки сами найдут этого персонажа и сами расскажут о его появлении в социальных сетях. Также идеальным случаем будет обусловленная сюжетом роль знаменитости, которой уже нет в живых.

Если вам понравилась статья, обратите внимание и на наши предыдущие публикации: гайд по privacy policy, способы получения возрастных рейтингов, а также материал об EULA. Больше правовых советов для разработчиков игр вы можете найти на нашем специальном сайте versus.gamedev.

Артемий Куприянов, юрист versus.legal

108108
32 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Знаменитости образ
Манит
Но осторожен будь, самурай

46
Ответить

Меня все эти известные рожи актёров и селебов в играх только отталкивают, очень трудно отвязываться от каких-то киношных и общих ассоциаций с ними. Можно же запилить классную внешку персонажа с нуля (см. Артура Моргана), но нет, нужен уже готовый шаблон, да и аудиторию фанов можно привлечь. Хотя если берут за основу неизвестную личность (как Сэм Лейк в первом Максе), то тут претензий нет, т. к. и бэкграунда у этого человеке в медиа нет и, соотвественно, ассоциаций с ним у меня как игрока.

11
Ответить

В РДР2 же немного подкорректированные лица актёров озвучки взяты (где-то их чуть омолодили, где-то чуть состарили).

Ответить

В Raid: Shadow Legends о праве на образ видимо вообще ничего не слышали х) И то, это я по-быстрому накидала тех, кого узнала, думаю там еще больше образов натырили

4
Ответить

Только пятая отдалённо похожа.

Ответить

Находишь двойника знаменитости - получаешь у того право на образ ) 
ПРОФИТ!

4
Ответить