Анализ игроков без сбора данных

Несмотря на то, что Google и Apple сами собирают от пользователей невероятное количество данных, для разработчиков они постоянно ужесточают политику конфиденциальности в области сбора данных, даже если это простая и забавная игра. Но как разработчику понять кто его аудитория и как играют в его игру без сбора данных?

О целях сбора данных

До тех пор, пока вы не начнёте понимать мотивацию ваших игроков выполнять то или иное действие в игре, стоит как можно больше наблюдать. Кстати, о геймдизайне, который мотивирует игрока действовать, я писал в одной из своих публикаций – Геймдизайн игры для широкой аудитории.

Вы можете создать игру с отличным геймдизайном, геймплеем и визуальным стилем, но так и не узнаете кто ваши игроки, почему они играют много или быстро прекращают играть. Конечно же, кому-то достаточно всего лишь продать игру. А если игра распространяется бесплатно и доход извлекается только от внутренних покупок и/или рекламы? Без аналитики не обойтись.

Инструменты для аналитики

Для сбора и глубокого анализа данных уже давно существуют сервисы с широким набором инструментов. Возможно, вы слышали, например, о Google Analytics. Если не только слышали, но и уже используете, то эта публикация, скорее всего, не будет для вас полезной.

Пример отчёта «Пути пользователей» в сервисе Google Analytics.
Пример отчёта «Пути пользователей» в сервисе Google Analytics.

При этом, я не буду здесь писать о возможностях этого сервиса и о том, как с ним работать. Для этого, как минимум, есть руководство от Google. Цель этой публикации – показать более простой способ начать анализировать пользователей вашей игры.

Альтернатива аналитическим сервисам

На первом этапе наиболее простым и быстрым способом анализа игроков и их действий могут стать сервисы Google Play Games для Android и Apple Game Center для iOS. Это хотя бы какой-то способ взаимодействия с аудиторией, с которой у вас нет возможности пообщаться, чтобы получить обратную связь.

Значки сервисов Google Play Games для Android и Apple Game Center для iOS.
Значки сервисов Google Play Games для Android и Apple Game Center для iOS.

Достижения и рейтинговые таблицы

Кажется очевидным создание в игре системы достижений и разных рейтингов. Если же подойти к такой системе одновременно с позиции необходимости анализа действий игроков, то вы сможете ещё на этапе геймдизайна игры отметить ключевые точки, для которых будут создаваться достижения или фиксироваться значения для таблиц рейтинга. В этом случае стоит думать о некоторых достижениях не как о значимых для игрока, а как о необходимых для аналитики.

В любом случае, весь список своих достижений и очки в рейтинговых таблицах игрок может посмотреть только после перехода в сервис Google Play Games или Apple Game Center. Поэтому вы можете вообще не делать внутри вашей игры возможность перейти в эти сервисы. Конечно же, если это не имеет значения для ваших игроков.

Стоит учитывать только, что Google Play Games и Apple Game Center ограничивает максимальное количество возможных достижений и рейтинговых таблиц, которые вы можете создать для своей игры:

Достижения: Google Play Games – 200, Apple Game Center – 100.
Таблицы: Google Play Games – 70, Apple Game Center – 100.

Доступ к данным

После того, как игроки будут открывать достижения и получать очки рейтинга в вашей игре, их данные будут доступны в виде статистики в личном кабинете разработчика Google Play Console или App Store Connect. Проанализировать путь ваших игроков по такой статистике, конечно же, не получится. Можете посмотреть на то, как это выглядит.

График статистики достижений игроков за год в Google Play Console.
График статистики достижений игроков за год в Google Play Console.
Управление таблицей лидеров в App Store Connect.
Управление таблицей лидеров в App Store Connect.

Данные статистики помогут лишь понять как много людей и когда они открывают достижения и получают очки рейтинга.

Анализ игроков по их достижениям

Сервисы Google Play Games и Apple Game Center не предоставят вам данные о всех, кто установил и запускал вашу игру потому, что у множества игроков либо закрытый профиль в Google Play Games и Apple Game Center; либо они вовсе отказываются от их использования.

Уведомление о закрытом профиле пользователя в сервисе Apple Game Center.
Уведомление о закрытом профиле пользователя в сервисе Apple Game Center.
Экран создания аккаунта в Google Play Games, от которого можно отказаться.
Экран создания аккаунта в Google Play Games, от которого можно отказаться.

Поэтому, желательно в игре не делать инициализацию подключения к сервису Google Play Games или Apple Game Center в момент запуска игры. Более эффективным будет создание в игре отдельного экрана с достижениями игрока, на котором вы сможете предложить ему поделиться результатами с другими, и в момент согласия выполнять инициализацию с одним из указанных сервисов. Это будет органично.

Зайдя в свою игру с мобильного устройства и перейдя в сервис Google Play Games или Apple Game Center, вы сможете посмотреть на всех ваших игроков с публичными профилями, которые согласились использовать указанные сервисы и достигли каких-то результатов.

Достижения игрока отображаемые в сервисе Apple Game Center.
Достижения игрока отображаемые в сервисе Apple Game Center.

Используя сервисы Google Play Games и Apple Game Center в своей игре, у вас будет возможность проанализировать путь ваших игроков, который они прошли от достижения к достижению, зарабатывая очки в различных созданных вами рейтингах по вашим ключевым точкам.

А ещё более полезным становится возможность сравнить результаты ваших игроков в вашей игре с результатами, которых они достигли в других играх. Ведь вы будете видеть список игр, достижения в которых открыли ваши игроки. Для более глубокой аналитики стоит самим поиграть в те игры, в которых больше всего достижений открыли ваши игроки. Именно так вы сможете понять – кто ваша аудитория.

Применение полученных данных

Как только вы составите портрет наиболее заинтересованного вашей игрой человека, вы сможете использовать эти данные в рекламных кампаниях с таргетингом на ту аудиторию, которая будет привлекаться быстрее и дешевле всего.

Стоит заметить, что есть дополнительная польза от отказа сбора данных в приложении для Google Play и App Store.

Уведомление на странице игры в App Store о том, что приложение не собирает никаких данных.
Уведомление на странице игры в App Store о том, что приложение не собирает никаких данных.

Аудитория западных стран, таких как США и Канада, например, обращает внимание на уведомления о сборе данных на страницах приложений в Google Play и App Store. И мой опыт показывает, что отсутствие сбора данных увеличивает количество установок игры. Особенно это касается игр от неизвестных разработчиков, в которые аудитория привлекается исключительно через рекламу.

Если же у вас большой бюджет на маркетинг и вы можете заполнить рекламой своей игры чуть ли не все рекламные площадки, то, конечно же, вам всё описанное выше не понадобится.

Зачем платить лишнего рекламным площадкам – лучше потратить на отдых!
Зачем платить лишнего рекламным площадкам – лучше потратить на отдых!
11
Начать дискуссию