Спасти рядового РуВНа

Спасти рядового РуВНа

Итак, РуВН — это распределительное устройство высокого напряжения…

А, хотя погодите, это совсем другой РуВН. Мы же сейчас о русских визуальных новеллах — жанре компьютерных игр, который в последние годы начал ассоциироваться с польскими шутерами. Если вам на ум пришли Dying Light, CyberPunk и ещё ряд вполне удачных польских проектов и вы недоумеваете, что с ними не так — всё в порядке. Это сейчас польская индустрия способна выдавать шедевры мирового уровня, а в начале нулевых польский шутер прочно ассоциировался с поделками, слепленными на скорую руку на коленях. Работают — и ладно.

Теперь подобная сомнительная слава досталась русским визуальным новеллам. Поэтому хотелось бы хотя бы прикинуть, как нам обустроить Русь-матушку вытянуть жанр из того болота, в который его дружно загнали.

Текущая ситуация

В настоящий момент РуВН условно можно поделить на три типа:

  • Коммерческие романтической и 18+ направленности.С ними всё хорошо — процесс твёрдо стоит на рельсах и уверенно движется вперёд, принося причастным прибыль, иногда очень неплохую.
  • Коммерческие общей направленности.Это, так сказать, «классические» новеллы в том виде, в котором мы привыкли о них думать. Яркими представителями являются «Зайчик» и «Love, Money, Rock-n-Roll». За ними следует с пару десятков других продуктов, которые также окупились.
  • Некоммерческие общей направленности или не окупившиеся коммерческой.Имя им — легион. Именно из-за них жанр и пребывает там, где он пребывает. Качество подобных продуктов также сильно разнится: от неплохих, которым просто не повезло (или они оказались слишком оригинальными) до откровенного трэша.

Не откроем никакого секрета, если скажем, что представители третьей категории желают оказаться во второй. И, что самое интересное — игроки тоже были бы не против такого положения дел. Играть-то охота, и играть в хорошие игры. Но, увы, имеем то, что имеем.

РуВН — это не про деньги или почему у нас не так, как у них

Спасти рядового РуВНа

Почему же любители манги и анимэ настолько нас обскакали? Ведь первая визуальная новелла у нас появилась ещё в нулевые, да и талантливых разработчиков достаточно. Но игроки предпочитают японщину (вот же негодяи), а не наше, родненькое.

Ответ достаточно прост — потому что в жанре визуальной новеллы нашему самострою противостоит полноценная индустрия.

В Японии новеллами занимаются полноценные студии с соответствующими бюджетами. У них профессиональные художники, отличные сценаристы, композиторы и программисты. С такой командой если и не запилишь шедевр, можно сваять хороший, коммерчески успешный продукт.

У нас же всё ровно наоборот — крупные компании не интересуются жанром вовсе, всё лежит на плечах энтузиастов. Например, для самого успешного коммерчески «Зайчика» команда собиралась из разных уголков сети. «Бесконечное лето» разрабатывалось ровно также — собралась группа анонимусов и решила запилить игру мечты.

Остальные новеллы создаются ровно также — люди, кто вместе, кто по отдельности, решают в один момент создать новеллу. И всё бы хорошо, если бы не одно «но»: создаются эти игры часто не для того, чтобы заработать (хотя авторы на это рассчитывают), а по велению души.

РуВН — это не про деньги. РуВН — это способ разработчика выразить свои мысли и выплеснуть накопившееся в душе. Даже команды, которые изначально нацелены на продажи, стремятся в первую очередь рассказать свою историю.

С одной стороны, это прекрасно — русские новеллы второй и третьей категории не скатились в текстовые CallofDuty (в них как раз скатились романтические новеллы). С другой — подобный подход, фактически, похоронил жанр. Игроки просто и незатейливо утонули в обилии низкокачественных историй. Нету у обычного любителя новелл сил и времени копаться в куче игрушек с негарантированным качеством. Проще играть в переведённую японщину — там всё будет как минимум на уровне, приносящим удовольствие.

Лёгкость бытия или дальше будет хуже

Причин такого положения дел две. Во-первых, визуальную новеллу достаточно просто создать. Есть бесплатный для любого использования Ren’Py и если не нужно изысков, собрать на нём новеллу может почти любой. Во-вторых, именно визуальная новелла позволяет в наибольшей степени выразить свои мысли. Ну как, например, выразить мысли через шутер? Это Миядзаки и прочим японцам хорошо — рисуют свои ядовитые болота, да разных страшных монстров прямиком из подсознания. Да и движок надо осваивать. В общем, напряжно, если хочешь выразиться через что-то большое. С визуальными новеллами всё не так — выражайся, не хочу. В результате имеем то, что имеем.

И главное — конца краю этому не видно. Надежды на то, что жанр как-то устаканится, не оправдались. РуВН выпускали, выпускают и будут выпускать пока их не запретят как анимэ. Иногда среди них появляются годные, а иногда в качестве флуктуации появляются «Зайчики», но в среднем они мало кому нужны. Окупились — это уже успех.

Однако, есть кое-что и пострашнее толп людей, которые хотят выражаться через новеллы. И имя этому — генеративный искусственный интеллект. Феномен этот уже меняет жизнь вокруг, но именно для РуВН он станет могильщиком жанра.

Казалось бы, разные Flux, Midjourney, Dall-E, “Кандинские”и прочие нейросетки-рисователи изображений принесут лишь пользу. Вот есть, к примеру, гениальный рассказчик — чтобы создать РуВН ему обязательно нужен художник. А тут — бери, генери, неси в массы.

И всё бы хорошо, но если раньше желание заработать или выразиться хоть как-то сдерживалось необходимостью подготовить иллюстрации, то теперь этого фактора нет. Мало того — нейросетки научились создавать звуки и музыку (истинности ради — иногда очень неплохую):

Наше нерадостное нейросетевое будущее
Наше нерадостное нейросетевое будущее

Сейчас использование нейросетей хоть как-то сдерживается необходимостью дорабатывать фоны и персонажей, но глядя на их прогресс, нет сомнений — годика через 3 обычный человек при помощи промтов с лёгкостью сможет составить свою историю.

Что тогда? Тогда РуВН накроет волной красивых пластмассовых поделок, разобраться в которых будет решительно невозможно. Шанс потеряют не просто средненькие новеллы, но и продукты рангом выше. Фактически, надеяться на что-то сможет лишь условный «Зайчик», да и то, для этого ему придётся очень постараться. Сейчас-то он берёт в том числе хорошей озвучкой и стильной мрачной рисовкой, но скоро похожее будет у всех.

Проблема будет не только в создать историю, проблема будет просто пробиться к вниманию игроков. Это, разумеется, можно будет сделать, но только хорошенько вложившись в рекламу. Что сразу же отсекает основную массу инди-разработчиков. В итоге возможна ситуация, когда таланты пойдут делать что-то другое, с чем проще будет привлечь внимание. Игроки же, отчаявшись найти интересные новеллы среди сотен, а то и тысяч нейропродуктов, забьют на РуВН, полностью переключившись на зарубежные.

Сообщество нам поможет… или нет?

Итак, ситуация сама по себе не разрешится. Возникает извечный вопрос — что делать?

Проще всего ничего. Жить, как и до этого, пилить себе никому не нужные новеллки и радоваться хотя бы минимальному вниманию. А можно попытаться что-то сделать. И следует отметить, что ряд энтузиастов действительно пытается. Парадоксально, но проблема в том, что слишком много людей что-то пытается сделать.

После закрытия сайта AniVisual, признанного лидера, все разбрелись по углам и с упоением начали пилить свои проекты. РуВН-сообщество, это, пожалуй, самое активное сообщество среди разработчиков игр, обратной стороной которого является раздробленность:

Вот так выглядит РуВН-сообщество
Вот так выглядит РуВН-сообщество

Несколько сайтов, посвящённых новеллам, десятки VK-групп, тысячи телеграмм-каналов и отдельных людей, которые развивают как свои проекты, так и участвуют в других… разобраться в этом невозможно:

РуВН? Да тут всё элементарно
РуВН? Да тут всё элементарно

Ситуация усугубляется ещё и тем, что часть этих ресурсов заброшена. Создатели попытались, у них не вышло и они отказались от идеи. Кто-то перешёл в режим ожидания, а кто-то до сих пор создаёт что-то своё и всё никак не создаст.

Есть, конечно, и те, кто добился значимого успеха, но даже самые популярные из них проигрывают по числу подписчиков группам, собранным вокруг конкретных новелл.

Основным препятствием, как всегда, выступают деньги. Чтобы запилить хороший сайт, нужно вложить в него кучу усилий. То есть либо заплатить профи, либо делать самим, но медленно, после работы, потому что надо во время процесса что-то есть.

Результата до сих пор нет и непонято, будет ли он вообще.

Сделай нас единым

Спасти рядового РуВНа

А теперь попытаемся ответить на поставленный ранее вопрос — что же делать? Ответ прост — общий портал:

Нам срочно нужен ещё один сайт о визауальных новеллах
Нам срочно нужен ещё один сайт о визауальных новеллах

Но на этот раз надо сделать так, как надо. А как не надо — так делать не надо (с).

Лично я вижу два наиболее реальных пути:

  • Делом займётся какая-то крупная компания вроде того же «Яндекса»;
  • Кураторством РуВН-сообщества станет получившая известность инди-студия с ресурсами или конгломерат таких инди-студий.

Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, попробуем их описать.

Титаны

Спасти рядового РуВНа

И так, бигбоссы больших компаний обратили свой взор на нас, ничтожных на сегмент визуальных новелл и решили, что нечего добру пропадать. У них есть преимущество: деньги и человеческие ресурсы. На создание портала с новеллами нужно не так уж и много средств, так что при желании за год справиться можно. Под громкое имя можно и собрать вокруг себя ядро энтузиастов, предоставив им некоторую степень свободы.

Проблема тут в том, что подобные структуры чудовищно инерционны и безынициативны. Это, кстати, касается не только игровой индустрии. Пока у кого-то родится идея, пока она пройдёт по инстанциям, пока её согласуют со всем сторон, пока выделят деньги… пройдёт несколько лет.

Топ-менеджеры вкусно едят, сладко спят, хорошо получают. Ну вот зачем рисковать? А вдруг не попрёт? Эдак ещё годового бонуса лишишься.

Поэтому, например, в «Яндексе», придерживаются позиции вида «Будем следить за развитием этой категории и по возможности содействовать». В переводе на человеческий — недосуг мне.

Кроме того, большие компании частенько ведут себя как слон в посудной лавке. А РуВН, как мы уже выяснили — это не ААА, тут начальственным окриком особо ничего не добьёшься. Будешь сильно давить — все просто разбегутся.

Молодые волки

Спасти рядового РуВНа

Тут попроще — небольшие компании или коллективы не обладают безграничным запасом наличности, так что компенсируют отсутствие ресурсов готовностью пахать и поиском новых решений. С одной стороны — мозги ещё не заплыли жиром, с другой — кое-какие средства уже появились.

Проблема в другом — общий портал РуВН всё же обойдётся в несколько миллионов рублей, которые надо откуда-то взять, а потом ещё и постоянно вкидывать на поддержку. И не факт, что затраты отобьются в ближайшие пару лет.

Поэтому проще будет создать объединение и коллективно развивать ресурс. Это и затраты уменьшит, и не позволит кому-то одному зарулить не туда. Минус такого решения очевиден — придётся договариваться о разделе будущих миллиардов том, кто чем рулит. А это иногда посложнее, чем найти инвестиции.

Портал — не главное

Мало сделать портал — нужно сделать его удобным. С возможностью гибкой фильтрации, топом, библиотекой и всем таким прочим. В общем, нужно сделать такую РуВН-версию стима. Отдельно — забацать биржу труда и продавать работников возможность искать себе команду как платно, так и на энтузиазме. Там же можно разместить курсы от Skillbox материалы по Ren’Py или Unity.

Но и это далеко не главное. Что с того, что будет сделан портал, если его завалят нейротворчеством или собранными на коленке поделками? Важно привлечь на портал талантливых людей и выделить их из общей массы.

И тут лучше всего подойдёт механизм конкурсов. Например, раз в квартал (или раз в 4 месяца) на портале объявляется конкурс на лучшее демо новеллы (примерно минут на 30-40) с призовым фондом в условные 200 тысяч рублей. Занявшему 1-е место — 100 тысяч, второму — 60 тысяч, третьему 40 тысяч. И возможностью профинансировать создание полноценной игры (с положенным процентом за инвестиции, вестимо). Оценивать демо может сборная комиссия из создателей и посетителей сайта.

Собрать именно демо не слишком сложно и долго, так что возможность заработать подстегнёт людей к активным действиям. Вряд ли на текущем этапе рынок сможет прожевать больше 5-8 платных новелл в год, так что затраты должны быть посильны. Их не потянуть энтузиастам, но для студий по силам. А там, глядишь, можно будет раскачать сегмент.

Шанс

Если честно, я недоумеваю, почему направление РуВН ещё никто не взял под крыло. Да, десятков и сотен миллионов зелёных бумажек тут не заработаешь, но и конкуренции куда меньше. В сегменте мобильных и не только казуалок сейчас настоящая бойня. Что-то выстреливает, но в этом больше удачи. И, судя по статистике SteamDB, ситуация с играми на ПК исправляться не собирается — их выходит настолько много, что примерно 3/4 остаются без внимания. В мобильном сегменте всё ещё хуже.

И вот на фоне этого беспризорным остался целый жанр. За многие годы только одна команда энтузиастов сподобилась на похожее, но после закрытия их сайта всё заглохло. К хорошему быстро привыкаешь, так что у следующей команды, сделавшей всё правильно, есть все шансы стать монополистами на достаточно долгий период.

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

Про игры и игровую индустрию: https://t.me/gameprodev;

Мой личный, куда сваливается наука и всякое гиковское: https://t.me/deeplabscience.

66
11
16 комментариев

Некоммерческие общей направленности или не окупившиеся коммерческой.Имя им — легион. Именно из-за них жанр и пребывает там, где он пребывает.Ну так и большая доля инди-игр в целом не окупается. И что? На каждый жанр будем отдельный стим делать?

И, что самое интересное — игроки тоже были бы не против такого положения дел.А что сейчас игрокам мешает?

Ответ достаточно прост — потому что в жанре визуальной новеллы нашему самострою противостоит полноценная индустрия.Помню аналогичные статьи писали в начале нулевых про российское кино. Дескать, конечно, наше кино не выдерживает конкуренции, вы посмотрите на голливудские бюджеты и на наши.. вот если бы кто-нибудь дал денег, лучше всего, конечно, на безвозмездной основе, то тут бы мы развернулись, тут бы мы показали… Ну вот есть Фонд Кино который сколько лет уже огромные деньги распределяет, есть ресурс двигать западные премьеры, гос.телевидение для промо. Но вот почему Нолана или Вильнева у нас тут не выросло.

«Бесконечное лето» разрабатывалось ровно также — собралась группа анонимусов и решила запилить игру мечты.Ну да, а потом Риточке собрали чемодан денег и дальше ему потребовалось 6 лет (!), чтобы выкатить сильно недоделанную новеллу с сомнительной художественной ценностью, которая все равно осталась в тени БЛ.

РуВН — это не про деньги. РуВН — это способ разработчика выразить свои мысли и выплеснуть накопившееся в душе.Это ложная оппозиция. Если конечно оставить за скобками арт-терапию, где да люди личные психические проблемы решают, а не самореализуются. Понятно что так то графоманы у нас как бурьян растут. Но в общем и целом если у человека есть талант, трудолюбие, навыки и немного удачи, то он имеет неплохие шансы и свою историю рассказать, и денег заработать.

Во-первых, визуальную новеллу достаточно просто создать.Просто создать посредственную новеллу. Это да. А хорошую может быть даже сложнее, чем игру с большей степенью интерактивности. Потому что большие ограничения требуют большего мастерства. Иначе бы у нас был ворох хороших новелл. Но нет, все сидят и ждут Зайчика.

Ну как, например, выразить мысли через шутер?Я даже не знаю. Автор вообще в игры то играет? Про Bioshock что-нибудь слышал?

Что тогда? Тогда РуВН накроет волной красивых пластмассовых поделок, разобраться в которых будет решительно невозможно.Можно подумать что до эры нейрогенерации у каждой новеллы был уникальный визуальный стиль. Нет, так же все лепили дженерик аниме.

1
1

Для того, чтобы руВН выстрелил должен заспавниться какой-нибудь шиз и сгенерировать что-то типа "эйфории" или "песнь сайи". Зайчик за счёт шок-контента выстрелил. Так что. Просто нехватка шизов в жанре, а если такой и появится, то его потом РКН заблочит.

1

что-то типа "эйфории" или "песнь сайи"

Их есть у меня.

1

Сначала показалось что Саёри вешается... мне на шею

1

Если честно, я недоумеваю, почему направление РуВН ещё никто не взял под крыло.Я удивляюсь откуда такая виктимная позиция, особенно у молодых людей. Обязательно надо кого-то большого и сильного, который бы защитил от сложного, непонятно мира, дал бы нам, талантливым, но и испуганным, стабильность, зарплату, продвижение и договорился бы про интервью со всеми СМИ чтобы хвалили. И вот тогда то мы... Где драйв, где дерзость, где огонь?

Сейчас вообще лучшее время для инди-игр. Буквально бесплатные технологии, не надо никому десятки тысяч долларов платить за движки, не надо писать свои, огромные массивы образовательных материалов по всем вопросам, практически прямой доступ к аудитории, причем во всем мире, огромный расстущий рынок, повсеместное распространение игровых устройств, в том числе мобильных, видеоигры больше не маргинализированы, это вполне уважаемая индустрия и вид творчества.

Старшим поколениям: в 90х, в нулевых и даже десятых было гораздо сложнее делать игры. Поколению, которое идет за нами, может быть будет уже не до видеоигр, там обратно аткуальными станут ярмарки с выступлениями карликов и горбунов.

Проблема визуальных новелл не в нейрогенерации, не в проблемах с финансированием и не в продвижении. Проблема визуальных новелл, а вернее тех, кто решает начать их делать, — в том что простота производства новеллы обманчива.

На практике визуальные новеллы — это огромный объем работы по созданию графики, сложная сценарная работа, постановка, режиссура, не говоря уже про музыку, саундизайн и озвучание. Причем на каждой итерации его нужно переделывать. Хочешь сменить ракурс, план — нельзя просто повернуть камеру, подкрутить настройки. Перерисовывай фон, рисуй новые варианты спрайтов персонажей. Забыл добавить сюжетный предмет? Перерисовай снова. Понял что нужно добавить еще одного персонажа на сцену? Перерисовывай снова. Захотел поменять освещение — ну вы поняли. Это огромная сложная работа. Поэтому тот же Зайчик уже скоро 10 лет как в разработке.

Люди приходят делать визуальные новеллы, потому что кажется что это простой старт. Ну все в школе писали сочинения, у кого-то даже есть какой-то опыт сценарной работы для других медиа, кто-то что-то рисовал. Кажется что вот сейчас сложим одно с другим и все получится. Дальше они сталкиваются с трудностями и либо бросают, либо занижают себе планку, либо исходно планочка невысоко висела — потому что весь опыт знакомства с жанром ограничился Бесконченым Летом и еще парой тайтлов из подборок. Поэтому на выходе огромный поток поделок, которые никому не интересны, включая их авторов.

1

Немного вмешаюсь. Большая часть базовых сцен ВН — модульная. Т.е. персонаж, фон, а иногда и объекты существуют независимо друг от друга, так что момент с "нужно добавить еще одного персонажа" не настолько критичен. Есть CG (в контексте ВН так называют изображение сделанное отдельно под конкретную сцену), там модульность работает совершенно иначе и просто добавить персонажа уже не выйдет. Но количество CG к новелле обычно сильно ограничено, так что тоже все не настолько плохо.

Хд, это проблема не конкретно ру региона, это проблема всех регионов кроме Японии. Зайди на итч, увидишь кучу бездарных новеллок от европейских американских и других разработчиков. Да и японских хуевых хватает, но они единственные у кого была индустрия выстроена, да.

1