Итоги года с Сергеем Титовым
Личные индустриальные итоги подводит основатель Arktos Entertainment.
Сергей Титов, основатель компании Arktos Entertainment (Infestation: The New Z, Shattered Skies), рассказывает о лучших играх 2016 года и подводит личные индустриальные итоги.
Лучшая ААА-игра
Call of Duty: Infinite Warfare. Я понимаю, что это довольно неоднозначный выбор, но я его сделал не потому что это идеальная игра (она нет), или потому что я люблю CoD (я его не люблю — только как красивый блокбастер на два вечера).
Крутость нынешнего CoD в том, что он сделал то, что от него никто не ожидал — не Call of Duty, а новый Wing Commander для тех, кто играет в «быстрые» шутеры. Они просто взяли и, сказав «нам наплевать», сделали поворот серии, который явно идет вразрез с ожиданиями. На это нужны яйца — и я даже не про разработчиков, а скорее про менеджмент издателя.
Ну и да — я фанат Wing Commander, поэтому мне оно всё в таком виде зашло просто как по маслу.
Лучшая мобильная игра
Я тут выступлю как типичный слоупок, но Walking War Robots. Совершенно ужасная графически (ну ок, может на «мобилах» так и надо), но по мне — близкие к идеалу user experience, монетизация и дизайн. Я играю на мобильных дивайсах реже, чем надо бы, но WWR — это игра, в которую хочется вернуться. Молодцы.
Лучшая онлайн-игра
Battlefield 1. Это, наверное, возрастное, но последние Battlefield мне не зашли совсем — я исправно покупал третий, четвёртый и так далее, но играл, может, часов 10 в каждый.
Сначала я честно немного расстроился, ибо Первая мировая — в общем, не люблю я исторические эпики. Но оказалось, что по геймплею — это как возвращение в BF2: молодость, трава зелёная, я снова попадаю в противников, а не только умираю.
Отдельно отмечу Destiny: Rise of Iron. Просто потому что хороший апдейт, правильно поменявший баланс и мету игры.
Лучшая инди-игра
We Happy Few. Это такой open world Bioshock. Притом, народ не совсем игру понял — по рекламе все ожидали именно что Bioshock, а в реальности им дали подобие DayZ в арт-стиле «Биошока».
Но, по сути, это одна из немногих инди-игр, от которых не мучительно больно, когда смотришь на картинку. Красиво, хороший арт-дирекшен и «взрослый» уровень продакшена.
Самый впечатляющий визуальный стиль
Tom Clancy’s Division. При всех странностях и багах игры — это, по мне, самая красивая игра года, в общем и целом. Сделать игру в сеттинге современного мира, чтобы он не казался картонным, очень сложно — у них получилось «на пять».
Хорошая игра, в которую невозможно играть
Final Fantasy XV. Вроде всё на месте, все составляющие есть, но играть невероятно скучно и желания нет. То есть, всё на месте, но как народ умудрился сделать такую тягомотину — не представляю. Короче, ждем ремейка FF7.
Запомнившийся проект с Kickstarter
Мои тысячи ушли в ремейк System Shock. По многим причинам — игра, которая в «прекрасном далёко» сильно повлияла на меня как игрока. Ну вот, много лет спустя опять же ностальгия.
Есть ещё один проект, который, кстати, должен был выйти на «Кикстартер» в этом году, но, судя по всему, запустят его только в январе. Там я инвестор ещё до «Кикстартера»: игра в открытом мире и, скажем так, актуальном по итогам 2016 года сеттинге. Больше не скажу, а то разработчики пришлют якудзу. Но скорее всего проект будет достаточно громкий, так что не пропустите.
Разочарование года
Battlefield 1. Из-за совершенно убогой одиночной кампании. Мы все понимаем, что играем в BF не из-за неё, но предыдущие игры серии хотя бы старались. Тут же было видно, что потратили денег и сил, но результат совершенно ужасный, скучный и просто неинтересный.
Лучшая студия
Оригинальным не буду — Niantic Labs. Не буду рассуждать, почему так у них случилось, но факт в том, что они смогли без шума, но с долгой и обстоятельной подготовкой выпустить игру, которая собрала сильно больше миллиарда долларов gross и очень сильно повлияла на мозги как простых людей, так и девелоперов в этом году.
Персона года
Два человека — Брендан Бек и Марк Мэррил, боссы Riot Games. В этом году у них получилось сделать три вещи, каждая их которых достойна номинации.
Первое — это вырастить спортивную составляющую LoL до того состояния, когда компанию заметили за пределами индустрии (награда от Inc. как лучшей компании года, ESPN, etc.). Завершить полное слияние с Tencent (в теории, это было в конце прошлого года, но тем не менее), сохранив при этом уникальную культуру Riot.
И, наконец, в этом году Riot стала, в зависимости от того, как считать, третьей или четвёртой по размеру компанией-издателем в США. С учетом того, что все остальные компании имеют куда более долгую историю и опыт — это очень круто. Если учесть, что всё начиналось 10 лет назад группой в пять человек, то это особенно впечатляет.
Событие года
Выборы в США и победа Трампа. Казалось бы, при чем здесь игры? Тем не менее, выборы в США — это идеальный урок для разработчиков. Трамп выиграл не потому, что он был лучший, а потому, что смог найти неудовлетворенную, но платёжеспособную (голосами) аудиторию и предложить ей продукт, который она хотела, но не могла получить.
Если подумать, то все успешные игры — LoL, WoT — именно так и получились. Повод лишний раз нам всем задуматься о том, что и как мы делаем.
Личные достижения
Год выдался, скажем так, непростой. Полтора года назад я начал довольно кардинальную и болезненную реорганизацию компании. Вот, под занавес 2016-го, мы её почти закончили, но всё равно осталось кое-что на 2017-й.
Из интересного — перезапустили в «Стиме» WarZ / Infestation — со сторонней командой как разработчиком, частично переделанным геймплеем и, в общем, без вообще каких либо надежд на хоть что-то. По результату трех недель — игра рвет всех и вся: уверенно обошла конкурентов, и по деньгам там всё просто очень и очень хорошо.
Комментарий недоступен
Денис - она рвет все наши ожидания вообще. Мы думали что будет что-то совсем дохлое на 2-3K CCU в пике а оно стабильно держит 10-13K CCU.
В нашем мире чистогана - ccu транслируется в доход, а также говорит о том что в игру интересно играть большому количеству игроков.
вот собственно и все.
что конкретно вас веселит, Денис? Владеете какими-то инсайдами или просто так - в надежде что не спросят?
Интересно, каждый пункт, как принято говорить, "противоречивый". Хорошая тема для дискуссии.
Сергей, про Wanda Group интересно, ведите где-нибудь об этом заметки пжлст, будет интересно понаблюдать...
Я про китай наверно смогу скоро сагу написать - это моя третья сделка инвестиционная в китае - две предыдущих - они почти как детективы, с спецназом министерства образования ( да такой в китае есть ) и прочей атрибутикой коммунистического капитализма.