Выход HTML5 на рынок мессенджеров в лице Facebook — лишь первая ласточка, за которой последуют конкуренты. По мнению Дениса Левчика, директора по новым платформам компании XSolla, в подобном развитии нет ничего удивительного, ведь история всегда повторяется:
«Мы наблюдаем цикличное развитие HTML-игр, которые плавно переходят с настольных компьютеров в мобильную среду. Скоро в наших лентах появится множество простых раннеров, match-3, кликеров, логических головоломок и других простых игр, которые подходят для аудитории мессенджеров. Такие игры привлекают короткой сессией, однокнопочным управлением и виральностью за счет лидербордов. Если раньше игроки кидали тебе на стену уведомления из игр, то теперь будут присылать испытания в мессенджерах».
Переход игр в мессенджеры, осуществленный Facebook, конечно, стал настоящим сюрпризом для азиатских компаний. Line, KakaoTalk и WeChat раньше выполняли роль discovery platform, издавая игры от других разработчиков. Сейчас же, с появлением Instant Games, все застыли, как лев перед броском. Стартовых сигналов будет два: метод монетизации, который применит Facebook и то, как на это отреагируют Google и Apple.
Перемещение инженерами Facebook большого количества функций в Messenger давно вызывало опасение со стороны крупных фондов и платформодержателей. Сегодня Messenger умеет переводить деньги, запускать игры, а введение ботов в принципе расширяют потенциальную функциональность программы до бесконечности. Во время мероприятия Viva Technology Paris вице-президент Facebook по мессенджерам Дэвид Маркус так описал политику компании в отношении расширения функциональности продукта:
«Messenger никого не убивает, а лишь заполняет нишу. На рынке есть множество успешных приложений, но мы используем лишь некоторые. Реальность такова: люди загружают все меньше и меньше программ, и забывают о них, не регистрируются. Поэтому уровень вовлечённости на мобильных устройствах крайне сложно удержать».
Однако, мессенджеры, как и Instant Games, всё-таки ограничены. Игры на этой платформе имеют шансы дорасти до уровня mid-core, но дальше усложнять геймплей будет невозможно. То же касается и мессенджеров, ведь бесконечно расширить уровень функциональности этого канала можно будет не раньше появления действительно человекоподобных ботов, работающих с применением нейронных сетей (или еще какой-либо технологии).
В этом свете интересна статья Хага Даркина, ведущего продуктового менеджера Intercom, который считает, что эра приложений закончена, и будущее мобильного рынка (да и остальных потребительских компьютерных систем) лежит в области браузеров.
«Мы тратим всё больше времени внутри мессенджеров и приложений социальных сетей, которые сами по себе — обёртки для мобильного веба. На самом деле, это — браузеры. И эти браузеры дают нам социальный контекст, а также связи, которых мы жаждем, чего нет в традиционных браузерах».
И все бы хорошо, но автор заметки разрабатывает маргинальные игры для маргинальной аудитории, не удивлюсь если контора и кормится не с заработка, а инвесторских денег - 100 миллиардов, Карл!
Статья полна оптимизма, хотя честно говоря ребятам надо шире смотреть на рынок и изучать его проекты сложнее мидкора давно есть :)
Браузерные игры, пускай и не в таком графическом качестве давно есть на рынке (т.н. WAP Браузерки), спросите у OK.RU - там в ТОП проекты которые давно зарабатывают сотни тысяч $ в месяц.
Полноценные MMO RPG, с кланами, битвами, боссами. Вообщем все то над чем зависали люди во времена Бойцовского клуба и прочих проектов.
Тот же Softgames уже как лет 6 двигает везде HTML5. Мы продолжаем работать с браузерками и тоже идем в HTML5.
Я не считаю что Messenger даст сильный скачок для подобных игр, вот когда Facebook сделает HTML5 витрину с играми внутри приложения - это будет сильный ход. Мы можем открывать сайты внутри приложение FB, почему мы не можем играть также в игры? Без ухода в маркет?
Пока на этот поприще отличаются лишь OK.RU, VK которые выкатывает свою HTML5 витрину и несколько мелких игроков по миру, например Mocospace или Qeep.