О снижении продаж AAA-игр: мнение Сергея Галёнкина

Почему ААА-игры стали хуже продаваться, и так ли это на самом деле.

Глава восточноевропейского отдела Epic Games Сергей Галёнкин написал в своём блоге Steam Spy небольшую статью, в которой попытался объяснить «низкие» продажи последних крупных AAA-проектов.

DTF публикует перевод статьи.

О снижении продаж AAA-игр: мнение Сергея Галёнкина

На этой неделе сразу несколько аналитиков и журналистов обратили внимание на, казалось бы, низкие продажи AAA-игр в этом сезоне. В пример всякий раз приводят Call of Duty: Infinite Warfare и Watch Dogs 2, но при этом почему-то забывают, что Battlefield 1 в первое время после релиза собрал вдвое большую аудиторию, чем Battlefield 4.

Роб Фэйхи опубликовал очень интересную статью, в которой обратил внимание читателей на трансформацию, происходящую с современной игровой индустрией. Впрочем, и он уделил слишком большое внимание консольному рынку и в меньшей степени ПК-рынку, позабыв про другие платформы и ниши.

Так кто это такой, этот «геймер»?

А вот что случилось, как мне кажется: происходит ещё большее разделение аудитории на группы. И каждой группе нужны разные игры, которые и начинают появляться на рынке. Конечно, мы не можем удовлетворить абсолютно всех, тут индустрии предстоит пройти ещё долгий путь (чем сейчас и стоит воспользоваться особо предприимчивым разработчикам). Перемены, начавшие своё наступление примерно 15 лет назад, только ускоряются.

Вы наверняка читали немало статей, в которых авторы утверждали, что «сегодня все мы – геймеры»? Что же, это, наконец, произошло, что меня очень радует. Но вот что надо понимать: да, все мы стали геймерами, но чуда не случилось, и мы не обратились вдруг белыми мужчинами 18– 35 лет, родившимися в США или Западной Европе.

И даже этих белых мужчин нельзя грести под одну гребёнку: далеко не все будут радостно ждать выхода очередного AAA-шутера про укрытия и перекаты. У игроков есть выбор, ведь в неделю может выйти сильно больше одного интересного проекта.

И именно тогда на сцене появляются Overwatch, League of Legends, Destiny и инди-игры. 15 лет назад всё было иначе: человек, считающий себя геймером, мог в лучшем случае купить одну игру в месяц. А потом он мог либо поиграть в эту игру, либо достать с полки один из старых дисков. Вот и весь выбор.

О снижении продаж AAA-игр: мнение Сергея Галёнкина

Больше выбора — больше игроков

А сейчас про геймера даже нельзя с уверенностью сказать «он». А ещё у него есть реальный выбор: он не обязан теперь играть в последнюю вышедшую AAA-игру. Более того, он может в любой момент скачать что-нибудь многопользовательское и окунуться в это с головой, и ему вообще будут не нужны новые игры. А ведь есть ещё инди. Да, в них играет не так уж и много людей, но и их числа хватает, чтобы повлиять на продажи ААА-игр.

И не забывайте: чем больше выбор, тем меньше людям хочется идти на компромиссы. Прежде большинство геймеров (включая меня) регулярно покупало Call of Duty, потому что иначе им даже негде было пострелять. А вот сейчас я могу с упоением пускать пули в лица виртуальных людей, и мне не надо терпеть очередной сюжет про приключения иностранных солдат. Конечно, существуют люди, которым по душе история в Call of Duty, но если она кому-то не нравится, то этот кто-то может поиграть в Overwatch, или Paladins, или Counter-Strike: Global Offensive. В зависимости от своих предпочтений.

Многие люди прежде играли на консолях и ПК, потому что у них просто не было другого выбора. Вы, наверняка, слышали про League of Legends, якобы самую популярную игру в мире. А слышали ли вы про King of Glory, мобильную MOBA от Tencent? В Китае она уже сейчас успешнее LoL.

Кто-то называет KoG «клоном» LoL, но это не имеет никакого значения, потому что она даёт огромной прослойке геймеров возможность играть в MOBA на смартфонах. Зачем им это нужно? Ну, возможно у них просто нет хорошего компьютера, или у них слишком маленькая квартира, или они часто и подолгу путешествуют. Среди них есть как новички, так и опытные геймеры — бывшие фанаты LoL и Dota 2.

Больше игроков, но меньше геймеров

2626
27 комментариев

1. BF1 действительно стартовала лучше чем BF4, но у BF4 был относительно грустный запуск из-за технических проблем и небольшой инсталл-базы у PS4\XB1 на момент релиза.

Продажи BF1 в первую неделю в ритейле в UK были меньше чем у BF3, если мне не изменяет память, но тут сама выборка не очень яркая - как минимум за счёт того, что продажи в цифре не учитываются.

В целом да, BF1 служит наглядным примером хорошего старта топовой игры в 2016 году и намекает, что ситуация испортилась не у всех.

2. По поводу большего количества игроков и гейминга на ходу. Тут всё хорошо и правильно, но я бы уточнил, что такая ситуация на развитых рынках(Северная Америка, Европа, Япония) сложилась сильно раньше 2010-х и ~140 миллионов владельцев вышедшей в 2005 году Nintendo DS тому подтверждение. Часть из них давно переехала на смартфоны, а до этого они вполне успешно гладили своих нинтендособак(24 миллиона копий, да) и играли в те же самые казуалки.

И, что самое странное, эти 140 миллионов человек тогда не ломали продажи AAA играм сделанным по стандартной модели. Есть мнение, что игроки в китайские MOBA, танкисты, сумасшедшие фанаты Match 3 и т.д. пересекаются с потребителями AAA лишь отчасти, конвертируются они не из старых геймеров, ситуация сложилась не вчера и объяснять ей падение продаж новых игр в 2016 году не совсем получится.

3. По поводу всяких крутых новых сессионных тайтлов - да, тут варится бешеное число времени в первую очередь и денег во вторую. Геймплей всегда чист и свеж за счёт регулярных обновлений, идут на любом корыте(Destiny на PS3!), зачастую можно даже деньги не платить(или заплатить 1 раз за игру) и разработчики всё равно тебя любить будут, потому что ты соревновательный(ну или там социальный) контент для платящих юзеров.

Бтв, крутые спортивные игры достаточно давно работают по этому принципу, продают всякие бустеры с условными футболистами и горя не знают.

И инди-игры работают отлично в качестве сопровождения к таким тайтлам. Потому что дают нестандартный для топовых сессионок геймплей(платформеры, менеджеры, квесты, всякая нарративная глушь с разрушением четвёртой стены и т.п.), так ещё и умудряются рассказать интересную историю лучше чем AAA, в котором маркетолог и фокус-группа старательно бьют сценариста ногами, пока от него не останется только упоминание имени в материалах для прессы(и то если он известный).

4. ААА конкретно этой осенью запускают через жопу, поэтому проблемы только у части тайтлов:
Watch Dogs 2 - слишком сильно отошли от стилистики первой части, добавили молодёжных кулцхакеров, старая аудитория не хочет это покупать, а новой это, внезапно, нафиг не нужно. Захотят поиграть в солнечную некстген GTA - запустят пятую часть.
Dishonored 2 - забыли запустить рекламу, сломали производительность на всех платформах, сюжет напрямую связан с первой частью(в которую не так много людей играло), у ПК-сообщества бомбит от оптимизации и оно отговаривает всех покупать игру. Игра при этом шикарная, но что-то я сомневаюсь что у второй части artsy стелс-экшена с упором на сюжет будет огромная армия покупателей в первую неделю.
Titanfall 2 - вышла сразу после BF1, не получила бюджета на продвижение, первая часть прославилась полумёртвыми серверами через месяц после выхода. Ах, да, ещё у игры очень высокие требования к игроку, просто бегать с автоматом и стрелять не получится. Целевая аудитория хардкорных фанатов скоростных шутеров купила игру и радуется, но сомневаюсь что всех остальных реально было заманить на первой неделе.

По выводам:
1)Крутые сессионки, судя по всему, правда отожрали какой-то кусок пирога у ААА(и правильно сделали).
2)Но ААА не сдаётся, ведь у нас есть BF1 и Civ6 с вполне нормальными лончами, которых вся эта история особо не затронула. В общем, хорошие игры с нормальным запуском и в продажах не просели.
3)Ещё у нас цифровые продажи на консолях нормально не учитываются, инсталл-база всё ещё меньше чем в прошлом поколении(с которым сравнивают тот же Dishonored 2), при этом на ПК часть упомянутых в статье тайтлов оптимизирована крайне плохо, а данные о продажах все любят брать по первой неделе в ритейле в UK, потому что только у них всё собирается нормально. В общем, не факт что данные о низких продажах верны на 100%.
4)Массовый мобильный гейминг старше чем смартфоны, поэтому обвинять его в падении продаж ААА на больших платформах в 2016 - не совсем правильно.

Вышло немного сумбурно, но вот как-то так.

7
Ответить

Есть еще один момент, который у Сергея совсем не раскрыт: количество не всегда означает качество. Кормить людей бездушными сиквелами ради заработка на органическом росте аудитории так же успешно как раньше уже не получается. Рынок сегментируется, усложняется и в целом взрослеет.

5
Ответить

Мнение Сергея всегда интересно почитать, спасибо за перевод.

Статья как то переведена кривовато.

3
Ответить

в каких моментах?

Ответить

Дожили. Перевод статьи украинца с английского на русский. А по теме, не стоит усложнять, ответ на поверхности и он прост: и новая колда, и вачдогс, и батла 1, и титанфол и даже дизоноред просто неинтересные игры. Никому не интересна колда в космосе, никому не интересно играть за негра-хакера, первая мировая тоже так себе тема, неинтересен безликий титанфон, неинтереснен вторичный дизоноред. Все это макретинговые погремушки и сделаны маркетологами для годовых отчетов. Только вот все, что сделано маркетологами может принести прибыль в первый уикенд, а потом все.

7
Ответить

У TF2, BF1, и DH2 оценки под 90%. Продажи в первый week-end просели. Что-то не сходится.

2
Ответить

первая мировая тоже так себе темаПрямо в первом абзаце говорится, что BF1 собрал вдвое больше людей, чем BF4

безликий титанфонДальше не читал. Одна из лучших кампаний за последние годы, сравнения с HL2 и Portal.

1
Ответить