Доступная виртуальная реальность: разработчик о проекте VR Stream

В начале октября российская компания Dive Into VR выпустила приложение для стриминга игр в виртуальной реальности на смартфоны. Благодаря VR Stream можно играть как в обычные компьютерные игры, так и в проекты с поддержкой Oculus Rift. Вам понадобятся только мобильный телефон и недорогая гарнитура вроде Google Cardboard.

Программист и сооснователь компании DVR Валерий Дубов подробно рассказывает, как работает технология и какие трудности встретились ему на пути от идеи до реализации.

Я занимаюсь мобильными разработками в сфере виртуальной реальности и считаю эту область наиболее перспективной и доступной для большинства пользователей. Сегодня я бы хотел рассказать о проекте VR Stream. Эта технология передает видеопоток с компьютера в мобильный телефон и преобразует картинку в режиме виртуальной реальности. По сути, мы заменяем дорогостоящие VR-устройства, вроде Oculus Rift и HTC Vive, и даем пользователям полный эффект присутствия и вовлеченности в игру.

DVR выступила технологическим партнером ВДНХ на Московском урбанистическом форуме
DVR выступила технологическим партнером ВДНХ на Московском урбанистическом форуме

Об идее

Идея проекта родилась из моего прошлого опыта: я разрабатывал проект операционной системы в дополненной реальности. Тогда, благодаря книгам и собственной фантазии, в голове и сложилась четкая картина, как можно управлять данными при помощи собственных рук. Да-да, точно как в «Железном человеке».

Рынок AR активно развивался, и все больше людей понимало, как все это может выглядеть и работать. Железо постепенно расширяло свои возможности, так что я взялся за создание операционной системы и сделал прототип на Android: там использовалась страшная система охлаждения и Fish Eye линза.

Доступная виртуальная реальность: разработчик о проекте VR Stream

Выглядело все, конечно, очень сырым, но я напомню — это было два года назад. Поэтому сегодняшние проекты, вроде Tilt Brush от Google или Social VR от Oculus, не производят на меня особого впечатления.

Вот пример использования Oculus и Leap Motion:

Тем не менее, Oculus и Leap Motion не укладывались в мою идею мобильности, и я столкнулся с серьезными проблемами на рынке железа — ограниченная производительность и отсутствие контроллеров вроде VR-перчаток. Я не нашел надежного решения и понял, что нужно сильно упростить идею и все-таки работать с тем, что есть (благо опыт позволял).

О разработке

Пока сокращал количество «хотелок» — понял, что мощности смартфонов будет недостаточно. Впрочем, только они дают желаемый уровень удобства, так почему бы мне не поставить где-нибудь сервер и не присоединить к нему смартфон и запустить приложение? Отличная мысль!

С этого, по сути, и началась моя разработка технологии стриминга. Первый прототип был создан с помощью крутой технологии Nvidia GRID, и вроде бы это должно было решить большинство задач. Вот только работала она только с картами Nvidia Quadro. Получив желаемый прототип, нужно было масштабироваться, и тогда я столкнулся с проблемой — Nvidia юридически запретила использовать эту технологию на других картах, то есть лицензия распространяется только на Nvidia Quadro. Привет Steam с их In home streaming и Moonlight, которые все-таки используют эту технологию и не скрывают этого.

Доступная виртуальная реальность: разработчик о проекте VR Stream

После такого «облома» я принялся изучать альтернативные решения, но все программы, которые были на тот момент, давали либо задержку в 0.5 — 1 секунду, либо очень плохое качество картинки, либо крайне низкий FPS.

Основной задачей стало получить из игры сформированную картинку и максимально оптимизировать ее для отправки по медленному Wi-Fi, не нарушая при этом лицензии. Узкое место здесь — лишнее копирование в памяти, лишние такты процессора и прерывания. Все эти операции тратили милисекунды, которые суммарно превращались в заторможенность и дискомфорт в работе. Но в итоге мне удалось достичь желаемых показателей.

С телефоном было проще — это всего лишь воспроизведение видео, и производители чипов эту задачу оптимизируют самостоятельно. Тем не менее, небольшие «допилки» все же понадобились: телефон не должен был уходить в режим энергосбережения и включать лишние буферизации для плавного воспроизведения.

В любом случае, на первом месте стоял вопрос о задержках. И вот каких показателей нам удалось достичь.

Настройки стриминга:

— 1440p90 (pixel perfect для Samsung S6)

— Bitrate 30000

Тесты проведены на компьютере 6700HQ + GTX 1060, телефон Samsung S6. Трансляция осуществлялась по воздуху, стандарт 802.11n 5 ghz. 300mbit.

Среднее арифметическое — 20.8 мс. Теперь прибавляем время, которое нужно для рендера одного кадра у игры: в нашем случае это 10 мс, так как рендер шел при 92 кадрах в секунду. Это время уже включает обновленный контроль поворота телефона и предсказания гироскопа.

Затем прибавляем время, которое требуется монитору компьютера для обновления — это 5мс. Таким образом, получаем: 20.8 + 5 + 10 = 36мс — это motion-to-photon latency (задержка между движением головы пользователя и отображением на дисплее — прим. ред.) при трансляции по воздуху Oculus-игры.

О технологии

VR Stream — это инструмент, с помощью которого пользователи могут играть в привычные компьютерные игры новым способом, погрузившись в VR. Для этого достаточно иметь компьютер, который «тянет» уже существующие игры, смартфон и недорогой мобильный VR шлем, пусть даже Cardboard за два доллара.

Мы проводим тестирование существующих игр на совместимость и удобство игры в виртуальной реальности, и на основе этого пополняем список. Сейчас у нас есть уже 32 игры.

Помимо игр для Windows, с помощью VR Stream можно также запускать вещи, разработанные под Oculus, из Steam или Oculus Store, — то есть игры, уже адаптированные или созданные под VR изначально. Безусловно, ощущения от них гораздо круче за счет адаптированного интерфейса, глубины картинки и эффекта присутствия.

Сама технология состоит из двух компонентов: мобильное Android-приложение и ПК-клиент. Чтобы развиваться дальше, конечно нужны ресурсы, поэтому мы ввели монетизацию. Работает она так: пользователь получает бесплатный час игры, за который вполне можно опробовать совместимость и комфорт, ну а потом система попросит заплатить три доллара за игру.

Итоги

Последнее время все только и говорят про VR. Про его перспективы, возможности, опасности, непредсказуемости и прочее. И каждый по-своему прав. Очевидно, чтобы рынок VR стал мэйнстримом, нужно вкладывать много сил и энергии в разработку софта и контента — только так можно полноценно раскрыть все возможности технологии.

Шлем виртуальной реальности не должен пылиться на полке, а его функция не должна ограничиваться демонстрацией друзьям или соседям «Американских горок». Эти штуковины способны на многое, если их правильно использовать.

VR Stream решает вполне понятные проблемы существующего рынка виртуальной реальности — расширяет базу высококачественного VR-контента и снижает входную стоимость. Причем, эта схема выгодна как пользователям, так и разработчикам — мы приводим новую огромную аудиторию, что позволяет последним быстрее окупить инвестиции, вложенные в игру и быстрее зарабатывать.

В ближайшей перспективе мы планируем прикрутить возможность запуска игр из Steam VR, а также полноценно поддерживать карты AMD.

19 комментариев

Да, действительно, этот скриншот (картинка 4) был сделан на моем рабочем столе в команде GeniARs в Кремниевой долине, чуть больше года назад. Но потом у меня закончились Деньги как часто бывает в стартапах, которые делаешь на свои последние кровные. После этого автор статьи предпочёл согласиться на предложение Ильи Флакса (Fibrum) и через некоторое время ушел в команду его Бывших сотрудников, которые сейчас релизят стриминг. И от бабушки ушел, и от дедушки ушел...

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Со слов Ильи Флакса и твоих звучит так как будто я в долине жил на твои деньги, а не на свои личные.
И мой денежный вклад в общее дело Geniars составил не маленькую сумму.
Если есть ко мне притензии то можно их обсудить в личной переписке и не выставлять на публичные ресурсы.

2
Ответить

Мальчик валера забыл упомянуть, что сначала разрабатывал стриминг на ресурсы Евгении Соболевой в компании Geniars, а затем оставив ее с долгами и не доделанным продуктом пришёл работать в Фибрум, он уже тогда знал о том что "его продукт" нарушает лицензию Nvidia, но нам он об этом не сказал само собой, мы узнали об этом позже. Далее под года спонсировали его доработку стриминга в стенах Фибрум, после того как он за деньги компании, на компьютере компании и в ее стенах доработал продукт без использования Nvidia, он решил некрасиво свалить из компании к своим новым коллегам dvr, любителям воровать чужие проекты, сотрудников, технологии. Ребята к успеху явно идут, особенно тем, что ходят по рынку и спрашивают "что с проектом делать, как его развивать и монетизировать подскажите" мамкины бизнесмены, ещё и истории сочиняют как проект мальчик валера сделал )

@Сергей Бабаев я бы обратил внимание редакторов на проверку материала.

3
Ответить

Добрый день.

Если у вас есть какие-то претензии к автору, то не стоит переносить их на материал. DTF — площадка для разработчиков, мы не имеем никакого личного мнения о них, а только даём высказаться. Кого читать/слушать — это уже выберет читатель и профессионалы индустрии.

Ответить

Илья, я перед тем как что то написать или сказать, несколько раз думаю. И понимаю разницу между такими понятиями как клевета или личное мнение.

И к вашему сожалению я сохраняю доказательства и своих и ваших слов и в переписках, и в документах. Поэтому советую быть аккуратнее в таких заявлениях.

Ответить

На этом видео бывший директор по маркетингу Алексей Свирский (сейчас один из основателей DVR http://joxi.ru/Dr8OJK1H3DawA6), на 2.15 минуте рассказывает о технологии VR стриминга на CES в январе 2016 года, когда проект разрабатывался еще в Fibrum https://youtu.be/r9jrUfKamqE

По итогам международных конференций было написано много статей об уникальном решении стриминга в VR от Fibrum. Всего более 100 публикаций, например:

«Gamers who play PC games can turn any game in an immersive VR experience using Fibrum's unique streaming capabilities» http://www.consumerelectronicsnet.com/article/Fibrum-The-Largest-Developer-of-Mobile-Virtual-Reality-Apps-Presents-its-Global-Virtual-Platform-at-CES-2016-4227155

Или «Gamers can use Fibrum’s streaming capabilities to play PC games in immersive VR» https://www.vrfocus.com/2015/12/fibrum-announces-global-vr-platform-to-showcase-at-ces-2016/

Алексей Свирский также как и Михаил Торкунов был уволен из компании Fibrum одним днем за ведение параллельной коммерческой деятельности и воровство проектов из компании.

2
Ответить