10 правил найма людей в игровую компанию

Сергей Бабаев о том, как не отпугнуть потенциального сотрудника.

10 правил найма людей в игровую компанию
124124

Серег я тут тебе еще добавлю пункт 11 - расставайтесь спокойно и весело. Если человек собрался уходить, то как бы вам не хотелось его оставить - пользы от этого не будет. Даже если он останется - то все равно уйдет.

Лучше расстаться сразу по хорошему, даже может выплатив человеку премию и сказав спасибо. контринтуитивно - но если вопрос такой есть помочь ему даже начать работу на новом месте.

Часто когда от тебя уходит человек, особенно если он важный или работал долго, если от него была сильная польза - то это реально больно для работодателя. вот это надо в себе перебороть.

49
Ответить

Все так :)
Хороший сотрудник может побегать по компаниям (и даже успеть открыть и закрыть парочку своих) и через пару лет вернуться
Хорошее расставание этому поспособствует

7
Ответить

Еще полезно менеджить job security: следить, чтобы на одном человеке не висели эксклюзивом ключевые функции. Когда я рулил одной маленькой браузеркой, всегда просил четкие инструкции от программистов и девопсов - что где лежит, как выкатывать, как откатывать. А то, бывало, пропадет человек на пару недель (а один так и вовсе пропал навсегда) - и сиди разбирай его наследие.

5
Ответить

Люто плюсую. Вчера подал заявление об увольнении. До конца января отработаю. Передам все полномочия полностью без проблем. Не хотели отпускать. Предлагали повышение зарплаты. Вежливо отказался. Хотели узнать может проблемы есть, хотели их решить. Говорю, что проблем нет, просто иду дальше. Сегодня наехали: "Вот, ты нас бросаешь. Как ты можешь? Ты нас предаешь. Мы тебя обидели что ли?" - и т.д. в этом духе. Ну, вот зачем? Нахрена такие разговоры? Только хуже ведь делают.

5
Ответить

Да, потом этот человек наберётся опыта, скилов и вернётся ещё. Если отношения не портить. Нормальная практика в больших компаниях.

2
Ответить

факт, отличный пункт да

1
Ответить

Плюсую. Вообще в IT как-то получается, что менять работу это нормально. Была статья на эту тему год-два назад. Я не про тех кто не задерживается на месте больше полугода, а скорее про смену проекта, команды, компании по мере каких-то завершений, чекпойнтов. Вполне нормально, если артлид уже не получает от проекта после релиза того челленджа, драйва, что был на продакшене, и пойдет куда-то еще. А потом вернется. Или нет. И с этим надо уметь работать, не превращать такие ситуации в проблему.

1
Ответить

Я пропустил, или таки ничего не было про тестовые задания?
У меня есть несколько правил про них, расскажу на примере 3d художников:

1. выдавать всегда

2. если бесплатное, то давать сделать по концепту ассет, который уже есть в проекте и говорить об этом прямо на входе. Если человек проваливает тест, прислать обратную связь в виде скриншота своего ассета с пояснениями на тему проблем

3. если платное, то цену и срок выполнения называет сам исполнитель.

4. не пушить календарный срок, но при сдаче попросить указать, сколько времени ушло

9
Ответить

про тестовые да, мое мнение - выдавать крайне редко, почти никогда)

2
Ответить

По моим скромным наблюдениям (личным и анализ Glassdoor) в Геймдеве очень часто звучат претензии в адрес HR.
Есть текучка кадров - многие спецы, наработав опыт, уходят в другие отрасли.
Есть непрофессионалы и люди плохо понимающие отрасль.
Уверен, ваши Советы принесут пользу обеим сторонам :)

3
Ответить

Комментарий недоступен

24
Ответить

К тому же есть целый класс соискателей, которые умеют полностью мимикрировать, подстраивая поведение и слова под то, что желает увидеть и услышать собеседник. Это вообще не гарантирует вам, что в первый же рабочий день он не накинется на коллегу со степлером, пытаясь зашить ему рот за неосторожно высказанную критику.

А ещё такие умеют мимикрировать под хороших работников. Что с этими делать?


И я бы ещё добавил пункт "Не врите". Обещали ответ до конца недели - напишите кандидату в пятницу. Или хотя бы в воскресение.

4
Ответить

ну все мы иногда грешим тем что не отвечаем вовремя, но к этому надо стремиться да

4
Ответить

Статья просто супер. Согласен почти со всем, но в паре моментов хочу все-таки поспорить. Ну люблю я это дело, что поделаешь :)
Правило 8. Если речь идет о главном дизайнере игры, само понятие "лучше" абсурдно, поскольку речь идет о чистом творчестве. Что лучше - стихи Пушкина или стихи Некрасова? Ну глупая же постановка вопроса! Если у вас есть шанс нанять дизайнера высшего класса, не упустите его. "Лучший" может на самом деле оказаться ужасным. И вообще, при найме дизайнера следует оценивать не его послужной список, а только представленный им проект.
Правило 10. Высокая оценка начальства важна для любого работника. Я программист (не игровой), зарабатываю неплохо, но с удовольствием сменил бы работу только потому, что начальство не ценит мои идеи. За 24 года работы я придумал и внедрил массу принципиально нового, что улучшило наши продукты, но получил от начальства только шишки. Начальникам нужны послушные исполнители их идей, а не генераторы собственных.
Наняли работника на творческую должность - цените его, и ни в коем случае не мешайте ему творить! Дорогостоящие подарки и правда бесполезны, а вот небольшой сувенир с логотипом фирмы может более чем окупиться.

4
Ответить

Правило 10. Высокая оценка начальства важна для любого работника. Я программист (не игровой), зарабатываю неплохо, но с удовольствием сменил бы работу только потому, что начальство не ценит мои идеи.

тут есть вот какая проблема - даже если человека наняли на творческую работу - не значит что ВСЕ идеи хороши. То что человек считает скажем важным, может быть на самом деле незначительным в проекте, и поэтому если человек начинает этим заниматься то получает шишки и обижается.

Основная проблема тут в том что как правило как бы хорош не был человек - он не видит всей картины, он видит только ее часть. Например он реально видит как если сделать некую простую фичу игра улучшится. А ему говорят - нет чувак вместо этой фичи сиди делай веб форму для фидбека от юзеров. А он про креатив про творчество и вообще про интересный геймплей. А не про говно форму.

А говно форма тем временем может увеличить ретеншен игры, а если его не увеличить то некому будет тупо смотреть на новую красивую игровую фичу.

9
Ответить

вы через какой-то глубокий внутренний фильтр проводите слово "лучше") Лучше может быть человек, его коммуникативные навыки, его работоспособность, его уровень неусталости от этой работы в целом и многое многое другое. Кроме того что разумеется может быть один геймдизайнер лучше другого абсолютно легко и случается - просто больше компитенций, больше целевого опыта. Я бы и рад сказать что все мы творцы, все мы неповторимы, во всех нераскрытый потенциал, но если чуть практично так про дело - то степень этого намного ниже.

2
Ответить

На моменте с зарплатой прям кольнуло.
— Привет. Я хочу 210.
— Привет. Может, все-таки 200?

4
Ответить

— Да не вопрос, согласен и на 220 :)

3
Ответить

Согласен на 200.

2
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить
Комментарий удалён модератором

Очень хорошая статья. Просто очень хорошая

4
Ответить

спасибо что читаете!)

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

при этом стоит понимать, что с точки зрения свободы переходов в Долине все ой как не просто) По теме вопроса - я мало историй знаю, где прямо политика давления на сотрудников и некие пацанские договоренности, такое в давнишние времена было возможно, как-то работало и т.п. Сейчас договоренность это во первых набор взаимных рекомендаций, в том числе и на уходящих людей, и если вам дружеская компания врет про хорошего уходящего спеца, что он дескать никто и ничто - то это неуважение к вам, а не спецу даже. Я спокойно советую людей в позитивном ключе. которые уходили когда-то из моих проектов... ну потому что они ОК все равно, давал и разгромные конечно, считая, что за дело.... Во-вторых, большинство уже понимает, что желающего уйти человека не удержать легким запугиванием, ну не уйдет он ни к кому из ваших друзей - уйдет к недругам или прост ребятам-похуистам, которым плевать на ваш фидбэк и на ваши правила. А рынок уже такой, что с точки зрения зависимости как раз (а не искренних симпатий) - всем на всех плевать. Так вот в этой ситуации "паутина" договоренностей направлена на то чтобы обезопасить себя от случайного разбора...не налетит на вас коршуном соседский айчар с зрплатми х3 , а если налетит - отлетит назад потому что договоренности. Хочет от вас человек уйти- пусть идет, выгоднее ему там - ради бога. Но портить рабочий климат шальными оферами не надо. Вот это единственное на что направлены известные мне договоренности. На что направлены еще чьи-то и кто все эти люди которые какие-то картельные сговоры мне неизвестные плетут - хз, там может уровень легендизирования еще какой-то запредельный - просто ходишь да рассказываешь сколько ты карьер погубил, да людей угомонил) Кто угомонил - тот не рассказывает)

2
Ответить

Вы не правы, в долине вполне себе есть договоренности о среднем уровне зарплат по рынку, так как топовые компании в целом понимают, что если начнется неконтролируемый хантинг через повышение уровня зп, то это приведет только к росту расходов и перегреву рынка.

На самом деле, мое мнение, что такие договоренности идет только в плюс - компании начинают завлекать людей интересными проектами, условиями работы и так далее - что гораздо больше похоже на здоровую для рынка конкуренцию.

Ответить

А можете дать пару советов начинающему сотруднику - "студенту с горящими глазами", вот вот выпускающемуся, и по-настоящему желающему начать свою карьеру именно в игровой индустрии? ) Программист по образованию, по натуре человек творческий, и поэтому разбираюсь во всем, но понемногу. Постоянно прыгаю от одного к другому: от левел-дизайна и скриптов - к рисованию GUI и проектированию файловых структур) Не уверен, что подобный "комбинированный" портфолио сможет заинтересовать работодателя, а сфокусироваться на какой то одной сфере, из за обилия амбиций, пока трудновато)

2
Ответить

А если на программиста. есть два стула
Первый стул - вы идёте на хакатон или гемсджем и делаете проект с командой
Второй стул - вы делаете простой но законченный проект, желательно, чтоб в этом проекте был шейдер(например воды), поиск пути и активная работа с сетью(сервером) и желатьельно, чтоб проект был под мобильную платформу

1
Ответить

в таком случае вакансия Junior QA ждёт вас! (в лучшем случае)

Ответить

ну набор скилов вы перечисляете полезный для геймдизайнера, я бы стукнул на вакансии младших ГД или в компании где планка ЗП невысокая и вероятнее всего это означает, что берут на перспективу.

Ответить

В целом согласен по всем пунктам, но хотелось бы еще освещения темы проф.пригодности, как проверить что кандидат соответствует озвученным требованиям? Тем в более в разрезе тезиса что средний уровень по индустрии проседает.

3
Ответить

Испытательный срок для этого и придуман. Чтобы отсеять еще на более раннем уровне - портфолио, резюме, ТЗ и личное\скайп общение.

Ответить

Сергей, спасибо за статью, все пункты в тему!

Особенно понравилось про «благодарите финансово или никак». Мне, очевидно, никогда не понять, почему некоторые руководители считают наиболее важным вербально поздравлять команду с невероятным прорывом и успехом, но при этом жопят, простите мой французский, выплатить премию по факту.

2
Ответить

За 14 лет в геймдеве в десятке компаний и полутора десятков проектах я ни разу не видел, чтобы кого-то премировали из рядовых сотрудников. Хотя все всегда заявляют, что по окончании проекта бонусы, премии, карьерный рост.
Такой вот отечественный менталитет.

1
Ответить

Мне некогда просто общаться, есть конкретное предложение — озвучьте его, предложите время встречи, и я попробую дойти». Я сразу понял, что сработаться будет тяжело, желания нанимать человека резко поубавилосьНе понял - расхотелось нанимать рационального человека, не желающего тратить лишнее время на все эти нюни и смолтоки?

1
Ответить

я скрашиваю углы очевидно, но на знакомство и слово привет не отвечают "чего надо, я занят, давай по делу". Вы уж простите себе этого и успешные бизнесмены не позволяют не то что весьма рядовой сотрудник который сам же в поисках работы и находился... рациональность и хамство это разное, уровень хамства спустя годы я передавать дословно не стал. Попытка влететь на коне и зацепиться за фразу не засчитана сори.

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Классные фотки офисов!

2
Ответить

Отличная статья)

2
Ответить

Как вы относитесь к сокрытию информации о зарплатах внутри компании? Считаете что это личное дело каждого и руководства и общедоступность вызовет негативные последствия, или наоборот знание о зарплатах коллег и начальства делает коллектив более здоровым?

Ответить

я считаю, что это личное дело каждого. Если вы знаете все зарплаты - вы должны быть готовы к двум вещам - либо к тому, что у компании есть строгая линейка зарплат и табель о рангах, за которую вы никак и никогда не выпрыгните. Либо вы узнаете, что кого-то ценят больше чем вас и уже не важно почему - потому что вы хуже, потому что вы не любимчик и т.п. Оба варианта в целом среднему работнику я считаю негативны. При этом за работодателем я бы как раз отставлял всегда право выйти за рамки табеля и предложить особенно нужному человеку с нужным набором скилов больший доход чем другим сотрудникам на аналогичной позиции

6
Ответить

Работодатель не может разглашать размер заработной платы, поскольку эта информация относится к персональным данным работника.
Сам работник может рассказать, если захочет, но это вряд ли.

Ответить

Отлично зеркалит мнение Сергея Абдульманова из Мосигры. Тот утверждал, что лучше взять молодого и с горящими глазами, чем квалифицированного, но со спорной надёжностью.

Соединяя два ваших опыта, могу сделать вывод, что опыт одной из сторон компенсирует неопытность другой и чем опытнее вы - тем лучше набирать интересных новичков, чтобы подстраивать под себя.

1
Ответить

ну это кто как строить процесс привык, я знаю компании, которые любят с молодыми работать и вгружать в свежие головы свою культуру... я не умею и не люблю)

2
Ответить

Тут есть пасхалка к Half-Life 3, которую увидят только те, кто не менял работу с 2007 года. :)

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Хоть я и не ейчар (или функциональный аналог), но мне было интересно прочитать, спасибо

1
Ответить

а материал как раз скорее не для айчаров, а для продуктовых людей больше

1
Ответить

Сергей, спасибо огромное, что шейрите свой опыт, очень ценно!

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Очень интересная статья, спасибо вам/

1
Ответить

Статья - огонь! Сергей, спасибо огромное!

1
Ответить

Отлично!

1
Ответить

Отличный гайд! Подходит не только в игровой области, но и вообще для небольшого креативного бизнеса: дизайн, реклама и т.д. Спасиб

1
Ответить

В конце второго правила чертовски жизненно. По моему опыту и опыту моих знакомых выходит так, что эйчары почти всегда либо ленивые, либо странные, либо врут, и вообще плохо работают. А в чём загвоздка? По-моему им не хватает живительной мотивации, да и новые люди в команду нужны не самому же эйчару, а тимлиду или кто там отдаёт распоряжение о поиске. Поэтому и их работа не столь энергична и хороша.

1
Ответить

Колонки от Сергея всегда очень интересные. И жизненные. Спасибо!

1
Ответить

спасибо, что читаете)

Ответить

Может немного не в тему, но может кто скинуть тестовое задание по моделированию (оплата мне не нужна, я готов потратить свободное время)? Сложность задачи на ваше усмотрение. Если есть ряд заданий или что-то типа теста, то также готов. Портфолио не собирал, просто хочу оценить свои слабые/сильные стороны в этой сфере. Давно горю желанием сменить работу на что-то более интересное.

1
Ответить

Крутая статья, записал для себя некоторые выдержки, спасибо.

1
Ответить

Ребят к вам в геймдев 3dшники из других отраслей приходят? (из архитектурной визуализации например)

Ответить

Бывает, да.
Доучивают инструменты под конкретный пайплайн и вливаются в работу.

1
Ответить

Есть мнение, что арх моделлеры не очень подходят для геймдева. В геймдеве важна оптимизация, а в архитектуре скорость моделирования. И наработав одно - второе будет очень сложно развить без ущерба для первого. Эти параметры художника, скажем так, находятся на разных полюсах. Хотя, конечно, бывают уникумы, которые моделят и быстро и оптимально. Но это, скорее исключение, чем правило.

1
Ответить

Да

Ответить
Комментарий удалён модератором

Дорогой, Владислав, ваш пример хоть наверняка и кажется вам очаровательно колким, но к сожалению содержит одну критическую ошибку в предпосылке. Так вот работа "управляющего партнера чего-то там" - растить прибыль бизнеса, а уж на +10 или +50 - это как сложится. К тому же важная ремарка - рост "БИЗНЕСА", а не "ценности своего часа". Вы похоже не проводите тут грань, думая, что все заработанное бизнесом в ту же секунду упало в карманы причастных. Но если еще проще объяснять - задача скажем художника в команде, косвенно тоже конвертировать труд в рост прибыли разумеется, но конкретная деятельность требуется другая - хорошо нарисовать иллюстрацию. И если в этот момент человек думает не об иллюстрации или не о росте бизнеса (что странно но похвально для рядового артиста) - а ТОЛЬКО (!) лишь о том как бы ему поднять себе зарплату на 5тр - то это ничего хорошего глобально вам не сулит. Если вы прочли в этом описании себя и тем самым обиделись - не стоит, я много раз по тексту говорю, что если поставить себя на место соискателя - многое воспринимается по другому. Но беспокойности такого работника это не отменяет, и чтобы понять уже этот тезис - поставьте наоборот - себя на место руководителя или бизнесмена.

2
Ответить

реально выгнали(

Ответить

Открою вам "секрет", но во многих компаниях действует запрет на поиск вакансий в рабочее время. И вы соглашаетесь с этим при устройстве на работу, поставив подпись в контракте.
Вам же платят за работу, в чем проблема заняться этим дома или на обеде?
Мне будет неприятно, что человек распаляется на улучшение своего чека в то время, как он должен вносить свою лепту.

Ответить

Правило 7: не играйте в аукцион

А почему не играть то, фактически пункт подразумевает что вы не представляете кого берете. Если человек заинтересовал можно и нужно торговатся, если я не работал в компании, для меня это изначально аукцион и даже казино. Приду не понравится придется увольняться и тп, а кушать что-то надо. Естественно хотеть получить максимальную ЗП. Это не развод это торг - а грамотный торг включает элементы блефа. Так как работодатель предлагая некую зп тоже разводит работника, т.к.готов платить больше зачастую.

Ответить

Прочитайте сам параграф, не только название!

Ответить

~120к? Мне кажется, или я только что прочел статью, как на глобальном рынке, превосходящем по доходности Голливуд, нанимать крутых спецов на зарплаты, в два раза меньшие, чем в штатах платят работникам фастфуда?

Ответить

вы как всегда вообще ничего не прочитали, кроме двух-трех цифр Геннадий и желание все разжевывать стремительно в вашем случае пропадает....

Ответить

Окей, ЗП программиста в НотиДог 10 000 долларов в месяц. Это 500 000 рублей в месяц. Пока не получишь оффер - в интернет не заходишь. Жду тебя с фоткой. Пойдет?

Ответить