«Залог успешных курсов — качественный материал» — участники курсов «Нарраторика» Марии Кочаковой поделились впечатлениями
С 12 по 13 сентября 2016 года в Фейсбуке произошел скандал, во время которого разработчики Евгений Кистерев и Святослав Черкасов обвинили сценариста и автора курсов «Нарраторика» Марию Кочакову в несостоятельности за одобрение антиигрового доклада директора актерской мастерской Lande Project Антона Ланде.
Он перешёл на страницы DTF, в результате чего обсуждение заняло больше 300 комментариев. В результате, мы решили опросить двух участников курсов «Нарраторика» на предмет того, какие впечатления оставили у них занятия и что удалось вынести из обучения.
Писатель из компании Wargaming Дмитрий Соловьев остался недоволен и рассказал о том, почему решил забрать деньги за курсы, а инди-разработчик Юлия Осокина наоборот — похвалила работу Марии Кочаковой.
Дмитрий Соловьев, писатель в Wargaming
Я уже пять лет работаю в геймдеве: локализатором, редактором и автором. Всегда мечтал писать сценарии, но только недавно перевел мечту в разряд хобби. Мне порекомендовали проект Марии Кочаковой «Нарраторика». «То, что надо!» — подумал я. Узнал о курсе, записался, рассчитывая попрактиковаться и получить выдержку из всех книг по теме, сдобренную личным опытом и неочевидными советами. Содержание курса было внушительным.
Первая лекция оказалась пустой тратой времени. Я специально потащил в Стокгольм ноутбук, чтобы «присутствовать» на занятии, где автор долго перечисляла свои заслуги и час просто рассказывала о целях курса, хотя эти цели были исчерпывающе изложены задолго до начала курсов. Пожалев о потраченном времени, я понадеялся, что после вводного занятия дело пойдет бодрее.
Однако вместо этого у нас случился конфликт — я не сдал задание к дедлайну, и мне в слегка грубоватой форме пояснили, что это мои проблемы. Намекнув, что хотел бы говорить в нормальном тоне, получил отказ общаться в личных сообщениях и направление в почту. Тут-то у меня и возникли сомнения в эмоциональной устойчивости собеседника и целесообразности дальнейшего сотрудничества. Но тогда я решил помириться — во благо высшей цели.
Следующая лекция, затянувшаяся на целый лишний час (Мария говорила, что надо откалиброваться и дальше всё пойдет, как по маслу), развеяла все иллюзии. Из двух часов пространных рассуждений я вынес лишь пару строк полезных идей о потребностях игрока. Мария не обладает хорошими навыками оратора, а слова-паразиты ещё сильнее затрудняют понимание. Материал сырой, примеров недостаточно, много воды про эмоции и другую лирику, долгие остановки на простейших понятиях типа Fun, нечеткие расшифровки аббревиатур (USP). Почти всё, что я услышал, можно бесплатно (или за 10-20 долларов) вычитать в книгах по сценарному мастерству и геймдизайну.
Возможно, вам хочется услышать больше примеров косяков, но я тогда не ставил цель их запоминать, а пересматривать лекции не буду, конечно. Можете посмотреть бесплатные вебинары.
Меня смутило, что Мария отказалась выдавать какие-либо письменные материалы, мотивируя тем, что слушая и записывая, мы лучше поймем и запомним информацию
Спорное решение, учитывая перечисленные выше недостатки: отсутствие поставленной речи и малое количество полезной информации.
Залог успешных курсов — качественный материал и профессиональный преподаватель. В первых лекциях я этого не нашел, поэтому решил запросить возврат (первый среди слушателей, что меня слегка удивило). Тут всё прошло быстро и гладко, разве что мне не вернули деньги за пройденные занятия: из примерно 140 долларов я получил около 111 долларов. Ну и в конце было несколько странное решение: «Я только предупрежу вас, что больше вы не сможете покупать и пользоваться инфопродуктами «Нарраторики», даже если в будущем квалификация преподователя будет устраивать».
Инициатива у Марии прекрасная, и всё бы ничего, если бы курсы были бесплатные. Но восемь лекций стоили примерно 70 долларов, восемь лекций и девять практических занятий — около 140 долларов, а пакет с пятью консультациями вообще заоблачную сумму – 615 долларов. Впрочем, даже это цветочки — второй курс, уже трехмесячный, стоит 610 долларов.
Для сравнения: в столичных и не очень ВУЗах или на онлайн-курсах можно за 300 долларов получить несколько месяцев еженедельных занятий с практикующими продюсерами и режиссерами, которые хоть и не занимаются видеоиграми, но смогут отлично рассказать всё о драматургии кино и мультимедиа. А что ещё нужно для сценариста, у которого всё в порядке с головой — общение с профессионалом, хорошая фундаментальная база и много-много практики.
Я сделал простой вывод — нужно всё делать самому. Практиковаться, искать информацию, читать книги — и художественную литературу, и специализированную. Упорное самообучение и практика решают. С этим согласятся и ведущие сценаристы, которые высказывают подобные мысли в своих статьях, да и небезызвестный вам Леонид Сиротин писал то же самое в комментариях.
Так что, я всё же благодарен курсам за откровение, и уже с головой погружен в самообучение — благо, друзья и коллеги дают бесплатные советы, да и в Google я не забанен.
Юлия Осокина, инди-разработчик
Почему пошла на курсы
Я делаю первую игру Finding Sheep со своим мужем, программистом Макаром Осокиным. Когда я только приступала к работе, было, честно говоря, очень непонятно, что делать и как. Даже когда проект уже был готов наполовину, все равно мне казалось, что кучу всего пропускаю и вообще, делаю не так. Но то наверное свойственно всем новичкам. Когда я узнала про Машины курсы и интенсивы, решила пойти, потому что хотелось понять, что вообще должен уметь делать человек, который занимается нарративной составляющей. Мне нужен был некий теоретический пласт, на который я могла бы опираться, чтобы самообучение было более эффективным. В интернете куча бесплатной информации — это верно, но она абсолютно не структурирована.
Новичку было совершенно непонятно, в какую сторону копать. Я кидалась везде и в итоге не могла применить. Даже собственная игра не дала полного понимания о том, как должен проходить процесс создания сюжета, с помощью каких инструментов он будет внедряться в игру. После того, что я услышала от Маши, мне стало намного проще ориентироваться в процессе создания сюжета, нарративных элементов и самой игры в целом. Конечно, рано или поздно все это пришло бы ко мне с опытом, но и времени отняло бы значительно больше.
Что понравилось
Есть четкая программа, сразу понятно, что будут давать. По каждому пункту:
● детальный разбор нескольких источников. Например, на персонажке разбирали Джона Труби (известный американский сценарист, автор книги «Анатомия Истории» — прим.редакции) и Александра Молчанова (отечественный сценарист, автор книг «Букварь сценариста» и «Сценарист №1»). По каждому пункту можно задавать вопросы, плюс упражнения на отработку и последующий разбор результатов.
● дается подборка источников по теме. Как Машины личные наработки, так и материалы из сети, подборка литературы, игры/фильмы/книги, которые стоит читать и на что нужно обратить внимание. Для меня-то все очень ценно, потому что нехило экономит время на подбор ресурсов и задает направление, в какую сторону копать. Мне дают определенные инструменты на выбор, которые я могу сочетать и перекраивать под себя.
Конечно, эти интенсивы стопроцентно не заменяют самообучение и личный опыт. Невозможно прослушав, сделать игру уровня Last of Us.
Но Маша, этого не обещала, по крайней мере, я таких обещаний от нее не слышала. Но они дали мне неплохую «базу», на которую можно опираться и углублять самостоятельно.
Что хотелось бы улучшить
Хотелось бы получать больше материала об интеграции сюжета в игру. Нарративные механики, подкрепление сюжета геймплеем, взаимодействие с артом и музыкой, вообще о взаимной работе с другими членами команды. Как нарратив проходит эти стадии. Это, наверное, уже больше про геймдизайн, но я верю в то, что он должен лежать в основе, иначе хорошей игры не будет. Это по итогам двух из трех интенсивов комплекса, третьего пока не было и без него, наверное, обо всем комплексе судить нельзя.
По поводу самих курсов пока ничего конкретного я сказать не могу: во-первых, они только начались (было две лекции), во-вторых, так как я шла за теорией, у меня нет доступа к практическому блоку, следовательно, этот аспект оценить не могу.
Резюмирую
Я шла на эти интенсивы не чтобы меня там научили делать суперкрутые игры «за два дня», а чтобы понять, какие основы нужны для того, чтобы дальше самостоятельно углубляться в профессию и получить некие базовые алгоритмы, которые можно перестроить под себя. По поводу применения, к сожалению, когда начались интенсивы, моя игра была готова уже процентов на 80. Что-то в ней я интуитивно делала, как рассказывала Маша, что-то делала от себя. Переворачивать все с ног на голову, чтобы применить эти материалы, я не стала, потому что это не только мой труд. По материалам интенсивов я буду делать следующую игру, которую мы начнем разрабатывать после Нового года. К этому времени закончатся все курсы, можно будет пользоваться информацией в полном объеме и будет понятно, что к чему и почему.