Как создать идеальную игру по «Игре престолов»

И почему она уже существует.

У «Игры престолов» и «Песни Льда и Пламени» не складывается с игровыми адаптациями. Любимцами широкой публики не стало ни одно из двух произведений французской Cyanide, до этого занимавшейся только спортивными симуляторами. Не стала им, по большому счету, и недавняя Game of Thrones от Telltale.

Game of Thrones от Telltale
Game of Thrones от Telltale

Game of Thrones: Genesis хвалили за оригинальную для RTS систему дипломатии, но ругали за запутанный и, в целом, не слишком увлекательный геймплей.

RPG Game of Thrones запомнилась неожиданно глубоким и интересным сюжетом, но отпугнула многих игроков однообразной боевой системой и посредственной технической реализацией.

Ну а одноимённой игре от Telltale, на мой взгляд, просто не повезло выйти в тот самый момент, когда аудитория окончательно устала от игр о «судьбоносных решениях», в которых эти решения ни на что не влияют.

A Game of Thrones: Genesis (2011) от Cyanide Studio
A Game of Thrones: Genesis (2011) от Cyanide Studio

Все три игры потерпели творческую неудачу по разным причинам, однако, на мой взгляд, у всех трёх есть одна глобальная проблема — неправильно выбранный жанр. От игры по уже существующему произведению аудитория изначально ожидает определённого опыта — воплощения того, за что мы в своё время полюбили оригинал. Соответственно, для каждого произведения можно найти наиболее подходящий для его адаптации жанр.

Если вы делаете квест о Росомахе или пошаговую стратегию о Чужом, ваша игра, вероятно, обречена с самого начала, даже если вы не допустите ни единой ошибки в геймдизайне. Если я играю в игру о Росомахе, я хочу разрывать врагов когтями; если о Чужом, то я хочу прятаться и паниковать. Чем я хочу заниматься, играя в произведение по «Игре Престолов»? Совершенно точно не обводить юнитов рамочкой и не убивать толпы врагов, вовремя прожимая кнопки нужных способностей.

Как создать идеальную игру по «Игре престолов»

«Игра престолов» — это совершенно точно не RTS наподобие Warcraft, и упор на шпионаж и дипломатию тут делу не поможет. Это и не классическая RPG — несмотря на то, что некоторые персонажи «Песни Льда и Пламени» в течение долгого времени путешествуют, сражаясь с подвернувшимися по дороге противниками, а некоторые даже зримо «прокачиваются».

Мы (по крайней мере, я) полюбили серию книг Джоджа Мартина, а затем и сериал HBO не за это — иначе «Игра престолов» никогда не достигла бы такой популярности, затерявшись на книжной полке среди многочисленных романов Роберта Сальваторе, под завязку набитых изобретательным фэнтези-экшном.

Game of Thrones (2012) от Cyanide Studio
Game of Thrones (2012) от Cyanide Studio

Почему «Игра престолов» — это не «игра от Telltale»? Теоретически, жанр почти что идеально подходит, и именно поэтому я немедленно приобрел Game of Thrones, забыв о своем скепсисе по отношению к этой студии. И сделал это зря: отсутствие настоящей, а не мнимой вариативности, в свое время испортившее мне впечатление от увлекательного The Wolf Among Us, погубило и Game of Thrones.

Мне предложили играть за никому не известное семейство, изначально неспособное ничего изменить в мире сериала (события происходят между третьим и пятым сезонами), и толком не дают ни на что повлиять даже в рамках их малозначительной для вселенной истории. «Игра престолов» — это не игра от Telltale, а игра от Telltale нашей мечты — она с настоящей вариативностью и возможностью повлиять на сюжет.

Game of Thrones (2014) от Telltale Games
Game of Thrones (2014) от Telltale Games

«Песнь Льда и Пламени», как и «Игра престолов» HBO, именно об этом — о влиянии на сюжет. Читателям и зрителям интересно не только то, погибнет или останется в живых очередной персонаж. Им интересно, кто будет сидеть на Железном троне и как долго он продержится, кто кого переиграет, какие лорды вступят в войну, под чьими знамёнами и из-за каких причин. Я не хочу играть за упомянутое Мартином в одной единственной строчке семейство Форрестеров, довольствуясь чередой камео от значимых персонажей. Я не очень хочу играть за командира отряда наёмников, потихоньку пробивающегося с низов (как в Clash of Kings, популярном моде к Mount & Blade).

Я хочу играть за Тайвина, за Станниса, за Дейенерис; я хочу менять политический ландшафт Вестероса. Если Telltale заставляет меня играть за незначительного персонажа, я хочу, по крайней мере, иметь возможность в нужный момент перерезать своему сюзерену горло и не быть при этом скованным «каноничными» событиями оригинала.

Сюжетная игра, события которой происходят на фоне истории Мартина без возможности в неё вмешаться — не для меня. Game of Thrones от Telltale, как и Game of Thrones от Cyanide, могут быть неплохими играми, но сама их суть никогда не сможет заставить меня почувствовать, что я играю в ту самую игру престолов (с маленькой буквы), в которой «либо побеждают, либо умирают», а именно этого чувства я и жду от интерактивной версии «Песни Льда и Пламени».

Как создать идеальную игру по «Игре престолов»

Итак, предположим, что создана качественная сюжетная игра о Тирионе или Роббе Старке с миллионом вариантов развития событий; в ней можно плести интриги и существенно влиять на историю Семи Королевств. Будет ли эта игра идеальной адаптацией «Игры престолов»? Нет. Такую игру я бы мог назвать замечательной, но не мог бы назвать идеальной — потому что у нас уже есть кое-что получше.

Чтобы поверить в то, что в нашем мире может существовать что-то лучше воображаемой игры без недостатков, вам нужно вспомнить о том, что делает «Игру престолов» такой, как она есть; о той отличительной черте, за которую читатели всего мира полюбили «Песнь Льда и Пламени».

Как создать идеальную игру по «Игре престолов»

«Игра престолов» — это захватывающая история, из которой, кажется, пропал сценарист: умные поступки ведут к хорошим последствиям, глупые — к плохим; жестоких негодяев не обязательно настигает справедливое возмездие, а благородные любимцы публики не могут рассчитывать на «богов из машин» или «рояли в кустах» — все они равны перед собственными просчетами или роковой случайностью.

Во многом именно эта особенность и обеспечила популярность книгам, а затем и сериалам. Именно поэтому чудесные спасения героев «в последний момент», к которым давно привыкли зрители блокбастеров или читатели «классического» фэнтези, приводят в такой гнев зрителей седьмого сезона «Игры престолов». Джорджу Мартину удавалось разрушать ожидания читателей, отказавшись «разрушать» их ожидания предсказуемым образом.

Как выяснилось, отсутствие искусственных «драматичных моментов», может привести к еще большему драматизму — вымышленный сюжет воспринимается острее из-за иллюзии того, что все карты на столе, а события разворачиваются так, как разворачиваются, исключительно по объективным причинам, а вовсе не из-за желания автора сделать нам приятно.

Как создать идеальную игру по «Игре престолов»

Вероятно, вы уже поняли, к чему я веду. Лучшей игровой адаптацией «Игры престолов» станет не сюжетная игра, а система, в которой карты действительно будут на столе, а происходящее действительно будет зависеть только от ваших действий и щепотки случайности.

Мы начертим границы королевств, населим их лордами, наделим каждого индивидуальностью, целями и инструментами для достижения этих целей, а затем снимем игру с паузы и будем наблюдать, что эти «пауки в банке» сотворят друг с другом. Конечно, мы можем найти очень талантливого сценариста, и он напишет нам один очень хороший сценарий в духе Мартина, но система потенциально даст нам бесконечное количество драматичных сюжетов.

Как создать идеальную игру по «Игре престолов»

Проблема любых потенциальных разработчиков проектов по «Игре престолов» заключается в том, что идеальное игровое воплощение у этого произведения уже существует. Это A Game of Thrones — фанатская модификация к игре Crusader Kings II, уникальной помеси ролевой игры и стратегии от знаменитой компании Paradox Interactive.

Здесь правит бал та самая «мартиновская» атмосфера — всего пара ошибок в «игре», и вот вам уже отрубили голову, а ваше дело продолжает совершенно не готовый к этому наследник. И если кто-то задастся целью создать идеальную игру по «Игре престолов», ему придётся для начала воссоздать Crusader Kings II, а затем попытаться её улучшить.

Мод A Game of Thrones для Crusader Kings II
Мод A Game of Thrones для Crusader Kings II

Если вы играли в Crusader Kings II, возможно, вы скажете, что я преувеличиваю. Эта игра — действительно уникальный и увлекательный симулятор средневекового правителя с интригами, предательствами, эпическими сражениями и богатыми возможностями для отыгрыша роли, но сюжетов уровня «Песни Льда и Пламени» она не создает. А я отвечу: как ни странно, их создает мод.

Всё дело в том, что средневековые Франция, Англия или Византийская империя знакомы большинству из нас гораздо хуже, чем Вестерос. Большинство из действующих лиц, принимавших участие в дележе власти в средневековой Европе, для нас просто незнакомцы: за редкими исключениями, мы никогда не видели их на экране, а если и видели, то были уверены, что это были именно Ричард Львиное Сердце или Анна Болейн из реальной жизни.

Мы никогда не интересовались, какими они были людьми, а если интересовались, то у нас не было возможности узнать это наверняка. Персонажей «Игры престолов» мы знаем, как облупленных — мне плевать на Филиппа Красивого, но я хочу отрубить голову Джоффри; мне плевать на безликих рыцарей из Crusader Kings, но я радуюсь, когда мой персонаж встречается на дуэли с Псом; в оригинальной игре мне плевать, кто конкретно присоединится к моему заговору, но я довольно усмехаюсь, когда это делает Варис.

Как создать идеальную игру по «Игре престолов»

Небольшой пример из игрового опыта: в моей версии истории Вестероса Дорн всё-таки вступил в войну Пяти королей, но уже после того, как основные претенденты на Железный трон были убиты, а армии сторон уменьшились в размерах в полтора-два раза. Армия Дорна под личным руководством принца Дорана Мартелла (ваш покорный слуга) совершила марш-бросок по разоренным войной Штормовым землям, планируя взять штурмом Королевскую гавань и захватить в плен короля Джоффри.

Победа в войне слишком усилила бы короля и Ланнистеров, что было невыгодно Дорну, плюс королевские войска, по моим расчётам, сражались со Старками далеко на Севере, так что принцу предоставлялся редкий шанс захватить столицу и диктовать оттуда свои условия. Но, помимо политической, была и личная причина — как известно, по приказу Тайвина Ланнистера была убита Элия Мартелл, любимая сестра Дорана, и я предполагал, что, если заставлю Тайвина в одночасье лишиться детей и внуков, то сделаю приятно моему игровому альтер-эго (то есть Дорану).

Однако план сорвался — на подходе к столице дорнийцев атаковала внушительных размеров армия Ланнистеров, до этого разбившая войска Давоса Сиворта, верные самопровозглашенной королеве Ширен Баратеон. Дорнийцы были разбиты — Григор Клиган по прозвищу «Гора» оказался в опасной близости к ставке Дорана и явно собирался разрубить калеку на куски; к счастью, в этом походе правителя Дорна сопровождал знаменитый фехтовальщик принц Оберин, который немедленно бросился на помощь брату и пронзил великана копьем.

Как создать идеальную игру по «Игре престолов»

Если бы я играл в оригинальную Crusader Kings II, то на этом моменте, вероятно, вышел бы из игры — я проиграл важнейшую битву, в которой на кон было поставлено все. Но тут я был доволен — представлял, как выжившие после битвы Доран и Оберин поднимают бокалы: Григор Клиган, убийца их сестры, был мёртв; причём месть совершилась самым достойным из возможных способов — Оберин убил его в честном бою.

Джордж Мартин создал несколько десятков замечательных персонажей, к которым легко испытывать симпатию или ненависть, а авторы Crusader Kings II и модификации к ней подарили мне систему, которая способна обеспечивать меня захватывающими сюжетами с их участием — при небольшом участии воображения.

Как создать идеальную игру по «Игре престолов»

При этом персонажи, управляемые ИИ, ведут себя достаточно логично и на удивление сильно напоминают своих собратьев из книг и сериала — мудрые правители, вроде того же Тайвина, вряд ли доведут вассалов до восстания; знаменитые воины, вроде Станниса Баратеона, обязательно встретятся вам в авангарде армии; интриганы, вроде Петира Бейлиша, однажды непременно отравят или похитят кого-нибудь, а незаменимый Варис наверняка останется в Малом совете при любом короле.

Это обусловлено простейшим алгоритмом: персонажи с высоким показателем «интриги» будут плести заговоры, а обладатели выдающегося «военного искусства» получат посты командиров армий. Но если в оригинальной Crusader Kings II это выглядит как обычная игровая механика, то здесь создается ощущение, что разработчики мода магическим образом наделили ИИ характерами героев Мартина. Каждый персонаж заботливо снабжён ссылкой на вики по «Песни Льда и Пламени» — ведь приятно узнать, что взятый вами в плен полководец упоминался в «Пире стервятников» и даже произнёс несколько реплик.

За местные версии Оберина или Робба Старка я переживаю не меньше, чем за их собратьев из другой, «настоящей» вселенной. На мой взгляд, такой эффект достигается из-за того, что за годы ожидания новых сезонов (или новых книг), размышлений и построения теорий я привык думать о будущем этих героев как о чём-то вариативном. В отличие от тех же исторических персонажей: мы знаем, как закончит Карл Великий, и нам трудно заставить себя сопереживать ему, как если бы он мог в любой момент погибнуть или потерять все.

Как создать идеальную игру по «Игре престолов»

То же и с политическим ландшафтом. Однажды я бросил очень удачную игру в Crusader Kings II после того, как мой персонаж объединил практически всю западную Европу в монструозную империю «Арагон». У меня возникло чувство, что это как-то неправильно и неестественно — гигантские вымышленные империи в игре, в которой делается такой упор на историю и реализм.

В последующих играх я сознательно ограничивал свои амбиции, чтобы не делать историю слишком уж альтернативной, при этом чувствовал я себя довольно глупо. В Вестеросе меня не сдерживает ничто — как уже было сказано, я привык относиться к его истории как к чему-то вариативному; если же кого-то смущает вселенная, в которой Дейенерис подхватила серую хворь и умерла еще до начала Войны Пяти Королей, он всегда может начать играть с «текущего» момента развития событий, вслед за которым — манящая неизвестность, которая невозможна ни в одной игре о реальной истории. Ни одна из возможных в Crusader Kings II: A Game of Thrones версий развития событий не будет достаточно глупой, чтобы это мешало её серьёзно воспринимать.

Как создать идеальную игру по «Игре престолов»

Автор портала Fanside однажды назвал этот мод «слишком хорошим, чтобы быть правдой», и я склонен с ним согласиться. Я бы мог ещё долго перечислять достоинства A Game of Thrones (как по сравнению с оригинальной игрой, так и в отрыве от неё).

Вместо этого я подведу достаточно очевидные итоги: для того, чтобы создать идеальную игру по существующему произведению, нужно всего лишь разобраться, за какие сильные стороны его любят. Взять основу, наиболее подходящую для того, чтобы эти сильные стороны реализовать (а не пытаться загнать его в чуждые ему рамки «классических» жанров), и доверить это дело людям, по-настоящему влюбленным в это произведение. Как определить, что они влюблены в него по-настоящему? Опыт Crusader Kings II: A Game of Thrones подсказывает ответ: вероятно, они будут согласны работать бесплатно.

Как создать идеальную игру по «Игре престолов»

Судя по слухам, скоро к посредственной стратегии, посредственной ролевой игре и посредственной «игре от Telltale», о которых я говорил в начале, возможно добавится «игра от Bethesda», которая совершенно не обязательно будет посредственной.

Эта адаптация, вероятно, продастся куда лучше предыдущих, и я точно буду в числе первых покупателей: мне уже сейчас не терпится прогуляться по тщательно воссозданной Королевской гавани или сразиться с белыми ходоками. Но даже самому талантливому «Скайриму в Вестеросе» не стать игровым воплощением «Игры престолов». Это будет просто «Скайрим в Вестеросе».

6161
40 комментариев

Комментарий недоступен

20

Когда ещё только начал читать статью, стало понятно, о чём идёт речь.
И действительно, игра по ПЛИО должна быть исключительно такой. Трудно данный мод назвать идеальным — всё-таки при всех возможностях CK2, создаётся ощущение, что их недостаточно, чтобы отыграть именно так, как хочется: очень не хватает ещё большей вариативности в интригах, той самой Игры Престолов.
Но играть в любом случае увлекательно и, действительно, местами увлекательнее, чем оригинальная игра.

7

Это должно восполнятся текстовыми квестами

Идеальную игру по престолам давно сделали. Если деньги есть и друзья- покупайте настольную Игру престолов.
Если денег мало и друзья это сычи в скайпе-покупайте в стиме tabletop simulator.
Одна партия даст больше ощущений, чем сотни часов в РПГ вашей мечты по этой вселенной

6

Когда я играл в CK2 года 3 назад, игра уже плотно ассоциировалась у меня с "Игрой престолов." Главное, воображение подключать.
CK2 классные истории создает. Паутина отношений персонажей очень затягивает.
Например, начинаешь играть за какого-нибудь бездетного графа. Находишь себе жену при дворе короля. В нее влюблен герцог - твой сюзерен - но ты об этом не знаешь. Герцог пытается отравить тебя, но твой ближайший советник раскрывает это, что приводит к октрытой вражде с герцогом. При этом вы вынуждены вместе пировать на праздниках у короля, и за столом может возникнуть конфликт. Ты начинаешь плести интриги против герцога, переманивая на свою сторону других графов с помощью самых разнообразных способов...
(проходит 10 игровых лет)
...ты - король Польши. Ты добился цели, твои подданные уважают и любят тебя. Но оказывается, что нет - все это время 'эти скоты плели интриги против тебя. Через пару лет вспыхивает мятеж, который охватывает почти всю страну, за исключением пары графств. Ты проигрываешь генеральное сражение, в котором погибает один из твоих двух сыновей, а сам ты оказываешься в темнице. Вся надежда на второго сына как на законного наследника и последнего продолжателя твоего рода. Но он умирает от чумы... GG

И это лишь крайне малая часть того, что происходит в CK2. Единственное, иногда может быть скучно из-за того, что не можешь найти достойную и удобную жизненную цель для своего персонажа. Тогда придется заниматься средневековой рутиной :)

6

Было бы кстати интересно узнать что произошло с основными персами этого мира(Ширен Баратеон-"королева"-звучит интересно)

1

Состояние на текущий момент: шестнадцатилетняя Ширен была схвачена и казнена по приказу короля Томмена. Тайвин убит в бою песчаной змейкой Обарой Сэнд (план мести полностью выполнен). Объединенные силы Старков и Мартеллов захватили-таки Королевскую гавань - Север, Дорн и примкнувший к ним и воспользовавшийся ситуацией Простор (Тиреллы) объявили о независимости. Формально остающийся королем Томмен, как и большинство его родственников, содержатся в плену у Робба в Винтерфелле; остатками Семи Королевств, все еще подчиняющихся юрисдикции Железного трона правит бывший регентом при Томмене лорд Ренфред Риккер, бывший знаменосец Рэндилла Тарли (как он прорвался к вершинам власти - загадка, и он явно не по душе Варису). Серсея скрылась и явно что-то замышляет. Джон Сноу на стене, Дейенерис путешествует по Эссосу.

PS: специально для этого комментария решил узнать, что случилось с Мизинцем, и выяснил, что несколько лет назад его за что-то судили (за раскрытый заговор, вероятно), и он был убит никем иным, как Варисом, в результате суда поединком. Так я выяснил, что Варис в этой версии переквалифицировался в боевые командиры и был назначен командующим Драконьих ворот, при этом продолжая занимать должность Мастера над законами. Удивительно талантливый человек.

4