Крах империи: гражданская война в Battlefield 1

Изучаем историческую основу дополнения «Во имя Царя».

Battlefield 1 не очень-то хорошо показывает, в каком состоянии находилось общество в период Великой войны, да и «очерки» в одиночной кампании описывают лишь бойцов западной Антанты. А кризис назревал невероятный.

Немцы стремительно беднели и теряли цвет своей нации, Австро-Венгрия рвалась в клочья из-за противоречий между населявшими её народами, а простой русский люд устал от некомпетентной царской власти, занятой в первую очередь глупыми авантюрами. Все эти страны страдали от вырождения управленцев и бессмысленной бюрократии, а тут ещё долгая, мучительная война, высасывающая все соки из людей.

Неудивительно, что под конец войны четыре империи рухнули под собственным весом. In the Name of the Tsar («Во имя Царя») покажет именно это – как гибнет Российская империя.

Закат монархии

Первая Мировая война – конфликт, в котором симпатизировать было некому. Пусть формально агрессором была Австро-Венгрия, но даже без её трагедии с убитым эрцгерцогом война всё равно началась бы. Европу разделили меж собой шесть империй, накопивших за сотни лет бездну противоречий.

Крах империи: гражданская война в Battlefield 1

Когда речь заходит о Гражданской войне в России, ставшей едва ли не «продолжением банкета» после Великой войны, то люди в своих оценках руководствуются прежде всего личными симпатиями. Кому-то ближе идеалы марксизма, кто-то сочувствует белому движению с его налётом аристократии, но в сущности с обеих сторон воевали палачи.

Армия Российской империи в 1916 году была едва ли не самой могучей армией в Европе. Отчасти из-за этого боевые действия на восточном фронте Первой мировой не деградировали в окопные заседания с взаимным круглосуточным артобстрелом. Здесь, на стыке между Германской и Российской империями, фронт постоянно смещался то в одну, то в другую сторону.

«Кровавое воскресенье» — так называют роковой день 9 января 1905 года, когда рабочие нескольких заводов пошли с петицией к Зимнему дворцу
«Кровавое воскресенье» — так называют роковой день 9 января 1905 года, когда рабочие нескольких заводов пошли с петицией к Зимнему дворцу

Россия дрогнула первой. Ещё в 1905 году случилась Первая русская революция, начавшаяся с «Кровавого воскресенья»: толпа людей понесла царю челобитную, а власти приказали её расстрелять. Общество требовало перемен и к октябрю после множества забастовок по всей стране добилось уступок – первой в истории России конституции и создания Государственной Думы. Правда, от структурных проблем империя так и не смогла избавиться. Именно они привели к поражению в русско-японской войне, они же отчасти позволили ввязаться в Первую мировую.

Призрак бродит по Европе

Затянувшийся конфликт быстро истощал все воюющие страны, но и без того измученной Российской империи стало худо раньше всех. Уже в 1917 году фронт рассыпался на глазах.

Для Петрограда народные волнения стали нормой, что отмечали даже участники конференции Антанты, проходившей в городе на Неве: власть была не в силах контролировать людские массы, все ресурсы уходили на фронт (разве что с призывники массово уклонялись от службы, а тех, кого поймали, так плохо учили бою, что их приходилось заново тренировать на фронте). После этого в стране начался голод. Не было такой сферы жизни, которая не сигнализировала бы о глубоком кризисе в стране.

Бастуют работницы Путилковского — крупнейшего артиллерийского завода страны. Вот-вот забастовки сольются и перерастут в революцию
Бастуют работницы Путилковского — крупнейшего артиллерийского завода страны. Вот-вот забастовки сольются и перерастут в революцию

Поэтому в феврале 1917 года Петроград взбунтовался: несколько демонстраций фабричных рабочих слились в одну, к ним присоединились некоторые подразделения солдат и казаков. Николай II отрёкся от престола, и править страной стало слабое Временное правительство. Оно протянуло до октября того же года — его свергли большевики с Лениным во главе.

Путём экспроприаций, погромов и запретов коммунисты обезопасили себя от такого же мятежа. А после грабежей поместий и раздачи земель крестьянам на их сторону перешло самое крупное и важное сословие в России. В марте 1918 года новое Советское правительство заключило сепаратный мир с Германией и её союзниками — очень невыгодный, однако такой ход с радостью встретили не желавшие идти на войну гарнизоны российских городов.

После заключения поспешного Брестского мира Российская империя лишилась Польши, Прибалтики, Украины и Белоруссии. Позднее СССР вернул себе две последних области.
После заключения поспешного Брестского мира Российская империя лишилась Польши, Прибалтики, Украины и Белоруссии. Позднее СССР вернул себе две последних области.

И теми же действиями, а кроме того – развалом армии, откатом демократических перемен и своей идеологией Советы отвратили от себя огромное количество людей. Они-то и сформировали белое движение, зародившееся сразу во множестве областей России. В стране почти одновременно формировались две добровольческие армии: Красная армия, вбиравшая в себя рабочих и крестьян, и Белая армия, куда записывались офицеры, кадеты, студенты, интеллигенты и крестьяне, не согласные с политикой «красных».

Чем это закончилось, вы и так знаете. Красная армия изначально находилась в выгодной позиции, да и её руководство было куда лучше централизовано, а участники разношёрстной Белой армии не находили общего языка, и в результате были отброшены за Урал, а потом безжалостно добиты.

Советская власть быстро установилась в самых густонаселённых, плодородных и промышленных краях
Советская власть быстро установилась в самых густонаселённых, плодородных и промышленных краях

Если вам обидно за этот исторический факт, In the Name of the Tsar позволит совершить локальный реванш.

Восточный фронт

Второе дополнение к Battlefield 1 позволит не только воевать на восточном фронте против немцев и австрияков (или наоборот, против русских), но и принять участие в кровопролитии Гражданской войны. Решение неожиданное и, скорее, удачное, ведь возможности поиграть за белогвардейца не было давно.

Собор в центре карты «Царицын» очень похож на Морской Никольский собор в Кронштадте, хотя на его месте явно должен стоять Александро-Невский собор, взорванный в тридцатые годы
Собор в центре карты «Царицын» очень похож на Морской Никольский собор в Кронштадте, хотя на его месте явно должен стоять Александро-Невский собор, взорванный в тридцатые годы

Из новых карт две посвящено Гражданской войне. Одна из них изображает битву за город Царицын, который в будущем переименуют в Волгоград, а затем – в Сталинград и обратно. Борьба за город не прекращалась в течение 1918-1919 годов. Царицын, побывав в руках и «белых», и «красных», в итоге отошёл последним.

Так отчаянно бились за Царицын из-за его положения: город находится на пересечении нескольких транспортных путей, что позволяет контролировать поставки военных припасов. По этой же причине Сталинград был так важен для нацистов во время Второй мировой войны. Войска «белых» рассчитывали с помощью захвата города объединить фронты с союзниками – восставшими против советской власти казаками.

Второе место не связано с конкретным полем битвы – карта «Река Волга» показывает битву красных и белых за могучую водную артерию. Большевики удерживали Волгу вплоть до Каспийского моря, чем мешали объединиться армиям Деникина и Колчака. Странно, что DICE выбрали именно это место — оно дублирует Царицын.

Крах империи: гражданская война в Battlefield 1

Если же рассматривать карты, посвящённые Первой мировой, то здесь русской армии оказана большая честь. Две карты из четырёх связаны с Брусиловским прорывом – операцией с самыми большими потерями за всю войну и самую успешную для Российской империи. Настолько, что всю операцию назвали в честь её руководителя генерала Брусилова, хотя по традиции названия опирались на территорию, а не имена полководцев. Карту «Крепость Брусилова» разработчики назвали в честь него же, хотя на ней нет ни крепости, ни самого генерала.

По сути это деревушка, разделённая рекой, и лежащая у склона одной из Карпатских гор. Название речки – Берчеза – отсылает к одноимённой реке в Румынии: вероятно, и сам посёлок задуман разработчиками как румынский. Хотя надпись «МАНУФАКТУРА» на одном из зданий тогда не совсем к месту.

Здесь опасны не только враги, но и высота — неосторожный шаг быстро отправит на респаун
Здесь опасны не только враги, но и высота — неосторожный шаг быстро отправит на респаун

«Галиция» — ещё один из этапов Брусиловского прорыва. Сейчас эта область находится в составе Украины, а во время Первой мировой оставалась частью Австро-Венгрии. И была дважды захвачена российскими войсками, причём после первого раза из Галиции увезли всех мужчин призывного возраста, чтобы после сдачи области врагу тот не смог завербовать местных.

Карта «Перевал Лупковский» относится к другому историческому периоду. В ноябре 1914 года Россия, едва успевшая перевести экономику на военные рельсы, в ходе Варшавской операции чуть не вывела из игры всю Австро-Венгрию, которую потом выручала Германская империя. После этого престиж империи Габсбургов пошатнулся, и страна угодила в зависимость от Германии, что лишь ускорило её падение.

Лупков – это старинная деревня, возле которой находился важнейший перевал, разделявший Польшу и Словакию, а под перевалом до сих пор проходит тоннель, которому не поздоровилось как в Первой, так и во Второй мировой войне. Лупков – лишь один из этапов того удачного наступления, под руководством, кстати, тоже Брусилова. Видимо, разработчикам Battlefield 1 он был интересен как шанс показать жестокую горную войну на склонах Карпат.

Крах империи: гражданская война в Battlefield 1

А вот «Альбион» (в честь немецкой операции «Альбион») – памятник неудаче Балтийского флота. В октябре 1917 года, когда Россию уже лихорадило третьей, Октябрьской революцией, немецкий флот попытался овладеть островом у берегов Эстонии, от которого рукой подать до Петрограда. Ни островной гарнизон, ни корабли не смогли защитить архипелаг. Кайзеровские суда расчистили фарватер и, регулярно садясь на мель, всё-таки отбросили Балтийский флот и добрались до острова. Высадке и посвящена карта «Альбион»: здесь нужно захватить (или защитить) береговую батарею исполинских орудий. В реальности их захват прошёл гладко и почти без сопротивления гарнизона. В игре же батарея так легко не сдастся.

Небесный поезд

Приятно видеть в игре первый настоящий бомбардировщик «Илья Муромец». До него пилоты аэропланов либо вели огонь из личного оружия, высовываясь из кабины, либо закидывали врага гранатами и проклятиями. Самые остроумные высыпали вниз флэшетты — заточенные металлические стержни.

«Илья Муромец» — совсем другое дело. В сущности, это был тесный летающий купейный вагон на нескольких человек. В экипаж входило от пяти до восьми человек: один управлял самолётом, а остальные сбросывали бомбы с внешних подвесок (ещё одно изобретение) и стреляли из пулемётов, коих могло быть аж 8 штук.

Четыре мотора — отличная находка для большого аэроплана: в будущем это стало стандартом для стратегических бомбардировщиков
Четыре мотора — отличная находка для большого аэроплана: в будущем это стало стандартом для стратегических бомбардировщиков

Правда, урон «Ильи Муромцы» наносили небольшой, и зачастую ломались, не долетая до вражеских позиций. В игре на такие мелочи закрыли глаза. На борт помещаются всего лишь три человека – пилот и два стрелка. По габаритам он явно меньше своего реального собрата.

А вот с танками у российских войск тогда было скверно. Копии прорывного «Рено» стали появляться ближе к концу войны, когда в стране своих проблем было навалом. Поэтому в арсенале русской армии появился забавный броневичок «Путилов-Гарфорд». Грузовик, который США поставляли в Российскую империю, на фронте превращали из тягловой силы в бронированное чудище. В Battlefield 1 на его корме так и написано – «Чудовище». Подобные прозвища давали каждой из машин, прямо как кораблям – такова была танковая традиция времён Великой войны.

Из-за массивной брони «гарфорды» ездили медленно (10 км/ч), но уверенно преодолевали бездорожье и грязь.
Из-за массивной брони «гарфорды» ездили медленно (10 км/ч), но уверенно преодолевали бездорожье и грязь.

Странный агрегат даже по меркам Первой Мировой, когда инженеры не боялись экспериментировать с расположением оружия. Два пулемёта по бокам машины – это традиционное дополнение, а вот главное башенное орудие в «Путилов-Гарфорде» не могло смотреть вперёд. Башне мешал корпус машины, ведь она – башня – находилась на корме. Поэтому броневик поворачивался к врагу задом и обстреливал его из пушки калибра 76,2 мм.

И хорошо, ведь в передней части располагалась кабина с мехводом, а прямо под его пятой точкой – мотор и бензобак. С таким взрывоопасным «рылом» лучше не подставляться под вражеский огонь. То ли дело бронированная корма с торчащим из неё орудием! Так и катались «гарфорды» — водители не отрывали глаз от зеркал заднего вида. И отчаянно требовали перенести место водителя в заднюю часть машины.

«… и пробивает метр кирпича»

В Battlefield 1 винтовками со скользящим затвором вооружены снайперы — вопреки реальности, ведь этот тип оружия был самым массовым. Так или иначе, арсенал снайперов пополнился легендарной винтовкой Мосина, названная в игре винтовкой Мосина-Нагана. Справедливое название, ведь в 1891 году, когда императорская армия перевооружалась, штаб выбрал две выдающиеся конструкции: бельгийца Леона Нагана и капитана Сергея Мосина.

«Трёхлинейка» была достаточно проста и прочна, чтобы вчерашние крестьяне не смогли её сломать
«Трёхлинейка» была достаточно проста и прочна, чтобы вчерашние крестьяне не смогли её сломать

Знаменитая «трёхлинейка» (винтовкой Мосина её назвали гораздо позже) объединила в себе исключительную простоту конструкции и магазинную подачу патронов, что ускоряло стрельбу. Это была одна из самых массовых винтовок в истории России – почти 40 миллионов штук выпустили с заводов Российской империи, а потом и Советского Союза. Даже сейчас «трёхлинейки» можно встретить в армиях стран третьего мира или в охранных структурах.

Кроме того, в игре есть обрезанный вариант «трёхлинейки» — такой и вправду применяли, но уже во время Второй Мировой войны.

Этот огрызок прозвали «кулацким обрезом»
Этот огрызок прозвали «кулацким обрезом»

Другое чудо русской инженерной мысли – автомат Фёдорова. И это самый настоящий прототип автоматической винтовки. Правда, в ходе Первой мировой и ранее было выпущено всего две сотни штук, но это куда проще притянуть к реальности, чем Хельригель 1915, вообще не ушедший в серийное производства.

Винтовка – не единственное детище Леона Нагана и его брата Эмиля, появившееся в In the Name of the Tsar. Конечно же, в игру попадёт и револьвер системы Нагана, который сделал фамилию бельгийского оружейника именем нарицательным.

Чем-то особенным этот револьвер не отличался: то был вполне заурядный револьвер, с возможностью переключаться между ручным взводом и самовзводом (последнего не было у солдатских моделей, что в игре, конечно, проигнорируется), а также дверцей, позволяющей перезаряжать барабан, не вынимая его из револьвера. Опять же – в игре такой метод мы вряд ли увидим, ведь перезарядка семи патронов по одному займёт слишком много времени.

Внешне солдатский «наган» мало отличался от офицерского, но требовал ручного взвода курка после каждого выстрела
Внешне солдатский «наган» мало отличался от офицерского, но требовал ручного взвода курка после каждого выстрела

Наконец, самое экзотическое оружие выдали классу кавалеристов в Battlefield 1 – копьё! А если соблюдать терминологию – пику. Такими вооружалась конница многих стран, а отечественные всадники носили их аж до 1941 года. Рассказывать о пике нечего: это архаичное оружие, мало изменившееся со времён первых варварских королей. С ним в руках всадник наносит мощные, как правило – убийственные удары на полном скаку. В игре пика работает на манер штыковой атаки, только верхом, а не на своих двоих.

Жаль, что некоторым эпичным моментам на восточном фронте в DICE так и не уделили внимания. Крепость Осовец, великое отступление 1915 года, что уж говорить про вторжение армий Центральных держав и Антанты, которое началось после Октябрьской революции – в тех сражениях можно было бы, не греша против истории, столкнуть друг с другом вообще любые армии. Кто знает – может быть, такая мясорубка появится в DLC Apocalypse, которое ожидается последним?

4848
79 комментариев

жду Поклонскую со всей ее свитой в комментариях после слов: "а простой русский люд устал от некомпетентной царской власти".

9

"Подобная карта" — иллюстрация художника Кита Томпсона к серии "Левиафан" Скотта Вестерфельда, к реальной пропаганде того времени она отношения не имеет.

6

Спасибо за внимательность, исправили.

Странно, что не упомянут феномен ПМВ и Восточного фронта в частности -- братания. Такие события являются отличным показателем усталости народа от войны.
Ну а так -- не упомянуты причины победы красных (простыми запретительными мерами дело не может ограничиваться -- см Временное правительство), нет слов о дикой неоднородности белых, нет интересных "зеленых" и националистических сил.
По гражданке можно такую игру сделать, что перипитии игры престолов и проработанность Crusaders Kings померкнут. Жаль, что эта тема в основном интересна русским, а геймдев у нас известно какой.

4

Согласен, очень бы хотелось такое увидеть. Стратегия по гражданке, кстати, есть, но, к сожалению, одна-единственная и не без недостатков: http://store.steampowered.com/app/374380/Revolution_Under_Siege_Gold/

Статью писал антисоветчик , а следственно русофоб и монархист , однобоко смотрящий на историю и подтверждающий истину о журналистах , которые в подавляющем большинстве полные профаны в научных дисциплинах .

2

Где вы здесь антисоветчину увидели, написано очень нейтрально, что хорошо. Такое себе порой профессиональные историки не позволяют, срываясь на эмоции, хотя это одна из самых важных черт данной профессии.

14