Панельки-вайб: бетонная меланхолия постсоветского пространства

Панельки-вайб: бетонная меланхолия постсоветского пространства

Когда я прохожу мимо этих серых громадин, невольно ощущаю странное тепло. Панельные дома, или «панельки», как мы их ласково называем, стали неотъемлемой частью нашего культурного ландшафта. Их история уходит корнями в послевоенные годы, когда страна стремительно восстанавливалась и нуждалась в быстром и массовом жилье. Первые экспериментальные каркасно-панельные дома появились в Москве в 1948 году, а уже в 1950 году в Магнитогорске был построен первый бескаркасный крупнопанельный дом СССР.

Панельки-вайб: бетонная меланхолия постсоветского пространства

Серые гиганты эпохи дефицита

В 60‑х годах, когда жильё было роскошью, СССР решил проблему молниеносно: начали возводить панельные дома по конвейерной схеме. Да, эстетика оставляла желать лучшего, борьба с архитектурными излишествами и все такое, но в этой утилитарности родилась своя особая, ламповая атмосфера, от которой невозможно оторваться.

Панельки-вайб: бетонная меланхолия постсоветского пространства

Панельки стали культурным кодом

Панельки одинаковы, как пиксели на экране старого телевизора, но именно в их однотипности — сила. Они стали фоном для детства миллионов: дворовые качели, запах сирени из подъезда, бабушкины шторы на пятом этаже. В этом контрасте между внешней мрачностью и внутренним теплом кроется особая «панельки-вайб» атмосфера, понятная только тем, кто вырос на постсоветском пространстве.Они рождались из мечт о лучшей жизни, становясь фоном для детских воспоминаний, встреч и первых шагов во взрослой жизни целых поколений.

Панельки-вайб: бетонная меланхолия постсоветского пространства

Постпанк как саундтрек к прогулкам по спальникам

Но почему сейчас эти дома вдруг вызывают странную ностальгию (хотя я даже не жил в них)? Возможно, дело в их честности. Они не притворяются дворцами — они просто есть, как есть: грубые, прямолинейные, без прикрас. Именно эту эстетику я слышу в современных русских постпанк-группах (тоже, кстати, похожих друг на друга, но все же каждая со своими фишками). Это музыка не пытается быть красивой — она настоящая. Как и сами панельки: их уродливость вдруг становится прекрасной, когда понимаешь, что за каждым окном — чья-то жизнь. История. Боль. Радость.

Панельки-вайб: бетонная меланхолия постсоветского пространства

P.S.

Эти дома — как старые кассеты с записью детских голосов: кажется, что они ничего не стоят, пока однажды не включишь их — и не услышишь эхо целой эпохи. А ещё — себя. Того, кто когда-то бежал по этим дворам, не замечая, что живёт внутри арт-объекта постсоветского сюрреализма.

Подписывайтесь на мой канал - Neko.Play.Panic() там побольше делюсь мыслями, интересными находками и новостями о всяком.

18
7
27 комментариев