Есть ли людской рок? Философское объяснение
Рок – комплексное переплетение судьбы и свободы воли, при которых конкретные решения, принятые нами, формируют наш путь в контексте великого мироздания.
Вас когда-нибудь посещали мысли о том, является ли вся ваша жизнь предопределенной или все же именно вы выбираете то, как распоряжаться своим будущим? Вопрос свободы воли и судьбы довольно давно интересует буквально всех, как философов, так и ученых. Сегодня мы пройдемся по основным философским идеям, касающихся концепции людского рока.
Аристотелевское учение о роке
Точка зрения Аристотеля, касающаяся рока, тесно связана с идеями о телеологии, причинности и предназначения. Согласно самому Стагириту, каждая вещь в мире природы имеет свою, особенную, цель и предназначение (данный концепт известен также как телеология - учение о причинности вещей). По мнению Аристотеля, чтобы понять суть любого объекта в полной мере, необходимо знать его “конечную причину”: непосредственный смысл существования данного объекта.
В своей “Никомаховой Этике” Аристотель пристально анализирует идею причинности самих людей – у нас, как у всего остального, тоже должно быть свое предназначение. Он утверждал, что eudaimonia (самый частый перевод – “процветание”, либо “счастье”) является высшим благом для людского рода, так как оно представляет собой результат реализации человеческого потенциала и добродетели. Таким образом, согласно Аристотелю, жизнь, наполненная смыслом и добродетелью – это именно то, чем людям суждено заниматься: таков людской рок.
Телеология играет важную роль в учении Аристотеля. Он верил, что все в природе имеет непреходящее назначение. Например, желудю суждено когда-то стать дубом. Данная упорядоченность подразумевает существование некоего предназначения, согласно которому существует и к которому, в конечном счете, стремится все на свете.
“Никомахова Этика” испещрена примерами, подтверждающими данную мысль: жить здраво – значит вести образ жизни сообразно с добродетелью и здравым смыслом. Например, если человек отважен, то и вести он себя будет так, как ведут себя люди смелые духом. Таково их предназначение.
Согласно Аристотелю, рок – это не какая-то вещь-извне, довлеющая над нами, словно авторитарное предписание. Вместо этого, пишет старик Стагирит, в каждом желуде, в каждом человеке есть некое внутреннее целеполагание, при котором каждая вещь развивается по-своему в общих границ привычного хода вещей.
Приходя к пониманию этого предназначения (которое проистекает как изнутри них самих, так и наблюдается вокруг них), люди – как и предметы – могут направлять свой дух в сторону своего предназначения, реализуя бытие в согласии с их истинной природой и потенциалами.
Философия стоиков и их взгляд на рок
Стоицизм, в котором главенствуют две фигуры – Эпиктет и Марк Аврелий, предоставляет интересный взгляд на то, что есть людской рок. Согласно учению стоиков, вселенная управляема неким принципом рациональности под названием Логос – божественный смысл, несущий порядок во все сущее. Данное мнение является фундаментом всего стоицизма, так как оно предполагает, что существование всего на свете имеет конечный смысл, за которым стоит закон природы.
Один из аспектов стоицизма заключается в принятии своего рока. Эпиктет отлично подметил, что “это не вопрос того, что происходит в отношении тебя, а лишь вопрос того, как ты реагируешь на то, что действительно имеет смысл”. Стоики полагают, что суть не в контроле того, что вокруг нас, ибо мы не в состоянии что-либо изменить, а то, как мы осмысливаем происходящее у себя в уме. Мы можем отыскать умиротворение и мудрость в следовании природному порядку (так как, по их мнению, мы являемся частью данного порядка).
Марк Аврелий касается вопроса принятия судьбы в своей книге “Наедине с собой”: “Прими то, с чем тебя связывает судьба, полюби тех, с кем свела тебя судьба и делай все это от чистого сердца”. В данном трактате Марк Аврелий хотел сказать, что стоикам следует добровольно принять свой рок, так как он предопределен – хотя они все равно продолжали считать, что люди также обладают и свободой воли.
Согласно философии стоицизма, людской рок не является неизменным законом. Скорее, это путеводитель, написанный природой. Принимая и приходя к пониманию данного пути, мы гармонизируем себя с Логосом, и, наконец, приходим к умиротворению и благодетельной жизни.
Стоик-мудрец получает заветную свободу не путем борьбы против рока, а скорее путем его принятия через здравый смысл и добродетель, таким образом приходя к жизни в гармонии со вселенной.
Теологические воззрения Святого Августина
Святой Августин, будучи теологом, предлагает сложное толкование сути людского рока в своих учениях о священном провидении и предопределенности. Приняв христианство, Августин в своих трудах делает попытки гармонизации классической философии с христианской доктриной.
Августин делает акцент на тесной связи священного провидения – в котором Господь правит всем происходящим согласно Своей воле – с концепцией предопределенности. Данная идея заключается в знании Господа Бога о всем что было, есть и будет, а значит о роке всего людского рода.
В своем трактате “О граде Божьем” Августин утверждает, что все события в истории происходят согласно замыслу Божьему, а любые их последствия являются как хорошими, так и справедливыми, даже если люди не могут воспринять их таковыми.
В то же самое время Августину было трудно связать концепции священной предопределенности и внутренней человеческой свободы. Он приходит к выводу, что хотя замысел Божий и является главенствующим, люди в целом могут решать как поступить сообразно своим представлениям.
Святой Августин также приводит примеры из своей собственной жизни в другом труде “Исповедь”. Охватывая взглядом свою жизнь, он вспоминает случаи, в которых он принимал решения (в том числе и ошибочные), при всем этом осознавая то, что Господь ведет его. Он также обсуждает принятие христианства и забвение прошлого греховного образа жизни как предопределенность – не только потому что он стремился к этому, но и потому что все эти действия являли собой части замысла Божьего.
Августин верил, что существует нечто большее, чем лишь свобода воли. Вместо этого он верил, что все людские поступки укладываются, словно кусочек пазла, в единую картину бытия, написанную самим божеством.
Именно это и желает донести до читателя Святой Августин: веру в непреходящий замысел Божий для всего сущего, при этом понимая необходимость людей принимать решения самостоятельно, а также то, что все эти решения существуют в согласии с божьим замыслом.
Ницше и его отрицание рока
Фридрих Ницше, многогранный философ XIX-го века, подвергавший сомнению конвенциональные идеи о судьбе и детерминизме до такой степени, что для современников он стал воплощением радикализма.
Ницше подвергает критике концепцию детерминизма – идеи о том, что все происходящее неизбежно вследствие своей предрешенности – из-за ее отрицания внутренней человеческой свободы и креативности.
Вместо концепции детерминизма он предлагает идею “воли к власти”, которая заключается в желании власти и контроля (необязательно над кем-либо) как жизненного двигателя. Эта идея о самоулучшении, становлении и преодолении старого себя.
Для Ницше не существует никакого замысла того, что было, есть и будет. В его понимании каждый сам “пишет” свой рок посредством своих решений и действий.
Это четко видно в отвращении Фридриха Ницше к идее судьбы в его концепции цикличности, о которой он более подробно написал в своем труде “Так говорит Заратустра”. В нем Ницше предлагает читателю прожить жизнь снова и снова до бесконечности.
Проводя такой мысленный эксперимент, Ницше хотел воодушевить людей на жизнь согласно своим воззрениям, он хотел научить их придавать своим решениям такую важность, будто бы последствия этих решений будут давать о себе знать целую вечность.
Философия Ницше, далекая от поддержки идеи “вечного рока”, призывала людей перестать пассивно принимать подарки судьбы, а начать менять жизнь посредством безустанного личного роста, самоулучшения, открытия себя и занятия искусством.
Сартр и экзистенциализм
Жан-Поль Сартр предлагает удивительный взгляд на концепции внутренней свободы и рока в контексте философии экзистенциализма. Согласно Сартру, одному из выдающихся мыслителей в данной области, рока вообще не существует. Вместо рока у людей есть полная свобода выбора красок для написания своей собственной картины жизни.
В своем знаменитом труде “Бытие и ничто” Сартр утверждает, что существование зарождается первее смысла. Другими словами, при рождении в нас не заложено никакой предрасположенность к чему-либо. Каждый дает себе свое собственное определение согласно своим поступкам и решениям.
Его взгляды можно выразить одной строчкой из его же книги: “Человек обречен быть свободным”. Это значит, что мы и только мы в ответственности как за разочарования, так и за радости наших судеб. И нет никакого замысла-извне.
В другом труде, “Экзистенциализм – это гуманизм”, Сартр отбрасывает идею того, что экзистенциализм приводит к отчаянию. Он парирует, заявляя, что это философия оптимизма именно потому, что в ней отсутствует концепт “предопределенности”, что означает бесконечную внутреннюю свободу.
Данная свобода выражается в способности человека создавать свои смыслы. Мы создаем их посредством наших решений – этот концепт Сартр назвал “существование, предшествующее смыслу”. Для пущего красноречия он приводит в пример то, как человек становится художником.
Идеи Сартра требует принятия как неограниченной свободы, так и вытекающих из нее обязанностей. Живя в согласии со своими воззрениями, принимая решения с холодной головой (а не на автопилоте или под давлением общества) человек сможет определить свое место в этом мире, чтобы, в конечном счете, созидать сущее.
Как только мы начнем жить “по доброй воле”, как только мы признаем ее, то с наших плеч упадет огромный груз.
Точка зрения восточных философий на людской рок
Восточные философские учения, такие как индуизм, буддизм и даосизм, довольно подробно описывают понятие рока, часто делая акцент на важности баланса, гармонии и круговорота действий. В индуизме существуют концепты кармы и дхармы. Карма – что-то вроде закона причины и следствия: на каждое действие найдется свое противодействие. Ваша текущая жизненная ситуация сформирована на основании ваших поступков в прошлых жизнях, полагая, таким образом, о существовании рока как результата деяний прошлого. Дхарма, в свою очередь, о другом: моральный долг дхармы переплетен с вашей жизненной ролью. Вы помогаете поддержке космического порядка, живя согласно дхарме, таким образом, прогрессируя в духовном плане.
В буддизме существует понятие кармы, добавляя к ней циклы перерождения, конечной целью которых является достижение нирваны. Будда учил тому, что наши текущие поступки формируют будущую жизнь. Однако, проживая свою жизнь мудро и этично, человек способен вырваться из колеса Сансары.
Даосизм, основанный Лао-Цзы, гласит, что мы должны жить в гармонии с Дао. Эта религия учит тому, что во главе всего сущего во вселенной стоит фундаментальный принцип, прозванный Дао. Естественный порядок вещей – их ход – называется “их дао”. Человеку необходимо познать простоту, спонтанность и милосердие для того, чтобы жить в соответствие с данной идеей.
Все эти восточные философии контрастируют с западными философскими идеями о предрешенности судьбы. Во многом, они представляют собой более гибкую концепцию, согласно которой удача человека — это непосредственно развитие как следствие действий данного человека, а также идея того, насколько хорошо человек может приспособиться к принципам, на которых зиждется сама суть Космоса.
И все же, есть ли людской рок?
Реален ли рок? Есть ли у каждого из нас своя судьба? Люди задают эти вопросы когда речь идет о великом замысле, при котором у всего есть смысл, а альтернативы попросту не существует
А может быть мы и сами способны начертить схему нашей жизни согласно нашим собственным представлениям – значит, у нас есть свобода воли. Мы в состоянии выбирать свои жизненные пути, мы сами создаем свои судьбы.
Кто знает, возможно в каждой из этих идей есть свои доля правды. Быть может, действительно существует некий замысел, но он настолько велик, что в нем всегда найдется пространство для внутренней свободы.
Даже есть и нет никакого замысла или замыслов, придуманных неким сверхразумом, в мире достаточно случаев, когда события происходят будто по мановению кисти некоего творца. Быть может, это лишь желание людей привнести порядок в мир беспорядка. Ответ нам пока неизвестен!
Перевод с английского от 25.01.2025. Материал с сайта The Collector.